Как мы осуществляем внутренний Контроль?

Люди, которые считают, что успех или неудача, победа или поражение зависят от их собственных действий, — это интерналы, или гироскопы. Они видят причинно-следственную связь между действием и его результатом. В соответствии с этим они полагают, что знания и умения индивида, его мотивация и эмоциональная зрелость решающим образом влияют на его успехи или неудачи. Дж. Роттер описывает внутренний контроль следующим образом: Если индивид видит, что событие является следствием его собственного действия или его собственных относительно устойчивых свойств, мы называем это верой во внутренний контроль.

Подобные убеждения тоже формируются в процессе социального научения, в ходе процесса социализации и через подчинение воздействиям данной культуры.

Главным источником внутреннего контроля является такая история индивидуальных подкреплений, которая возникает на основе воспитания родителями, придерживающимися разрешительных принципов. Матери будущих гироскопов предоставляют своим детям раннюю независимость. Дополнительными факторами, формирующими внутренний контроль в процессе индивидуального развития, являются: достаточная, но не чрезмерная защита, одобрение и эмоциональная близость родителей, которые не отталкивают ребенка от себя ни в каких ситуациях.

Как же маленький ребенок учится видеть связь поведения с его последствиями? Одним из способов накопления знаний о жизни является для человека его личный опыт. Его ( часто называют вторым источником информации о мире, поскольку в жизни человека он возникает позже знаний, сообщаемых родителями и другими важными взрослыми. Иногда говорят, что взрослые — это фильтр, сквозь который до ребенка доходит шум мира.

Итак, ребенок, сначала совершенно беспомощный и помещенный под полную опеку взрослых, по мере развития становится все более самостоятельным, получая возможность познания мира через собственную деятельность.

Опыт, о котором мы говорим, — это прежде всего возможность ощущать последствия собственного поведения.

Родители должны дать детям возможность самостоятельно приобрести такой опыт. Даже если это опыт поражений и обид, он стимулирует развитие. Ребенок убеждается, к примеру, что, когда он жалуется на товарища по детскому саду, воспитательница сердится;: когда он не хочет делиться с другими своими игрушками, на него обижаются.

Пришло время для практического упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Как постелешь, так и поспишь
Припомните, пожалуйста, какое-нибудь впечатление из раннего детства. Выберите такое, которое касалось бы наблюдения последствий Вашего собственного поведения. Если Ваши родители или родственники живы, можете спросить, как эти же события запечатлелись в их памяти. Совпадают ли Ваши воспоминания? Что это для Вас значит?

Подумайте, подтвердил или опроверг Ваш собственный опыт предшествующие ему указания взрослых? Научились ли Вы тогда чему-нибудь новому или просто подкрепили слова папы и мамы? Был ли этот опыт приятным или грустным? Почему Вы припомнили именно его, именно им хотите поделиться?

Опишите свое воспоминание (или даже несколько) и попробуйте ответить на вопрос, чему оно Вас научило? Вы тогда еще не были уверены в наличии связи поведение последствия? Насколько сильное переживание выпало на Вашу долю при постижении этой истины? А сейчас я хочу привести интересный пример.

ПРИМЕР
Один четырехлетний ребенок во время радиотрансляции какого-то эпохального политического события развлекался выключением радио. Отец просил его этого не делать, но безуспешно — дитя продолжало забавляться. Повышенный тон не производил на него впечатления, а обещание отшлепать вызывало смех. Игра ребенка с отцом в кошки-мышки длилась долго, мешая следить за ходом событий. В этот момент в комнату вошла мать, которая, едва заметив происходящее, решительным тоном пообещала наказать малыша. На этот раз результат был молниеносным. Как Вы думаете, почему?

Четырехлетний малыш отлично понимал, что последствием такого поведения будет: со стороны отца — беспомощное позволение, а со стороны матери — наказание. Жаль только, что он связал следствие с определенным человеком, а не с собственным поведением.

Другой разновидностью опыта, приобретаемого ребенком в процессе развития, является реализация намерений. Он учится понимать: чтобы получить от других то, чего желаешь, нужно выполнить их требования, приспособиться к созданным условиям (скажем, чтобы пойти на прогулку в парк, нужно собрать игрушки; чтобы посмотреть интересный фильм, нужно выполнить домашнее задание). Таким образом ребенок начинает сознательно контролировать собственные намерения, планировать действия, а также требовать подкреплений, если он их заслужил.

Еще одну разновидность опыта составляют наблюдения за последствиями действий окружающих. Ребенок убеждается, например, что если отец ходит по ковру в грязной обуви, мама сердится на него; если мама хочет получить в магазине нужный товар, она должна за него заплатить.

Чем старше ребенок, тем богаче и разнообразнее его опыт. Он касается все более сложных ситуаций и все большего количества сфер деятельности человека. Его опыт возрастает и умножается, если родители не окружают его слишком назойливой опекой, длящейся дольше, чем это нужно.

Искренне прошу прощения, но, хотя я не склонна к нравоучениям в отношениях со взрослыми людьми, все же, руководствуясь добрыми намерениями, не могу удержаться от призыва:
не мешайте детям приобретать собственный жизненный опыт!

УПРАЖНЕНИЕ 3. Звездочку с неба захочешь достанешь!, или Следи за собой, Жемчужинка!
Кто и как ограничивал Вас во время приобретения Вами жизненного опыта? Вспомните, как Ваше воспитание стимулировало определенный локус контроля. Поделитесь с Попутчиком примерами чрезмерного оберегания Вас, потакания Вашим прихотям и ограничения жизненного опыта.

Важнее всего в этом упражнении осознать, что время детской зависимости кончилось, и пора отвечать за самого себя. Заметьте, что мы совершаем массу ошибок как родители и в других отношениях с детьми. Не будем говорить сейчас о чувстве вины, а отметим лишь ответственность, причем свободную, с полным сознанием собственной силы, энергии и радости от возможностей развития личности. Надеюсь, что Вам есть за что поблагодарить своих родителей и других взрослых. Это Ваш бесценный капитал! Не забывайте об этом.

Позаботьтесь о себе, о хорошей беседе, о возможности поделиться с другими.

Факторы, влияющие на локализацию контроля

Процесс обретения опыта, к счастью, бесконечен; всю жизнь человек учится новым формам поведения, познает новые явления и правила. Однако родители, воспитывая нас определенным образом, способны помочь в обнаружении связи наших поступков с подкреплениями.

Для восприятия мира в этих категориях необходим целостный опыт, без внутренних противоречий в применяемой родителями воспитательной стратегии. Это касается как дисциплины, так и выдвигаемых требований. Важны как целостность в поведении каждого из родителей, так согласованность и решительность обоих. Ребенок, перед которым ставят четко сформулированные требования, учится видеть и понимать их последствия, быстро усваивает стандарты поведения.
Оказывается, дети-первенцы (независимо от пола) чаще обладают более высоким уровнем внутреннего контроля. Когда на свет появляются младшие братья и сестры, ребенок перестает быть единственным и младшим; он вынужден приспосабливаться к новым, сначала даже непонятным, требованиям. От него ожидают понимания того, что от него требуют, называя старшим братом или старшей сестрой. Рано или поздно он понимает это, а затем получает большие, чем младшая сестренка, возможности для развития внутреннего локуса контроля.

