Какую пользу можно извлечь из познаний психологии

Чтобы легко находить общий язык с другими личностями, сначала необходимо научиться разбираться в себе. А для этого можно воспользоваться интересными приемами психологии под руководством опытного специалиста.

Здравствуйте!

Приятно с Вами познакомиться. Мы совершенно не знаем друг друга, а каждое знакомство несет в себе элемент неожиданности и риска. Но, без сомнения, общение с новыми людьми это всегда интересно. Надеюсь, что и наше знакомство не будет исключением и станет действительно полезным и важным.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Что может скрываться на обычном листе бумаги ?

Для начала предлагаю Вам своего рода развлечение: Вы постараетесь присмотреться к самому ( самой ) себе глазами профессионального психолога , а я пусть на расстоянии попытаюсь представить себе Ваши эмоции.

Приготовьте достаточно большой лист бумаги, лучше всего формата А 4. Возьмите также карандаши или фломастеры . Если их нет под рукой , воспользуйтесь ручкой .

Пожалуйста, нарисуйте, что хотите. Не волнуйтесь : никто не будет оценивать Ваше умение рисовать .
Тематика, форма, качество исполнения останутся тайной

Прошу Вас, не спешите, уделите этой работе не менее четверти часа. Гарантирую, что это не будет напрасной тратой времени. Рисуя, не думайте о том, что сказали бы другие, увидев Вас в этот момент. Будьте откровенны, смело самовыражайтесь, экспериментируйте.

Полагаю, что работа уже готова.

Возьмите свой рисунок в руки. Посмотрите на этот лист бумаги как на нечто важное творение Ваших рук, Вашей мысли, Вашего воображения.

Для оценки своего труда не пользуйтесь привычными школьными отметками, которые так часто сдерживали проявление Ваших способностей.

Согласно теории голограммы (каждая часть содержит в себе информацию о целом) все, что мы делаем, все наши поступки это проявление наших особенностей и свойств. Другими словами, наше поведение, внешние действия и реакции отражают наш внутренний мир, нашу личность в целом. Проблема заключается в том, что мы не всегда можем их расшифровать, понять, что за ними скрывается. Попытаюсь Вам в этом помочь.

Теперь дайте ответ, лучше в письменной форме (себе всегда стоит уделять время!), на вопросы:

Что Вы видите на этом листе бумаги?

Не ограничивайте свое описание простым перечислением изображенных предметов. Подробно расскажите о выбранных Вами красках, формах, использовании пространства. При этом Вы можете менять положение листа, поворачивать его, даже рассматривать кверху ногами, независимо от того, является ли рисунок абстрактным или конкретным.

Что Вы ощущаете, глядя на изображение?

Запишите все возникающие у Вас ощущения, эмоции, настроения. Пожалуйста, не только укажите, какие эмоции вызвал у Вас рисунок: положительные или отрицательные, но и постарайтесь вслушаться в свое настроение более внимательно. Посмотри- те, какие элементы рисунка являются приятными, безопасными, близкими, теплыми, а какие возбуждают в Вас страх, враждебность, агрессию. Возможно, некоторые элементы рисунка вызывают стыд или смущение Все эти переживания очень важны, независимо от их знака и интенсивности.

Что Вы думаете об авторе этого рисунка?

А теперь представьте себе, что автор этой работы Вам неизвестен. Понятно, что это игра, но игра важная и творческая!

Вообразите, что Вы нашли этот лист на тротуаре, в лифте или другом общественном месте. Вы подняли его и рассмотрели внимательно и оценивающе. Попробуйте определить, что за человек это нарисовал? Молодой, старый, а может, ребенок? Как Вы думаете, какого пола автор рисунка? Энергичный ли это человек, полный жизни или скорее пассивный и зависящий от других? Пофантазируйте на эту тему, дайте свободу воображению и запишите свои выводы.

Надеюсь, что главная цель достигнута: Вы открыли в себе нечто новое и убедились, что такой способ времяпрепровождения вызвал у Вас интерес. Это упражнение является примером, своего рода визитной карточкой практической направленности нашего курса.

Не забудьте обязательно поблагодарить самого себя за минуту откровения, время и энергию, посвященные собственному Я и направленные на самопознание.

И еще одно существенное дополнение: пользуясь этим упражнением, Вы можете поэкспериментировать: например, выполнить это задание и обменяться мнениями с кемто из близких, кому Вы доверяете. Помните, однако, что Вы не профессионалы, и Ваши наблюдения не являются диагнозом. Ответы должны быть честными, корректными и доброжелательными. Их целью должно быть взаимное благо и сближение. Если же Ваш партнер в этом упражнении вызвал у Вас негативные чувства, лучше сразу откажитесь от этой идеи. Помните, что человек, с которым мы очень откровенны, перед которым мы раскрываемся, должен заслуживать этого. Чрезмерной откровенностью с незнакомыми отличаются неосторожные, инфантильные люди. Поэтому, принимая такое решение, будьте благоразумны и рассудительны.

А теперь вновь вернемся к основной теме нашего первого урока проблеме использования профессиональных знаний, а именно знаний психологии, в повседневной жизни. Чтобы плодотворно сотрудничать с Вами, мне пора представиться.

Я психолог, и с этого момента я буду сопровождать Вас в Вашем новом путешествии, целью которого является познание и эксперимент. Попытаемся проникнуть в те явления и процессы, которые, с одной стороны, нам так близки и знакомы, а с другой загадочны и непонятны.

Понять и научиться управлять этими процессами цель нашего путешествия, приблизиться к которой и поможет данный курс.

Однако давайте сразу уточним ряд существенных моментов.

* Если Вы хотите много знать из области психологии, то курс станет прекрасной базой для дальнейшей работы, поможет Вам сделать первые шаги на этом длинном ПУТИ.

* Если Вы хотите постичь глубины этой науки, то помните, что это только начало пути.

* Если Вы стремитесь прежде всего получить и отработать определенные важные практические навыки, то, учитывая специфику корреспондентского общения, рекомендуем Вам проявить в этом случае большую активность и самостоятельность.

Почему же я считаю корреспондентский способ обучения вполне подходящим для изучения психологии? Почему я уверен, что мы с Вами достигнем поставленных целей?

