Как мы ведем себя в сложных ситуациях?

Добрый день!

Думаю, день пройдет с пользой, если Вы решили уделить время и внимание новой теме, связанной с нашей психической жизнью.

Наш третий журнал посвящен проблемам, касающимся ситуаций, трудных в эмоциональном и познавательном плане. Рассматривая эти проблемы как часть темы стресса, мы должны обратить внимание на разнообразие и специфику не только обсуждаемых ситуаций, но и что важнее наших реакций на них.

Вы наверняка заметили, что в нашем курсе мы уделяем больше всего внимания тем моментам нашей жизнедеятельности, которые связаны с дискомфортом, страданием, болью. Почему бы не сосредоточиться на радости, творчестве, счастье? Ведь то, что нас окружает, и так достаточно уныло, неприятно и мучительно. Зачем нам вновь возвращаться к проблемам, тратить на них столько нашей энергии? Почему они так привлекают наше внимание?

Думаю, что Вы сами знаете ответы на эти вопросы.

Это вовсе не нездоровый интерес к всевозможным психическим расстройствам и болезням или мнительность. Выскажу оптимистическую точку зрения: познание болезненного, трудного и разрушительного может подготовить нас к сознательному и целенаправленному управлению собственной жизнью.

Помните, что хорошо изученный враг не так опасен. А мы изучаем его тщательно и при этом еще и экспериментируем. Пора, следовательно, перейти к первому практическому упражнению.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Как Ваши дела ?

Запланируйте несколько дружеских встреч на этой неделе . Если это трудно , используйте продолжительные телефонные разговоры или воспользуйтесь обычными ежедневными контактами дома ( родственниками , соседями ) или на работе ( с сослуживцами ). Разговаривая с выбранными Вами людьми , спрашивайте каждого : Как Ваши дела ? и старайтесь внимательно слушать и запоминать ответы . Разумеется , не делайте никаких записей во время беседы ( это придало бы ей неестественный характер ), положитесь на свою память .

Приложите усилия , чтобы ответ Вашего собеседника не ограничивался короткой фразой : Спасибо , все хорошо .

В то же время не концентрируйтесь на собственных переживаниях и не проявляйте в разговоре особой активности и настойчивости. Выражайте интерес к личности собеседника, уважение к нему и затрагиваемым им темам. Если дальнейшую работу над этим упражнением Вам придется пока отложить, сразу после встречи сделайте короткие по- метки, которые позже позволят Вам вспомнить содержание разговора.

Затем заполните таблицу, в которой полученные Вами сведения разделите на эмоционально негативные, нейтральные и положительные для Ваших собеседников. При этом учтите, что это разделение может не совпадать с Вашими собственными ощущениями. Используйте только оценки людей, которые рассказывали Вам о своих переживаниях. Помните о субъективном характере оценки стресса. В предыдущем журнале мы говорили об этом подробно.

Записывайте только ключевые слова, конкретные темы, а не полное содержание бесед. Это может выглядеть, например, так:

* финансовые хлопоты, связанные с кредитом, информация эмоционально негативная;

* проблемы с начальником, касающиеся сверхурочных работ, информация эмоционально негативная;

* дружеские отношения с новыми соседями информация эмоционально позитивная;

* повышение успеваемости сына-школьника информация эмоционально позитивная;

* отсутствие перемен в окружении информация эмоционально нейтральная;

* сведения о содержании выполняемой работы информация эмоционально нейтральная.

Приведенные примеры почерпнуты из моих недавних дружеских бесед. Обращаю Ваше внимание на то, что, например, о достижениях в учебе собственного ребенка можно рассказывать совершенно по-разному, независимо от его реальных успехов (оказывают влияние прежде всего уровень притязаний родителей, их ожидания, жизненные установки, ценности и т. д.). Отсутствие перемен в окружении тоже может восприниматься по-разному: радовать, огорчать или даже удивлять Но, повторяю, Вы должны придерживаться эмоциональных оценок, данных Вашим собеседником.

Теперь заполните таблицу:

Рассказы позитивные

 

Рассказы нейтральные

 

Рассказы негативные

 

 

 

 

 

 

 

И каковы же Ваши выводы? Обсудите их с Вашим Попутчиком. Сравните свои и его наблюдения.

Упражнение проиллюстрировало тот факт, что люди охотно делятся своими страданиями, беспокойствами и заботами. Но чтобы это произошло, наш контакт должен вызывать у них основное чувство чувство безопасности.

Такой разговор является прекрасным способом проверить, насколько мы овладели искусством слушать. Когда кто-то чувствует себя защищенным, в безопасности, он легко делится с нами своими проблемами. Конечно, темы, затрагиваемые в разговоре, зависят и от индивидуальных черт собеседника, но в целом описываемая закономерность проявляется практически всегда. И наоборот, симптомом поверхностного контакта, когда ставится под угрозу ощущение собственной значимости, является разговор, содержащий много элементов состязательности, соперничества, хвастовства, стремления изумить собеседника, продемонстрировать превосходство.

Согласитесь, что, придя к врачу, мы не хвастаемся, как изумительно работают наши почки, а рассказываем о нарушениях в их работе. В этой ситуации мы воспринимаем врача как специалиста по проблемам.

Ситуации эмоционально трудные это наша общая проблема, с которой мы знакомы на собственном опыте и с которой ежедневно боремся. Поэтому, если наш контакт с другим человеком был достаточно честным и откровенным, в нем скорее всего пойдет речь и об имеющихся проблемах.

Приглашаю Вас в очередное путешествие в страну Всех трудных ситуаций.

СТРАНА ВСЕХ ТРУДНЫХ СИТУАЦИЙ

Как мы действуем в труднопереносимых ситуациях ?