Только помните, пожалуйста, что данная закономерность может по-разному проявляться в каждом конкретном случае и применительно к конкретной личности. (Вспомните результаты, полученные Вами в упражнении 1.)

На локализацию контроля оказывают влияние и такие переменные, как социальные факторы. В группах, расположенных на высших ступенях общественной иерархии, чаще появляются люди с внутренним локусом контроля. Это объясняется в первую очередь тем, что социальное происхождение оказывает значительное влияние на человека в построении им образа мира, а также на ощущение собственной значимости. (С другой стороны, хорошо известно, что лица, успешно продвигающиеся по социальной лестнице, также не относятся к категории пассивных и зависимых.)
Особое место занимает такое образовательное учреждение, как школа.

УПРАЖНЕНИЕ 4. Школа радиолокаторов или школа гироскопов?
Школьный опыт, стимулирующий формирование внутреннего и внешнего локуса контроля, — вот материал, который я прошу Вас собрать. Вы можете призвать на помощь собственные воспоминания или воспользоваться воспоминаниями друзей. Кстати, неплохой повод для дружеской встречи! А может быть, Вы едете на какую-нибудь конференцию и там сможете собрать подходящий материал? Если хотите, опросите учителей собственных или знакомых.

Постарайтесь, чтобы воспоминания были конкретные, связанные с определенными событиями. Подумайте, чему Вас учили в школе в плане контроля подкреплений? Совпадало ли это и насколько со стилем семейного воспитания? Насколько школьная оценка зависела от усилий, а насколько от Божьей воли и слепого случая?

Очень важно для Вас подумать обо всем этом и побеседовать с Попутчиком.

Большое значение имеют также убеждения, существующие в конкретных культурах. Это утверждения о том, что предопределено судьбой или, напротив, зависит от знаний и умений индивида. Чем категоричней эти утверждения, тем меньше поведение индивида в определенной сфере зависит от его собственного локуса контроля. Думаю, для иллюстрации стоит привести пример.

ПРИМЕР
О Если Ваша группа верит, что Смерть и жена от Бога дана, то Вы, вероятно, не будете усердствовать с собственными поисками; естественно, речь идет о таких укоренившихся традициях, убеждениях, в которых мы не смеем сомневаться, вросших в историю нашей семьи и нашего социального окружения, впитываемых с молоком матери.

Индивид избирательно наблюдает, какие аспекты его поведения повторяются, а какие — нет, это наблюдение зависит от его собственного восприятия природы причинности в отношениях между подкреплением и предшествующим поведением, — пишет Дж. Роттер. Речь здесь идет об отношении к новому опыту, не подтверждающему прежних суждений.

ПРИМЕР
и Если девушка убеждена, что парни неверны, потому что она слишком многого от них требует, она постоянно будет искать подтверждения своей теории в действительности, и, оставшись одна, будет уверена, что так и должно было быть. Вывод — бегом к психотерапевту! Вернемся к теме.
Лица, уверенные в том, что могут контролировать свою жизнь:
— внимательны к поступающей извне информации, в зависимости от которой строят свое поведение;
— стремятся улучшить свои жизненные условия;
— обращают основное внимание на собственные способности и недостатки;
— невосприимчивы к попыткам давления на них.

Внутренний контроль развивается у детей вместе с возрастом. Это связано с увеличением их возможностей влияния на окружающих, а также с накоплением личного опыта (мы уже писали об этом, помните?). Внутренний контроль связан также со стабильностью и определенностью внешней ситуации. Чем она более предсказуема, тем быстрей мы учимся связывать поступки и их последствия, тем сильнее верим в свои деловые возможности. Обретение внутреннего контроля позволяет сократить время зависимости индивида от его семьи, что способствует достижению эмоционально-социальной зрелости и установлению связи собственных действий с их последствиями. Эту зависимость мы уже рассматривали в рассказе о радиолокаторах.

Оказывается, можно изменить локус контроля с помощью соответствующего тренинга, целью которого является получение людьми специфического опыта.

Существуют, например, программы, направленные на формирование и развитие:
— понятия Я;
— мотивации достижений;
— постановки реальных целей;
— понимания концепции Короля и пешки (где король — это внутренний локус контроля, а пешка — внешний).
Локус контроля может быть изменен и терапевтическим вмешательством. Вообще говоря, курс психотерапии, независимо от его конкретного содержания, способствует развитию ощущения внутреннего контроля.

В то же время (и это необходимо знать) непрофессиональная помощь может приводить к противоположным результатам — усиливать эмоциональную зависимость клиента и углублять ощущение внешнего контроля.

Существует известная зависимость между определенным типом локуса контроля и выбором той или другой терапевтической школы: лица с внешним локусом контроля предпочитают терапевтов-психоаналитиков. В этом случае для пациента особое значение имеет та позиция, которую занимает терапевт в рамках соучастие — контроль, а не то, к какой именно школе психотерапии он относится.

Пациенты же с внутренним контролем выбирают терапевта в зависимости от специфики их проблемы, а также с учетом наличия у них собственных возможностей и навыков контроля. Результаты исследований роли локуса контроля
Рассмотрим результаты исследований, связанных с локусом контроля.

Интересна взаимосвязь локуса контроля и реакции на беспокоящие события. К этой категории событий относятся ситуации неопределенные, вызывающие в людях чувство озабоченности, обманутости. Эти ситуации можно создать и экспериментальным путем. В ходе такого забавного (для исследователя!) эксперимента испытуемые должны были ответить, какие преступления, вероятнее всего, совершили люди, изображенные на предъявляемых фотографиях. Последними им предлагались их собственные фотографии, сделанные скрытой камерой в ходе эксперимента. В эксперименте участвовали три группы испытуемых:
1) безо всякой подготовки;
2) с предварительно созданным хорошим настроением (с помощью шуток, анекдотов);
3) с предварительно созданным плохим настроением (путем прослушивания трудного философского текста с требованием немедленно написать его краткое резюме).

Оказалось, что хорошее настроение снижает разницу в реакциях испытуемых с различным локусом контроля. В ситуации предварительного раздражения лица с внутренним локусом контроля чаще и легче реагировали с юмором, чем лица с внешним локусом контроля. Так, один из испытуемых-гироскопов после предварительного раздражения отреагировал на свой снимок возгласом: Это явный насильник! — и с улыбкой посмотрел на экспериментатора Испытуемые-радиолокаторы реагировали иначе: Это бессмыслица!, Глупость!, Что это значит?