Я убежден, что Вы имеете все основания искать, задавать вопросы, стремиться больше знать и больше понимать. Вы должны и можете научиться справляться с проблемами и неудачами. Всецело одобряю Ваш интерес к миру, к людям, к себе. Действительно, что может быть интереснее?

Специальная литература, в которой мы ищем ответы на наши вопросы, бывает непонятной из-за обилия научной терминологии, длинных теоретических выкладок, эмпирических противоречий. Даже такой точный раздел науки, как физика, отвечает нам, например, на вопрос о природе света неоднознач-но, представляя его то в виде волн, то как совокупность частиц

А что же психология? Эта наука сложна, многогранна и неоднозначна. Временами кажется, что существует целый ряд психологии. Так оно, собственно, и есть, если присмотреться к ней повнимательней. Каждое отдельное направление по-разному подходит
к рассмотрению психологической природы человека и в соответствии с этим определяет методы его изучения. Иными словами, читая литературу по психологии, мы должны прежде всего учитывать принадлежность автора к определенной научной школе, направ лению.

Давайте обратимся к примерам. Одними из самых известных направлений в психологии XX века были психоанализ и бихевиоризм, однако они рассматривали личность по-разному. Согласно теории психоанализа человек предопределен собственной биологической природой, врожденными особенностями, а сторонники бихевиоризма считали, что он полностью зависит от раздражителей, поступающих из внешней среды. И все же, несмотря на существующие расхождения, представителей этих направлений характеризует сходное отношение к человеку: они лишают его собственной активности, возможности самому определять свою судьбу. Учения, рассматривающие человека подобным образом, значительно упрощали его психологическую сущность, отводя ему пассивную роль и утверждая, что поступки людей можно с высокой степенью вероятности предвидеть и корректировать. В соответствии с этим психологи определяли и способы формирования желаемой личности. Одни из них полагали, что врожденные особенности можно менять, достигая тем самым необходимых результатов, а другие считали, что, воздействуя определенным образом, из человека можно вылепить желаемую личность.

Другой точки зрения на природу человека придерживается известный американский психолог Ролло Мей, который считает неправильным воспринимать человека по его поведению. Он предостерегает от поспешных выводов и упрощений. Например, человек покорно сносит боль и страдания, а это расценивается как равнодушие, когда же он становится решительным, чтобы наконец что-то сделать, это оценивается как проявление раздражительности. Безусловно, изучать человека нужно не только по его реакциям, внешним проявлениям (этим разделом науки специально занимается так называемая экспериментальная психология), в основе этих исследований обязательно должен лежать философский подход.

Итак, альтернативная психология это психология с гуманистическим подходом. По мнению психологов-гуманистов, человек не является простой суммой составных элементов.

Он является личностью, а не организмом. Впрочем, знание функционирования отдельных элементов, безусловно, важно и придает данной теории научность. Известный американский психолог Я.Бюджентал пишет: Конечной целью гуманистической психологии является полное описание того, что значит жить по-человечески. Это описание возможностей человека в сфере ощущений, мышления, деятельности, описание созревания, взросления и умирания человека, описание воздействия людей друг на друга в различных условиях и окружении, а также определение места человека во вселенной.

Все это интересно. Но какое отношение все эти сложные рассуждения могут иметь к нашей теме? Вероятнее всего, Вы хотите больше знать, хотите что-то понять, возможно, желаете расширить границы своего выбора Хотите перестать чувствовать себя плохо или неуверенно Вы пришли на этот курс, чтобы получить ответы на свои вопросы. Давайте посмотрим, как на них отвечает гуманистическая психология.

Ее самое главное положение: процесс описания нашего опыта позволяет посмотреть на себя в данной ситуации как бы со стороны, что, безусловно, помогает осознать свое поведение или действия, увидеть ошибки и способы их исправления. Таким образом, полное, детальное, комплексное описание может стать основанием для дальнейшего развития приобретенных умений и навыков и в конечном счете личности.

Что это означает для нас? То, что мы можем развиваться, совершенствоваться, устранять собственные ошибки, опираясь прежде всего на осознание самого себя, своего поведения, своего прошлого опыта. Мы можем активно влиять на собственную жизнь!

Психологи, придерживающиеся этих взглядов, исходят из того, что любая наука является относительной и изменчивой. К счастью, они не отрицают достижений, полученных другими направлениями психологии, а стараются их дополнить и включить их в рамки более широкой концепции человеческого опыта.

В первобытном обществе лекарством от страхов и неуверенности в повседневной жизни были знания старших и опытных людей, опирающиеся на традиции и жизненный опыт многих поколений. Теперь мы ищем ответы на возникающие вопросы в семье, в кругу близких или друзей, обращаясь к любимым книгам или к Богу.

Но наш современный мир требует от нас способностей, энергии, компетенции. Другими словами совершенства. Он безопасен для сильных, молодых, красивых. Но представляет серьезный вызов для тех, кто не уверен в себе, переживает кризис и нервное напряжение, для тех, кому трудно думать о себе с гордостью, симпатией и уважением. А ведь в такую группу входит большинство нашего населения. К сожалению, далеко не у всех из нас есть ощущение, что мы пришли в эту жизнь для побед, что родились для успеха

Наши обычные заботы наслаиваются, накапливаются, откладываются для решения на завтра, на потом. Иногда их слишком много, иногда они слишком трудные. Но бывает и так, что почти ничто не нарушает нашего психического комфорта, и это воспринимается естественно, а поэтому даже не замечается. Но в любом случае мы стремимся что-то улучшить в себе, в своем поведении или в своих отношениях с другими. Мы желаем развиваться, идти вперед, открывать новые возможности.

Я думаю, что наступил момент, чтобы Вы попытались ответить себе на вопрос: что для Вас послужило стимулом для изучения этого курса, каковы истинные причины Вашего интереса к психологии?

Внимательно прочтите возможные варианты ответов. Подумайте, насколько точно они отражают Ваше личное мнение.

ПРИМЕРЫ

1. У Вас проблемы. В некоторых сферах жизни Вы терпите неудачи. Вы чувствуете себя плохо. Что-то нехорошее происходит в Вашем окружении. Вы стремитесь изменить свою жизнь. Возможно, кто-то наконец поможет Вам? Вам скучно. У Вас период неудовлетворенности. С одной стороны, все у Вас вроде в порядке, но с другой Вы жаждете впечатлений. Ваша собственная жизнь и жизнь Ваших близких кажутся серыми, однообразными. Возможно, кто-то ее раскрасит?

