Критика: вред или польза?

ЛЮБИТЕ ПИ ВЫ, КОГДА ВАС КРИТИКУЮТ? ОТВЕТ ОЧЕВИДЕН: «КОНЕЧНО, НЕТ» — СКАЖЕТ БОЛЬШИНСТВО. И ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ЧТО ХОРОШЕГО В КРИТИКЕ? САМОЛЮБИЕ СТРАДАЕТ… СПАД НАСТРОЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕН… НО ВЫХОДИТЬ ИЗ НЕЛОВКИХ ПОЛОЖЕНИЙ КАК-ТО НАДО. И ЖЕЛАТЕЛЬНО С НАИМЕНЬШИМИ ПОТЕРЯМИ ДЛЯ СЕБЯ.

Критика обрушивается на нас внезапно. И никто не проводит школьные занятия на тему: как воспринимать чужую критику и как эффективно и с пользой для дела кри­тиковать других. Попробуем разобраться с самой типичной ситуацией «деловой критики», которая непременно рано или поздно звучит на работе.

Критика: вред или польза?

Критика имеет две стороны. С одной сто­роны, она болезненна и сильно бьет по ва­шей самооценке. Поэтому она неприятна. Если вас раскритиковал один человек, это его мнение и не более. Если вас упрекну­ли в одном и том же пять человек — есть шанс, что это их коллективное заблужде­ние. Но если то же самое сказали десять человек — это имеет прямое отношение к вам — вероятно, все это правда.

Любой человек реагирует на критику болезненно, но не все это демонстрируют. Важно, чтобы критика не мешала челове­ку жить и не связывала по рукам и ногам, а навязчивые мысли о высказанном вам замечании не превращали жизнь в посто­янный кошмар, лишая вас чувства уверен­ности в себе.

С другой стороны, критика необходи­ма для корректировки самого себя. Если никто вам не скажет, то как вы узнаете, что делаете что-то неправильно, недоста­точно профессионально, а то и просто некрасиво? Ведь вы не видите себя со сто­роны. А критика помогает сопоставить свое представление о жизни с реальными обстоятельствами и реальными людьми.

Поэтому критику можно отнести к ве­щам полезным, но не очень приятным. Это мощный инструмент, который может из­менить человека и ваши отношения с ним, если знать, как пользоваться этим инстру­ментом. С помощью критики можно резко увеличить эффективность своей работы, а также стимулировать окружающих к про­грессу в общих делах.

Мы часто думаем, что нас критикуют из желания обидеть. На самом деле это не так. Точнее, в большинстве случаев это совсем не так. Коллеги по работе критику­ют друг друга по самым разным причинам: из желания самоутвердиться, из чувства конкуренции, из желания побудить вас к определенной деятельности или даже просто из зависти… Критикуют нас, в том числе и справедливо, когда мы не справля­емся со взятыми на себя обязательствами.

ЕСЛИ СТРЕЛЫ ЛЕТЯТ В ВАШУ СТОРОНУ

Существует три основных вида критики, и на каждый из них следует реагировать соответственно.

Несправедливая критика:

Допустим, ваш начальник или колле­га по работе проснулся явно не в духе и решил сорвать на вас свое раздраже­ние. В ваш адрес летят беспочвенные и не слишком конкретные обвинения: «Вы бездарность!», «Сколько раз вам нужно повторять!», «Это безобразие!»… Важно, несмотря на то что критика не обо­снована, не испортить отношений с кри­тикующим нас человеком, не усугублять конфликт и выйти достойно из сложив­шегося положения. Главная задача в такой ситуации — понять истинные причины недовольства собеседника. Выплеснув все накопившееся, он успокоится и пере­станет донимать вас, тем более что исправ­лять в вашем поведении особенно нечего.

 В некоторых случаях лучше выслушать и сдержанно принять раздражение собе­седника. Иногда имеет смысл дать отпор, но разумно и спокойно: попросите оп­понента привести конкретные примеры вашей «бездарности», «безалаберно­сти» и «забывчивости». Скорее всего, не найдя, что ответить, собеседник по­чувствует себя неуверенно и прекратит неприятный для вас разговор. Возможно, повод для подобной бури эмоций заклю­чается в каком-то незначительном про­махе с вашей стороны — трехминутном опоздании, беспорядке на рабочем столе или слишком продолжительном обеде. Даже если критика явно преувеличена, признайте свою ошибку, и разговор будет исчерпан.

Обобщенная критика:

Предположим, начальник критикует какой-то определенный недостаток, од­нако слишком уж обобщает ситуацию. Например: «Вы плохой работник! Вам ничего нельзя поручить! Вы опоздали с отчетом на два дня!» В этом случае сто­ит признавать только конкретный промах и лучше обосновать его причину: «Да, я задержалась с отчетом. Это произошло потому, что смежный отдел не предоставил данные». Но следует помнить, что шеф вряд ли будет снова и снова повторять подобные упреки, если сбой в работе про­исходит у вас исключительно редко. Так что имеет смысл прислушаться, даже если вам кажется, что начальник делает из мухи слона.

Справедливая критика:

Если вы и сами прекрасно понимаете, что критика обоснованная, лучше сра­зу же признать свои ошибки и рассказать о том, как вы собираетесь их исправлять. Например: «Я очень сожалею о том, что не смогла встретиться с этим клиен­том. Я непременно перезвоню ему и на­значу новую встречу». Хорошо, если вы проявите инициативу и признаетесь в сво­ей ошибке еще до того, как шеф начнет вас критиковать. Это даст вам шанс избежать слишком большого потока критических за­мечаний в свой адрес.