Надеюсь, проблема Вас очень заинтересовала, так что займемся теорией.

Для начала попробуем определить связь между факторами, определяющими человеческое поведение.

Наше поведение определяется взаимодействием личностных и ситуационных факторов. Однако значение этих факторов может быть разным: в одних случаях главную роль играет личность и ее конкретные качества, в других ситуация и ее особенности.

Здесь можно выделить три типа обусловленности:

а) главным образом личностью;

б) прежде всего личностью, когда ситуация лишь запускает ее поведение;

в) главным образом ситуацией, когда личностные особенности являются вторичными.

Обратите внимание на примеры, иллюстрирующие данные типы.

ПРИМЕРЫ

О X совершает преднамеренное групповое убийство (А);

О V поднимает крик, оскорбляет окружающих, когда его толкнули в трамвае (Б);

О 2 отдает грабителю под угрозой пистолета дневную выручку кафе (В);

О К изучает проблему, связанную с его интересами (А);

О Ь спасает пострадавшего при пожаре (Б);

О М с криком убегает от напавших на него собак (В).

Попробуйте подобрать собственные примеры к каждому типу ситуации. Побеседуйте со своим Попутчиком и обсудите, одинаково ли Вы классифицируете найденные примеры.

Рассмотрим подробнее третий, ситуационный тип обусловленности.

Любой из нас может выйти из себя и разгневаться, если его высмеяли или унизили; может запаниковать, оказавшись в опасности, без шансов на спасение. Это тип ситуации, в которой, как было сказано выше, поведение определяется прежде всего ситуацией, а личностные особенности становятся второстепенными.

Иногда довольно сложно отнести поведение к определенному типу. Мы нередко задумываемся, проявлялись ли такие формы поведения у данного лица ранее или нет? В та-ких случаях необходимо анализировать более длительные периоды жизни человека.

Оценку может затруднить, например, эффект накопления напряжения отдельными мелкими, ежедневно переживаемыми ситуациями. Это иллюстрирует следующий пример.

ПРИМЕР

О Мой пример это агрессивное, несдержанное поведение вежливой, воспитанной, утонченной женщины, которая в течение одного дня столкнулась с несправедливой негативной оценкой ее работы начальником, несколькими ядовитыми замечаниями подруг, оказалась жертвой кражи в трамвае и, наконец, когда делала покупки, была обругана продавщицей. В результате этих событий она начала громко и придирчиво комментировать поведение работников магазина, добиваясь извинений, возврата денег и получения желаемого товара. Вела она себя при этом шумно и невоспитанно. Такое ее поведение в магазине не было связано с ее личностными особенностями, но выражало эффект накопления эмоционального напряжения. Чтобы правильно его классифицировать, надо хорошо знать эту женщину или неоднократно наблюдать за ее поведением в сходных ситуациях.

Иногда очень трудно решить, с каким типом поведения мы сталкиваемся: обусловленным личностными или ситуационными факторами. Сторонники интерактивного подхода придерживаются мнения, что поведение людей всегда определяется взаимосвязью этих двух факторов, а их разделение носит чисто теоретический характер.

Сформулируем не так категорично: все люди, независимо от типа их личности, в одних ситуациях сталкиваются с большими трудностями, чем в других, а вот размер этих трудностей зависит от субъективной оценки.

 

Понятие ТРУДНАЯ СИТУАЦИЯ имеет в психологии два значения:

* Во-первых, трудной считается та ситуация, для выхода из которой сложно найти средства. Это может быть связано с недостаточным количеством информации, которой располагает данный человек, или же с ее избытком, затрудняющим поиск решения. Таким образом определяются, например, математические задачи как трудные или легкие. Иными словами, это ситуация трудная в познавательном и практическом смысле.

* Во втором значении это понятие характеризует ситуации эмоционально трудные. Такие ситуации связаны с переживанием неприятных, отрицательных эмоций, и поэтому являются труднопереносимыми. Эмоции влияют на уровень активности мозга, повышая или понижая его.

Оба эти вида трудностей в действительности чаще всего проявляются одновременно, в неразрывной связи.

Трудноразрешимые познавательные проблемы вызывают неприятные эмоции, и потому становятся эмоционально труднопереносимыми. Примером этого могут являться эмоциональные переживания выпускника, бьющегося над сложной математической задачей.

С другой стороны, эмоционально трудные ситуации нередко так осложняют процессы ориентации, что элементарные проблемы становятся трудноразрешимыми. Подавленность, угнетенное состояние при известии о смерти близкого человека могут являться причиной того, что мы становимся неспособными выполнять даже простые, привычные дела.

Однако такие отрицательные последствия возникают не всегда. Есть люди, которых трудноразрешимые задачи привлекают. Например: шахматисты, ученые, изобретатели берутся за то, что бросает вызов их телу и мозгу, сами активно ищут интеллектуальные и практические трудности. Проблемы, трудные в первом значении, для них совсем не обременительны. Попробуйте найти аналогичные примеры.

Когда мы в психологии говорим о трудных ситуациях, то в основном имеем в виду ситуации неприятные и потому труднопереносимые, трудности же познавательного характера рассматриваются чаще всего как условие или результат этих первых ситуаций.

Они, как правило, связаны с возникновением определенных видов стресса и нередко с ними отождествляются. Общим свойством разнообразных, на первый взгляд совершенно несхожих между собой, стрессогенных ситуаций является то, что они вызывают перегрузку системы психической регуляции поведения и в связи с этим нарушают равновесие между субъектом и средой его обитания.

Вернитесь на минуту к предыдущему учебному журналу и вспомните приведенные там примеры подобных проблем.

Не существует общепринятой и всеми одобренной классификации стрессов.

