Человек человеку бог волк человек?

Мы бываем друг для друга дьяволами и ангелами. Дарим добро и зло. А бывает, проявляем полное равнодушие Это ни для кого не новость. Всем нам это хорошо известно. Посмотрим на эту проблему с другой точки.

Мы иногда бываем просоциальными (когда действуем в интересах других), иногда асоциальными (когда пренебрегаем групповыми ценностями и следуем эгоистическим устремлениям), но в нас могут проявиться и антисоциальные тенденции (когда мы нарушаем моральные нормы, действуем против общества, наносим вред его членам).

От чего это все зависит?

Рассмотрим данную проблему с точки зрения процессов оказания и получения социальной поддержки, которые имеют существенное значение.

Результаты экспериментов, проведенных над людьми и животными, подтвердили гипотезу о том, что повышенная чувствительность к болезням появляется в ситуации, когда индивид не получает никаких подтверждений эффективности, важности и значимости своей деятельности.

Эти доказательства он может получить в виде обратной связи. Однако в наши дни в связи с происходящими социальными изменениями возникают трудности с получением такой информации.

Человека больше всего беспокоят и заставляют нервничать ситуации, когда отсутствуют или являются неполными оценки его поведения и деятельности. Это не дает ему возможности понять: враждебно или, наоборот, дружески настроено социальное окружение по отношению к нему. В такой ситуации у человека исчезает ощущение безопасности и собственной значимости. Нервная система находится в постоянном напряжении, возникают усталость и физиологическое истощение, которые снижают сопротивляемость к различным физическим и умственным нагрузкам.

Эти процессы усиливаются дополнительными факторами.

К ним относятся, например:

— размеры и плотность окружающего населения;

— необходимость ежедневно преодолевать большие расстояния;

— необходимость устанавливать контакты с незнакомыми людьми;

— конфликты расового и культурного характера;

— низкий уровень культуры окружающих;

— массовое перемещение населения.

К счастью, существуют факторы, защищающие индивида от последствий социальной дезорганизации. Можно выделить два типа таких буферов.

Первый — это биологические факторы, которые мы рассматривали подробно при изучении проблемы стресса (они обуславливают физиологическую приспособляемость к различным условиям окружающей среды).

Второй — это предохраняющие социальные процессы. Наиболее значимым среди них является оказываемая в группе помощь. Она может иметь различный характер и размер.

Таким образом, негативные последствия социальных явлений можно смягчить, закрепившись в ближайшем социальном окружении. Это окружение обеспечивает своих членов информацией о том, каких действий от них ожидают, оказывает поддержку и помощь в выполнении заданий, выражает благодарность и раздает награды. То, чего нельзя добиться в обществе в целом, становится возможным в своей социальной группе.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Я просматриваю свой альбом

Приглашаю Вас к воспоминаниям и размышлениям Для начала решите, выполните ли Вы это упражнение самостоятельно или хотите поделиться своими переживаниями с Попутчиком.

Найдите свой альбом с ранними фотографиями. Не торопясь рассматривайте каждый снимок и задавайте себе вопросы: оказывал ли Вам человек, запечатленный на нем, поддержку в жизни? Какого характера? При каких обстоятельствах? Как часто?

Были ли эти отношения взаимными? Поддерживали ли Вы этих людей? Как часто? По каким проблемам и в каких ситуациях?

Какие из этих личных связей сохранились до сегодняшнего дня, а какие уже давно прекратились? Почему?

Составьте, пожалуйста, портретные галереи лиц:

а) поддерживающих Вас;

б) поддерживаемых Вами.

Есть ли лица, попавшие и в первую и во вторую группы? Сколько их? Удивительно мало или слишком много?

Что нового Вы узнали о Вашем потенциале получаемой и предоставляемой поддержки? Подумайте, может быть, что-то следует изменить Как всегда, действуйте только для своего блага!

Вернемся к теме социальной поддержки.

Компенсирующий характер деятельности малой группы подтверждают результаты изучения индивидуальных реакций на кризисные ситуации.

Результаты экспериментов показали, что ответные реакции человека на кризис зависят не только от характера стрессоров или его личностных особенностей, но прежде всего

от эмоциональной поддержки его социального окружения. Естественно, эти реакции личности будут тем более рациональны, чем большую и лучшую социальную поддержку она получит.