2. Вы чувствуете себя прекрасно! Вы полны энергии, весь Ваш мир наполнен радостью. Ваши друзья оптимисты. Но Вы всегда стремитесь больше видеть, больше знать, больше понимать. Вы хотите расширить Ваши знания и попробовать по-новому посмотреть на мир? Разумеется, у Вас может быть сразу несколько мотивов, причем даже противоречивых. Но главное в них следует разобраться.

Зачем?

Потому что то, чего мы ожидаем, на что мы надеемся в новой ситуации, воздействует на ее восприятие. Именно наши ожидания оказывают решающее влияние на то, каким образом конкретная ситуация будет нами использована. Если Вы четко осознаете, чем Вы руководствовались, принимая решение о поступлении на этот курс, Вы тем самым создаете необходимые условия для того, чтобы Ваши ожидания оправдались. Другими словами, мы получаем то, что ждем, на что настраиваемся.

Рассмотрим этот процесс на примере. Попытайтесь представить себя дегустатором экзотического блюда. Предполагается, что Вы его никогда не пробовали и не знаете мнения о нем других.

ПРИМЕРЫ

О Вы думаете: Это будет ужасно. Уже сам запах вызывает у меня обморок! Незачем мне было вообще все это затевать.

О Вы думаете: Попробую. Рискну. Это будет для меня новым опытом, и я еще не знаю, как я его оценю. Даже если вкус мне не понравится, то, возможно, внешний вид или запах окажутся великолепными. Я, по крайней мере, попробую что-то новое и буду иметь о нем свое мнение!

О Вы думаете: Чудо! Все будет прекрасно. Люди, сервировка, музыка. Я об этом давно мечтал. Это должно быть нечто особенное. От одной мысли слюнки текут.

Будет что рассказать друзьям!

И что же? Начиная дегустацию, мы подсознательно ищем подтверждения своего предположения. У нас не вызывают восторга ситуации, когда наши установки не оправдываются. Если действительность не соответствует нашим ожиданиям, мы подсознательно стремимся изменить ее, приводя в соответствие с внутренними убеждениями. Конечно, это не происходит без участия нашего разума! Нам все время кажется, что мы поступаем осознанно, совершенно обоснованно, и окружающие считают так же.

Увы! Поверьте мне, что блюдо окажется вкуснее в том случае, если Вы были настроены на превосходную еду!

Вернемся теперь к вопросу Ваших установок и ожиданий в отношении данного курса. Я настоятельно советую Вам вырабатывать в себе открытое отношение к новым знаниям, в то же время, не переоценивая возможностей самой психологии.

Попробуйте. Рискните. Оцените потом. Постарайтесь найти то, что является для Вас нужным и важным. Не будьте некритичны и восторженны, но и не спешите с выводами и отложите оценки на более позднее время.

Видите, это уже первые шаги в использовании знаний психологии в повседневной жизни! Именно анализ собственных и чужих ожиданий является прекрасным тренингом, позволяющим развить самоконтроль и сохранить эмоциональный комфорт.

А теперь перейдем к конкретным примерам, взятым из реальной действительности. Вам придется приложить усилия, чтобы включить воображение и применить предложенные, ситуации к себе.

ПРИМЕРЫ

О Вы просыпаетесь рано утром с глубоким убеждением, что сегодня у Вас ничего не получится. У Вас неясные воспоминания о проносившихся ночью снах. Вы ощущаете сильное, не дающее Вам покоя физическое недомогание, разлитое по всему телу и не поддающееся описанию. В зеркале Вы видите лицо явно не с обложки журнала. Разве сегодня может случиться что-либо важное? Скука, рутина, суета

О В трамвае Вы чувствуете себя зажатым со всех сторон. Вокруг Вы видите безликую толпу и чувствуете полное одиночество. Люди кажутся Вам агрессивными и враждебно настроенными. Вы чувствуете неприязнь, страх и, может быть, даже отвращение. Вам хочется как можно скорее выбраться отсюда

О А может быть, другой сценарий? Вы встречаетесь на улице с приятелем, которого давно не видели. Однако во время разговора он крайне невежлив. Целый час он занимается саморекламой, рассказывает о показных успехах. Вас он не слушает, перебивает и игнорирует все Ваши попытки установить добрые отношения. Но вот наконец он уходит, а Вы остаетесь, чувствуя себя глупым, бедным и больным

Можно ли что-то с этим поделать? Конечно! Послушайте: понимая лучше, зная больше, видя проблему шире, Вы получаете дополнительные возможности выбора. Ваша ответственность за жизнь вместе с ее трудностями и радостями повышается. Другими словами, Вы или сами создаете проблемы и заботы или же ищете пути их решения. Ответственность за качество жизни может показаться тяжкой ношей. Эта ноша связана с переживанием большего чувства вины, когда, несмотря на имеющиеся знания и понимание ситуации, мы все еще совершаем и будем совершать ошибки. Однако уверяю Вас, что это будут ошибки иного качества, а о том, что людям свойственно ошибаться и что человек несовершенен, следует помнить всегда, иначе может развиться мания величия.

Как же можно воспользоваться знаниями психологии в ситуациях, изложенных в примерах и демонстрирующих разнообразие жизненных проблем?

Трудно, да и невозможно изложить все существующие способы практического применения психологических знаний. Поэтому мы будем рассматривать лишь те, которые представляются мне наиболее приемлемыми.

Изучив закономерности, управляющие нашими эмоциями и процессами их осознания, овладев приемами самоконтроля и познакомившись с различными механизмами реагирования,Вы сможете улучшить свое психическое самочувствие. Вам будет легче управлять собой, воздействовать на ситуацию и добиваться положительного эмоционального состояния. Здесь Вам смогут помочь определенные методы аутотренинга, элементы психогимнастики, работа над телом, а также методы развития коммуникативности.

Благодаря психологии Вы сможете глубже понимать себя и других.

Познавая мотивационные механизмы, теорию развития личности, Вы сможете точнее отвечать на вопрос почему. Почему Вы так поступаете, почему именно таким образом эмоционально воспринимаете мир? Почему другие так оценивают Вашу жизнь? Почему люди делают именно такой выбор? И еще много разных почему. Эти ответы будут строиться на основе полученных знаний и их применения для понимания и объяснения поведения людей.