Лица с внешним контролем чаще реагируют испугом и проявлением защитных реакций. Лица с внутренним контролем реагируют на аналогичные ситуации, как правило, с юмором. Они вообще менее восприимчивы к потенциально стрессогенным событиям, редко ощущают испуг или депрессию. И в исследованиях общих особенностей настроения радиолокаторы чаще демонстрируют страх, общее напряжение и депрессию, а гироскопы — ощущение силы и энергии.
Мечты людей с внешним локусом контроля (интересно, как исследуются мечты?..) содержат немало элементов прошлого, в них много страхов и неудач. Это еще больше усиливает их защитные установки. Мечты людей с внутренним локусом контроля касаются будущего, связаны с потребностью в успехах, что облегчает целенаправленную деятельность.

Упражнение 5. О чем Вы мечтаете?
Попробуйте провести три беседы на тему мечтаний. Подберите собеседников так, чтобы они, по Вашему мнению, относились к различным типам локуса контроля. Можете также использовать собственные мечты.

Собранный материал проанализируйте по приведенным ниже характеристикам внутренней и внешней
локализации. Это:
— временная отнесенность (мечты, связанные с будущим или прошлым);
— преобладающие эмоции (страх, робость, беспокойство или радость, гордость);
— планирование достижений или стремление забыть неудачи;
— степень уверенности в осуществлении мечты;
— лица, ответственные за реализацию мечты. –
Что Вы заметили? Действительно ли мечты радиолокаторов и гироскопов отличаются по основным показателям? Возможно, появились еще и другие расхождения? А какие-либо сходства Вы обнаружили? О каком ощущении локализации контроля свидетельствуют Ваши собственные мечты? Поговорите об этом с Попутчиком, будьте доброжелательны и снисходительны к себе и собеседникам.

Интересно выглядят результаты исследований связи локуса контроля со стрессогенными событиями, общественным интересом и умением приспосабливаться.

Эксперименты показали, что внутренний локус контроля является показателем социальной и психологической зрелости личности. Кроме того, оказывается, что при наличии функциональных расстройств у индивида уровень внешнего локуса контроля высокий. Все эти переменные тесно связаны друг с другом и проявляются в комплексе.

Изучалась также связь между различными видами локуса контроля и восприимчивостью к гипнозу. В проводимых экспериментах принимали участие студенты-первокурсники психологического факультета, которые до этого с гипнозом не сталкивались. Бедные студенты!.. Они нередко используются в качестве подопытных кошек и обезьян, о которых в изучении человека мы уже говорили, помните?

Оказалось, что общий локус контроля (касающийся жизни в целом) не влияет на восприимчивость к гипнозу. Значимые различия проявились в субъективной оценке гипнотических впечатлений. Гироскопы после сеанса гипноза имели менее яркие впечатления, радиолокаторы же рассказывали о сильных впечатлениях, хотя обе группы в ходе эксперимента вели себя одинаково.
Выяснилось также, что люди с сильным внешним контролем в социальных ситуациях обнаруживали склонность к приспособлению (чувствуя, чего другие ждут от них). Такое поведение, по мнению исследователей, является результатом стремления соответствовать общественным ожиданиям, а не отражением реальных переживаний в состояния гипноза. Явления, связанные с гипнозом

Интересно, а какая зависимость существует между познавательным диссонансом и локусом контроля? Оказывается, концепция локуса контроля дает возможность объяснить результаты, противоречивые с точки зрения теории познавательного диссонанса. Люди с внешним локусом контроля в экспериментальной ситуации, касавшейся изменения собственного мнения в условиях вынужденной уступчивости, изменяли свои позиции быстрее и значительнее, чем лица с внутренним контролем.

Таким образом, внутренний локус контроля делает нас более устойчивыми к попыткам изменить нашу точку зрения, чем внешний контроль. Ранее мы уже отмечали, что любые незначительные воздействия отрицательно воспринимаются гироскопами. А что Вы сами чувствуете и думаете, когда замечаете, что кто-то пытается незаметно обработать Ваши взгляды? Обсудите это с кем-нибудь, достойным Вашего доверия.

Еще одна важная переменная — это так называемая зависимость-независимость от поля. Данное понятие сформулировано Г. Виткиным и его сотрудниками. Оно характеризует индивидуальный стиль восприятия.

Человека, с трудом отвлекающегося от перцептивного (воспринимаемого) поля, называют полезависимым. Ему трудно отделить конкретный раздражитель от фона, ситуации, в которой он действует, восприятие происходит глобально, в целом. поленезависимые способны к аналитическому восприятию, легко и быстро выделяют отдельные раздражители на фоне общей ситуации. Полезависимые создают образ собственного Я, опираясь в большей мере на мнения других людей. Поленезависимые люди обладают более развитым чувством индивидуальной идентичности.

Экспериментально было подтверждено, что существует тесная связь между зависимостью от поля и эффективностью обучения человека, способами разрешения им конфликтных ситуаций, особенностями межличностных отношений и другими личностными характеристиками.

Интересны выводы исследований влияния локуса контроля на поведение человека в группе:
— лица с внутренним контролем менее восприимчивы к давлению группы, больше доверяют собственным суждениям и более уверены в себе;
— попытки оказания едва заметного воздействия вызывают у лиц с внутренним контролем сильную негативную реакцию;
— исследования изменений во взглядах показывают, что гироскопы меняют точку зрения с большим трудом, чем радиолокаторы; для последних очень важен престиж источника получаемых сведений, тогда как для гироскопов более существенно само содержание информации (они могут изменить свою точку зрения с учетом того, что им сказали, а не кто это сказал);
— интерналы в целом более активно участвуют в общественно-политических акциях;
— обладая властью над другими людьми, экстерналы чаще обращаются к насилию, а интерналы — к воздействиям, основанным на убеждении;
— гироскопы проявляют большее стремление к оказанию помощи, особенно в ситуациях один на один

Локус контроля непосредственно связан с убеждением человека в знании причин различных событий и происшествий. Безусловно, существуют и другие характеристики, оказывающие влияние на поступки человека, но только учет всей совокупности этих переменных позволяет более точно предвидеть поведение человека. Оно обусловлено большим количеством внутренних и внешних факторов, несводимых только к особенностям локуса контроля. Это ясно, не правда ли?

Теория атрибуции
Сравнивая поддающиеся проверке гипотезы, выдвинутые на основе теории социального научения, с теми, которые выдвигаются другими концепциями, психологи пришли к выводу, что для объяснения нашего функционирования следует обратиться к атрибутивным теориям.

Термин теория атрибуции является обобщением нескольких теоретических подходов к рассмотрению важнейших проблем — проблем, связанных с социальным функционированием, т.е. поведением человека в социуме, ближайшем окружении.

Атрибуция в буквальном смысле слова означает приписывание каким-либо объектам или субъектам определенных свойств. Причем, чаще всего приписываемые нами свойства, особенности не являются очевидными, мы только предполагаем их наличие.