Рассмотрим механизмы социальной поддержки, позволяющие людям сохранить относительное здоровье и комфорт в современном, таком непростом и порой опасном, мире.

И хотя они не являются панацеей от всех бед, умение их использовать вселяет уверенность и дает надежду на достижение поставленных целей и получение высоких результатов.

У человека есть множество потребностей, которые могут быть удовлетворены только в процессе межличностного взаимодействия. О некоторых из них мы писали в предыдущем уроке, рассматривая социальный характер нашей жизни, помните?

Это, например, потребность в любви, эмоциональных контактах, личной значимости и индивидуальной уникальности, заботе и внимании.

Большинство из нас сохраняет и поддерживает ощущение психического комфорта, благополучия, благодаря взаимоотношениям, существующим на протяжении всей жизни. Именно они удовлетворяют наши специфические потребности и составляют основу родительских, супружеских и иных связей, полных любви, дружбы, товарищества, а также включают участие в религиозных организациях, общественных и культурных сообществах.

К таким отношениям относятся общение с соседями, работниками магазинов и предприятий сферы услуг, специалистами (врачами, медсестрами, юристами, работниками социальных служб, учителями, воспитателями, священнослужителями), а также с лидерами социальных групп, авторитетными и влиятельными людьми.

В процессе этих, таких разных, взаимоотношений человек воспринимается как уникальная, неповторимая индивидуальность.

Каждая из групп поддержки оказывает помощь определенным образом, исходя из своих особенностей и специфики.

Они пользуются понятным нам языком, излагают свои требования к нам, советуют, как нам себя вести, наблюдают за нашими действиями и оценивают их, награждают и наказывают, поддерживают и утешают. Они восприимчивы к личным потребностям человека, расценивая их как заслуживающие уважения и требующие удовлетворения.

А теперь предлагаю новое упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Как это происходит?..

Предлагаю для начала выбрать ситуацию: оказание или получение Вами поддержки. (Мы полностью осознаем, что эти процессы могут быть взаимными и совпадать, но в конкретных ситуациях мы обычно занимаем позицию либо дающего, либо получающего).

Я понимаю, что описание столь глубоко личного явления может оказаться нелегким делом. Но разве оно не заслуживает того?

Итак, Вам необходимо вспомнить и описать ситуацию, сосредоточившись больше на собственных чувствах и ощущениях, чем на самих фактах. Для более детальных воспоминаний Вы можете также использовать фотографию человека (места, события), оказавшего Вам или получившего от Вас поддержку.

Припомните звуки, цвета, запахи, сопровождавшие эту ситуацию. Привлекайте все имеющиеся ощущения и переживания. Старайтесь больше выделять то, как это происходило, а не что именно происходило.

Не забудьте поделиться своими эмоциями и размышлениями с Попутчиком. Помните: делясь, получаешь больше!

Обязательно позаботьтесь о своем эмоциональном самочувствии, это тоже важно.

Вернемся к теории.

Помощь может оказываться в течение длительного времени, когда она связана с устойчивыми взаимоотношениями со значимым человеком или группой, которые помогают человеку в решении глобальных, жизненных проблем. Именно благодаря постоянным связям люди справляются с продолжительными физическими и эмоциональными перегрузками, а также преодолевают некоторые собственные недостатки. Помощь может быть и непродолжительной, кратковременной. Она оказывается индивиду время от времени, в случае необходимости, неожиданно возникшей проблемы.

Однако в любом случае окружающие:

1) помогают индивиду собраться с силами, реализовать свои возможности и справиться с эмоциональными проблемами;

2) участвуют в выполнении заданий, с которыми человек не может справиться самостоятельно;

3) обеспечивают его дополнительными материалами, инструментами, деньгами, необходимыми для лучшего овладения трудной ситуацией.

В ситуациях ограниченной или плохо налаженной обратной информации с обществом в целом системы помощи могут действовать двумя способами.

Во-первых, они помогают собирать и накапливать уже существующие указания и выбирать из них наиболее приемлемые решения. Могут также осуществлять интерпретацию этих указаний, делая их понятными для человека.

Во-вторых, эти системы могут выступать в качестве убежища, куда человек может возвращаться из полной стрессов среды, чтобы отдохнуть и восстановить силы.

Системы помощи образуют остров стабильности и комфорта в бурном море повседневности.