Вы сможете также улучшить свое отношение к своей личности, повысить самооценку. Понимая необходимость жить в согласии с самим собой, Вы сможете научиться оценивать свое место в обществе и принимать его. Пользуясь, например, методами аутоаффирмации (самоодобрения), Вам будет легче принимать себя таким, какой Вы есть, сохраняя при этом здравый рассудок, оптимизм, реализм и независимость самооценки.

Вы сможете улучшить свои отношения с другими людьми. Более глубокое понимание того, что в сущности происходит между людьми в различных ситуациях, которое Вы сможете приобрести, изучая теорию межличностного общения, позволит Вам улучшить Ваши ежедневные контакты, а также тщательно готовиться к разговорам, имеющим важное значение в Вашей жизни. Кроме того, это поможет безболезненно прекращать нежелательные отношения с одними людьми, а с другими устанавливать более тесные контакты и сохранять их.

Подведем итоги. Психологическая наука позволяет:

— лучше относиться к себе,

— глубже понимать других,

— развивать задатки,

— устранять недостатки,

— не допускать психических расстройств —

и благодаря этому больше влиять на события, самим руководить своей жизнью и строить судьбу.

Назовем эти действия в соответствии с психологической терминологией: диагноз, терапия, коррекция и стимулирование, психопрофилактика.

ПСИХОЛОГИЯ занимается ЧЕЛОВЕКОМ в его окружении, человеком как личностью. Она рассматривает нас, людей, в человеческом измерении, в личностном масштабе. Ее одинаково привлекают явления типичные и исключительные, зависящие как от ПРИРОДЫ, так и от КУЛЬТУРЫ. Нас, психологов, интересуют изменения человека как в процессе его индивидуального развития, так и в ходе исторического процесса.

Современная психология рассматривает Вас и меня как конкретных личностей личностей неповторимых, уникальных.

Несмотря на то что исследователь и исследуемый являются людьми, которые пользуются одними и теми же правами, их отношения кажутся на первый взгляд неравными, не партнерскими.

Подумайте, как трудно быть объектом собственного наблюдения и изучения. Нелегко быть до конца честным, отвечая, например, на вопрос о целях углубления собственных знаний и познания новых способов работы над собой.

Пожалуйста, проявляйте своего рода снисходительность к себе в процессе своего продвижения вперед. Взвешивая все, задумайтесь еще раз о целях Вашего изучения психологии. Для чего именно Вам нужны эти знания и умения? Надеюсь, что не для шантажа и манипуляции другими (это свидетельствует о наличии у Вас глубоких комплексов!). Верю, что они не будут использоваться в целях достижения превосходства, которое не может заменить искренних отношений, построенных на уважении и любви

А сейчас пришло время выполнить несколько практических упражнений. Попробуем проверить на себе, как это делается, никого при этом не обижая.

Помните первую из вышеописанных ситуаций? Она касалась дня, который начинается плохо, такого пессимистического утра с дурными предчувствиями о неудачном дне. Если не помните, перечитайте пример еще раз.

Что в этой ситуации советует нам психолог?

Поскольку материальной основой психики является организм человека, психические и физиологические процессы тесно связаны между собой, например настроение, юмор и телесные расстройства, на что указывают исследования психофизиологов. Другими словами, наше эмоциональное самочувствие влияет на физическое здоровье, и наоборот.

Зная все это, Вы можете попытаться разорвать этот бессмысленный, замкнутый круг и действительно изменить ситуацию, достичь чего-то положительного. Ваше настроение наверняка изменится к лучшему, если Вы будете уделять больше внимания и заботы собственному телу.

В связи с этим я предлагаю Вам упражнение. Надеюсь, что Вы попробуете выполнить его в ближайшее время, а запомнив, с успехом будете использовать в будущем.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Смена мелодии настроения

Если Вас не покидает какое либо неприятное настроение , например раздражение , упадок духа или вялость , а у Вас нет времени , сил или же просто умения тщательно проанализировать его причины , Вы можете достаточно легко добиться хотя бы некоторого временного улучшения . Пожалуйста , встаньте . Широко откройте окно . Стойте слегка расставив ноги . Дышите глубже . Помните , что вдох делается через нос , чтобы воздух очищался и согревался , а глубокий выдох выполняется через рот . Пожалуйста , попробуйте максимально продлить фазу выдоха . Вслушайтесь в естественный ритм своего тела , почувствуйте темп и глубину дыхания .

Через минуту слегка подвигайте стопами и ладонями . Подумайте об их силе , красоте и развитости . А теперь достаточно сильно потрите несколько раз лицо , как бы вытирая его после умывания . Ваши движения должны быть достаточно энергичными , чтобы Вы ощутили тепло . Не переусердствуйте . Если Ваши руки холодные , Вам следует их заранее разогреть , потерев ладони о тело . Теперь обстучите кончиками пальцев всю голову . Вы можете тереть и массировать ее , имитируя мытье головы .

Быть может, Вы уже сейчас почувствовали определенные изменения. Если это упражнение Вам понравилось и Вы хорошо чувствуете себя, то переходите к следующим упражнениям.

Встаньте . Энергично потрите ладонями все тело . Начните с головы и закончите стопами . Когда Вы выполняете эти действия , пожалуйста , думайте о себе с теплотой , уважением и симпатией . При желании можете сделать 10-15 быстрых подскоков . Если Вам понравится , несколько ускорьте темп и прыгайте невысоко , но очень энергично . Приседайте и отталкивайтесь пружиня .

(Один из врачей-терапевтов любил повторять: мы поднимаемся над землей с одним выражением лица, а приземляемся уже с другим)

Если Вы не хотите прыгать , попробуйте делать наклоны или выполните несколько медленных поворотов туловищем . Во время выполнения этих движений Вы можете помогать себе голосом : например , напевать , считать . Важно , чтобы это не вызывало у Вас напряжения , а происходило само собой , естественно . Делайте , пожалуйста , лишь то , что для Вас привычно , естественно , свойственно Вашему ритму и эмоциональности .

Всю процедуру закончите лежа на полу на спине . Поставьте стопы на пол , колени согните . Руками притроньтесь ко лбу , затем к грудной клетке , к животу

Ну что? Вы чувствуете себя иначе, чем в начале упражнения, не так ли?

Запишите свои замечания и наблюдения. Возможно, Вам захочется поделиться ими с кем- нибудь, кому Вы доверяете, а может быть, Вы вернетесь к ним позднее.

