Цветопробы

Я с детства различала дни недели, цифры и даже людей по цветам. Вот пошла мама Елена — цвет оранжевый, теплый, а это — соседка тетя Зина — синяя: не потому что с утра «подмалевамши» (хоть мы и жили не в самой благополучной коммуналке), а просто холодная, нос кверху. Друг по песочнице Сережа был бежевым, как сам песок, а бойкая подруга Наташа в вечно спущенных гольфиках — белой. Потом пошли школьные годы с цифрами: зеленая двойка, голубая тройка, коричневая четверка и ярко-красная пятерка. Я никогда не анализировала свое цветоощущение жизни, но потом поняла, что далеко не все люди обладают таким необычным свойством — «расцвечивать» все, что их окружает. Мой бывший с пеной у рта доказывал, что все это выдумки и блажь, но я, глядя на него — такого фиолетового, твердила свое: чувствую, и хоть убей!

Когда я поняла, что напоминаю паршивую, покрашенную во все цвета радуги сумасшедшим пастухом овцу в табуне одинаковых беленьких и пушистеньких овечек, стало страшно одиноко. Наверное, так же одиноко дальтонику, взирающему на «кровавые» произведения художника Возрождения Витторе Карпаччо, давшего имя излюбленной закуске из сырого мяса. Вскоре я стала интересоваться цветоведением, чтобы понять, почему люди выбирают определенные цвета в одежде и макияже и обусловлен ли их выбор психологическими особенностями. Почему молоденькие блондинки пищат от розового, брюнетки за 40 любят красный, почему тренд сезона голубой, превративший всех в девочек-колокольчиков, поставил Пабло Пикассо диагноз «депрессия». Хотя художник и считал оттенок неба «цветом всех цветов», это, впрочем, не помешало ему выбрать темой творчества «голубого периода» униженных и оскорбленных. Если не брать во внимание эксцентричных моделей на подиумах высокой моды, люди обычно отдают предпочтение всего нескольким цветам в одежде и обстановке. При этом ощущение от цветов со временем трансформируется: когда-то нас приводил в восторг дикий вид лиловых лосин и оранжевых ногтей, а теперь мы ищем полутона в бежевых кашемировых свитерах.

Да, цвет может многое рассказать о характере и эмоциональном складе его обладателя.

ЭТЮД В БАГРОВЫХ ТОНАХ

Человечество с древности манил красный — цвет огня, превратившего наших праотцов в «людей разумных».

«Красный — это любовь, красный  — это кровь, красный — это дьявол в ярости», — гласит детское стихотворение, из которого следует, что красный цвет противоречив: с одной стороны, он символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, с другой — вражду, месть, войну. У полинезийцев слово «красный» является синонимом слова «возлюбленный», у русских «красный» означает красивый (вспомним красных девиц и молодцев), китайцы об искреннем, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека «черно». А вот у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет, карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду, в Древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови».

Красный издревле связывают не только с агрессией, но и с сексуальными желаниями — до сих пор предельно роковые женщины в блокбастерах выступают поклонницами вопиюще-красного белья и кровавых помад. Именно в таком облачении они идут в бой за тело главного героя. Красный также выступает основным геральдическим цветом, а на знамени он символизирует бунт, революцию,  — вспомним хотя бы пролетарские флаги. В этот цвет «окрашена» и власть: в Византии только императрица имела право носить красные сапожки, а император подписывался пурпурными чернилами и восседал на пурпурном троне.

Поклонники красного цвета, как правило, смелы, обладают завидной волей, вспыльчивы и общительны. Людей, которых этот цвет раздражает, психологи обвиняют в комплексе неполноценности, страхе перед ссорами, склонности к уединению. Отвращение к красному или игнорирование этого цвета свидетельствует о физическом или психическом истощении. В общем, хотите взбодриться — надевайте красный корсет и отправляйтесь на ужин во главе с французским бордо. Ну или, на худой конец, сделайте красный маникюр!

Факт

Исследования, проведенные российскими психологами, подтверждают взаимосвязь между эмоциональными состояниями человека и выбором им определенных цветов. Радость, веселье подкрепляются энергонасыщенными цветами (желтый и красный), одновременно отрицаются цвета покоя и расслабленности (синий и коричневый), а также цвет небытия (черный). Для ситуаций, когда человек испытывает чувство вины, характерно, наоборот, отрицание красного и желтого и предпочтение серого и синего цветов.