То, как мы воспринимаем себя и других, как строим межличностные отношения, является результатом приписывания определенных черт, свойств, состояний себе и другим людям.
Означает ли такой субъективизм восприятия его стихийность, неуправляемость? Или
все же процесс социального поведения подчиняется определенным закономерностям?
Теория атрибуции как раз и занимается их установлением и изучением. Ее выводы строятся на основе наблюдений за людьми и их поведением. Именно поступки людей позволяют нам судить об определенных чертах окружающих, а это, в свою очередь,определяет характер наших действий по отношению к ним.
Существует и такая точка зрения, что атрибуция — это установление наблюдателем внутреннего состояния наблюдаемого по его поведению.

Главной задачей теории атрибуции является определение основных критериев, по которым человек делает выводы о внутренних состояниях других на основе их поступков, а также выявление закономерностей формирования образов этих лиц по приписанным или наблюдаемым состояниям.
Очень запутанно? Вовсе нет. Смотрите! Речь идет о следующей цепочке:
поведение человека — его внутреннее состояние — образ его личности. Чтобы иметь возможность предвидеть поступки других, человек должен выработать причинно-следственную схему, которая одновременно будет основой планирования его собственных действий.
Некоторые особенности процесса социального восприятия просто удивительны:
— люди стараются создать общее представление о других;
— фактором, обусловливающим эту обобщенность, является мера оценки (нравится — не нравится), где особую роль играет первое впечатление;
— для создания общего впечатления о других нам достаточно небольшого объема информации о них.
Рассмотрим эти положения подробнее.
Первое впечатление — это оценка человека в первый момент восприятия. Мы часто воспринимаем людей такими, какими их нам кто-то представил. Вот интересный пример этого.
ПРИМЕР
В одном естественном эксперименте по изучению особенностей первого впечатления профессор объявил своим слушателям, что в этот день занятия будет вести приглашенный преподаватель, и дал конкретную биографическую справку о нем. Первая группа студентов получила характеристику, в которой преподаватель был описан как холодный, работящий, критичный, практичный и решительный. Второй группе студентов было дано такое же описание, но слово холодный было в нем заменено словом теплый. Студентам второй группы преподаватель не только больше понравился, но они и более активно вели себя на его занятиях.

Предварительная информация создает первоначальное впечатление, которое оказывает влияние на восприятие последующей информации.

А что происходит, если получаемые сведения противоречат друг другу? Обратимся к примеру.
ПРИМЕР
О Предположим, Вы узнали, что некто пользуется и репутацией вежливого человека, и известен как грубиян. Конечно, Вы постараетесь разрешить это несоответствие, пользуясь одной из следующих техник:
— проигнорируете или пренебрежете одним из этих качеств (например, что этот тип добродушен и благожелателен);
— дадите собственную оценку одной или обеих черт (например, что его вежливость — лишь маска, предназначенная для обмана людей).
Использование любой из этих техник позволит Вам создать менее противоречивое, а значит, более легкое для принятия представление о человеке.

УПРАЖНЕНИЕ 6. Мое первое впечатление
У этого упражнения много вариантов. Выберите наиболее приемлемый для Вас: тот, который принесет
Вам наибольшую пользу, углубит знания о себе и людях, позволит понять механизмы человеческого
поведения.
1. Попробуйте вспомнить свои впечатления при первой встрече с ныне хорошо известным Вам человеком. Совпадают ли они с Вашими сегодняшними представлениями о нем? Повлияли ли эти первые впечатления на прочность и глубину Ваших взаимоотношений?
2. Проанализируйте впечатления от первых контактов с людьми, с которыми Вы недавно познакомились. Понаблюдайте, будет ли изменяться Ваше первое впечатление о них.
3. Если Вы смелый человек, спросите у своих друзей об их первом впечатлении о Вас.
4. А если уж Вы совершено бесстрашны, проведите эксперимент: сразу после первого знакомства
с кем-нибудь спросите этого человека, какое впечатление Вы на него произвели. Что нового Вы узнали о себе и других людях? Какую роль играет первое впечатление в Ваших контактах с людьми? Какое первое впечатление производите Вы сами? Поделитесь этим с кем-нибудь, заслуживающим Вашего доверия.

Как уже отмечалось, для формирования образа человека нам достаточно минимума информации о нем. Однако эту ситуацию усложняет влияние существующих стереотипов.

Стереотипы — это представления, связанные с готовностью к приписыванию определенных черт целым группам людей.

Большинство из нас (к сожалению!) имеют сформировавшиеся представления о разных типах людей. Мы точно знаем, каковы рыжие женщины, разбираемся в цыганской натуре, можем многое рассказать о евреях, неграх, монахинях

УПРАЖНЕНИЕ 7. Каковы стереотипы Ваших знакомых?
Выберите, пожалуйста, от 3 до 5 объектов изучения, принадлежащих к определенным категориям. Конечно, это должны быть социальные объекты — конкретные люди из Вашего окружения. Категории могут быть самыми разными, например:

— лица со схожими отличительными особенностями (рыжие, толстые, разведенные и т.д.);
— лица, принадлежащие к конкретным группам (врачи, священники, новые русские, домохозяйки и т.д.);
— лица различной этнической принадлежности (русские, украинцы, прибалтийцы).
Попросите как можно больше людей описать представителей этих групп тремя-пятью прилагательными. Предоставьте людям полную свободу оценки.

Проанализируйте собранный материал. Обратите внимание прежде всего на повторяемость отмеченных свойств. Подумайте, опираются ли оценки Ваших испытуемых на личный, реальный опыт или на заимствованные представления, взятые из фильмов, книг, рассказов окружающих? Запишите, что Вы обнаружили, что Вас удивило, а в чем Вы были уверены? Совпадают или различаются мнения? От чего это зависит? Охотно ли участвовали люди в этом эксперименте? Помогают или мешают Вашим знакомым их стереотипы в реальных контактах с людьми? Приведите как можно больше примеров.

Возможно, Вы сумеете предложить какое-либо средство воздействия, которое бы ослабляло влияние стереотипов на отношения между людьми. Поделитесь с Попутчиком своими размышлениями по этому поводу.

Вернемся к теории стереотипов. Когда стереотипы представлений основаны на реальном опыте и являются более или менее точными обобщениями, они облегчают нам контакты с конкретными представителями разных групп. Однако часто стереотипы бывают ложными и затрудняют восприятие и оценку особенностей конкретной личности, что оказывает отрицательное и даже разрушительное воздействие на наши отношения с другими людьми.

Обсудите эту проблему с Вашим Попутчиком.
Насколько часто Вы сами пользуетесь стереотипами? Осознавали ли Вы когда-нибудь, что кто-то другой применяет стереотипы к Вам? Сделайте из беседы конструктивные выводы.

Как показали исследования, мы удивительно единодушны в оценках характерных (то есть стереотипных) черт этнических групп, несмотря на то что с некоторыми из них сталкивались редко или вообще не имели дела. Эти исследования проводились на протяжении длительного времени и подтвердили, что данная закономерность сохранилась до сих пор. Исторически менялись представления лишь о некоторых второстепенных чертах, приписываемых этническим группам, но мнение о главных качествах осталось неизменным.

