Аромат истории

С тех пор как люди открыли для себя волшебство ароматических веществ, история парфюмерии развивалась неотрывно от ис­тории человечества, и каждой эпохе соответствовали свои особенности и правила использования парфюмерных средств.

РЕR FUMUM ДРЕВНОСТИ

Родиной парфюмерии является не Франция, как многие думают, а Древний Египет. Ароматные вещества занимали в жизни египтян значительное место, их использовали в двух сферах: для окуривания помещений и в качестве благовоний для тела. Искусство египетских парфюмеров достигло больших высот: и хотя духов с использованием спирта они пока еще не знали, тем 

не менее умели готовить ароматические масла, мази и бальзамы. Некоторые из них, будучи найденными при раскопках много столетий спустя, продолжали благоухать…

Не отказывали себе в удовольствии наслаждаться ароматами и в Древней Греции и Риме. Римляне переняли у греков большинство технологий изготовления ароматов, как и некоторые традиции. Само слово регfите образовано от двухлатинскихслов: реr— «через» fитит — «дым». Как видно из названия, основным предназначением ароматных веществ было окуривание помещений. Также парфюмерия активно использовалась в ежедневных гигиенических процедурах — ароматные снадобья добавляли в воду во время принятия ванн. Самыми распространенными ароматами были ладан, мирра, сандал, мускус в сочетании с корицей, имбирем, ванилью.

В Древнем Риме запахам придавалась целебная сила. Одни запахи излечивали головные боли, другие — бессонницу, третьи успокаивали нервы… По сути, именно тогда зародилось искусство ароматерапии.

В Древней Греции, а затем и в Древнем Риме ароматы служили для демонстрации социального статуса: знатные римляне после бритья наносили на лицо ароматические мази и умасливали тела после купания. Одним из самых важных достижений древних римлян является использование флаконов из стекла для хранения духов.

ВОСТОЧНЫЕ СКАЗКИ

Арабы с древних времен были причастны к искусству парфюмерии — именно они привозили в Европу разнообразные души­стые вещества. Но на первый план в производстве ароматов они вышли после падения Древнего Рима, когда распространению парфюмерии в Европе помешало христианство, которое объявило духи предметом бесполезным и противоречащим истинной вере, отрицавшей все излишества. Напротив, на Востоке арабы продолжали развивать искусство изготовления благовоний. Они торговали ароматными цветами и пряностями, изобрели перегонный куб и улучшили технику дистилляции.

Большое значение на Востоке уделялось запахам как средству пробуждения чувственности. Наложниц подолгу омывали в благоухающих ваннах, чтобы их кожа источала волшебный аромат. Арабские трактаты о любви дают подробные руко­водства, как с помощью запахов разжечь огонь любви.

ЗАПАХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Падение Римской империи, нашествия варваров и бесконечные войны погрузили западный мир в мрачный период, где не было места парфюмерии. Ароматы в это время использовались исключитель­но в церковных ритуалах, и лишь в XII веке интерес к духам возродился. Центром парфюмерной торговли становится Венеция. Европейские мастера быстро перенимают опыт арабов, кроме того, расширение торговых отношений и открытие универси­тетов в крупных городах также позволили углубить знания в области производства парфюмерии. Короли, господа и придворные открывают для себя гигиенические и обольстительные свойства парфюмерии. Красавицы опрыскивают свои наряды и жилища ароматными настоями, принимают ванны из цветочных вод и сма­зывают себя ароматизированными маслами, как это делали афинянки, хотя, конечно, более сдержанно, чем в античности. В это время был изобретен специальный сосуд — помандер, — он предназначался для того, чтобы сохранять аромат «при себе» как можно дольше. Сосуд по форме напоминал апельсин — круглый и состоящий из нескольких долек с ажурными стенками. Туда помещали мускус, амбру, смолы и парфюмированные масла, кото­рые создавали ароматный ореол вокруг средневековой знатной дамы.