Известно, что очень сильные и неожиданно возникшие раздражители, например угрожающие жизни человека, практически всегда вызывают состояние стресса. Таким универсальным стрессором является сильный и неожиданный грохот Попробуйте привести другие примеры.

 

С другой стороны, в определенных условиях вызвать стресс может даже самый слабый раздражитель. Я имею в виду, например, капающую из под крана воду в ночной тишине А Вы сможете вспомнить такой миниатюрный стрессор? Что скажете о надоедливой мухе?

Здесь играет роль не только сила раздражителя, измеряемая физическими переменными (скорость, тяжесть, напряжение, натяжение), но и его значение для субъекта. Для одних людей встреча с собакой, езда в лифте, публичное выступление являются стрессогенными, а для других нет. Это и объясняет отсутствие четкой систематизации в данной области психологии.

То, какое значение имеют для человека отдельные ситуации, связано с его жизненным опытом. Он различен даже у однояйцевых близнецов Кроме того, структура, определяющая субъективное восприятие отдельных ситуаций, может меняться.

Примером, иллюстрирующим это явление, служит смена круга общения, в котором живет личность. Культурный уровень окружения определяет существование конкретных эталонов и формирует соответствующие общественные ожидания по отношению к своим членам. Рассмотрим пример.

ПРИМЕР

Ученика в британской школе накажут, если он будет проявлять агрессивность в поведении. Но такое же поведение в исправительной колонии для несовершеннолетних обеспечит ему высокий общественный статус среди ровесников , и повысит самооценку.

Вы наверняка и сами сможете привести немало наглядных примеров.

В специальной литературе мы встречаем различные варианты ситуативных факторов, препятствующих нормальной саморегуляции человека.

Так, нормальные ситуации определяются как те, в которых имеется соответствие поставленных задач и возможностей их реализации, включающих не только средства, но и личностные качества человека. В этом случае трудная ситуация это ситуация, в которой такое соответствие отсутствует. Это приводит к изменению процесса активности субъекта и уменьшению вероятности решения задачи. Достижение желаемой цели становится возмож-ным только при изменении поведения.

Предлагается несколько вариантов подразделения трудных ситуаций, например: а) депривации, б) перегрузки, в) затруднения, г) фрустрации, д) конфликты.

Еще одно определение трудных ситуаций звучит следующим образом: Это такое соотношение целей, условий деятельности и возможностей действующего субъекта, в котором равновесие между элементами нарушено так, что требуется новая координация, а это, в свою очередь, вызывает перегрузку системы регуляции и отрицательные эмо- ции. В результате происходит перестройка поведения индивида, в частности реорганизация или дезорганизация его целенаправленной деятельности.

Кроме того, психологи выделяют среди трудных ситуаций ситуации травмирующие, которые, с одной стороны, нарушают деятельность и поведение человека, а с другой угрожают его ощущению собственной ценности и (или) потребности в безопасности. Люди не всегда владеют способами, защищающими их от негативных последствий в таких ситуациях. Данный тип ситуации рассматривается как порождающий неврозы.

В современном мире психологические нагрузки значительно преобладают над физическими, круг раздражителей, способствующих возникновению стресса, весьма широк. Причем каждый раздражитель при определенных условиях приобретает роль психологического стрессора, однако ни одна ситуация не вызывает стресс у всех без исключения индивидов.

Большое значение для понимания природы реакции на воздействие стрессоров имели исследования американского психолога М. Горовца. Человек находится в состоянии стресса или периодически возвращается в это состояние, по мнению М. Горовца, до тех пор, пока информация о стрессовом событии им перерабатывается.

В процессе ответной реакции на стресс М. Горовец выделяет:

– фазу первичной эмоциональной реакции;

– фазу отрицания, выражающуюся в эмоциональном оцепенении и в сознательном уходе от мыслей о случившемся;

– фазу чередования отрицания и вторжения (вторжение проявляется в воспоминаниях о событии, снах о нем, повышенном уровне реагирования на все, что о нем напоминает);

– фазу дальнейшей интеллектуальной и эмоциональной переработки.

Одним из последствий стресса является психическая травма. Существуют различные подходы к пониманию этого явления. Так, немецкий ученый Р. Янофф-Бульман считает результатом воздействия стрессоров изменение в представления человека о собственной неуязвимости, самом себе, других людях и окружающем мире. В свою очередь, психолог из Израиля С. Эпштейн считает, что психическая травма разрушает уверенность человека в том, что окружающий мир не опасен, что он как личность достоин уважения, а другие доверия.

В отечественной психологии можно выделить следующие взгляды на психическую травму. А. М. Свядощ, к примеру, рассматривает ее как результат воздействия стрессогенных факторов, сила которых определяется значимостью информации для конкретного индивида. Он выделяет острые психические травмы и хронические. Первые являются результатом однократного, сверхсильного воздействия, вторые многократно действующих более слабых воздействий.

Ф. В. Бассин, В. Е. Рожнов и М. А. Рожнова рассматривают психические травмы как результат нарушения психологической защиты личности.

Как видите, различия не слишком существенны и не требуют подробных комментариев, зато они наглядно демонстрируют разнообразие взглядов на рассматриваемый вопрос.

Мы с Вами можем обобщить вышесказанное и перейти к подробному рассмотрению выделяемых типов ситуаций.

Стрессоры, понимаемые как ситуации эмоционально трудные, можно, таким образом, разделить на:

1) ситуации депривации;

2) фрустрирующие ситуации (также затруднения и нарушения);

3) болезненные и раздражающие ситуации;

4) ситуации угрозы;

5) перегрузки.

Рассмотрим теперь сущность, проявления и значение для человека каждого типа этих ситуаций.