Студенты охотно пользуются стереотипами, но, к счастью, возражают против того, чтобы вообще давать оценку другим людям. Посмотрите, какие черты приписали американские студенты четырем этническим группам. Изучите приведенные ниже наборы черт и подумайте, с какими из данных определений Вы согласны? О чем это говорит?

Японцы описывались как умные, работоспособные, прогрессивные, ловкие и хитрые.
Евреи — ловкие, корыстные, работоспособные, умные и жадные.

Американцы характеризовались как работоспособные, умные, практичные, честолюбивые и прогрессивные.

Негры, по мнению студентов (интересно, тоже негров или других американцев?), суеверны, ленивы, беззаботны, невежественны, а ко всему еще и музыканты.

Каждый из нас, чтобы сформировать общее представление о других, создает свою, предназначенную для собственного пользования, так называемую скрытую теорию личности. Это значит, что каждый из нас использует, не отдавая себе отчета, определенные шаблоны,

благодаря которым может на основе отдельных данных о другом человеке создать его целостный образ. В данном процессе важную роль играют такие существующие эффекты, как эффект упорядочения, первичности, обобщенности и др. Существенную роль в нашем восприятии других людей играет также информация, относящаяся к сфере невербальной (неречевой) коммуникации (мимика, жестикуляция, зрительный контакт, личностное и межличностное пространство и т.д.).
Г. Келли, известный американский психолог, один из авторов теории атрибуции, утверждает, что люди приписывают черты другим, исходя из распространенных суждений. Попробуем их определить.

1. Разные люди должны производить на нас разное впечатление; поэтому, если мы воспринимаем многих людей одинаково, то маловероятно, чтобы причиной поведения кого-нибудь из них мы посчитали его индивидуальные особенности.
2. Если наше впечатление о каком-то человеке разделяют другие, то весьма вероятно, что это впечатление зависит от личностных свойств этого человека.
3. Впечатление о человеке не должно меняться со временем или с изменением обстоятельств, в которых мы его воспринимаем.
4. Наши выводы о людях не должны зависеть от того, на основе чего мы их делаем. Это означает, что содержание высказываний, невербальных сообщений, результаты наблюдений за поведением должны согласовываться и не противоречить друг другу.

При соблюдении всех отмеченных условий возрастает наша субъективная уверенность в том,
что причиной наблюдаемого поведения являются личностные черты человека, которого мы
наблюдаем. (Если условия не соблюдены, то выводы о чертах других людей скорее всего
отражают индивидуальные особенности самого наблюдателя.)

Можно утверждать, что стабильное поведение дает нам более точные сведения о намерениях наблюдаемых лиц, чем изменчивое. При значительной переменчивости поведение воспринимается как зависимое от конкретной ситуации, а не от особенностей личности.

В процессе атрибуции (установления причин) могут возникать ошибки. Например, американские психологи Хейдер, Джонс и Дэвис подчеркивают, что стремление к поиску внутренних, личных причин человеческого поведения настолько сильно, что порождает ошибки в восприятии.

Мы часто устанавливаем связь между поведением человека и его предрасположенностью, игнорируя или недооценивая влияние реально существующих ситуативных, внешних факторов.

Доказано, что даже если человек выражает чью-то точку зрения (например, в ходе психологического эксперимента), то наблюдатели склонны принимать это мнение за его собственное и искать причины во взглядах и ценностях этого человека.

Одним из внутриличностных факторов, определяющих различия в поведении людей, является рассмотренный нами локус контроля. Установлено, что лица, для которых характерно ощущение внутреннего контроля, склонны и других рассматривать, как внутренне мотивированных.

Отмечено также, что лица с внутренним локусом контроля в процессе атрибуции более внимательны к тому, свободен ли наблюдаемый в выборе линии поведения или же ограничен действием внешних факторов.

То, что мы преувеличиваем значение личностных качеств в формировании поведения человека и недооцениваем роль ситуационных факторов, Г. Келли объясняет двумя причинами.
1. Ошибки в установлении временных и пространственных характеристик анализируемой ситуации (например, мне кажется, что соседка вызывает у меня раздражение всякий раз, когда я ее вижу; в действительности же ее вид нервирует меня, только когда я устал. Но что же делать, если мы постоянно устаем?).
2. Плюралистическое невежество — недостаток или ошибочность знаний о том, как воспринимают данного человека другие люди. Эти же ошибки допускаются и при восприятии и анализе собственного поведения.

Индивид в поисках причин собственного поведения сосредоточивается главным образом на внешних причинах.

УПРАЖНЕНИЕ 8. Все из-за этого велосипеда!
Поделитесь опытом своеобразного переноса причин собственных неудач на внешнюю среду. Попы¬
тайтесь найти яркие примеры (вот мои: я облил гостя чаем; выбросил в помойное ведро важный доку¬
мент; упал, катаясь на коньках; неудачно припарковал машину)- -•
Не хочу принуждать Вас к размышлениям над драматическими событиями. Мы это уже делали. Про¬
анализируйте Ваши чувства, наблюдения и воспоминания в ситуациях, аналогичных тем, которые я
привел как примеры: мелких промахов.и неурядиц (скорее забавных, но, естественно, только для
постороннего наблюдателя).
Постарайтесь записать все, что вспомните о своих переживаниях там и тогда. Можете рассказать о | них своему Попутчику. В чем Вы видите причины этих неудач? Относите ли Вы их на свой счет или на счет сложившейся ситуации? Насколько рациональны и обоснованны Ваши мысли, чувства, представ¬ления?
Если хотите, можете в рамках данного упражнения провести анализ материала, собранного в беседах
с другими людьми. Это будет полезно для Вас. ,
Как показывают результаты психологических исследований, мы склонны считать себя источником успехов других людей и возлагать на них ответственность за наши неудачи. В основе этого лежит стремление сохранить высокую самооценку, возникающую в результате наблюдения за собственными успешными действиями
Побеседуйте о соответствующих примерах и сравнениях. Мой пример связан со школь¬ным обучением. Как часто учителя приписывают успехи своих учеников только себе (с гордостью говорят о победителях олимпиад, даже если их заслуги в этих победах минимальны), а вину за поражение перекладывают на учеников (в том, что ученик оставлен на второй год, учителя виновными, как правило, называют самих учащихся и их родителей, что не всегда соответствует истине!).
Персонажи — то есть люди, предпринимающие определенные действия, склонны
считать их ситуативно вынужденными, а окружающие рассматривают эти действия как обусловленные устойчивыми особенностями самого персонажа.
Серьезной ошибкой, которую мы допускаем в процессе атрибуции, является рассмотрение мотивов поведения людей как результата их внутренних побуждений. Интересно, что это относится главным образом к таким поступкам, которые не являются полезными для субъекта или же противоречат общепринятым моральным нормам.