Теперь узнаем, что советует нам психология относительно второго момента, вызывающего у Вас тревогу, поговорим о снах. .

Наверняка Вы знаете о том, что сны позволяют заглянуть в наше подсознание. Они помогают открыть истинные стремления, комплексы, потребности наиболее доступное из того, что глубоко скрыто. Безусловно, подсознательные процессы принимают активное участие в управлении нашей деятельностью и особенно в принятии решений. Поэтому очень важно научиться не только распознавать их, но и оказывать на них влияние.

Предлагаю Вам следующее упражнение. Поработаем над разрядкой и визуализацией. Визуализация это, проще говоря, зрительное представление различных видов восприятия (слухового, зрительного, обонятельного, осязательного и др.). Другими словами, я предлагаю Вам попытаться полностью расслабиться и включить зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, осязательное воображение. Постарайтесь обогатить мир своего воображения, оживить, раскрасить свои сны, чтобы они стали более выразительными, яркими и интересными. Отдайтесь своим ощущениям.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Визуализация Радуга

Для релаксации ( расслабления , снятия напряжения ) предлагаю Вам поочередно представить цвета радуги . Для создания образа используйте фразы , подобные приведенным . Проговаривайте их мысленно или вслух . Если хотите , можете закрыть глаза .

Каждый очередной цвет вводит Вас в состояние все более глубокого расслабления . Если Вам трудно увидеть цвета , не волнуйтесь , это не принципиально , достаточно , если Вы назовете их , чтобы в этот самый момент глубже погрузиться в состояние релаксации . Это упражнение взято из исследований ученого Ф . Ж . Поля Кавалье .

Рекомендуем Вам внимательно отнестись к этому упражнению .

Начнем с КРАСНОГО цвета , о Это очень красивый красный цвет , о Красный цвет кого либо плода или цветка , о Пусть этот красный цвет заполнит все поле Вашего зрения , о Красный везде и всюду

ОРАНЖЕВЫЙ цвет , о Лучистый , подвижный , о Если Вы чувствуете , что Ваше внимание рассеивается , направьте его на оранжевый цвет , о Оранжевый

ЖЕЛТЫЙ цвет , о Желтый , золотистый , о Желтый , как солнце , о Почувствуйте тепло солнца в своем солнечном сплетении , о Фонтан тепла , о Позвольте этому теплу распространиться по всему Вашему телу , о И особенно в тех частях Вашего тела , которые требуют внимания и заботы , о Желтый

ЗЕЛЕНЫЙ цвет , о Зеленый , как огромный луг на солнце , о Зеленый СИНИЙ цвет , о Темно синий , прекрасный синий , о Синий И наконец :

ФИОЛЕТОВЫЙ , о Фиолетовый цвет гармоничный цвет , о Этот цвет дает Вам полное расслабление , о Фиолетовый

Погрузитесь в эти приятные ощущения, которые наполнили Ваше тело, почувствуйте их и оцените.

Когда Вы откроете глаза, Ваш ум будет ясным, отдохнувшим, свободным от напряжения, и Вы будете готовы решать любые ожидающие Вас в этот день проблемы.

Вы можете гордиться собой. У Вас есть все основания радоваться, что Вы снова узнали немного больше о своем внутреннем мире.

Поблагодарите себя за усилия и внимание, посвященные собственным чувственным восприятиям. Подобный тренинг может обогатить и развить Ваше воображение. Но особенно большое значение при этом имеет осознание появившегося нового опыта.

Помните, Вы можете поделиться своими впечатлениями с близким человеком, которому доверяете, но при этом необходимо позаботиться о своем эмоциональном комфорте и чувстве защищенности.

Как еще можно попытаться справиться с ситуациями, описанными в примерах?

Помните ситуацию в трамвае? Или же чувства по отношению к приятелю, которого Вы давно не видели? .. . 

Когда Вы усвоите закономерности, управляющие нами на уровне межличностных отношений, законы психологии общества, узнаете о существующих пространственных зонах общения, познакомитесь с процессами восприятия и понимания людьми друг друга, когда изучите и проанализируете темы наших уроков, Вам будет намного легче находить выход из сложных ситуаций и делать это наиболее оптимальным способом. Ситуация в трамвае будет Вами понята и освоена, Вы сможете влиять на нее и пополнять тем самым свой жизненный опыт. Правда, попытки отстоять личную зону в трамвайной сутолоке могут оказаться забавными. Упражнения из области невербальной коммуникации Вы найдете в том уроке, где мы будем рассматривать, как можно достичь взаимопонимания, не прибегая к словам. Но об этом несколько позже.

 

А сейчас я предлагаю Вам упражнение, которое поможет понять и изменить свое плохое отношение к кому-то, кто нас обидел. Но учтите, оно не распространяется на ситуации отрицательного отношения к человеку, который причинил нам зло, серьезно задел нас, когда наши негативные чувства к нему очень сильны и устойчивы.

УПРАЖНЕНИЕ 4. Украшение чудовища

Приготовьте записную книжку . Попытайтесь ежедневно , в течение не менее 5-7 дней , делать своего рода записи или хотя бы пометки ( это займет у Вас не более 3 минут !), которые мы назовем для себя записями одобрения .

Прежде всего Вы должны выбрать объект человека , с которым Вам в последнее время трудно сблизиться , кого то , кто Вас обманул , кого то , кто выводит Вас из себя . От этого Вы нервничаете , Вас не устраивает , что Вы не можете вернуться к прежним добрым отношениям . Пожалуйста , не предпринимайте попыток выяснить с ним отношения , покуда Вы убеждены , что это не имеет смысла , что Вы можете обойтись без этого контакта . Не начинайте , пока не украсите чудовище .

В своих заметках отмечайте ( не реже 1 раза в день , а можно и чаще ) то положительное , что Вы наблюдаете в объекте своих отрицательных ощущений . Сначала задание покажется Вам как бы искусственным , будет вызывать затруднения , но постарайтесь заставить себя записать , например , что человек X нервирует Вас сегодня чуточку меньше , чем вчера Обращайте внимание на мелочи : одежду , голос , взгляды , жесты . Вскоре задание будет для Вас все менее обременительным . Возможно , такое фиксирование плюсов настроит Вас на улучшение отношений с большим числом людей . Условием успеха является Ваше собственное желание вернуться к прошлым хорошим отношениям . Ведение таких записей одобрения является полезным как в семейном , так и в профессиональном общении , когда Вам приходится бороться с отрицательными , но не сильными эмоциями по отношению к людям , постоянно Вас окружающим .