Ситуация депривации

Депривация наступает, когда человек никоим образом не может удовлетворить какую либо важную (биологическую или культурную) потребность. Индивид ничего не может с этим поделать. И это так невыносимо!

Исследования депривации проводятся, в частности, в условиях лишения чувственных ощущений (так называемая сенсорная депривация). Отсутствие зрительных, слуховых, осязательных раздражителей значительно затрудняет работу нашего мозга. Первыми признаками этого вида депривации становятся чувство беспокойства и трудности в овладении собственными мыслями, а в дальнейшем не исключено даже появление галлюцинаций. Такой эксперимент провел канадский психолог Хебб, поместив группу добровольцев в звуконепроницаемую камеру. Однако в жизни мы чаще сталкиваемся не с сенсорной, а с психической депривацией. Попробуйте сами предположить, в чем ее сущность?

Примерами психической депривации являются, например, потеря социального статуса, неудачи в учебе, разлука с близким человеком. В подобных ситуациях индивид лишается того, что необходимо для его нормальной жизнедеятельности.

В зависимости от вида неудовлетворенной потребности различают:

* сенсорную депривацию полное отсутствие зрительных, слуховых и иных сенсорных раздражителей;

* эмоциональную депривацию полное отсутствие эмоциональных раздражителей;

* социальную депривацию (обычно она связана с предыдущей формой) полное отсутствие социального окружения (примером могут служить так называемые дети- маугли, предположительно воспитанные животными);

* депривацию основных биологических потребностей отсутствие сна, еды и т. д.

Депривация – это отсутствие или утрата чего-то, что делает невозможным удовлетворение важных потребностей человека. А в результате этого становится затруднительным или вообще невозможным биологическое или психическое существование.

Разовая депривация имеет временные, хотя порой и довольно серьезные, последствия. Особенности этих последствий зависят не столько от типа депривации, сколько от ее продолжительности: чем дольше она длится, тем более заметные следы в психике человека оставляет. Депривации могут изменять естественное психическое развитие, задерживая его (особенно у детей), вызывая социальный регресс, эмоциональный голод, снижая саморегуляцию вплоть до неконтролируемого поведения.

Последствия депривации особенно заметны у детей, которые находятся на лечении в больнице без родителей, содержатся в детских домах, яслях. В этих ситуациях депривация проявляется в состоянии безразличия, перерастающего в полную апатию, либо отчаяния, проявляющегося в реакциях протеста и бунта. Такой жизненный опыт детских лет во взрослые годы может создать трудности в установлении эмоциональных контактов, вызывать недоверие к людям и нежелание сотрудничать с ними.

Если у Вас есть опыт подобного рода, расскажите о нем своему Попутчику. Понимаю, насколько это может быть трудно для Вас Но возможно, острота переживаний уже исчезла, и Вы готовы поговорить с другим, значимым для Вас и исполненным уважения к Вашим ранам, человеком. Помните, что стоит попробовать поделиться своими чувствами, хотя бы для того, чтобы лучше познать себя.

Постарайтесь вспомнить примеры других типов депривации, которые Вы испытали сами или наблюдали в своем окружении.

А теперь предлагаю выполнить очередное упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Угостите себя  депривацией !

При подготовке и работе над этим упражнением Вы должны проявить особую предусмотрительность . Самое важное точно выбрать потребность , с которой придется померяться силой .

Полагаю , что в нашей полной суеты жизни достаточно универсальными потребностями , редко не удовлетворяемыми , являются потребности в пище и умственной активности . С потребностями же во сне и эмоциональных контактах у всех нас бывает по разному . Однако , уважая Вашу индивидуальность и нынешнее психосоматическое состояние , предоставляю Вам право свободного выбора .

 

Выберите , пожалуйста , потребность , которая в последнее время постоянно находится под Вашим контролем , то есть такую , которая Вами постоянно и систематически удовлетворяется . Если выберете , к примеру , потребность в пище , попробуйте обозначить допустимую границу игры с голодом . Если же решитесь на сенсорную стимуляцию , выключите телевизор , телефон , заткните уши , глаза прикройте компрессами , на руки наденьте мягкие перчатки и не спите !

Проверьте , как долго Вы выдержите депривацию избранной потребности : внимательно следите за телесными и психическими ощущениями .

Очень важно при этом отнестись к себе с вниманием и уважением . Ведь важнее всего Вы . Именно от Вашего самочувствия зависят ход и продолжительность эксперимента .

В играх с маленькими детьми в воспитательных целях используют депривацию других потребностей например , неподвижное сидение или стояние , длительное молчание и др .

Как обычно , поделитесь размышлениями с Попутчиком . А может быть , Вы поэкспериментируете вместе ? Только помните : все , что Вы делаете , должно идти Вам исключительно на пользу !

Составьте подробное описание своих впечатлений во время эксперимента . Запишите , что происходило с Вашим телом , какие эмоции Вы пережили , о чем Выдумали , обретая опыт депривации . Попытайтесь объяснить , почему именно эта потребность была избрана Вами как наиболее пригодная для депривации .

Запишите также данные об обстоятельствах эксперимента : где Вы его проводили , как долго он продолжался

А теперь рассмотрим второй тип ситуаций.

Фрустрирующие ситуации ( затруднения и нарушения )

Фрустрация тип трудной ситуации, наиболее полно описанный в психологии. Фрустрация переживается человеком, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными препятствиями. В результате этого он вынужден либо перестроить деятельность, чтобы достичь цели, либо изменить саму цель. В качестве препятствий могут выступать как внешние факторы, так и отсутствие сильного стимула либо же появление нового, конкурирующего мотива.