Другой тип ошибки связан с эффектом ложного общего соответствия. Оказывается,
поступки, существенно отличающиеся от наших, мы воспринимаем как результат
индивидуальных особенностей наблюдаемого человека. Совсем иначе мы оцениваем
поступки, аналогичные нашим. Именно так у каждого из нас складывается специфический
образ социального мира. Людей, которые чаще всего ведут себя иначе, чем мы, мы считаем ответственными за собственные поступки, поскольку, по нашему мнению, они
руководствуются личностными установками. В то же время мы снимаем с себя ответственность, так как полагаем, что наши действия всего лишь отвечают требованиям конкретной ситуации.

Довольно забавно мы оцениваем действия, имеющие различные последствия. Если деятельность приводит к желаемому результату (например, высокой премии), мы приписываем себе большую ответственность за нее; если же действия связаны с неудачами, мы не считаем себя за них в ответе, практически самоустраняясь.
Наша собственная оценка того, что и почему мы совершаем в этой жизни, определяет наше отношение к этим действиям и желание их выполнять в дальнейшем без внешнего подкрепления, а также их место в системе наших ценностей.

Удивительная перемена происходит, когда человек начинает заниматься тем, что для него интересно, да еще и получает за это награды извне. В такой момент он чаще всего приписывает свою активность внешнему фактору — награде. Если впоследствии награду отберут, отменят или снизят, возможно, что он навсегда откажется от занятий, которые доставляли ему столько удовольствия. Обратите внимание на соответствующий пример. ПРИМЕР

Группа из нескольких десятков детей дошкольного возраста, первоначально проявивших действительный интерес к рисованию, приняла участие в эксперименте над избыточным подкреплением деятельности. Детей разделили на три группы, для которых во второй части эксперимента были созданы разные условия:
а) за участие в рисовании была обещана награда;
б) награда хотя и не обещалась, но вручалась после окончания рисования;
в) наград не обещали и не вручали.
Через одну-две недели сеанс рисования повторили, наблюдая за поведением
детей.

Результаты подтвердили влияние избыточного подкрепления: внешняя награда воспринималась как причина выполнения свободно выбранной, интересующей деятельности, что снижало ценность самой деятельности и уменьшало время, посвященное ей детьми по собственному желанию. Группа детей, ожидавших награды, уделяла рисованию только половину того времени, которое посвятили ему дети из двух других групп (эти группы не различались между собой количеством отданного рисованию времени). Результаты были подтверждены и дополнительными исследованиями.

Это отрицательное влияние подкрепления, которое превращает внутренне мотивированных детей в маленьких предпринимателей, работающих только ради выгоды, указывает на необходимость ограничения подкреплений.

Даже положительное подкрепление может отрицательно повлиять на совершение действий, которые данный индивид выполнял с удовольствием, проявляя интерес к самим действиям.

Ощущение субъективной свободы в большей степени присуще людям, которые стремятся получить положительные эмоции, а не избежать наказания. Тот, кто совершает проступки, желая избежать наказания, воспринимается окружающими как менее виновный, чем человек, делающий это для получения каких-либо выгод.

Мы защищаем свою самооценку, избегаем познавательного диссонанса по отношению к себе и другим и в зависимости от индивидуальных особенностей пользуемся различными защитными механизмами. Если обратиться к истории возникновения атрибутивной теории, то она развивалась в русле социальной психологии для разрешения проблем, связанных с социальной перцепцией (восприятием человеком человека). Если индивид своим поведением демонстрирует агрессивное стремление к победе, то это свидетельствует о том, что он вообще такой человек, или о том, что он таким образом реагирует на давление ситуации? Если человек отстаивает определенные политические меры, это отражает его действительную позицию или это должно быть объяснено каким-то другим образом? Если человек не справился с тестом, это свидетельствует о том, что у него низкие способности, или о том, что тест слишком труден?

Атрибутивная теория рассматривает также проблемы, связанные с восприятием самого себя: как индивид судит о своих собственных чувствах, привлекательности, способностях и т.д. и как осознает это, т.е. чувствует, что его убеждения и суждения соответствуют действительности.

В соответствии с одной из атрибутивных теорий для возникновения эмоций необходимы два условия: эмоциональное возбуждение и адекватная познавательная атрибуция этого состояния (приписывание кому-то или чему-то ответственности за его возникновение). Эта атрибуция может касаться как внешних (ситуативных), так и внутренних (относящихся, например, к состоянию нашего организма) факторов. Удивительно, что ни одна из этих двух групп факторов, действуя сама по себе, не может привести к появлению эмоции. Другими словами, даже эмоции мы должны обнаружить, определить, назвать. Правда, не всегда это удается сделать точно.

Например, женщины в грусти позволяют себе всплакнуть, не стыдясь своих слез, мужчины же в подобных ситуациях замыкаются и уходят в себя.

Это связано с установками, которые создаются в детском возрасте, когда девочкам разрешается плакать, но нельзя злиться (поскольку это неженское проявление силы), а мальчикам можно проявлять злость, но не грусть в виде плача (это немужское проявление слабости).

Что Вы об этом думаете? Побеседуйте с Попутчиком и припомните как можно больше конкретных примеров.

Атрибутивная теория мотиваций и эмоций утверждает: если причины неудач человек видит в собственных недостатках или трудности задания, то тем самым он снижает установки на успешное достижение цели в будущем. Если же, по его мнению, это произошло случайно или из-за недостатка усилий с его стороны, то он вполне может надеяться на успехи в дальнейшем.

Успех, приписываемый удаче, не дает уверенности в его возникновении вновь, в отличие от успеха, связываемого с легкостью задачи или имеющимися способностями.
Обладатели высокой самооценки, верящие в достижение успеха, при неудаче сваливают ее на отсутствие везения. Это позволяет им сохранить как высокую самооценку, так и веру в успех. Кто имеет, получает еще больше, а бедняк теряет последние крохи Бедному всегда ветер в лицо Но ведь это правда, Вы согласны? Может, это стоит обсудить с умным собеседником?

Человек с низкой самооценкой рассматривает свой успех как случайность, а неудачу объясняет отсутствием способностей, сохраняя тем самым низкую самооценку и не настраиваясь на успехи в будущем.

Особую гордость мы испытываем, достигая успеха при решении трудной задачи, а сильнейший стыд — потерпев неудачу с легким заданием. Этот вывод очевиден до смешного. Но если взглянуть на него с другой стороны, он означает, что мы не должны стыдиться неудач в трудных ситуация и можем гордиться собой, если решение оказалось легким.

(Кто, собственно, определяет степень трудности? Эта проблема тоже требует от нас честности!)

Индивиды, ориентированные на достижение успехов, выбирают задачи умеренной трудности, а лица с низкой мотивацией достижений — либо очень легкие, либо слишком трудные (видимо, им все равно).