 

Вы можете великолепно украсить чудовище коллегу по работе, невежливого ученика, соседа, и даже тещу!

Выполнив упражнение, проанализируйте свои ощущения и переживания. Как обычно, можете поделиться ими со своим другом, которому Вы доверяете.

Каждому из нас необходимо помнить, как важно научиться думать о себе положительно, наблюдать за собственным поведением, давая честные, откровенные и в то же время оптимистичные оценки.

Примеры, приведенные в начале урока, должны научить нас бороться с самим собой. Какую помощь нам могут оказать при этом психологические знания?

Уверяю Вас, что у нас на выбор целый арсенал возможностей. Пока я поделюсь с Вами двумя способами. Оба они, хоть и построены на различных теоретических положениях, ставят своей целью изменение Вашего негативного отношения к собственной личности.

УПРАЖНЕНИЕ 5. Здесь и сейчас

Этот метод широко применяется представителями одного из психологических направлений гештальт психологии . Его целью является установление Вами четкой и прочной связи с собственной личностью : принять имеющиеся переживания , правильно понять присущие себе неповторимые эмоциональные состояния . Попробуйте , очень рекомендую .

Займите удобное положение . Постарайтесь ощутить , прочувствовать то , что с Вами сейчас происходит . Именно в данный момент . Что Вы сейчас чувствуете ? Каковы Ваши телесные ощущения ? Вам тепло или холодно , удобно или нет ? Возможно , Вы ощущаете какое то напряжение или Вы расслаблены ? Вы голодны или сыты ? Какие сигналы посылает Вам Ваше тело ?

Осознайте и запишите все возникшие физические ( телесные ) ощущения .

Не классифицируйте их и не оценивайте . Просто наблюдайте и записывайте сигналы . Очень не думать о своем теле , а просто воспринимать себя как некий живой организм .

А теперь рассмотрим то , что фиксируют Ваши органы чувств . Они отвечают Вам на вопросы о том , что Вы видите , что слышите , какие вкусы всплывают сейчас в Вашем сознании , какие запахи Вас окружают , какие осязательные ощущения воспринимает Ваша кожа . Наблюдайте за работой всех органов чувств , которыми одарила Вас природа . Не пренебрегайте ни одним из них . Эти ощущения сопровождаются разнообразными переживаниями , которые обогащают Вашу личность .

Пожалуйста , запишите все Ваши наблюдения .

Теперь перейдем к эмоциям.

Попытайтесь определить возникающие эмоциональные реакции . Вы удовлетворены , радостны , грустны , злы , запуганы , раздражены ?.. Наш язык содержит множество слов , описывающих эмоции . Активно мы пользуемся лишь ограниченным их количеством . К сожалению , лексика , описывающая эмоции , часто ассоциируется у нас только с литературой или с чем то возвышенным . Это свидетельствует не только об ограниченности нашего активного словарного запаса , но также и об отсутствии осознания собственных переживаний . ( Нередко нам кажется , что эмоции бесполезны , что они имеют меньшую ценность , чем , например , мысли , оценки , суждения Это невероятное заблуждение !)

Запишите , пожалуйста , все , что Вы сейчас испытываете , что только Вам удается осознать и назвать . Поэкспериментируйте , останьтесь на пару минут с этим упражнением один на один .

И вновь не забудьте поблагодарить себя за время, посвященное работе над собой. Поблагодарите себя за труд и энергию: ведь таким образом Вы углубляете понимание самого себя, своего опыта, эмоций, ощущений во всем теле. Вы накапливаете обширный материал, который содержит информацию, необходимую для понимания своего я. Нельзя лишать себя этого, поскольку именно эта информация является нашей сутью; частью, пусть лишь малой, непрерывного процесса познания, на основе которого мы учимся мыслить. Мы не каждый день уделяем внимание самоанализу, а ведь именно в нем заключается сущность, необходимая для понимания и разрешения того, что за ним кроется признания своей личности.

В эту минуту не отрекайтесь от себя! Заставьте ощутить себя здесь и сейчас.

Если Вас в этот момент вдруг посетит Муза, и у Вас родится, например, небольшое стихотворение, не оставляйте его без внимания. На самом деле оно несет в себе важную информацию.

Теперь я предложу Вам очередное упражнение. Его целью является также улучшение отношения к самому себе. Такое упражнение носит название аффирмация.

 

Аффирмация это положительная мысль, сознательно выбранная с целью получения желаемого результата.

 

Можно сказать, что человек состоит из суммы всех своих мыслей. Наши предыдущие мысли, хотя постепенно и исчезают из нашего поля зрения, продолжают оказывать влияние на нас. Мы сознательно ищем новые способы постижения действительности, но подсознание возвращает нас к старым приемам и решениям.

Если бы Вы систематически пользовались методами аффирмации, Вы смогли бы оказывать существенное влияние на свое мышление, восприятие и поведение. А сейчас я предлагаю Вам лишь небольшое упражнение, разминку.

Перейдем непосредственно к упражнению.

УПРАЖНЕНИЕ 6. Аффирмация на тему ощущения собственной ценности

Сядьте поудобнее , создайте себе максимальный комфорт и на минуту расслабьтесь . Теперь возьмите , пожалуйста , ручку или карандаш и перепишите нижеприведенный текст . Не спешите , не оценивайте и не зацикливайтесь на мелочах . В каждый пробел вставьте свое имя в той форме , в какой Вы чаще всего его употребляете , какую Вы принимаете , с которой Вы идентифицируете себя положительно .

Я , . человек ценный , достойный уважения и любви .

Я ,. . . . . . . . . . обладаю способностями к переживанию безграничной радости и удовольствия .

Я ,. . . . не сомневаюсь , что мой труд окажется успешным и мои усилия будут вознаграждены .

Я , . . . . . . стремлюсь преодолеть барьер собственного незнания , страха и злости , чтобы проявить свои достоинства и недостатки . Основным условием моего ; благополучного самочувствия является возможность активной деятельности и получение от нее удовлетворения .

Я ,. . . . очень нравлюсь себе .

