Что мы можем сделать в трудноразрешимых ситуациях?

Обратимся теперь к трудноразрешимым ситуациям, то есть к трудностям познавательного и практического характера. И вновь мы будем рассматривать нечто сложное, неясное, и при этом не самое приятное. Но, надеюсь, мы сможем разобраться в этих проблемах, не теряя оптимизма и уверенности в себе.

Работая над материалами урока и выполняя упражнения, думайте о возможностях практического применения полученных знаний.

Постоянно спрашивайте себя: где, когда и в какой ситуации я смогу воспользоваться теми или иными теоретическими положениями? Это касается не только знаний существующих процессов и механизмов, но и нахождения на их основе собственных способов разрешения трудных ситуаций.

Задумайтесь, насколько представленный здесь материал соответствует Вашим прежним взглядам и опыту.

Сегодня мы рассмотрим поведение человека, переживающего трудности познавательного характера, то есть интеллектуальные, умственные. Вы помните, конечно, что они могут являться вторичной причиной трудностей эмоциональных.

Думаю, что и Вы в своей личной или профессиональной жизни оставались один на один с ПРОБЛЕМОЙ, которую не могли решить сразу. Ее разрешение требовало выработки определенного способа действий, а значит, и проявления познавательной активности.

Причина подобных трудностей скрывается в недостаточном или чрезмерном объеме информации, имеющейся для решения задачи.

Индивид в этой ситуации не может найти средства, чтобы справиться с проблемой.

Проблемы познавательного характера разделяются на различные виды по двум основаниям:

* исходные данные, то есть сведения, содержащиеся в самой проблемной ситуации;

* цель, которую преследует субъект.

В зависимости от исходных данных различают проблемы открытые и закрытые.

В открытых проблемах информации крайне недостаточно, поэтому отсутствуют возможные решения. Субъект должен сформировать собственные варианты, а затем выбрать один из них. Такие проблемы называют также неопределенными.

Попробуйте найти пример открытой проблемы. Не приходилось ли Вам недавно оказаться в подобной ситуации? Вы сами ее создали или попали в нее случайно? Насколько удачным оказалось Ваше решение? Вы приняли его самостоятельно?

Надеюсь, что Вы выбрали правильный способ решения проблемы и конечный результат Вас порадовал.

Большинство проблем научного и художественного творчества имеет именно такой характер. Это, например, поиск лекарств от неизлечимых болезней, работа над поэмой или симфонией, попытки клонирования животных, разработка маршрута для покорения еще неосвоенных вершин и т. д.

Другая разновидность проблем – закрытые. В них уже содержится набор возможных решений. Человеку остается только выбрать один из имеющихся способов. Такие проблемы называют также селективными или определенными.

Можете ли Вы привести пример закрытой проблемы? Когда и где Вы ее решали? Было ли это частью ваших служебных обязанностей? Доставил ли Вам удовольствие интеллектуальный труд такого рода?

Примерами разрешения закрытых проблем являются поиск автомехаником причин аварии двигателя, выполнение студентом тестового задания, назначение врачом лекарства, понижающего кровяное давление и т. д.

Важно уяснить себе, что решать закрытые проблемы вовсе не легче, чем открытые.

Давайте разберемся почему.

Знание возможных решений еще не значит, что сделать правильный выбор легко. Во-первых, набор имеющихся решений может быть неполным, во-вторых, он может быть, наоборот, очень разнообразным и многочисленным, в-третьих, сама процедура выбора может быть связана с различными переживаниями.

Представьте себе, например, ситуацию аварии на космическом корабле

В зависимости от того, как сформулирована конечная цель, различают следующие проблемы:

* конвергентные, имеющие только одно правильное решение;

* дивергентные, где цель допускает наличие нескольких верных решений.

Дивергентные проблемы не ограничивают творческой свободы человека, позволяя ему проявить оригинальность и находчивость. Конвергентные же проблемы напоминают алгебраические задачи, где требуется единственный ответ, который важнее, чем весь сложный путь его поиска.

Для лучшего усвоения дальнейшего материала обсудите, пожалуйста, с Попутчиком свои наблюдения, связанные с различиями между проблемами закрытыми и открытыми, конвергентными и дивергентными.

 

Однако вернемся к проблеме разрешения познавательных трудностей. Многие пси- хологи пытались исследовать этот процесс.

Первоначально немало экспериментов проводилось на животных. Результаты опытов известного американского психолога и педагога Э. Торндайка над кошками показали, что разрешение проблем осуществляется ими методом проб и ошибок, который связан скорее с обучением, чем с процессом мышления.