С победой и поражением связаны чувства гордости и стыда. Эти эмоции тем сильнее, чем в большей степени достижение результата связывается с личным, внутренним фактором. Если Вы, переживая неудачу, видите в ней следствие своих промахов и недостаточных усилий, то стыдитесь и испытываете чувство вины. Если же считаете свой успех случайностью, у Вас возникает эмоциональная неудовлетворенность и напряжение; если же успех — Ваша заслуга, возникает удовлетворение, спокойствие и релаксация.
Именно такого сладкого спокойствия я Вам и желаю, приглашая к выполнению очередного упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ 9. Визуализация успеха
Для начала напомню Вам важнейшие принципы визуализации, а именно: забота о комфорте (никаких телефонов!), удобное положение тела, общее расслабление тела с глубоким, ровным дыханием, ощущением тепла в солнечном сплетении и легкой, приятной прохлады на лбу.

А теперь вспомним как можно больше ситуаций, в которых Вы достигли успеха благодаря исключительно своим собственным заслугам.

Закройте глаза, войдите в контакт с самим собой. Позовите воспоминания Вспомните все связанные

с этими ситуациями ощущения: зрительные, слуховые, кинестетические (связанные с температурой, вкусом, запахом). Что Вы тогда переживали? Какое было время года, дня, какой день недели? Помните
ли Вы, во что были одеты? Вернитесь туда, впитывайте все, переживите еще раз эти прекрасные ощущения.

Все ЭТО — В ВАС. Никто и никогда этого у Вас не отберет. Вы можете черпать силы из этого источника положительного опыта в любое время. Поделитесь размышлениями с Попутчиком (а еще лучше со всем миром!) и ГОРДИТЕСЬ СОБОЙ. Поздравляю Вас!
Возвращаемся к атрибутивным концепциям. Возможно, и они были для их авторов личным и незабываемым успехом. Интересно, кому они приписывали заслугу в этом?
Очередная концепция говорит нам о роли козла отпущения. Она касается восприятия причин происшествий и катастроф. Согласно этой концепции, если событие вызывает серьезные последствия, ответственность за их возникновение мы возлагаем на людей, принимавших в нем участие.

Таким образом люди убеждаются в том, что, если знать причины, можно избежать подобных случаев в будущем.

Существует также интересная теория, забавно названная таков уж мир. Оказывается, в нас сильно убеждение: мы получаем от мира то, к чему стремимся, а стремимся к тому, что получаем. Если нам везет, значит мы этого заслуживаем; если же с нами случится несчастье, оно тоже является результатом нашего поведения.

Ребенок рано усваивает необходимость смиряться с тем, что не получаешь того, чего очень хочешь, сейчас и немедленно; необходимость учиться сносить обиды, депривацию, боль. Он учится верить, что жертвы вознаграждаются в будущем. Результата можно добиться настойчивостью и целеустремленностью.

Наблюдая за окружающими, мы замечаем и тех, кто имеет незаслуженные награды, и тех, кто их не получает, даже приложив немало усилий. Однако, стремясь к тому, чтобы наш образ мира был справедливым, мы пытаемся это как-то объяснить поведением самого человека.

Если с кем-то произошел несчастный случай, очевидно, он его заслужил. Если же объективной вины жертвы обнаружить нельзя, мы приписываем ей такую личностную характеристику, которая каким-то образом объясняет ее жалкую участь.

УПРАЖНЕНИЕ 10. Почему у Якова сгорела конюшня?
Не происходили ли в Вашем окружении в последнее время какие-нибудь неприятные случаи? Возможно, они имели место в прошлом?

Постарайтесь побеседовать о причинах таких происшествий с людьми, которым известны их ход и последствия. Прежде всего речь идет об их убеждениях, а не объективных фактах или субъективных ощущениях жертв. Спросите у собеседников, почему, по их мнению, несчастье случилось именно с этими людьми? Почему эти люди не сумели избежать его? Заметили ли Вы в полученном материале аргументы, подтверждающие теорию таков уж мир или, наоборот, ставящие ее под сомнение?

Что все это значит для Вас? Каково Ваше собственно
е мнение по этому поводу? Поговорите об этом с Попутчиком.
Удивительно и установленное психологами явление восприятия лиц в условиях торга. Тот, кто уступает, воспринимается как добрый и слабый, неуступчивый же оценивается как сильный и злой.

Мы редко воспринимаем вместе категории зла и слабости, добра и силы. Это енормально! А что происходит, когда мы приписываем ответственность за происходящее руководителю группы? Чем в большей степени ответственность за неудачи возлагается на него, тем больше снижается активность группы. А руководитель при этом воспринимает подчиненных как приносящих ему неприятности, снимающих с себя ответственность за неудачи, невзирая на факты.

Больше всего новых, эффективных решений возникает в группе, где руководителя не считают главным ответственным за происходящие события, где полагают, что в своих решениях он не может всего предвидеть, а успехи коллектива не являются только его заслугой.

Можно сказать, что повсеместно принятый термин ощущение контроля не слишком точен. Нам необходимо не ощущение, а совершенно осознанное убеждение. Слово контроль тоже не вполне передает смысл понятия. Более точным было бы использование слова управление и, соответственно, осознание внутренней и внешней управляемости I (однако принятые термины настолько укоренились в теоретических трудах и эмпирических исследованиях, что заменять их не имеет смысла).

А в чем состоит связь между самопознанием и ощущением контроля? Вам уже много известно об этом после прочтения предыдущего журнала. Некоторые данные свидетельствуют, что сам Дж. Роттер и его сотрудники считали, что ощущение контроля высту¬пает частью общего представления о людях. Другие же факты говорят о том, что эта переменная является элементом образа собственной личности.

Например, сама шкала Роттера, являющаяся первичным, оригинальным методом изучения ощущения контроля, включает такие утверждения:
1. Я очень часто чувствую, что имею небольшое влияние на то, что со мной происходит.
2. Никогда не соглашусь с тем, что счастье или везение играют важную роль в моей жизни.

Первое утверждение свидетельствует об ощущении внешнего контроля, второе — об ощущении контроля внутреннего. Эти вопросы касаются самопознания. Данные ощущения можно рассматривать и как личные суждения, являющиеся разновидностью самооценок. Говоря, что от меня многое зависит или моей жизнью правит случай, люди тем самым формируют свою самооценку.

Стоит ознакомиться и с результатами исследований роли ощущения контроля в предпочтении риска.

В одном из проводимых экспериментов участники были разделены на группы с внешним и внутренним локусом контроля. Была также проведена предварительная подготовка испытуемых, в ходе которой или доказывалась эффективность игры в Спортлото по определенной системе, или приводились доводы абсолютной случайности этой игры.

Затем испытуемые играли в рулетку. По результатам эксперимента было установлено, что люди с сильным внутренним локусом контроля делали более рискованные ставки, чем обладатели сильного внешнего локуса контроля (при одинаковой подготовке к игре). Зависимость между локусом контроля и предположением риска, которую удалось заметить исследователям, представлена на чертеже.