Я , . . . . . . . . люблю себя с каждым днем все больше

Я ,. . . . . . . ценю в себе мою уникальность .

Я ,. . . . . . . . . . люблю себя , когда бываю с людьми .

Я ,. . . . . . . . . . люблю себя даже в отсутствие людей .

Я , . знаю и принимаю свои специфические потребности .

Я , . могу доверять себе без ограничений .

Я , . . . . . . . . . . стараюсь сейчас быть добрым к себе .

Я , . . . .. . . . . . . верю в свою счастливую звезду .

Каждую негативную мысль о себе мой творческий ум автоматически заменяет на три желаемые положительные мысли .

Запомните : высказывания необходимо формулировать тремя способами , как показано ниже :

Я , . ценный человек , достойный уважения и любви .

Ты ,. ценный человек , достойный уважения и любви .

Он ,. ценный человек , достойный уважения и любви .

 

Разумеется, каждый раз вставляйте в пропуски свое имя. :

Если Вы хотите достичь значительного эффекта от данного метода, то должны учитывать некоторые рекомендации по его применению. Особенно Вы должны помнить, что аффирмация полностью опирается на самовнушение.

Итак, упражнение следует выполнять ежедневно. Лучше всего это делать перед сном и особенно тогда, когда Вы плохо себя чувствуете, когда Вам грустно, когда Вы раздражены. Вы можете выполнять упражнение, например, переписывая аффирмацию (или какими-либо иными способами, с которыми я познакомлю Вас далее) по 10-20 раз. Проговаривайте или пишите аффирмацию, применяя последовательно грамматические формы первого, второго и третьего лица единственного числа.

Помните, что эти указания следует учитывать, когда Вы захотите использовать аффирмацию для углубленной работы.

Кроме переписывания аффирмаций, Вы можете применять и другие способы. Вы можете записать аффирмаций на магнитофонную кассету и воспроизводить их, когда есть для этого возможность. Их можно с успехом слушать во время езды в автомобиле, в кровати перед сном, во время продолжительного купания, при монотонных работах по дому или в саду. Вы можете даже попробовать воспроизводить их во время сна.

Хороший эффект достигается также, если смотреть в зеркало и проговаривать аффирмаций вслух. Повторяйте их до тех пор, пока не увидите, что выражение Вашего лица излучает счастье, а лицо расслаблено. Повторяйте их до тех пор, пока не увидите, что с лица исчезли даже следы напряжения и на нем не осталось ни одной тревожной складки.

Существует еще один эффективный способ, но он требует присутствия партнера. Не забывайте о соблюдении некоторых требований в этом случае: Вы должны работать только с человеком, которому Вы очень доверяете, который то, что Вы делаете, воспринимает не с усмешкой, а как нечто важное, познавательное и сугубо личное.

Сядьте напротив партнера, соприкасаясь коленями; руки поставьте на бедра; стулья должны быть с прямой спинкой. Проговаривайте аффирмации партнеру до тех пор, пока не почувствуете себя с ним хорошо и свободно.

Вы должны обращать внимание на элементы невербальной коммуникации. Вы можете переходить к следующим аффирмациям лишь тогда, когда свободно и без напряжения произносите предыдущие. Партнер также может проговаривать Вам аффирмации в соответствующей грамматической форме 2-го лица (Ты, .. ценный человек

. и т.д.). Если Вы отвлекаетесь, вертитесь, говорите невыразительно, партнер не должен засчитывать Вам попытку. Процесс длится до тех пор, пока Вы не произнесете аффирмацию очень выразительно, спокойно и уверенно.

Все это значительно труднее, чем кажется на первый взгляд. Разговаривайте с собой, пишите, слушайте. Попробуйте сделать из этого развлечение, откройте для себя секреты своего подсознания, обращая особое внимание на мысли и утверждения, не соответствующие или противоположные аффирмациям.

Все наши предыдущие рассуждения представляли собой по сути размышления об использовании психологической науки в повседневной жизни. Надеюсь, Вы прекрасно понимаете, что я не являюсь сторонником одного-единственного подхода. Психология это система разнообразных, порой противоречивых, теорий. С некоторыми из них я постаралась познакомить Вас в этом уроке. Целью этой, надеюсь, творческой неразберихи является стремление вызвать у Вас интерес и более глубокие размышления над сложностью поставленной в теме урока проблемы.

Пожалуйста, не поддавайтесь заблуждению, что психологическая наука научит Вас полностью контролировать свою жизнь. Но она безусловно может пригодиться в очень многих ситуациях. Что же касается университетских курсов психологии, которые требуют так много времени и сил, то и они представляют собой лишь один шаг на пути к трудным и небезопасным профессиям диагноста или психотерапевта.

Итак, наш курс будет своего рода экспериментом, шансом для расширения знаний и опыта по отношению к самому себе и к ближайшему окружению.

 

Психология не делает жизнь проще, не избавляет нас от трудностей и проблем, но она помогает раскрыть наши возможности, эффективнее использовать наши внутренние ресурсы, особенно в трудных и полных риска ситуациях.

 

После изучения курса Вы будете владеть определенным набором психологических знаний. Возможно, с их помощью Вы захотите объяснять различные психические явления, оценивать поведение людей, относить их к различным типам. Однако известно, что каждая интерпретация, опирающаяся на наблюдения, претерпевает по меньшей мере два значительных преобразования, которые могут дать совершенно неожиданный результат. Так что не торопитесь с окончательными выводами.

Так, два человека, наблюдавших за одними и теми же явлениями, нередко расходятся в своих оценках, несмотря на то что они могут располагать одинаковыми профессиональными знаниями.

Первым фактором, искажающим наши суждения уже на входе, является наш перцептивный аппарат. Что это означает? Наши органы чувств не являются совершенными, и то, что мы видим, слышим, ощущаем, в целом является субъективным. Более того, не всегда при наблюдении за людьми (в том числе и за собой) есть возможность, да и необходимость использовать аппаратуру и различные устройства, которые могли бы сделать наше восприятие более объективным.

Приведу конкретный пример: представьте себе, что две учительницы наблюдают за одним и тем же ребенком. Ребенок ведет себя шумно и очень подвижно. Одна из них, например, только что вернулась из отпуска и воспринимает голос и движения ребенка как умеренные, а другая уставшая считает их слишком громкими.

То, что отражают органы чувств, искажается и в зависимости от условий восприятия.