Во второй половине XIV века появляются первые жидкие духи на основе спирта с добавлением эфирных масел. Чаще всего они состояли лишь из одного ароматного ингредиента (как правило, розы, лаванды, флердоранжа и т. д.), хотя могли и включать добавки в виде мускуса и амбры. Считалось даже, что ароматические воды обладали не­которыми фармацевтическими свойства­ми, помогая обеспечить защиту от чумы и прочих инфекционных болезней.

Одним из самых известных «парфюмов» того времени считается «Вода королевы Венгрии», изготовленная на основе розма­рина. По преданию, в 1380 году она была преподнесена в дар венгерской королеве Елизавете неким монахом. И — о чудо! — с помощью этого средства королева, которой в ту пору было уже 70 лет, мало того что избавилась от недугов, но и помолодела и похорошела так, что получила предложение руки и сердца от короля Польши.

ФРАНЦУЗСКИЕ ИЗЫСКИ

Начиная с XVI века столицей парфюмерного искусства становится Франция. Началось все с того, как супруга французского короля Генриха II Екатерина Медичи основывает в Грассе первую парфюмерную лабораторию. Помимо того, что в окрестностях города стали выращивать целые плантации лаванды, розы, жасмина и других эфиромасличных растений, из которых затем получали эфирные масла, Грасс был еще и крупным кожевенным центром, и именно отсюда пошел обычай ароматизировать перчатки. Так в 1656 году во Франции была организована первая гильдия перчаточников-парфюмеров. Столь странное, казалось бы, сочетание ремесел имело весьма простое объяснение: дело в том, что на городских улицах в то время царила невыносимая вонь, и аристократы могли хотя бы отчасти защитить свои чувствительные носы, закрыв их благоухающей перчаткой. Вот описание французской столицы XVII века: «Воздух города отравлен: ручьи мочи, горы нечистот, вредные производства создают угрозу для жизни… В Париже ночные горшки выплескивают из окон прямо на улицу, люди мочатся на стены домов; но и в Версале не лучше.

Даже в королевском парке зловоние, а в боковых аллеях нечистоты. Колбасник колет и опаливает свиней под окнами министров, чад стоит несусветный. На городских ули­цах гниют сточные воды и валяются дохлые кошки». Именно такую картину воспроизводит позже Д. И. Фонвизин, вот что он пишет из Франции своей сестре: «При въезде в город [Ландо] ошибла нас мерзкая вонь, так что не могли мы уж никак усомниться, что приехали во Францию. Словом, о чистоте не имеют здесь никакого понятия… Надлежит зажать нос, въезжая в Лион, точно также, как и во всякий французский город».

Чуть позже, в XVIII веке переключи­лись с надушенных перчаток на производство собственно духов. Вообще, парфюмерия переживает необыкновенный успех. Можно даже говорить о некотором неистовстве, обратно пропорциональном чистоте, — ведь помимо смрадных улиц, не очень-то соблюдалась и личная гигиена: неприятные запахи тела попросту заглушались духами! Короли Франции вся­чески поощряли развитие парфюмерного искусства. Двор Людовика XV именовался не иначе как «парфюмированным». Модники и модницы щедро опрыскивали духами не только собственное тело, но и одежду, предметы туалета и обстановки.

ТАМ РУССКИЙ ДУХ…

В отличие от «продвинутых» европейцев, у жителей старой Руси пристрастия к пар-фюмам не наблюдалось. И не потому, что были туги на нос, просто привычки были другие. Вот что пишет датчанин, посетивший Россию в XVI веке: «Здесь ото всех болезней лечат три доктора, пользуя всех, как больных, так и здоровых: первый доктор — это русская баня, второй — водка… и третий доктор — чеснок, который русские не только употребляют как приправу ко всемяствам, но и едят сырой среди дня». В первую очередь в этом отзыве упоминается баня, где «чисто, травами пахнет, бе­резовыми и дубовыми вениками», — привычка русских мыться объясняет, почему им не приходило в голову «лечить» духами болячки и не нужно было маскировать то, что заливали парфюмами галантные французы. Но даже если принимать во внимание дерзкое и вряд ли достоверное утверждение П. А. Вяземского о том, что «в старину наш народ назывался „смерд», то есть вонял», все равно Россия всегда приятно удивляла иностранцев своими запахами и даже познакомила Францию с традици­онной баней. Из путевых заметок европейского путешественника: «А в Париже даже в банях, называемых русскими, посетителя натирают ароматическими эссенциями».