Человек, имеющий несколько поддерживающих его групп, находящихся в стратеги-чески важных жизненных пунктах (например: дома, на работе, в местах отдыха), может передвигаться от одного острова к другому, надежно оберегаемый от мира стрессов.

То, что человек нуждается в социальной поддержке, часто ассоциируется с мыслью о его слабости. Да, мы поддерживаем тех, кто без нашей помощи мог бы сломаться, но при этом они приобретают уверенность в себе и, главное, опыт решения подобных проблем, что позволяет им в дальнейшем справляться с ними самостоятельно.

Система защиты — в отличие от случайных, эпизодических социальных связей — образует устойчивую систему взаимоотношений, обеспечивающих поддержание психологической и физической устойчивости человека.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Оцените потенциал Вашей системы поддержки

Ниже нарисованы два круга. Первый круг соответствует Вашей потребности в социальной поддержке.

Пожалуйста, без долгих размышлений выделите и заштрихуйте ту его часть, которая, по Вашему мнению, соответствует поддержке, реально получаемой Вами.

Тем самым Вы оцениваете степень удовлетворения Вашей потребности в поддержке. Площадь второго круга обозначает поддержку, которую Вы оказываете другим. Выделите такую его часть, которая соответствует поддержке, реально предоставляемой Вами другим людям. Тем самым Вы покажете степень реализации социальных ожиданий в отношении Вас.

И что все это говорит Вам о Вас самих? Вы узнали что-то новое или подтвердили уже имеющиеся у Вас представления и оценки?

Системы помощи могут быть спонтанными, то есть не организованными специально заинтересованными лицами или общественными организациями. Но нередко такой помощи явно недостаточно.

Другим типом является плановая, организованная система помощи. В этом случае она оказывается людьми, имеющими опыт подобных проблем, переживаний, так называемыми социальными профессионалами.

При этом данная система помощи не является профессиональной, то есть она не относится ни к медицинской, ни к психологической помощи.

Наиболее распространенными среди населения естественными системами поддержки являются супружеские и родственные группы.

В каждой культуре действуют определенные правила, обязывающие членов данной группы к оказанию помощи своим близким независимо от личных чувств к ним.

Чем более нестабильна общая ситуация, тем более конкретными и строгими становятся обязательства оказания взаимной помощи.

В высоко урбанизированном обществе такие обязательства значительно смягчены наличием социальных институтов, занимающихся оказанием людям помощи в решении многих проблем. Однако не все и не всегда могут воспользоваться их услугами. Как показывают результаты исследований, даже далекие родственные связи являются более обязывающими к оказанию помощи и более доступными (особенно в малообеспеченной среде!), чем любые формы, предлагаемые профессионалами.

Важнейшими факторами, влияющими на результативность оказания поддержки естественными системами являются: уважение и внимание к потребностям всех членов группы и эффективность общения внутри группы.

Известно, что среди не справляющихся с болезнями и попадающих в больницу большинство оказывается из семей, в которых не обеспечивались эти факторы.

Многие расстройства могут быть вызваны тем, что член группы (скажем, семейной системы) не рассматривается как личность, имеющая равное с остальными право на существование и удовлетворение своих потребностей. Больные часто бывают козлами отпущения своих систем, являясь средствами удовлетворения потребностей других членов системы.

Нарушения отношений в семейной системе могут иметь серьезные последствия. Важность семейной системы как группы помощи проявляется в повсеместно наблюдаемом явлении поиска одинокими людьми устойчивой внесемейной группы, к которой они могли бы

Результаты исследования показали, что бедные и одинокие люди часто объединяются в устойчивые внесемейные группы под руководством властной женщины, играющей в группе роль матери. Большинство групп (религиозные секты, молодежные группировки) создаются подобно семейным системам. Привлекательность этих групп, по мнению их членов, заключается в том, что каждый, кто к ним принадлежит, оценивается как неповторимая личность, индивидуальность, потребности которой стремятся удовлетворить, действия которой поддерживают и к которой всячески выражают любовь.

Многие люди, живущие в больших городах, получают некоторые порции ощущения общности и уважения, будучи узнаваемыми соседями по лестничной площадке, продавцом в ближайшем магазине, лифтером. Даже столь поверхностные связи образуют значимую систему поддержки.

Поддержка, которую оказывают в жизни родственники и друзья, помогает определить направление наших усилий и укрепляет в нас чувство собственной значимости.