Проблематику фрустрации, понимаемой как блокирование целенаправленной деятельности, изучал американский психолог С. Розенцвейг. По его мнению, фрустрация наблюдается в случае возникновения достаточно трудных для преодоления препятствий или ограничений.

ПРИМЕР

О Сосредоточьтесь и представьте себе, что, вернувшись с работы, Вы стоите у дверей своей квартиры голодный, уставший, с головной болью и, спеша ответить на доносящийся изнутри телефонный звонок, никак не можете найти ключи, -, чтобы открыть дверь.

Существует также понимание фрустрации как психического состояния, вызываемого объективно или субъективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели, либо делающими решение задачи невозможным.

Иногда для обозначения раздражителей и ситуаций, вызывающих состояние фрустрации, используют понятие фрустраторы.

Фрустрация явление психологически обоснованное, естественное и повсеместное. Она является неотъемлемой частью нашей жизни. С простым типом фрустрации мы сталкиваемся в ситуациях борьбы мотивов или принятия важных решений.

Последствия фрустрации не обязательно будут негативными. Еще Гораций утверждал, что препятствия будят в нас способности, которые при благоприятных обстоятельствах никогда бы не проснулись. Что Вы об этом думаете? Мне эта мысль очень импонирует. Надеюсь, что и Вам она придаст сил в ежедневных состязаниях с судьбой.

В отличие от депривации в фрустрирующей ситуации индивид не лишается возможности действовать, а только сталкивается с препятствием. Это может быть либо внешний фактор, например поведение другого человека, оказывающего сопротивление, либо фактор физиологического характера (головная боль, голод, усталость).

Искусственным путем вызывали и исследовали фрустрацию у животных (а они, бедные, и возразить то ничего не могли!), создавая препятствия и затруднения на пути к получению пищи. В других исследованиях детям давали поиграть красивыми игрушками, которые потом прятали за сеткой. Нетрудно представить себе, что это было за удовольствие Интересно, хотели бы экспериментаторы подвергнуть таким эмоциональным пыткам себя? Что Вы об этом думаете?

В основном люди занимают две позиции по отношению к возникшим препятствиям:

* наступательную, когда препятствие воспринимается как задача, которую необходимо решить, объективная трудность, требующая усилий, реализации возможностей, смены стратегии действий. В этом случае препятствие заставляет попотеть, но пробуждает не отрицательные эмоции, а скорее интерес и творческие поиски. Здесь ме- няется не цель или основное направление деятельности, а только тактика, возникающее же напряжение подкрепляет первоначальную мотивацию;

* оборонительную, когда возникают сильные негативные эмоции и изменяется первоначальное направление деятельности. В такой ситуации индивид может броситься в атаку на источник фрустрации или, напротив, постараться уйти от проблемы, пытаясь защитить себя от неприятного эмоционального напряжения.

Как мы уже сказали, реакции на фрустрирующую ситуацию могут быть различными: от стремления любой ценой преодолеть преграду, прилагая неимоверные усилия, до стремления обойти проблему либо заменить желаемую цель реальной. Возможно и принятие создавшегося положения, когда человек полностью смиряется с возникшей ситуацией, подчиняясь обстоятельствам.

Так же как и в реагировании на стресс, существует индивидуальная восприимчивость к фрустрации.

А как ведете себя Вы, когда сталкиваетесь с фрустрацией? Обороняетесь или наступаете? Это зависит также и от характера фрустрированной потребности. Задумайтесь о том, как реагируют на фрустрацию Ваши близкие.

Экспериментальные исследования показывают, что чаще всего мы реагируем на фрустрацию агрессией, регрессией и фиксацией. Эти типы дезорганизации поведения обсудим чуть позже, в ходе урока.

Реагируя на фрустрацию, индивид может, как и в других трудных ситуациях, использовать защитные механизмы.

Еще одним серьезным последствием фрустрации для человека может стать задержка развития его личности, основным компонентом которой является иерархическая система потребностей. Система эта формируется постепенно. Неудовлетворение потребностей низшего порядка, к примеру биологических, делает невозможным появление высших стремлений, таких как познавательные интересы или в потребность самореализации. (Эта проблема подробно раскрыта в теории самореализации одного из ведущих американских психологов в области исследования мотивации А. Маслоу, )

Если ребенок в процессе развития длительное время не может удовлетворить, например, потребность в безопасности, впоследствии он будет постоянно искать возможность ее удовлетворения, демонстрируя инфантильные, незрелые формы поведения во взрослой жизни.

В случаях, когда возможности решения задачи или удовлетворения потребности вследствие появления каких-либо препятствий (физических, социальных и др.) лишь только уменьшаются, возникают ситуации затруднения: возможности уменьшаются, но целенаправленная деятельность не прекращается.

Нарушения как типы трудных ситуаций отмечаются весьма редко. Их вызывают отдельные элементы ситуации (внутренние или внешние), которые затрудняют или делают невозможным для человека четкое выполнение начатых им дел, например отсутствие необходимых предметов, информации или инструментов. Нарушения могут иметь вид задержки, когда условия вынуждают человека изменить темп работы: замедлить (очередь, ожидание решения) или, наоборот, выполнить ее значительно быстрее обычного либо в неблагоприятных условиях (прием родов, проведение операции по спасению жизни во время туристического похода). Другая разновидность нарушений это ситуации новые, застающие человека врасплох и требующие нахождения новых, нестандартных решений.

Болезненные и раздражающие ситуации

 

Болезненные ситуации связаны с причинением человеку физической боли, например часто использовавшиеся в старых лабораторных опытах удары электрическим током. К этому же типу ситуаций относятся также раздражители, вызывающие переживания нравственного характера, вызванные чьим-то оскорбительным поведением, нанесенной обидой, злой иронией, унижением.