Немецкий психолог В.Келер изучал это явление в опытах над обезьянами.

Бедные кошки Торндайка должны были удирать из специальных ящиков, пользуясь дверцами, а такие же несчастные обезьяны Келера вынуждены были добывать недоступную для них пищу. Но благодаря их страданиям мы сегодня знаем об этом процессе гораздо больше.

Разрешение проблемы, независимо от ее особенностей, включает четыре фазы:

1) выявление проблемы – человек обнаруживает проблему и осознает, что его собственных знаний для достижения поставленных целей недостаточно;

2) анализ проблемной ситуации – субъект анализирует имеющуюся информацию и намеченную цель, сравнивает то, что дано, с тем, что необходимо достичь;

3) выработка идей решения – субъект анализирует существующие методы, гипотезы и создает новые способы действий; результаты такого продуктивного мышления и называются идеями решения;

4) проверка идей – человек оценивает и проверяет качество замысла, а затем принимает идею как окончательное решение или отказывается от нее.

Не всегда решение проблем требует наличия всех этих фаз. Случается, что работа начинается с выработки идей, а иногда возникает необходимость возврата к предшествующим фазам.

Обсудим подробнее отдельные фазы процесса разрешения проблем. Работайте в удобном для Вас темпе. Не паникуйте, если информация или способ ее изложения не сразу станут для Вас понятными.

Просто у психологии много различных лиц, и сейчас она больше напоминает точную науку столько в ней специальных терминов и классификаций.

Это объясняется сложностью предмета психологии человеческой психики. Однако вернемся к познавательным и практическим трудностям.

Фаза выявления проблем очень важна. Живя в хорошо знакомых и четко организованных условиях, мы часто действуем по привычке, шаблонно. Именно это нередко затрудняет выявление недочетов, пробелов и неясностей. Мы перестаем сомневаться и задавать вопросы. Поэтому так важно развивать умение выявлять проблемы уже у маленьких детей.

Вторым весьма важным этапом является анализ проблемной ситуации. Иногда люди начинают с анализа цели, оставляя на потом размышления над исходными данными. Сосредоточение на цели позволяет глубже ее понять и при необходимости видоизменить ее первоначальную формулировку заменить трудную для достижения цель на несколько простых субцелей (промежуточных целей), что позволяет свести некоторые трудные проблемы к механическим, а потому легко и быстро выполняемым заданиям.

Приведу примеры, которые, возможно, мало связаны с Вашей жизнью, но зато хорошо иллюстрируют приведенные выше утверждения.

ПРИМЕРЫ

О Школьница, желающая поехать на экскурсию за границу, чувствует себя бессильной только для тех пор, пока не определит стратегию действий, включающую достижение следующих субцелей: получение необходимых средств, убедительные аргументы для родителей (хорошие оценки в дневнике, заслуживающие поощрения; ответственные и вызывающие доверие спутники; оздоровительные и туристические достоинства поездки).

О Подобным способом мы действуем, когда, вместо того чтобы отдать маленькому ребенку приказ: Убери свою комнату! и рассчитывать на его память, понимание и достаточную мотивацию, обращаемся к нему с несколькими конкретными и простыми поручениями: Положи кубики в корзинку, Поставь игрушки на полку и т. д. Такие задания несложны даже для малыша, они понятны и не требуют длительной концентрации внимания. Мы просто заменяем основную цель деятельности на ряд субцелей.

Анализируя исходные данные, мы выделяем из них важные, отбрасываем ненужные, а также осуществляем интерполяцию, т.е. заполняем имеющиеся пробелы. Выполним упражнение, которое наглядно демонстрирует данный процесс.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Интерполяция совокупности чисел

Проведите , пожалуйста , интерполяцию , то есть дополните следующий цифровой ряд : 1,4,9,,,36,49,,,100.

Надеюсь , что у Вас все получилось . В ряду не хватает четырех цифр . После некоторых размышлений можно заметить , что это последовательный ряд квадратов натуральных чисел . Следовательно , в нем не хватает чисел : 16, 25, а также 64 и 81.

А этот ряд дополните самостоятельно : 2, 11,,32,44,,71,,102.

Правильный ответ находится в конце журнала , но , надеюсь , что Вы хотя бы попробуете найти его сами ! Уверен , у Вас получится !

Наряду с интерполяцией мы также применяем экстраполяцию, которая позволяет нам установить недостающие конечные данные.