В особенно трудных ситуациях помощь оказывается так называемыми неформальными помощниками. Например, на принятие решения о психиатрическом лечении значительное влияние оказывают лица, которые: старше по возрасту, относятся к высшим социальным слоям, имеют стабильную жилищную ситуацию, имеют психически больных в своей семье.

Следовало бы провести более глубокое изучение роли и особенностей лиц, которых называют неформальными помощниками.

Неформальные помощники делятся на два типа: специалисты по общим вопросам и специалисты узкого профиля.

Специалисты по общим вопросам — люди, имеющие не только теоретические познания в сфере межличностных отношений, но и обладающие коммуникативными способностями. Они легко вступают в контакты и разбираются в проблемах окружающих. В жизни они стремятся занять такие социально-профессиональные роли, которые предполагают интенсивное общение с большим количеством людей (интересно, а кем они являются по профессии?). Нередко они имеют опыт переживания эмоциональных трудностей. Для того чтобы люди обращались к ним за помощью, помощники должны иметь хорошую репутацию у окружающих.

А для того чтобы ее заработать, они должны давать хорошие советы. Другого выхода нет.

Иной тип лиц представляют специалисты узкого профиля, которые сами пережили какую-нибудь трагедию или несчастье, прошли через трудные ситуации и выработали собственные способы их преодоления. Их индивидуальные достоинства и мотивация к оказанию помощи играют в данном случае меньшую роль. Они являются живыми приме-

рами того, как надо справляться с собой, повторно приспосабливаться к ситуации,

требующей перемен. Они для нас — те, кто выиграл, справился со стрессом, успешно

адаптировался к изменившейся после кризисного происшествия ситуации. Помощи специалистов ищут люди, оказавшиеся в подобной ситуации, борющиеся с теми же

проблемами.

Уверенность в успехе борьбы со стрессом приносит эмоциональное удовлетворение и при этом создает общественное мнение как о человеке, способном помочь другим. Тогда можно рассчитывать и на очередных нуждающихся клиентов. Разнообразие таких специализированных помощников огромно. Так, были проведены исследования, касавшиеся поиска помощи родителями, у которых родились недоношенные дети, у людей, имевших подобный опыт. Оказалось, что информация, полученная от других родителей, была значительно полезнее той, которую давали профессионалы. Подобные выводы вытекают также из наблюдений за родителями детей, имеющих врожденные дефекты и умственную отсталость, а также за явлением адаптации к новой ситуации у вдов.

Это объясняется высокой степенью доверия к сообщениям, основанным на собственном опыте и переживаниях. Неформальные помощники — как специалисты по общим вопросам, так и специалисты узкого профиля — это попросту любители, непрофессионалы, оказывающие нам поддержку в трудную минуту.

Благодаря соответствующему отбору, специальной подготовке, общению с более опытными специалистами профессионалы овладевают глубокими знаниями, приобретают умения и навыки и становятся специалистами в своей области или, по крайней мере, имеют шансы стать таковыми.

Однако поддержка непрофессионалов иногда бывает более эффективной, благодаря тому

что отношения с ними являются неформальными и более тесными, чем с профессионалами.

Чертами, характерными для социальной поддержки, являются:

— личное участие в делах других людей;

— отказ от использования стандартных техник;

— непроизвольное проявление индивидуальности.

Эта включенность и непроизвольность (встречается только у лучших профессионалов) предопределяет степень личного влияния на человека, обратившегося за помощью.

Не следует также забывать, что отношения с профессионалом иерархичны, а с любителем — равноправны: здесь нет жесткого деления ролей на просящего и оказывающего поддержку (каждому может представиться возможность однажды поддержать другого).

Отношения при социальной поддержке совершенно добровольны для обеих сторон. За оказанную поддержку не платят, поэтому отношения между людьми искренние, доброжелательные, иногда даже возникает привязанность и нежность.

УПРАЖНЕНИЕ 4. Проверьте, кто в Вашем окружении помогает другим

Подумайте, а потом запишите, есть ли в Вашем окружении активные помощники специалисты по общим вопросам и специалисты узкого профиля. Что является причиной их активности, почему к ним обращаются за помощью?

Приведите, как минимум, по одному примеру- портрету из Вашего окружения. Включите в них все важные данные, касающиеся возраста, пола, семейного, материального и социального положения, черт личности, биографии, стиля жизни, количества и качества пережитых критических событий, а также характеристику лиц, получающих от них поддержку.