Быстрее всего мы перерабатываем информацию тогда, когда она имеет для нас значение. Однако не исключены ошибки

восприятия, а кроме того, мы нередко оказываемся под влиянием прошлого опыта.Вы наверняка замечали, как полный человек воспринимается пушистым, когда он стоит рядом с худым; звуки кажутся громче, если они раздаются в тишине; неясный контур приобретает образ того, что мы ожидаем увидеть в этом месте, и т.д. Все это результат воздействия объективных, не зависящих от нас факторов.

В этом случае нам могут помочь точные измерительные приборы, которые сегодня используются лишь в специальных лабораториях.

Другим существенным условием, влияющим на наши суждения и выводы, является группа так называемых субъективных факторов. У нас различные потребности, различные системы ценностей, нас различают также впечатлительность, темперамент. И именно по этому, например, бабушка Катя назовет внука Николеньку сладким озорником, а бабушка Валя распущенным мальчишкой.

Но если Вы осознаете и учитываете воздействие всех этих объективных и субъективных факторов, если Вы владеете прочными знаниями, касающимися психологических закономерностей, если Вы в достаточной мере развили в себе способность к анализу и размышлениям, Вы, без сомнения, сумеете использовать эти знания. Я не предлагаю Вам простых способов, потому что верю: Вы справитесь, и потому что считаю:

ТОЛЬКО ТРУДНЫЕ РЕШЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ЦЕННЫМИ.

Интересно, каким образом начало изучения курса повлияет на Вашу жизнь? Очень многое зависит от Вас, Вашей личности и Ваших первых ожиданий. Об этом мы уже говорили в самом начале.

Не требует доказательств тот факт, что теоретические знания и профессиональный опыт оказывают существенное влияние на нашу жизнь. Это проявляется, например, в наших интересах, в способах проведения свободного времени, в нашей речи и социальном положении.

Это влияет на выполнение повседневных, привычных дел и становится особенно заметным тогда, когда мы принимаем важные личные и семейные решения, когда мы определяем направление своей жизни. Разумеется, мы не всегда и не во всем отдаем себе в этом отчет.

Девушка-парикмахер, которая едет в автобусе, замечает мимоходом детали, на которые ее соседка продавщица цветов не обращает вообще никакого внимания. Она видит, например, неровно подстриженные волосы пассажира, сидящего рядом, профессиональное использование цвета краски для волос и т.п. Но если эта девушка очень голодна, влюблена, опечалена, она, скорее всего, обратит внимание на совершенно другие вещи.

Полезным для всех нас является умение отделять то, что касается профессиональной работы, от того, что считается хобби, а также от личной жизни. Скучным для окружающих, одиноким и необщительным будет человек, который разговаривает только на профессиональные темы. Нас замучает до смерти специалист, рассказывающий о тонкостях кормления тритонов. Наверняка, такие специалисты есть и среди Ваших знакомых, и Вы без труда припомните подобные случаи. Группа программистов за праздничным столом не интересна людям, которые далеки от компьютеров. Рыболовы в разгар сезона также становятся изолированной группой.

А как обстоят дела с психологами? Для простого обывателя присутствие психолога представляет если не угрозу, то своего рода вызов.

Представим себе, что каждый психолог, даже во время обеда, видит больше, понимает глубже, мигом расшифровывает нас всех и при всем этом, разумеется, еще и безмерно критичен О, нет! Но все же увлечение и восхищение психологией остаются, поскольку именно она реализует многие наши мечты

Нередко люди утверждают, что боятся просвечивания, раскрытия сокровенных тайн и выявления недостатков профессиональными психологами, психиатрами, психотерапевтами.

Оказывается, это связано с тем, что психологи и психиатры проявляют при наблюдении за людьми своеобразную особенность: они гораздо быстрее и точнее замечают отклонения от нормы, патологию. Их внимание направлено на выявление расстройств и нарушений, понимание их причин и дальнейший прогноз. Они стараются предвидеть развитие нарушений, влиять на их интенсивность и симптомы. И при этом они куда менее внимательны к нормальным, обычным реакциям.

Но нам это не грозит! Разве не приятно почувствовать превосходство любителя над профессионалом?

Всем известна поговорка о сапожнике, который ходит без сапог. Профессия психолога не является исключением, ведь она не избавляет его от больших и малых забот, которые постоянно появляются в нашей повседневной жизни.

Так что же в конце концов дает нам, любителям, эта несовершенная наука психология?

Она НЕ ЗАЩИЩАЕТ нас полностью, она лишь дополнительно СНАБЖАЕТ арсеналом средств, помогающих нам в борьбе за жизненный успех, на пути к победе..

Психология не дает готовых, беспроигрышных советов на все случаи жизни. Главная ее ценность в том, что она выявляет индивидуальные особенности каждого и помогает использовать их в принятии решений.

Именно это свидетельствует о ее уникальности.

Домашняя работа 1

Выберите из предложенных ответов правильный.

1. Согласно психоаналитической теории человек главным образом зависит от:

а) врожденных особенностей;

б) условий воспитания;

в) социального окружения.

2. Как связаны физиология человека и его психика?

а) Физиология зависит от психики.

б) Психика воздействует на физиологию.

в) Физиология и психика тесно взаимосвязаны.

3. Чтобы улучшить свое эмоциональное самочувствие, женщина, глядя в зеркало, делает себе комплименты (восхищается своей внешностью). Это:

а) проявление себялюбия;

б) аффирмация;

в) завышенная самооценка.

4. Задача психологии состоит в том, чтобы:

а) сделать жизнь людей проще;

б) защитить человека от проблем;

в) помочь личности использовать ее индивидуальные особенности.

5. Субъективными факторами, влияющими на восприятие, являются:

а) свойства предмета (размер, объем, цвет, необычность и т.д.);

б) условия восприятия (удаленность предмета, освещенность, погодные условия, время суток и т.д.);

в) индивидуальные особенности человека (состояние органов чувств, темперамент, эмоциональное состояние, профессиональные знания и др.).

ВНИМАНИЕ! Все рецепты даны для ознакомления. Перед применением проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом!


Рейтинг
( 2 оценки, среднее 3 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Vapakol
Комментариев: 1
  1. Катя

    Психология на самом деле очень многое дает человеку, возможность познать и себя и окружающих людей, очень интересные упражнения, обязательно попробую.

Добавить комментарий