И здесь нам, как всегда, поможет пример. Следует почаще упражняться, не так ли?

УПРАЖНЕНИЕ 2. Попытка экстраполяции данных

А ) Если Вам известно , что Ваш автобус отправляется в 6 04, а затем в 6 54, потом в 7 44 и 8 34, Вы без особого труда можете определить время отправления двух следующих автобусов , не указанных в расписании .

И еще один пример, хорошо?

Б ) Улитка после каждого часа своего путешествия по саду находилась соответственно в 11,19, 27, 35 и 43 сантиметрах от места старта . На каком расстоянии от этого места она окажется еще через час ?

Решения Вы найдете в конце урока.

Интерполяция и экстраполяция позволяют найти информацию, которая не дана нам непосредственно, но прочитывается в наборе, совокупности имеющихся данных.

Подобным образом чаще всего используются позитивные данные, то есть утверждающие о наличии чего-либо. При этом нередко недооценивается значение негативных данных, что-либо отрицающих. А ведь бывают случаи, когда для принятия решения утверждающих данных оказывается недостаточно, и именно отрицающие данные содержат необходимую информацию.

Чтобы лучше разобраться в этом, рассмотрим несколько примеров.

ПРИМЕРЫ

Первый пример это врачебный диагноз, поставленный исключительно на основе замеченных симптомов болезни, но без учета так называемых негативных результатов (показаний, находящихся в пределах нормы). Такой диагноз часто неточен, поскольку механически связывает отдельный симптом с конкретной болезнью, не беря во внимание здоровые и нормально функционирующие системы и органы.

О Следующий пример касается анализа вещественных доказательств, проводимого следователем на месте преступления, когда он не учитывает отсутствия каких- либо предметов, не придает значения тому, что чего-то там просто нет.

Именно избирательный (селективный) подход к исходным данным наряду с пренебрежительным отношением к негативным данным (исследования показывают, что мы игнорируем до 90% таких сведений) и создают невозможность разрешения многих проблем.

В данной фазе решающую роль играет репродуктивное мышление, подчиняющееся эвристическим механизмам, которые мы рассмотрим в этом уроке чуть позже.

Репродуктивное мышление состоит в применении ранее приобретенных знаний для выполнения новых заданий, в использовании имеющихся реакций в незнакомых, но побуждающих к этому ситуациях.

И здесь нам, как всегда, поможет практическое упражнение

УПРАЖНЕНИЕ 3. Создаем понятие ПЛИМ

Для этого упражнения нам понадобятся : бумага , ножницы и фломастеры ( или цветные карандаши ). Вырежьте по 9 квадратов , кругов и треугольников . В каждую из этих групп фигур должны входить фигуры трех цветов белого , красного и зеленого и трех размеров большого , среднего и маленького . Получим в сумме набор из 27 фигур , отличающихся друг от друга какой то из указанных черт : цветом , размером или формой .

Перед началом игры Вы должны придумать и записать формулу понятия ПЛИМ , которая будет содержать только две из трех отмеченных черт .

Например , ПЛИМ это любая маленькая белая фигура ( размер и цвет ). Или ПЛИМ это любой красный треугольник ( цвет и форма ). Помните , что , имея в своем распоряжении форму , размер и цвет , Вы можете использовать только два из этих свойств .

Итак , игра заключается в следующем . Партнер выбирает из набора фигуру , а Вы сообщаете ему : является она или нет определенным Вами ПЛИМом .

Задача Вашего партнера угадать выбранную Вами формулу понятия . Для этого он может выбирать столько фигур , сколько ему потребуется , чтобы найти правильный ответ . Затем наступает Ваша очередь отгадывать формулу понятия , которую теперь составляет Ваш партнер . Выигрывает тот , кому понадобится меньше информации для правильного определения , то есть меньшее количество ПОПЫТОК .

Помните , что в каждом туре следует установить и записать новую формулу

Приятного Вам время- препровождения !

Вернемся теперь к обсуждению очередной фазы разрешения проблем.

В третьей фазе – выработки идей – субъект генерирует новые сведения, обогащающие имеющийся запас знаний и позволяющие достичь поставленной цели.

Идеи чаще всего вырабатываются в несколько этапов от определения общего направления поисков и доформулировки окончательного замысла.

Именно в этой фазе возможно так называемое озарение. Состоит оно во внезапном открытии нового направления поисков или даже в возникновении окончательного замысла сразу.