И духи в России по сравнению с другими странами Европы появились очень поздно, историк М. И. Пыляев утверждал, что только при Екатерине II. Инте­рес к античной культуре в царствование Екатерины II, вызванный раскопками Геркуланума и Помпеев, по всей вероятности, и сподвиг россиян к использованию духов и других ароматических средств.

НАПОПЕОН ПЬЕТ ОДЕКОПОН

Сенсационным открытием XVIII столетия стало изобретение знаменитой «кёльнской воды» (франц. Еаи dе. Соlоgпе). Существует несколько претендентов на авторство, но согласно наиболее распространенной версии, лавры изобретателя принадлежат миланцу Иоганну Марии Фарине. Одеколон — ароматическая вода, состоящая из розмарина, флердоранжа, бергамота и лимона, — сразу же приобрел огромную популярность: его добавляли в воду для ванн и для полоскания рта, принимали внутрь вместе с вином или же капая на кусочек сахара (считалось, что одеколон стимулирует работу мозга), использовали при стирке белья. В парфюмерное средство «кёльнская вода» превратилась благодаря Наполеону. В 1810 году он издал декрет, требовавший открыть рецепты всех лекарств, и, чтобы сохранить секрет производства в тайне, изготовители «кёльнской воды» решили добавить в нее душистые компоненты. Так медицинское средство превратилось в обыкновенный одеколон. Новинка настолько понравилась императору, что он начал употреблять ее целыми флаконами, даже во время боевых действий.

МОДНОЕ АМБРЕ

В конце XVIII — начале XIX веков научный прогресс позволил получать душистые вещества химическим путем — поначалу имитировать природные запахи, а затем и открывать абсолютно новые. Впервые сочетать натуральные компоненты с искусственными попробовал Франсуа Коти: в 1905 году выходят его духи L`Origan (к слову, Коти является изобретателем и знаменитого одеколона Chypre, ставшего основой целого семейства ароматов).

В XX столетии натуральное сырье постепенно стало все больше уступать место искусственным композициям — химическая промышленность позволяла синтезировать неограниченное количество вариаций ароматов. Еще одна значимая тенденция XX века — объединение мира парфюмерии с миром моды. Впервые дополнил коллекцию одежды линией ароматов Поль Пуаре в 1910 году. Ту же идею позже использовала Габриэль Шанель: в 1921 году вышли ее знаменитые духи Сhanel № 5, получившие название уже ставшего известным в мире моды бренда. При создании этого легендарного парфюма впервые были использованы альдегиды — искусственные ароматные составляющие с очень интенсивным запахом.

К 1950-м практически все модные дома Франции («Пьер Бальмен», «Карвен», «Кристиан Диор», «Нина Риччи», «Юбер Живанши» и др.) обзавелись собственными парфюмерными линиями. Особое внимание стало уделяться муж­ским ароматам. Интерес к ним продолжал возрастать и в последующее десятилетие.

В 1970-е годы, когда на волне всеобщей демократизации в мир высокой моды вторгаются коллекции ргег-а-ройег, искус­ство парфюмерии также подхватывает эту тенденцию — с тех пор духи превращаются в предмет массового потребления.

Нынешний XXI век вновь вернул парфюмерной промышленности статус эли­тарной, но вместе с тем парфюмерные средства по-прежнему занимают практически все сегменты рынка и имеют самый широкий ценовой диапазон — от элитных эксклюзивных парфюмов до продукции экономкласса.

Стремясь соответствовать главной модной тенденции — выражению инди­видуальности — парфюмерные линии представляют самый широкий спектр ароматов — от легких, неуловимых, похо­жих на дуновение бриза, до насыщенных и «тягучих». Какому из них отдать предпочтение — зависит лишь от вас.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.