Автором данного разграничения является советский психолог А. Левицкий, который предлагает отделить указанные трудные ситуации от деприваций, то есть лишения чего-либо. По мнению автора, эти ситуации, хотя и не являются угрожающими для психического здоровья человека, все же могут привести к серьезным последствиям.

Пожалуйста, поделитесь со своим Попутчиком примерами болезненных или раздражающих ситуаций из Вашего личного опыта или наблюдений за окружающими.

Угрожающие ситуации

Это ситуации, которые сами по себе ничего человека не лишают не фрустрируют его, не причиняют ему боли, но заставляют ожидать подобных явлений, вызывая страх или гнев.

Для изучения этого явления в экспериментах использовался искусственный раздражитель, действие которого сопровождалось разрядом электрического тока (так называемый болевой сигнал). Это может быть зрительный, слуховой, осязательный раздражитель, предупреждающий, что через несколько мгновений возникнет шок, вызывающий боль. Можете себе такое представить?

Угрожающую ситуацию можно создать также, не давая испытуемым еды (в этом случае сигнал пищевой депривации, применяемый к лабораторным животным, будет предупреждать о скором наступлении голода).

Иными словами, угрожающие ситуации представляют собой опасности физического (угроза здоровью, жизни, угроза болезни, инвалидности) или социального (возможность конфликта, компрометации, критики) характера.

Такие ситуации сигнализируют о возможной утрате определенной ценности, имеющей большое значение для человека.

Сущностью угрозы является антиципация (предвидение) причинения вреда. Она позволяет нам совершать предостерегающие действия, дабы не лишиться какой-либо ценности. И это нас больше всего волнует и раздражает!

Данное явление демонстрируют эмпирические исследования, например эксперимент советского ученого В. Г. Биренбаума. Его участникам показывали фильм о несчастных случаях на производстве, снятый в виде рассказа жертвы, предостерегающей от неосторожности. Подъемы эмоционального напряжения наблюдались у зрителей именно в моменты ожидания волнующих сцен фильма.

Когда Вы смотрите фильмы ужасов, Вы ведь тоже сильнее нервничаете перед страшными сценами, чем во время них, не правда ли?

Конфликтные ситуации

Конфликтные ситуации возникают, когда индивид оказывается в поле действия противоположных сил, примером чего является столкновение противоречащих друг другу мотивов.

Известный германо-американский ученый К. Левин описал три основных типа конфликтов.

1. Конфликт типа сближение сближение: индивид стоит перед необходимостью выбора между двумя положительными (желаемыми) целями. Однако выбор одной из них означает потерю другой, что приводит к колебаниям. После принятия решения, по мере приближения к выбранной цели ее привлекательность увеличивается, при этом удаление от второй снижает ее притягательную силу. В результате человек еще энергичнее стремится к достижению более близкой цели.

2. Конфликт типа избегание избегание: это ситуация, в которой субъект вынужден выбирать между двумя нежелательными решениями или ценностями, причем укло-нение от одной соответственно приближает его к другой. В этой ситуации до самого последнего момента сохраняются длительные колебания и эмоциональное напряжение. По мере приближения к одной из нежелательных целей ее отталкивающая сила увеличивается, одновременно уменьшается непривлекательность другой. Деятельность приостанавливается, происходит возвращение к первоначальному положению. Обычно решение осуществляется вмешательством третьего лица или заменой одной цели другой, а нередко просто попыткой выйти из игры.

3. Конфликт типа сближение избегание: возникает тогда, когда цель одновременно обладает выраженными как положительными, так и отрицательными свойствами. В этом случае силы притяжения и отталкивания уравновешиваются, и приближение к цели увеличивает как одно, так и другое свойство (соответственно, удаление ослабляет их оба).

Помимо вышеописанных (мотивированных) конфликтов могут происходить и так называемые познавательные (информационные) конфликты, которые мы рассмотрим в следующем уроке.

Чтобы хорошо усвоить и закрепить в памяти типы конфликтных ситуаций, можно воспользоваться ассоциациями, связывающими перечисленные конфликты с нашей собственной жизнью.

1. Конфликт сближение сближение (обозначаемый: ++) проявляется в мучительной нерешительности женщины при выборе одного из претендентов на ее руку.

2. Конфликт избегание избегание (- -) определяется как выбор меньшего из двух зол или ситуация между молотом и наковальней.

3. Конфликт сближение избегание (Н-) можно определить как неприятную, но хорошо оплачиваемую работу или же получение запретного удовольствия под угрозой наказания.

Попробуйте найти интересные примеры всех этих типов конфликтных ситуаций. Постарайтесь, чтобы это были реальные социально-психологические явления. В наших психологических путешествиях нужно использовать как собственное воображение, так и конкретные примеры из личной жизни, а также случаи с близкими и знакомыми. На- учиться большему Вы сможете, стоя на позиции внимательного наблюдателя, а не сочинителя-фантаста.

Перегрузки

Ситуации перегрузки возникают, когда сложность задачи достигает пределов физических или психических возможностей субъекта.

Иначе понимается термин нагрузка, который означает силу стресса, не вызывающую помех в деятельности.

 

Перегрузка это чрезмерная нагрузка. Она характеризует стресс такой силы, которая приводит к явным негативным изменениям в психическом самочувствии индивида (например: снижение скорости мышления, появление импульсивных, неконтролируемых эмоциональных реакций). Такой тип ситуаций характеризует не их качество содержание или характер, а скорее силу раздражителей, вызывающих соответствующие переживания.

Момент перехода нагрузки в перегрузку определяется как порог чувствительности к трудной ситуации (или к стрессу).