Математик Гаусс после долгих лет работы над трудной проблемой неожиданно нашел удачный вариант решения. Сам он написал об этом так:

Два дня назад у меня получилось Разрешение загадки блеснуло, как луч света. Не могу объяснить, какая путеводная нить связала мои прежние поиски с теми, которые помогли мне добиться этого успеха.

Прекрасные ощущения, не правда ли? Вот бы и нам испытать такое! Подарим себе приятное и полезное психологическое развлечение.

УПРАЖНЕНИЕ 4. Пробуем разрешить проблему Шекели

Разложите три дополнительные спички так , чтобы в каждой строке и в каждой колонке было по четыре спички ..

Не спешите заглянуть в ответ в конце урока , не подумав предварительно над заданием . Желаю Вам упорства и настойчивости . На обдумывание даю Вам 10 минут , хорошо ? Можете использовать для этого рисунок или воспользоваться настоящими спичками . Если у Вас получится , можете гордиться Собой !

Существуют две теории, объясняющие явление озарения:

* теория инкубации (созревания), в соответствии с которой идея появляется в результате подсознательного процесса мышления, который, несмотря на временную паузу в процессе решения, продолжается и представляет собой как бы дозревание идеи и неожиданное ее рождение;

* теория избавления от ошибочных установок: отдыхая от проблемы во время перерыва в работе, человек тем самым избавляется от ошибочных направлений поисков; отвлечение от проблемы позволяет взглянуть на нее со стороны и обнаружить верное направление дальнейших действий.

В последней фазе проверки человек анализирует ценность идеи в свете имеющейся у него информации. Результатом этой фазы является принятие или отклонение идеи. В этой фазе используется прежде всего также аналитическое, или критическое мышление типа 8. Иногда субъект оценивает качество идеи путем применения алгоритмов.

Вы знаете, что такое алгоритмы? Если нет, не беспокойтесь, определение найдете через несколько страниц, но помните, что, если Вы сомневаетесь в значении каких-либо терминов, не стоит оставлять это без внимания. Как утверждает история, великие ни-когда не скрывали своего незнания.

Этот урок просто изобилует специальными терминами. Они служат описанию и объяснению того, что происходит, когда мы думаем. Нас интересует их глубинный смысл.

Лучший способ проверить, как Вы усвоили материал данного урока, это попытаться объяснить кому-нибудь из посторонних хотя бы одну из рассмотренных здесь проблем. Поэтому предлагаю Вам очередное упражнение, на этот раз микрореферат.

УПРАЖНЕНИЕ 5. Образцовый преподаватель

 

Предлагаю , как и в предыдущем уроке , изложить выбранный Вами фрагмент урока кому нибудь из окружающих . Более того , усложните задание и выберите самую трудную для Вас тему .

Подберите хорошие примеры . Если хотите , воспользуйтесь дополнительной литературой . Ваше изложение должно длиться всего несколько минут .

Закончив лекцию , попросите своего ученика поставить Вам оценку не только качественную , но и количественную . Воспользуйтесь случаем закрепить изученный материал и убедиться в своей пригодности к роли педагога .

Ну , какую отметку Вы получили ? Желаю Вам пятерок !

 

Вернемся теперь к обсуждению фазы проверки идей. Существует два основных метода проверки:

* эффективный, состоящий в проверке ценности идеи сразу же после ее выдвижения; если она оценивается отрицательно, формулируется и проверяется другая; процесс этот продолжается до тех пор, пока один из замыслов не будет принят как окончательное решение;

* одновременный, который состоит в выработке параллельно нескольких идей; они сравниваются, и затем выбирается лучший вариант.

Гораздо важнее не спешить с оценкой, чем каждый раз торопиться проверять идею, особенно при разрешении дивергентных проблем, где допускается несколько решений.

Это подтверждает следующий пример.

ПРИМЕРЫ

О Когда группа конструкторов разрабатывает техническую новинку, ее члены не должны слишком поспешно отметать даже самые, на первый взгляд, безумные и нереальные идеи. Они могут содержать ценные элементы, а их первичная проверка может занять слишком много времени и снизить творческий энтузиазм изобретателей.

О Леонардо да Винчи свои творческие замыслы оставлял на этапе рисунков, например: вертолета, танка, подводной лодки, парашюта (а сколько еще фантастических для того времени идей осталось только в его прекрасном и богатом воображении).

Прошли долгие годы, прежде чем кто-то попытался проверить эти замыслы на практике. Займись такой проверкой сам Леонардо, это, возможно бы, сдержало полет его фантазии.