ЦВЕТА В РАБОТЕ

Декораторы играют с цветами бизнес-пространств, мотивируя обитателей офисов на хорошую работу. Голубой цвет способствует лучшему усвоению информации и установлению дружеских взаимоотношений, поэтому его рекомендуется использовать в помещениях для переговоров. Синий, наоборот, рассеивает внимание и снижает работоспособность персонала. Зеленый цвет успокаивает, снимает головную боль, усталость, раздражительность, снижает кровяное давление — он уместен в комнатах отдыха. Белый люминесцентный цвет раздражающе действует на нервную систему, а желто-оранжевый свет ламп способствует творческому мышлению и хорошему настроению. Красный увеличивает содержание адреналина в крови, повышает работоспособность и поэтому особенно рекомендуется для медлительных, вялых людей. Однако избыток красного на уровне подсознания возбуждает в человеке жажду наживы. Будете знать, почему бухгалтер вырвал из стены сейф и сбежал подальше от сводивших с ума пурпурных обоев!

ЧЕРНО-БЕЛОЕ КИНО

Ни для кого не секрет, что цвет невест символизирует чистоту, невинность, добродетель и радость. Белый ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. В Древнем Риме весталки (жрицы Весты — богини домашнего очага. — Примеч. ред.) носили белые платья и белые вуали. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом: в белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду предпочитали цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие.

Однако белый цвет может нести и противоположную направленность. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге — со смертью. Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали их белым саваном. У некоторых племен Африки и Австралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае и в некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура. В старину белый траур использовался и у славян.

Современному психотерапевту белый как синтез всех цветов ничего не может сказать о пациенте. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает. Возможно, поэтому безликий офисный дресс-код включает белые блузки и рубашки.

Судьба диаметральной противоположности белого не так тривиальна, как это может показаться. Если в Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лицо и руки у жрецов были окрашены в траурный черный цвет, то у некоторых африканских племен женщины с очень черной кожей считаются сексуально привлекательными и высоко ценятся как любовницы. Черные тучи сулят африканцам плодородие и изобилие; духам-хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц. У арабов выражение «чернота глаз» означает возлюбленную, а «чернота сердца» — любовь. В европейской трактовке черный считается цветом неуверенности, символизирующим мрачное восприятие жизни. Поклонники черного склонны к депрессии. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя. Дети, остро переживающие отсутствие заботы и любви, часто используют черную штриховку в рисунке. Однако с подобным отношением к черному может поспорить любой художник или дизайнер одежды — творческие люди не воспринимают черный столь плоско и считают, что этот цвет наделен поистине космической глубиной.

СОЛНЦЕ, МОРЕ

Желтый — цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный свет, — нередко служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий. Например, монгольские ламы носят желтую одежду с красным  поясом. С другой стороны, у некоторых народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. В Европе желтый или желто-черный  флаг обозначал карантин, а желтый крест — чуму. У славянских народов желтый цвет считается цветом ревности, измены («знаешь ты сам, как жесток этот прозрачный намек — желтые тюльпаны, I о-о-о!»). В Тибете ревность называют буквально  «желтый глаз». Вспомним также «желтую прессу» и «желтый дом».

Как это ни парадоксально, в наши дни желтый символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Его предпочитают люди общительные, любопытные и смелые. Отрицающие желтый — зачастую нелюдимые пессимисты. Наибольшее предпочтение желтому отдают беременные женщины, ожидающие благополучного исхода родов, а также люди, склонные к перемене мест. Производный желтого — оранжевый — любимый цвет людей, обладающих хорошо развитой интуицией, и страстных мечтателей.

Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может отсылать к доброте, верности, постоянству. В геральдике этот цвет обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. «Голубая кровь» говорит о благородном происхождении,- англичане называют истинного протестанта «синим». Кроме того, синий цвет близок к черному и получает сходные с ним символические значения.

Синий считался траурным в Древнем Египте и у некоторых народов Южной Африки. Французы называют ужас «синим страхом» (вспомним сказку о Синей Бороде). У славянских народов синий был цветом печали, горя, ассоциировался с бесовскими проявлениями.

Сегодня считается, что любители синего — скромные и меланхоличные субъекты, которым нужно часто отдыхать, поскольку они быстро устают, и которым просто необходима особая благожелательность окружающих. Люди, не любящие этот цвет, рассматриваются психологами как личности, которые хотят произвести впечатление, что они могут все на свете. Но, в сущности, они — образец неуверенности и замкнутости.

А еще считается, что при заболевании или переутомлении потребность в синем цвете увеличивается.

Фиолетовый цвет, столь любимый автором этой статьи, символизирует инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре. В этом смысле цветоведы выбор или отрицание фиолетового считают своеобразным индикатором психической и половой зрелости.

Дописав этот материал и осознав свою незрелость, спешу надеть любимые фиолетовые кеды, чтобы побегать по зеленому лесу. Заодно и успокоюсь.

Добавить комментарий