Оказывались ли Вы в последнее время в трудной ситуации, которую можно назвать перегрузкой? Как Вы справились с ней и ее последствиями? Поговорите об этом со своим Попутчиком.

Обсудим теперь то, что происходит с человеком в эмоционально трудной ситуации, независимо от ее категории и качества.

Трудные ситуации могут возникать двумя способами:

* в результате длительного накопления отрицательных впечатлений, которые совпа-ли с процессом индивидуального развития;

* как единичное эмоционально очень сильное переживание.

Жизненные события содержат чаще всего не один, а целые комплексы стрессоров, например включают: элементы фрустрации, свойства болезненных ситуаций, сигналы о надвигающейся неудаче и т.д.

Попробуйте привести наглядный пример такого явления. Как Вы считаете, пример соматического заболевания подойдет?

В зависимости от времени возникновения трудные ситуации можно разделить на:

а) действующие в настоящее время (актуальные);

б) возникшие в прошлом и ставшие частью личного опыта;

в) предвидимые (антиципационные).

Предвидимые ситуации ведут к нервным расстройствам чаще, чем актуальные. Они предвещают нечто угрожающее, оказывая более сильное и продолжительное воздействие, чем реальные ситуации. В этих случаях важную роль играет имеющийся у человека жизненный опыт (об этом механизме дополнительной обратной связи мы писали в предыдущем журнале).

 

Трудные ситуации как универсальные стрессоры:

1) приводят к усилению эмоционального напряжения,

2) вызывают дезорганизацию поведения.

 

Мы уже затрагивали проблему эмоционального напряжения в разделах о стрессе и о критических событиях в жизни.

Теперь рассмотрим еще один ее аспект. Ученые-психологи по-разному определяют влияние увеличения эмоционального напряжения на деятельность человека: одни считают его благоприятным фактором, другие вредным.

Например, американский психофизиолог Кеннон утверждал, что эмоции, выполняя приспособительную функцию, готовят организм к усиленной работе в опасной ситуации, его же коллега Дж. Уотсон считал эмоции дополнительными реакциями, ненужными в жизни и даже мешающими нормальному функционированию человека.

Эту противоположность взглядов удалось устранить другим американским ученым Йерксу и Додсону, разработавшим законы эмоционального напряжения.

* Первый из этих законов утверждает, что по мере повышения уровня мотивации возрастает и качество деятельности, но только до определенного предела. При дальнейшем повышении мотивации уровень продуктивности начинает снижаться вплоть до постепенной дезорганизации поведения.

* Второй закон очерчивает зависимость этих изменений от степени сложности задачи, решаемой субъектом. Чем труднее задание, тем ниже уровень мотивации, способствующей успешному достижению цели. Уровень мотивации, при котором деятельность осуществляется максимально успешно, называется оптимумом мотивации.

Хотя указанные законы опирались на проведенные почти сто лет назад исследования на кошках и мышах, они до сегодняшнего дня объясняют противоречия, содержащиеся в спорах о влиянии чувств на поведение человека. Определенный уровень возбуждения мозга необходим для нормального функционирования человека в окружающей среде, для успешного выполнения им заданий, но слишком сильное эмоциональное возбуждение дезорганизует его поведение.

Современный темп жизни ставит перед нами все более трудные задания, и в то же время все меньшие эмоциональные нагрузки могут препятствовать их выполнению.

Стресс, который первоначально выполнял несомненно приспособительную функцию, поднимая первобытного человека на бой или помогая ему убежать от врагов, теперь, в мире скорости и совершенства, все чаще становится дезорганизующим фактором.

Приведу наглядный пример из сферы образования.

ПРИМЕР

О Это неправда, что ученик, который будет испытывать страх, быстрее и надежнее усвоит знания. С другой стороны, неверно и утверждение, что можно чему- нибудь научиться безо всякой мотивации. Переживания страха, ожидание и боязнь неприятного учат нас обходить трудности и преодолевать препятствия, приспосабливаться, лавировать, проявлять изобретательность и даже обманывать. Страх повышает результаты до определенного уровня, но если он превысит уровень, оптимальный для индивида, работа дезорганизуется, и это произойдет тем быстрее, чем более трудное задание будет стоять перед ним.

Факторы внезапности и силы события при определении ситуации как трудной считаются в психологической практике достаточно неудобными. Возникновение трудной ситуации характеризуется не только наличием субъективных ощущений, но и действительным отсутствием у человека необходимой защиты. Отсутствие такой защиты, как указывалось выше, может дезорганизовать поведение индивида.

Дезорганизацией поведения называются непродуманные, импульсивные, вынужденные действия человека.

Дезорганизация поведения возникает вследствие чрезмерного возбуждения коры головного мозга, которое нарушает ориентацию человека в окружающей среде и его самоорганизацию. При этом снижается способность индивида к самоконтролю и самооблада нию.

Дезорганизация может принимать разнообразные формы. К ним относятся:

1) испуг,

2) гнев и агрессивные действия,

3) регрессия,

4) фиксация,

5) симптомы перенесенной болезни.

Обсудим теперь отдельные формы дезорганизации поведения человека подробнее.

Но прежде чем мы этим займемся, задумайтесь, как часто встречаются и насколько распространены обсуждаемые здесь явления. Наш курс рассматривает не симптомы психических болезней, не патологические отклонения, наблюдаемые у пациентов психиатрических клиник, а явления, свойственные нам всем, нередко проявляющиеся в многообразных социальных, семейных и профессиональных сферах нашей жизни.

Описанные ниже механизмы дезорганизации поведения связаны в первую очередь с потерей человеком контроля над собой, что посторонними наблюдателями нередко воспринимается как проявление психических расстройств.

Но где проходит граница между нормой и патологией, здоровьем и болезнью?