Наша способность к разрешению даже очень сложных проблем была бы гораздо выше, если бы мы не боялись осуждения окружающих, людской молвы, соперничества или просто насмешек в наш адрес. Как Вы полагаете?

Чтобы проверить найденное решение, нужно располагать соответствующими знаниями. Люди обычно не используют в полной мере информацию, которая есть в их распоряжении. Они просто пренебрегают ею, и в результате выдвигают ошибочные гипотезы, выбирают неприемлемые варианты или соглашаются с неудачными планами. Вы уже читали об этом, помните?

 

Насколько используется имеющаяся информация, зависит не только от познавательных возможностей субъекта, но и от эмоционально-мотивационных факторов.

 

Эта зависимость проявляется в двух эффектах:

 

* эмоциональный эффект, который заключается в сильном эмоциональном отношении творца к результату своего труда (так называемый эффект отцовства); его действие может также выразиться в подгонке результатов исследований под выдвинутые ранее гипотезы; это затрудняет проверку идеи и повышает вероятность ошибочного решения;

* эффект первенства, состоящий в переоценке значимости исходной информации и недооценке сведений, полученных позже; это явление наблюдается также в процессе формирования убеждений.

Попробуйте найти примеры описанных эффектов.

 

Стратегия разрешения проблемы это система алгоритмов и эвристических правил.

 

Наступило время определить понятия алгоритм и эвристика, которые мы уже упоминали.

Алгоритмы и эвристические приемы, рассматриваемые в учении о решении задач, отличаются друг от друга наличием или отсутствием гарантии получения правильного результата. АЛГОРИТМ это набор правил, позволяющих верно решать задачи определенного типа. Правила умножения или кулинарные рецепты являются примерами алгоритмов. Пользуясь ими надлежащим образом, мы всегда сможем получить положительный результат наших действий.
 

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ больше напоминают эмпирические правила: это процедуры, ценность которых определяется предшествующим опытом. Однако в отличие от алгоритмов эвристические приемы не гарантируют успеха. Для многих наиболее сложных и интересных задач алгоритмы решения не найдены, а в некоторых случаях даже известно, что они не существуют. В таких случаях и приходится прибегать к эвристическим приемам. Эвристика вступает в действие во всякой сложной ситуации, связанной с решением задач.

Рассмотрим следующие стратегии разрешения проблем:

* стратегия параллельного исследования – субъект формирует полный набор гипотез, а затем одновременно проверяет их в свете имеющейся информации;

* стратегия последовательного исследования – человек формирует только одну гипотезу, а затем проверят ее, и если она оказалась фальшивой, выдвигает следующую; такая стратегия проста, но малоэффективна.

 

Результативность конкретных стратегий зависит от объема имеющейся информации.

 

Для активизации мышления можно применять специальные формы организации мыслительного процесса, например мозговой штурм. Метод предложен исследователем из США А.Осборном и предназначен для разработки идей или решений при работе в группе. Различная профессиональная направленность членов группы, запрет на критику чужых идей, создание жюри из специалистов для отбора наиболее ценных предложений вот основные требования к проведению мозгового штурма.

Мозговой штурм положен в основу так называемой синектики, предложенной американским ученым У. Гордоном. Синектический штурм включает четыре приема, основанных на аналогии (о ней мы уже говорили): прямой (вспомнить, как решаются сходные задачи); личной, или эмпатии (попробовать войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с его точки зрения); символической (определить в двух словах суть задачи); фантастической (представить, как ее решили бы сказочные волшебники).

Способствует решению задач и метод контрольных вопросов, например: А если сделать наоборот? А если изменить форму объекта? А если объект уменьшить или увеличить? и т.д.

Люди используют различные способы штурма проблем и применяют определенную стратегию в зависимости от особенностей возникшей ситуации.

Какой стратегией чаще всего пользуетесь при разрешении проблем Вы? Делаете ли Вы это осознанно? Поговорите об этом со своим Попутчиком.

При разрешении проблем возникают два препятствия (невероятно: мало нам проблем, так еще и препятствия в их разрешении!): ошибочная установка и функциональная фиксация.

Ошибочная установка

Для познания механизма появления и преодоления ошибочных установок были проведены многочисленные исследования. Речь здесь идет о первоначальной неточной установке, с которой мы впервые подходим к проблеме. Это существенно затрудняет рациональные подходы.

Верное решение возможно лишь после преодоления этой установки и принятия другого исходного тезиса. Методом преодоления этого затруднения является временное прекращение усилий по решению этой проблемы.