ИСПРАВЛЯЕМ СИТУАЦИЮ

В ситуации, когда вас критикуют, по­старайтесь не раздражать собеседника еще больше — пользы от этого точно не будет. А потому следует избегать сле­дующих действий:

Бегство:

Вам кажется, что чем скорее вы поки­нете кабинет рассерженного начальника,

тем больше нервных клеток сумеете сохра­нить. Это не совсем так. Шеф, лишенный возможности высказаться, еще долго будет накручивать сам себя, обдумывая новые и новые упреки в ваш адрес. Поэтому даже если вас несправедливо обвиняют, лучше дать собеседнику «выпустить пар». Со­храняйте спокойствие в любых обстоя­тельствах, не взрывайтесь в ответ, не хло­пайте дверью и не давайте обидным словам в адрес оппонента сорваться с языка. Этим вы убережете себя от горьких сожалений о сказанном. Вот уж когда действительно молчание — золото.

Молчание:

Но если вы будете молча ждать, пока ваш начальник сорвет голос и охрипнет, он либо решит, что ваше молчание озна­чает согласие со всем, что он сказал, и по­теряет к вам остатки уважения, либо нач­нет думать, что у вас что-то свое на уме. Например, начальник может решить, что, выслушав его замечание, вы вернетесь на свое рабочее место и вновь приметесь за старое или начнете жаловаться коллегам на несправедливые нападки и самодурство руководителя.

Жалобы:

Если в ответ на замечание, касающееся вашего опоздания на работу, вы начнете рассказывать о том, что вам приходится ежедневно отводить ребенка в школу, которая расположена в пяти трамвай­ных остановках от дома, готовить мужу завтрак из трех блюд и делать влажную уборку в квартире, ничего, кроме раз­дражения, а то и предложения уволиться и стать домохозяйкой, вы не добьетесь. Не забывайте: вас наняли на работу не для того, чтобы вы находили развле­чение и утешение от домашних хлопот, а для исполнения должностных обязан­ностей. Начальник не станет вашим лич­ным психоаналитиком или семейным консультантом!

Ответная критика:

Даже если вы уверены, что лучшая защита — это нападение, не стоит в ответ на гневную тираду собеседни­ка отвечать что-нибудь типа «Сам ду­рак!» или «На себя посмотри!». Пос­ле того как вы наговорите друг другу оскорбительных речей, будет очень сложно вернуться к нормальным деловым отношениям. И про субординацию на работе тоже забывать не стоит.

ДЕРЖИМ УДАР

И все же: как вести себя, если вас критику­ет начальство?

Интонация при ответе на критику дой­на быть спокойной, доброжелательной и заинтересованной, ведь ехидный, агрес сивный или раздраженный тон может все испортить, усилив недовольство вашего  собеседника.

Ответ нужно формулировать корот­ко. Не следует говорить «Да, но…», так  как «но» означает «нет» и вызывает новую волну критики. Краткость нужна для того, чтобы не дать оппоненту ново­го повода для замечаний, чтобы он не мог  «зацепиться» за ваши же слова.

Не следует сразу отвечать на риториче­ские вопросы: «Что вы себе позволяете?», «До чего вы докатились?», «Сколько раз  вам повторять?». На них, по определению, не может быть ответа. Даже если вас от­кровенно провоцируют, спокойно и доброжелательно спросите его: «Вас это действительно интересует?». Установле­но, что примерно в 70% случаев он скажет «нет», почувствовав некорректность своего риторического вопроса. Значит, вам и не стоит на него отвечать. Но если скажет «Да, интересует», следует лако­нично и по существу ответить по смыслу вопроса.

 Критика — дело очень тонкое, бо­лезненное. Сто раз подумайте, прежде чем неодобрительно высказываться о дей­ствиях коллеги. Дайте ему дружеский со­вет, помогите, ведь лучший способ рас­критиковать чужую работу — выполнить ее лучше. Тут как нигде применимы обще­человеческие истины: «Не судите, и не су­димы будете», «Прежде чем что-либо сказать, поставьте себя на место собесед­ника»… Решение высказать вслух замеча­ние должно быть в пользу дела, работы. В конечном счете именно исправление допущенных ошибок, а не оскорбление является целью любой конструктивной критики.

3 комментария от “Критика: вред или польза?

  1. К сожалению на работе встречается много хамов. Подчиненные часто подвергаются несправедливой критике, вплоть до требований написать заявление по собственному желанию с открытой датой. Это как минимум незаконно! Я согласна с автором статьи, нельзя убегать в таком случае. Стоит записать разговор на диктофон и всегда спокойно интеллигентно отвечать на такие выпады.

  2. Мне кажется, что иногда критика оправданна. Нельзя быть подхалимом и для всех быть хорошим, нужно адекватно реагировать на любые проявления критики в свой адрес. Я сама сейчас реагирую по другому, это не говорит о том, что человек вам грубить или вы не нравитесь просто он может сказать ” так плохо, а так будет лучше”, важно это осознать.

  3. Я думаю, что критика должна быть уместной (к тому человеку, к тому месту, да и вообще к ситуации). К сожалению, сегодня у нас очень мало людей, которые готовы воспринимать критику адекватно. Поэтому, здесь нужно подумать, стоит ли вообще об этом говорить.

Добавить комментарий