Большинство интерналов выбирают рискованные стратегии, а большинство экстерналов перестраховываются. Это различие статистически существенно. Оно не зависит от того, участвовали испытуемые в предварительной подготовке или нет.

Как можно объяснить такое поведение? Люди, которые считают, что результаты принимаемых ими решений в значительной мере зависят от их опыта, ума, хорошо разработанной и умело примененной стратегии игры, полагают, что управляют ситуацией. Поэтому они снижают вероятность неудачи и предпочитают действие с высокой степенью риска.

УПРАЖНЕНИЕ 11.Ваша любимая стратегия игры
Сыграйте, пожалуйста, в кости, покер, рулетку или другую известную Вам и доступную азартную игру. Сыграйте несколько раз с разными людьми и в разное время. Какие ставки Вы чаще всего делаете? Как это связано с Вашим локусом контроля? Протестируйте таким же образом лиц из Вашего окружения. Совпадают ли результаты эксперимента с Вашими предположениями?

Обменяйтесь своими наблюдениями в беседе с Попутчиком. Оказывается, внутренний локус контроля не только влияет на отношение к риску, но и вызывает высокую устойчивость поведения в ситуации принятия решения. Другими словами, решаясь на что-то, гироскопы реже поддаются внешним влияниям.

Об этом свидетельствуют и результаты проводимых исследований. Испытуемым с различным локусом контроля предлагалось решить логические задачи. Во время выполнения этого задания экспериментатор старался усилить у испытуемых убежденность во внешнем или внутреннем управлении событиями. Затем участникам эксперимента были предложены пари с разной степенью риска. Испытуемые сначала выбирали пари, а потом называли сумму, которую они были бы готовы поставить. К каким выводам пришли экспериментаторы?

Независимо от того, выбирали ли участники эксперимента конкретное пари или определяли его цену, гироскопы действовали последовательно: в обеих ситуациях они
предпочитали рисковые стратегии. Радиолокаторы были менее последовательны и
выбирали пари очень осторожно, причем требовали форы за участие в рискованных
ставках. Иными словами, изменяли свои предпочтения в зависимости от случайных
обстоятельств.

Принятие решений в обычных житейских ситуациях гораздо сложнее, чем в лабораторных экспериментах. Политики, учителя, врачи, экономисты принимают решения, вызывающие целый ряд последствий, а принятие одного конкретного решения влияет на ход событий и создает новые возможности.

В таких сложных ситуациях мы, как правило, выбираем одну из следующих стратегий:
— актуальную, состоящую в выборе действий, увеличивающих непосредственные -выгоды субъекта;
— перспективную, состоящую в направлении усилий на конечный, возможно отсрочен- ный, результат.

В первой стратегии людей меньше интересует, что случится в будущем; важно, чтобы I сейчас все было хорошо. Такое поведение часто ведет к неудачам. (Шахматист ради получения минутного преимущества берет фигуру противника. В следующей фазе игры этот ход может привести его к окончательному проигрышу.)

Во второй стратегии человек оценивает возможные последствия принимаемого решения, его влияние на ход событий и только потом выбирает наиболее эффективные действия. (Играя в шахматы, он не возьмет фигуру противника второпях, поскольку этот ход может привести его к поражению в будущем.)

Безусловно, именно перспективная стратегия является более полезной.

В одном из экспериментов участники планировали объем производства определенных товаров в течение месяца. Они должны были принять четыре решения. Выяснилось, что гироскопы больше времени уделяли анализу отдаленных последствий своих решений и пользовались перспективной стратегией. Радиолокаторы удовлетворялись немедленными выгодами. В конечном счете больше выгод получили участники с внутренним локусом контроля.

УПРАЖНЕНИЕ 12. Что выбираете: здесь и сейчас или там и потом?
Сыграйте со своими знакомыми в игру под названием Фирма. При этом не раскрывайте ее действительной цели, которой является наблюдение за стратегией принятия решений.
Спланируйте игру. В ней может участвовать 4-6 человек, выполняющих роли: владельца фирмы, конкурента, посредника, случайного благоприятного фактора, случайного неблагоприятного фактора, рынка и т. д. От некоторых ролей можно и отказаться.
Игра приобретает вид психодрамы, в которой важно придерживаться своих ролей, но при этом поступать в соответствии с собственными чувствами и убеждениями. В этой ситуации ничего не следует изображать. Вы должны четко пояснить это Вашим друзьям.
Определите, чем будет заниматься фирма; установите правила взаимоотношений между участниками и способ окончания игры. В течение игры старайтесь меняться ролями.
Наблюдения будут настолько богаты и разнообразны, насколько хорошо, глубоко и согласованно Вы сумеете сыграть. Какую стратегию избрали Ваши знакомые: быстрой выгоды или отсроченного успеха?

Что нового о них Вы узнали? А о себе? Побеседуйте об этом в духе терпимости и уважения к чужим мнениям.

Хотя необходимы дальнейшие исследования и анализ, уже на основе существующих знаний можно утверждать, что локус контроля:
— воздействует на ход процессов принятия решений;
— изменяет наше отношение к риску;
— стимулирует перспективное мышление;
— меняет последовательность наших действий.
Интересна проблема связи внутренней и внешней управляемости с нашей готовностью к оказанию помощи другим людям.

Проведено очень много исследований личностных и ситуативных факторов, важных для таких действий. Известно, что мы реже оказываем другим действенную помощь, находясь в толпе, чем в ситуации Тет-а-Тет: (один на один). Другими словами, чем нас больше, тем меньше шансов, что кто-то поможет. Было установлено также, что мы поддаемся внешнему давлению, подчиняемся указаниям экспериментаторов, даже когда они требуют причинить боль другим. И это подчинение тем сильнее, чем выше престиж и авторитет организаций, которые они представляют.

Психологами доказано, что люди, которые могут свободно решать, помочь или нет,
оказывают более значительную помощь. В эксперименте помощь была нужна человеку, положение которого зависело от действий участников эксперимента. Участники, оказывающие помощь без давления со стороны экспериментатора, помогали лучше и эффективнее.

А в ситуациях, когда нас лишают индивидуальности (деперсонализируют), мы помогаем хуже. Это проявляется, например, в группе новобранцев, в толпе, в незнакомом городе. Уменьшение ощущения идентичности приводит к снижению чувствительности к страданиям других людей.

Интересны исследования реакции людей на необходимость оказать помощь эпилептику,
когда каждый испытуемый находился в отдельном помещении, изолированно друг от
друга. Оказывается, лица, в высокой степени склонные к приписыванию себе ответственности за собственные действия (внутренне управляемые), реагируют в разных ситуациях схожим образом. На их поведение не оказывает существенного влияния ни то, что рядом с ними присутствует много других свидетелей происшествия, ни то, что среди этих свидетелей находятся люди, имеющие специальную квалификацию для оказания помощи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.