Функциональная фиксация (или жесткость функции)

Явление состоит в том, что специфическая, хорошо известная функция предмета затрудняет его применение иным способом. Одним из методов преодоления этой трудности является развитие у людей способности использования одного и того же предмета по-разному.

Хороший пример такого ограничения трудности в выполнении задания, требующего творческого подхода к использованию предметов повседневного обихода.

УПРАЖНЕНИЕ 7. Попытка преодоления функциональной фиксации

Попробуйте разрешить две следующие проблемы .

1. Как можно использовать пуговицу ?

2. Как можно съесть суп , не пользуясь ложкой ?

Кстати, при обсуждении темы разрешения проблем нельзя не упомянуть творческое мышление, которое играет огромную роль абсолютно во всех областях науки и культуры, техники, во всем развитии цивилизации.

Мышление этого вида касается проблем определенного класса творческих. Это объективно новые, то есть до сих пор не решавшиеся или не решенные проблемы.

Они являются общественно важными, значимыми в теоретическом или практическом плане. Это открытые проблемы: они неопределенные, их исходные данные недостаточны и неточны.

Творческое мышление проявляется в дивергентных ситуациях, в которых возможно большое количество верных и ценных решений. Оно является также эвристической деятельностью, осуществляемой не безошибочными приемами.

Американский психолог Р. Вудвортс в результате исследования творческого мышления установил 4 его стадии: подготовка, созревание, вдохновение и проверка истинности. Изучение творческой деятельности изобретателей, химиков, поэтов, художников показало, что им часто приходится временно отступать от поисков. Могут пройти дни и недели, прежде чем возникнет долгожданное решение, в то время как внимание отдалено от проблемы. Именно в творческом мышлении чаще, чем где бы то ни было, происходит описанный ранее процесс озарения.

Необходимо сделать еще одно важное замечание. В лабораторных психологических исследованиях процесса разрешения проблем, трудных в познавательном и практическом плане, используются такие задания и материалы, которые не являются личностно значимыми, не связаны с эмоциями, ценностями и последствиями всем тем, что сопутствует разрешению проблем в жизни.

Влияние таких факторов, не включенных в эксперименты, существенно затрудняет поиски решений. Мы должны помнить о взаимозависимости обоих типов трудных ситуаций. То, что первично трудно только в познавательном плане, может составить вторичную эмоциональную трудность, и наоборот.

ПРИМЕР

Это наглядно демонстрируют такие примеры, как решение одной и той же математической задачи на выпускном экзамене и на каникулах, игра в шахматы дома и на первенстве мира, поиск методов лечения болезни на теоретическом уровне и в ситуации, когда ею болен близкий человек.

Мы приближаемся к концу сегодняшнего путешествия. Надеюсь, что Вы провели это время с пользой для себя.

В завершение сообщаю правильные ответы к упражнениям этого урока.

Упражнение 1.

Принцип ряда состоит в прибавлении последовательности натуральных чисел начиная с 9:

х , х +9, х +9+10, х +9+10+11,

Следовательно , в ряду чисел не хватает 21, 57 и 86.

Упражнение 2.

Б . Улитка движется со скоростью 8 см в час ; через час она окажется на расстоянии 51 см , а еще через час 59 см от места старта .

Упражнение 4.

Ну и как ? Почувствовали озарение на себе ( а точнее , на собственной коре головного мозга )?!

Посмотрите , насколько простым становится решение , если мы просто откажемся от этой ошибочной посылки .

В следующем путешествии мы будем искать ответы на вопросы, почему в борьбе со стрессом мы в одних случаях побеждаем, в других проигрываем. Надеюсь, эта тема Вас заинтересует.

Всего Вам доброго. До следующей встречи!

Домашняя работа 6

В зависимости от исходных данных различают проблемы:

а) простые и сложные;

б) открытые и закрытые;

в) объективные и субъективные.

Травмирующая ситуация:

а) возникает в результате перенесенной травмы;

б) приводит к возникновению травмы;

в) вызывает нарушения в деятельности и поведении человека.

Проблема является дивергентной, если:

а) имеет одно правильное решение;

б) имеет несколько верных решений;

в) не имеет решения.

Что представляет собой одновременный метод проверки идей:

а) идею проверяют несколько человек одновременно;

б) выдвижение и проверка идей осуществляется одновременно;

в) вырабатывается несколько идей и из них выбирается лучшая.

Интерполяция это:

а) исключение лишних, ненужных данных;

б) заполнение пробелов в данных;

в) установление конечных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.