Относите ли Вы себя к неформальным помощникам? Если да, то кто Вы специалист по общим вопросам и специалист узкого профиля? От кого с большим удовольствием принимаете поддержку Вы сами?

Помимо неформальных помощников в нашем обществе действуют системы помощи, организованные официальными группами и объединениями, которые при необходимости нанимают и используют профессионалов, но главное направление деятельности определяют самостоятельно.

Организованная помощь может принять формы:

— добровольной службы;

— ГРУППЫ Взаимопомощи.

Добровольная служба — это группа людей, предлагающая свои услуги нуждающимся в них. Члены группы стремятся служить людям, заботиться о них, это придает смысл их жизни. Причинами подобной деятельности могут выступать религиозные или личные мотивы, а также связь с биографией добровольца. Примером может служить группа добровольцев, работающих в хосписе.

Группы добровольцев возникают особенно часто при серьезных общественных переменах, а их задачей является защита интересов определенных социальных групп. Они поддерживают традиции помощи друг другу в случае личной нужды. Помощь может принимать вид займов, опеки над больными и стариками, обеспечивая им чувство безопасности Такие объединения могут быть и аналогами индивидуальных, специализированных помощников. Известными примерами являются: движение Анонимные Алкоголики, Общество жертв насилия, Союз жертв Чернобыля, Общество слепых, Союз ветеранов войны и т. д.

Что происходит в таких группах?

С одной стороны, жизни придается новый смысл.

А с другой:

— группы ориентированы на создание новой общности;

— помогают избавиться от физических и душевных травм;

— оказывают эмоциональную поддержку;

— дают возможность поделиться страданиями и болью;

— позволяют получить одобрение окружающих;

— помогают приспособиться к сложившейся ситуации.

Люди в организованных группах помощи перестают чувствовать себя одинокими, получают эмоциональную поддержку, возможности для принятия решений и их осуществления, обеспечивают себя информацией и средствами.

Наиболее доступными системами поддержки, обслуживающими наибольшее количество людей, являются религиозные группы. Социальная поддержка в них подкрепляется общей системой ценностей, совокупностью принципов, правил, жизненных заповедей.

Религиозный человек, борющийся с проблемами, может довериться мудрости, выработанной веками его религией и предшествующими поколениями; он не чувствует себя ограниченным только собственными знаниями (отсюда успех религиозных объединений в современном мире).

Уверенность в эффективности их помощи усиливают многочисленные религиозные кампании и мероприятия, а принадлежность к широко распространенной системе делает возможными контакты с ее членами в разных частях света.

Какие же функции могут выполнять профессионалы, занимающиеся психическим здоровьем общества, создавая системы помощи?

Здесь есть четыре возможности:

1) инициирование или помощь в создании новых систем помощи внутри существующих социальных институтов;

2) организация новых внеобщественных систем помощи;

3) консультациии повышение квалификации организаторов и других участников существующих систем помощи;

4) консультирование членов неорганизованных сетей помощи. К наиболее интересным из описанных в литературе инициатив, реализованных профессионалами, относятся программа помощи малоимущим семьям, программа Советы ровесника в средних школах, система помощи овдовевшим и т. д. Основным принципом этих организаций является стремление к оказанию непрофессиональной помощи таким образом, чтобы можно было обходиться без вмешательства профессионалов.

Предлагаю еще одно упражнение. Надеюсь, оно Вам понравится. Подумайте над проблемой связи между ожидаемой и реально получаемой поддержкой. Речь идет о поддержке, оказанной не тогда, не теми и не таким образом, как мы на это рассчитывали.

УПРАЖНЕНИЕ 5. А причем здесь вареная картошка?

Представьте себе, что Вы испытываете какие-то трудности и ожидаете поддержки от определенных лиц. Вы получаете ее, но это не то, что любят тигры (как писал А. Милн в Винни-Пухе, т.е. не то, на что Вы рассчитывали, что Вам было необходимо).

Попробуйте вообразить такую ситуацию или призвать на помощь свои воспоминания. Если хотите, можете поделиться ими в разговоре с Попутчиком или записать их.

В данном упражнении мы воспользуемся популярным в экспериментальной психологии приемом оценочной характеристики ассоциаций, возникающих у испытуемого.

