Пару очков в вашу пользу

Впрочем, нынешний всплеск популярности очков — далеко не первый за всю их многовековую историю. И даже — кто бы мог подумать! — статус имиджевого аксессуара им не в новинку! Впрочем, обо всем по порядку.

ЧУДОДЕЙСТВЕННЫЙ КРИСТАЛЛ

Самым первым приспособлением, используемым для коррекции зрения, — далеким прототипом современных очков — были полированные кристаллы и куски стекла. Точной даты изобретения таких линз история, увы, не сохранила — как и имени изобретателя. Предположительно, первые очки появились в конце XIII века в Италии, когда был открыт секрет изготовления прозрачного стекла. В 1305 году флорентийский священник Джордано да Ривалто в проповеди, текст которой сохранился до наших дней, произнес: «Не прошло и 20 лет с тех пор, как было открыто искусство изготовления очков, призванных улучшить зрение. Это одно из самых лучших и необходимых искусств в мире». Старейшие изображения очков можно увидеть также в Италии, на фресках церкви Сан-Николо в Тревизо (они датируются серединой XIV века): это портреты кардинала Николы де Роуена, читающего книгу через монокль, и кардинала Уго ди Прованса, изображенного пишущим в очках. Линзы для очков в Италии предписывалось производить исключительно из хрусталя. Так, в уставах гильдии венецианских стекольщиков упоминалось о том, что подделки из стекла следует уничтожать, — такая борьба с «фейком» велась уже в начале XIV столетия. Оправу же пробовали изготавливать из самых разных материалов: кожи, китового уса, медной проволоки, черепахового панциря.

МАГИЧЕСКИЕ ОКУЛЯРЫ

Восток тоже не отставал от Запада. Например, в Китае первые упоминания об очках относятся к XIII веку — хотя историки склоняются к тому, что, скорее всего, они были завезены туда из Европы. Зато китайцам принадлежит авторство изобретения линз из дымчатого кварца — так появились первые затемненные очки. Предназначались они вовсе не для защиты от яркого света, а для своеобразной конспирации — их надевали судьи во время оглашения приговора, чтобы в их глазах не отражалось никаких эмоций.

На Востоке особое внимание уделялось материалам, из которых изготавливались очки. Так, оправу часто делали из панциря черепахи — считалось, что она обладает уникальным долголетием, которое перейдет и на того, кто носит изделия из ее панциря; а линзы изготавливали из горного хрусталя, аметиста, топаза, кварца — священных камней, которым приписывали различные магические свойства.

Очки не всегда использовались для коррекции зрения, иногда они служили частью особых ритуалов. Например, их предписывалось надевать придворным, когда те приближались к императору, — это символизировало признание в правителе бога солнца, сияние которого ослепительно.

В России очки вошли в обиход гораздо позже, к концу XVI века. Известно, что царь Алексей Михайлович носил очки с диоптриями, линзы которых были заключены в серебряную оправу.

ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

На протяжении веков конструкция очков многократно менялась. Самые первые оправы не имели заушников и фиксировались на носу с помощью арочной пружины. Но когда в моду вошли крупные очки с большими линзами, такой опоры стало уже недостаточно, и оправу стали дополнительно фиксировать с помощью веревочек, завязывавшихся на затылке. Лишь к XVIII веку у очков появляются твердые дужки. Поначалу они были гораздо короче современных, до ушей не доставали и фиксировались на висках. Для большего удобства дужки заканчивались круглыми дисками. Позже заушники удлинились и одновременно стали оснащаться шарнирами, позволяющими их складывать.

В XVIII веке популярность обретают очки с миниатюрными линзами. В моду входит лорнет, у которого вместо заушников была длинная ручка. Носили лорнеты на тонкой цепи, словно кулон на шее. Эта новинка так полюбилась представительницам прекрасного пола, что вскоре стала обязательным дамским атрибутом.

«Хитом» же мужской моды может считаться монокль — круглое стекло с диоптриями, предназначавшееся только для одного глаза. Впрочем, существовали монокли и более сложной конструкции: например, по виду напоминающие очки, в которых на самом деле с диоптриями была только одна линза, вторую же заменяло зеркальце, которое давало боковой обзор. Существенное неудобство состояло в том, что монокль требовалось держать перед глазом рукой. Соответственно, люди, занятые ручным трудом, использовать его не могли, и распространение он приобрел только среди зажиточного сословия.

Россия была в числе стран, где монокли были очень популярны. Мода на них просуществовала до времен Первой мировой войны и затем внезапно оборвалась. Причина тому проста: монокль был в большом ходу среди немецких офицеров и вскоре стал восприниматься как некий «неприятельский атрибут».

В конце XIX века популярность обрела более практичная модель — пенсне  — «зажми нос»), очки без оправы и заушников, которые фиксировались на переносице благодаря арочной пружине (что еще раз подтверждает справедливость поговорки про «хорошо забытое старое»). Весомым новшеством такой конструкции по сравнению с ее далеким прототипом можно считать лишь наличие носовых упоров, тогда как раньше оправа фиксировалась непосредственно на носу. А чтобы пружина-фиксатор не растягивалась со временем, пенсне делались складными.

Надо отметить, что дамы остались весьма равнодушными к этой модели, а вот среди мужчин пенсне обрело ошеломительный успех: оно стало непременным аксессуаром каждого щеголя.

Самые первые оправы не имели заушников и фиксировались на переносице с помощью арочной пружины.