Затем постарайтесь тщательно проанализировать приведенную ниже схему и указать степень выраженности черт, характеризующих эту неудачную поддержку, обводя кружком цифру от 1 до 7 в соответствующем ряду. Эту нежелательную поддержку мы назовем вареная картошка, ладно?

слабый

приятный

пассивный

здоровый

добрый

мягкий

красивый

постоянный

хрупкий

гладкий

шаблонный

сильный

неприятный

активный

больной

злой

твердый

некрасивый

изменчивый

крепкий

шершавый

оригинальный

И где же оказалась Ваша ненужная вареная картошка? Как Вы смогли или можете от нее избавиться? Как поступаете в подобных ситуациях? Можете ли представить себе идеальное решение? Не забудьте о необходимости беседы на эту тему с Попутчиком.

Чтобы жить благополучно, нам нужны другие люди. Человеку нужен человек. С этим трудно спорить Нас на свете так много. Мы сами назвали себя людьми. Но иногда начинаем сомневаться в наличии в нас человечности Многие даже задумываются, сколько процентов человеческого еще осталось в современном человеке. Этот вопрос возник не сегодня. Воспользуемся цитатами из произведений великих мыслителей. Внимательно прочитайте их, пока не оценивая: свое отношение выразите потом, хорошо?

Римский философ Федр (15 в. до н.э.), прохаживаясь в толпе, говаривал: Ищу человека. Настоящего человека!.

А Тит Макций Плавт (3 в. до н.э.) в Древней Греции первым пришел к выводу, что человек для человека — зверь, ненавидящий и враждебный: (человек человеку волк).

Индийский писатель и общественный деятель Рабиндранат Тагор (1864-1941) в Обезумевших птицах писал с многозначительной горечью: Человек добр, но люди жестоки.

Французский философ Эдмон Ростан справедливо замечал, что: Наука сделала нас богами прежде, чем мы сумели стать людьми.

Человек в процессе эволюции многократно пробовал и пытался быть не только венцом творения, но и разумным и ответственным за свои поступки, добрым, сосредоточившим в себе благороднейшие стремления души существом.

Перечитайте эти высказывания мастеров еще раз.

Древний индийский принцип гласит: Люби ближнего своего как самого себя. Ибо только заблуждение заставляет тебя считать, что твой ближний есть что-то иное, чем ты сам.

Старая китайская книга Дао Да Цзин учит:

Лучший есть тот, кто подобен воде.

Вода омывает все предметы,

Но не пытается над ними господствовать,

заполняя пустые места, которыми все пренебрегают.

И тем не приближается к Дао.

Лучший берет себе для жилища голую землю,

Заботится о глубокой тишине для сердца,

В своем обхождении — о душевной теплоте,

В своих словах — о правдивости,

В своей работе о прилежании.

Следуя этим принципам, человек должен мыслить следующим образом:

Я добрый для добрых,

Добрый и для злых,

Ибо они могут стать добрыми.

Мы призваны к жизни и службе миру, созданы для бессмертия, как сказано в Книге премудростей Иисуса. Располагаем советом, и языком, и глазами, и ушами, и сердцем, и наукой разума наполнены мы.

Мы многократно доказывали, что умеем быть разумными, что человек может быть для человека богом, может стать спокойным и сдержанным, щедрым в любви, доброте и милосердии.

Вместе с тем в истории этого человека-бога, наделенного разумом и богатством чувств, имеются многочисленные надломы, разлады и трагедии, вследствие которых рай становится адом. Человек из благородного существа порой перерождается в опаснейшего зверя. Случается, что он опускается даже ниже уровня животного мира, поскольку там не способны на целенаправленные издевательства над представителями своего же вида.

Среди животных нет преступников, они остаются такими, какими создала их природа. Толь¬ко человек может обесчеловечиться. К счастью, он способен это осознать.

Профессор одного из старейших университетов Европы — Ягеллонского — Шишко-Бохуш писал: Несмотря на все свое могущество и почти неограниченную власть над природой, на лавинообразно возрастающие знания во всех областях своей деятельности, современный человек оказался совершенно безоружным перед собственной сущностью, собственными эгоистическими желаниями, опасениями и влечениями.

Что же произошло, чему мы, современные люди, свидетели?

Наша мать — планета Земля — вместо того чтобы стать цветущим садом, полным блеска и радости, местом свободного творческого и всестороннего развития и роста своих человеческих обитателей, существ разумных, сильных и счастливых, объединяющих усилия в благородном стремлении к реализации идеи личного и общественного добра, красоты и мощи, эта наша Земля стала в действительности большим военным лагерем, разделенным тысячами противоречивых стремлений и планов, отравленным парами ненависти, страха, ужаса, лицемерия, обмана и взаимной эксплуатации.

Как бы в насмешку достижениям науки и техники современный мир встал перед лицом тотальной, страшной термоядерной катастрофы, являющейся плодом не какой-то зловещей внешней силы, космического катаклизма, но созданной самими людьми — против самих себя.

Итак, человек человеку, люди людям часто готовят нечеловеческую участь. Уничтожают, опустошают, разрушают среду обитания, жестоко мучают и используют животных.

Боги, люди, волки?..

Польский философ Ян Щепаньский в Делах человеческих задает себе вопрос: что же в чувствах людей разных времен и народов свидетельствует об их сугубо человеческих свойствах? И так на него отвечает: Разве что однообразие, посредственность, борьба самолюбия, отчаянные попытки уцелеть, спасти свои заблуждения, такие крошечные по сравнению с мировой историей, но для ныне живущих заслоняющие весь мир. Величие дел людских всегда зависит от перспективы. Когда музыкант, художник, писатель в поте лица создает свое произведение, его творчество заслоняет собой мир, но одновременно помещается в повседневности, в заботах о хлебе и признании, о престиже и положении, располагается среди десятков усилий, поступков, действий, о которых никто впоследствии не скажет, что они были великими. этой повседневности человек прекрасно отдает себе отчет в том, что не может существовать в одиночку. Мы становимся людьми, живя среди других людей. Отсюда наши усилия по поддержанию хороших межличностных отношений, наполненных любовью, уважением, добротой, благожелательностью.

Китайский мыслитель Моцзы говорил: Представь себе, что на свете любили бы друг друга все без различия, любили бы других как самих себя, и тогда не осталось бы никого без взаимной любви? Если бы мы смотрели на отца, старшего брата и государя как на самих себя и не допускали бы мысли о неповиновении им, разве могли бы они нам тогда не сочувствовать?.. Разве были бы тогда воры и бандиты? Если бы смотрели на дом другого как на собственный, кто мог бы совершить кражу?

Если бы смотрели на других людей как на самих себя, кто смог бы прибегнуть к насилию?

А значит, вообще не было бы ни воров, ни бандитов. Все бы хотели, чтобы только любовью была наполнена жизнь.

Что Вы обо всем этом думаете?

В последней цитате речь идет о равенстве, но не о схожести; мы хотим не одинаковости, а равенства наших прав. Они тоже служат ближним. Здесь говорится о взаимности. Таково мое понимание.

Спасение человечества в любви усматривают ученые-психологи, об этом говорится в Библии, Коране, трудах философов Средневековья и Возрождения.

Польский профессор Тадеуш Котарбиньский поучает нас в Медитациях о достойной жизни, чтобы мы были для людей просто людьми. Он напоминает нам как добрый и строгий отец, что каждый из нас должен стать порядочным человеком. Такому человеку можно доверять, на него можно рассчитывать, он не подведет ни подопечного, ни друга в нужде, ни дела, которое стало для него своим. Даже те, с которыми он вынужден сражаться, могут быть уверены, что он не причинит им страданий больше того, чего будет требовать защита друга, подопечного, избранного дела.

Почему же мы заставляем друг друга так сильно страдать? Представители одного из направлений — гештальтпсихологии выделили 4 основные причины, по которым наши отношения с другими людьми сопровождаются страданиями:

— не получаем того, чего хотим;

— получаем что-то, чего не хотим;

— не можем сохранить нужного нам;

— не можем избавиться от ненужного.

Забавно, но такой подход дает простой рецепт личного счастья. Чему Вы должны научиться? Просить, требовать, отказывать, отбрасывать? Подумайте об этом, пожалуйста.

Присутствие других людей нельзя рассматривать как наркотическое, незаменимое и безысходное положение, в котором мы попадаем в эмоциональную зависимость и теряем собственную независимость.

Мы не можем ставить другим условий, каких не ставим самим себе. Не имеем права требовать от кого-то, чтобы он стал таким, каким хотим его видеть мы. Мы не всесильны. И очень хорошо!