Альтернативой пенсне стала оправа с дужками — они были закруглены на концах, что позволяло надежно их закрепить.

Стремительно ворвавшись в моду в 30-е годы прошлого столетия, очки-авиаторы не сдают своих позиций и по сей день.

Сегодня в оправах очков сочетаются инновационные технологии и качественные материалы плюс современный эксклюзивный дизайн.

Жесткий защитный чехол не менее важен, чем сами очки — ведь вы не хотите, чтобы стильный аксессуар сломался или поцарапался.

Оттенки оправ для очков весьма разнообразны. При выборе цвета оправы нужно учитывать тон кожи, цвет глаз и волос.

ЗАМАНЧИВЫЕ ФОРМЫ

 В конце XIX века появляются первые оправы из синтетического материала — целлулоида, и с этого момента пластмассовые очки начали успешно конкурировать с металлическими и роговыми. К середине XX века в моду вошли комбинированные оправы — из пластмассы и металла, одновременно стали появляться модели с декоративным покрытием драгоценными металлами (золотом, палладием и т. д.).

Форма очков постоянно менялась — гибкий податливый пластик позволял воплощать самые невероятные фантазии дизайнеров. Но, несомненно, настоящим хитом XX века были стремительно взлетевшие на пик моды в 1930-х годах очки-авиаторы. Такое название объясняется происхождением: данная модель первоначально была разработана специально для американских летчиков, но на волне моды на стиль милитари они получили широкое распространение во всех, даже весьма далеких от военного дела, слоях населения. В 1937 году «авиагоры» были запущены в серийное производство. Эта модель не теряет популярности по сей день. Впрочем, учитывая то, что основным направлением современной моды стал стиль ретро, это неудивительно. Подробнее о последних модных тенденциях в мире оптики нам рассказывает Ма¬рина Ар-Рафи, старший менеджер сети салонов оптики «Катти Сарк»:

— В последнее время оптическая мода стала заметно сдержаннее: дизайнеры избегают явного «экстремизма», отдавая предпочтение практичности, изящному крою и вневременной элегантности. Правят бал лаконичные формы и неброские цвета оправ: черный, оттенки коричневого, серого, зеленоватого; по-прежнему не сдают позиций лиловый, сиреневый, синий и классический дуэт красного и черного. Внешняя простота, однако, компенсируется использованием дорогостоящих материалов, инновационных технологий и безупречным качеством исполнения.

   В коллекциях, представленных ведущими производителями оптики, присутствуют оправы из натурального рога, дерева, из металлов используются алюминий, нержавеющая сталь и, разумеется, титан. Так, например, датская фирма Lindberg представляет уникальные коллекции Air Titanium и Titanium Spirit — суперлегких оправ из титана, примечательных тем, что они не имеют ни одного винтового соединения!

  Для изготовления оправ и солнцезащитных очков используются и полимеры: ацетат и пропинат целлюлозы, отдельно стоит отметить оправы немецкой фирмы Rodenstokc, заушники которых изготовлены из трогамида — суперпрочного пластика, отличающегося особой гибкостью.

   Мода продолжает развивать направление унисекс, и в женских оправах можно проследить заимствование типично «мужских» брутальных форм: кроме очков-авиаторов, уже давно полюбившихся представительницам прекрасного пола, в женских коллекциях стали присутствовать модели с двойной переносицей, линзами каплевидной формы.

   По-прежнему на пике моды стиль ретро: в последних коллекциях можно встретить круглые очки, напоминающие модели конца 40-х — начала 50-х годов, массивные пластиковые оправы в стиле 70-х и крупные квадратные — а-ля 80-е. Что же касается очков без оправ, то тут дизайнеры делают акцент на стильную форму линз. Линзы для очков — вообще объект пристального внимания: на них наносят и многослойные покрытия (антибликовое, упрочняющее, поляризационный фильтр) и даже покрытия из золота!

  Не теряет популярности и ювелирная оптика, использующая для производства оправ платину, желтое, белое и красное золото. Модели от ведущих производителей оптики представляют собой настоящие шедевры, где продумано все до мелочей. Это лаконичные и стильные модели для людей, уверенных в себе, которым не нужно ничего никому доказывать. Так, компания Lindberg предлагает коллекцию оправ из 18-каратного золота, произведенных по специальной технологии, повышающей прочностные характеристики золота. Оригинально выглядят модели, заушники которых выполнены и из рога, — сочетание благородного металла с теплым натуральным материалом выглядит необыкновенно эффектно.

  Сагtiег для украшения оправ использует драгоценные камни — бриллианты, сапфиры и рубины; ценные породы дерева.

   Более экстравагантные дизайнерские решения, выдержанные в стиле основной модной коллекции, предлагают ведущие фэшн-бренды. Так, например, итальянский бренд представил коллекцию оправ нестандартной формы, с «ломаными» линиями и отделкой плетеной натуральной кожей, повторяющей орнамент их знаменитых сумок.

  Но, пожалуй, самым главным направлением современной оптической моды является стремление к индивидуализации. Очки должны, прежде всего, подчеркивать неповторимость своего обладателя. Массовая мода сдает позиции под натиском стремления к оригинальности, и важно не просто следовать модным тенденциям, а сохранить при этом собственный неповторимый стиль, поэтому дизайнеры оправ создают коллекции-конструкторы, в которых имеется широкий диапазон комплектующих по цвету, размеру и дизайну, чтобы каждый клиент имел возможность выбрать то, что подойдет именно ему.

Добавить комментарий