Прекрасно написал об этом один из создателей терапии Гештальт немецкий психолог Фридрих Перле:

Я это Я, а Ты это Ты.

Я делаю свое, и Ты делаешь свое.

Я в мире не для того, чтобы жить так,

как Ты представляешь, а Ты не для того,

чтобы жить, как представляю Я.

Ты это Ты, а Я это Я.

Если мы случайно найдем друг друга,

это прекрасно.

Если не найдем,

ничего страшного.

Индийский философ Бхагаван Шри Раджнеш в книге Обычная любовь и любовь Будды так писал о наших взаимоотношениях с другими, а значит, о механизме поддержки:

Тебя достаточно для тебя самого.

Ты можешь с кем-то делиться, но не быть при этом зависимым. Ты можешь делиться с кем-то самим собой. Можешь делиться своей любовью, счастьем, благословением, тишиной. Это дар, а не зависимость.

Если никого поблизости нет, ты будешь так же счастлив, тебе будет так же хорошо. Если кто-то поблизости есть, это тоже хорошо. Тогда ты сможешь с ним поделиться.

Твое собственное Я до такой степени отсутствует в тебе, что цепляешься за что угодно, чтобы ощутить себя в безопасности. У тебя нет корней, и ты стараешься обрести их в чем угодно. Когда ты укоренишься в собственном Я, когда узнаешь, кто ты, кто тот, что в тебе, тогда ты не будешь цепляться ни за кого!

Самое важное при этом — уметь давать и принимать поддержку естественно, без ощущения принуждения и насилия с радостью и доброжелательностью, как при перекладывании чего-то из одной руки в другую, — никто ничего не теряет, а приобретают все.

Благодаря работе над собой мы можем развить различные навыки, которые улучшат наши отношения с другими людьми. Важнейшими из этих навыков являются:

— умение уважительно просить то, в чем мы нуждаемся;

— готовность принимать поддержку;

— уважение к себе, которое делает любовь к ближнему как к самому себе совсем несложным процессом;

— борьба за себя и за тех, кого мы любим, против всего, что представляет угрозу для нашей и их жизни;

— аффирмация — восхваление всего, чем мы являемся и что ежедневно получаем.

Очень важно познать и принять в нашей жизни естественный ход человеческого развития, подобный временам года, такой же закономерный. Изменений в наших отношениях с людьми избежать нельзя. Их качество меняется: мы влюбляемся, нас ценят, мы популярны, мы продолжаем свой род, поддерживаем наше потомство в развитии, переживаем смерть важных людей из нашего окружения — фундамента нашей поддержки, сами поддерживаем других и нередко бываем одиноки.

Хорошо, когда осенняя пора жизни, которая может стать богатой и урожайной (а не слякотной, бесплодной и болезненной), приносит нам ощущения житейской мудрости, подлинного вкуса к жизни и хорошо выполненного дела. То, как Вы будете жить с

другими, как будете оказывать и принимать поддержку, определит качество Вашей жизни. Точнее, Вы сами его определите.

И в завершение вновь обратимся к древним мудрецам. ,

Конфуций однажды встретил старика, одетого в оленью шкуру, подвязанную шнуром. Старик был весел и пел, аккомпанируя себе на цитре.

— Чему ты так веселишься? — спросил мудрец.

— У меня много поводов для радости, ответил старец. — Среди тысяч существ, созданных Небом, человек — самое благородное, а мне повезло родиться человеком.

Давайте научимся так же радоваться!

До следующей встречи!

Домашняя работа 1 О

1. Какие факторы защищают человека от последствий социальной дезорганизации?

а) Объективные.

б) Субъективные.

в) Биологические и социальные.

2. Отсутствие оценок поведения и деятельности человека:

а) успокаивает его;

б) оставляет равнодушным;

в) вызывает беспокойство.

3. Асоциальная направленность поведения — это:

а) следование общественным нормам;

б) нарушение общественных норм;

в) преобладание эгоистических устремлений.

4. Какие группы являются наиболее распространенными среди населения системами защиты?

а) Семья.

б) Друзья.

в) Коллеги.

5. Между «неформальными помощниками» и обратившимися за помощью устанавливаются:

а) отношения подчинения;

б) отношения главенствования;

в) равноправные отношения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.