Испуг

Эта форма торможения деятельности проявляется, например, в затруднении движений, дрожи в руках и голосе, потливости и т.д. При сильном испуге может наступить даже полный ступор (оцепенение). Подобное явление наблюдается при боязни неудачи на- пример, у учеников, дрожащих при ответе, у абитуриентов на решающем вступительном экзамене, у начинающих актеров, музыкантов, дикторов.

Гнев и агрессивные действия

Гнев, объектом которого является другой человек, может перерасти во враждебность, а агрессия в нападение. Агрессия может быть представляемой (мысленной), речевой (вербальной) и физической. Ее объектом может стать любой предмет, животное, другой человек, группа лиц, а также сам субъект (в этом случае говорят о самоагрессии).

Самоагрессия возникает, когда мы направляем на себя агрессию, которую по определенным причинам не смогли разрядить на внешний объект (это явление называют перемещением), или когда мы убеждены, что сами являемся причиной трудной ситуации, в которой оказались.

Возникла даже теория американских исследователей Долларда и Миллера, утверждающая, что фрустрация всегда связана с агрессией, которая, однако, не обязательно проявляется в реальных действиях. Побуждение к агрессии зависит от величины раздражителя, создающего фрустрацию какой-либо потребности, особенностей препятствий, ко-
личества последовательно возникающих фрустраций. .

В процессе экспериментальных исследований выявлено, однако, что фрустрация не всегда ведет к агрессии. Только фрустрация, воспринимаемая как произвол и несправедливость, вред, специально наносимый окружающими, вызывает у человека явное стремление к агрессивным действиям.

Другие исследователи, в частности Р. Бандура из Америки, экспериментально доказали, что агрессивным действиям мы учимся через подражание, которое называется социальным научением.

 

В то же время исследования его соотечественника Д. Бусса установили, что агрессию у человека вызывает не фрустирование (то есть прерывание его целенаправленной деятельности), а скорее нападение на него. Это может быть и физическое нападение, и опасные для организма воздействия, и оскорбительные замечания (все это относится к классу ситуаций болезненных и раздражающих), которые вызывают агрессию гораздо быстрее, чем фрустрация.

Здесь стоит добавить, что агрессивное поведение по внешним признакам (сила реакции, импульсивность, быстрота реагирования) часто сходно с проявлением ассертивности (настойчивости, упорства). Однако агрессия и ассертивность существенно различаются конечной целью. Цель агрессии сознательное нанесение вреда, в то время как цель ассертивного поведения защита собственного Я, своих достоинств и интересов.

Регрессия

Регрессия состоит в использовании примитивных способов решения проблем, типичных для ранних стадий развития человека. Примером ее может быть появление у взрослого человека в трудной жизненной ситуации инфантильного стремления вызвать к себе жалость, пробудить сочувствие, чтобы таким образом склонить окружающих к оказанию помощи.

Регрессия не означает потери человеком высокоорганизованной деятельности и окончательного возврата к более примитивным и инфантильным формам поведения навсегда.
Это преходящее и обратимое явление, возникающее в момент появления определенной трудности.

Регрессия может появиться в ответ на фрустрацию. В этом случае ей сопутствует плохое настроение, раздражение, недовольство.

Существует также ретрорегрессия, то есть историческая регрессия возврат к ранним, исторически предшествовавшим формам поведения индивида.

Взрослый мужчина, ищущий поддержки у матери и, как маленький мальчик, умоляющий ее о помощи со слезами на глазах, либо же в трудной ситуации инстинктивно прячущийся и трусливо убегающий, вот примеры регрессии.

Регрессия может проявляться в снижении интеллектуальных возможностей и нарушении организации практических действий. Она может затрагивать как эмоциональную сферу человека, так и область его общественных отношений.

В психоанализе регрессия означает выбор тех объектов, которые на более ранних этапах развития приносили индивиду эмоциональное удовлетворение. Например, взрослый мужчина предпочитает общению с молодой женщиной контакт с матерью, которая в детстве удовлетворяла его потребность в безопасности.

Однако чаще всего проявлением регрессии является потеря человеком контроля над собой, пренебрежение отрицательными последствиями своих действий и оценками их со стороны окружающих. Импульсивные и частично неконтролируемые действия напоминают поступки ребенка и определяются как незрелое, инфантильное поведение.

Попробуйте привести несколько примеров регрессии. Подумайте, наблюдался ли этот вид дезорганизации в Вашем собственном поведении.

Фиксация

Фиксацию называют иначе стереотипизацией поведения человека. Она состоит в неспособности человека анализировать свое поведение, многократном повторении одного и того же действия. Индивид не может приспособиться к смене ситуаций, а его действия становятся вынужденными. Стереотипность поведения может сохраняться даже после устранения препятствия и улучшения условий деятельности. Такой тип дезорганизации поведения наступает чаще всего после нескольких последовательно возникших трудных ситуаций.

Фиксацию рассматривают как характерную.черту поведения невротических личностей. Действуя монотонно и шаблонно, они не добиваются успеха, а нередко даже наносят вред самим себе.

Примером фиксации может быть постоянное стремление разведенного мужчины к отношениям с женщинами как две капли воды похожими чертами характера на бывшую жену, из-за которой и распался брак.

Фиксация может также проявляться как вынужденные и повторяемые антиобщественные действия (хотя в этой сфере необходимо быть очень осторожными с выводами).

Итак, фиксация – это устойчивое повторение определенных действий, которые являются в трудной ситуации нецелесообразными и не приводят к ее решению.

Симптомы перенесенной болезни

Это особая форма дезорганизации поведения, которую первым зафиксировал американский психолог Д. Камерон. Этот исследователь утверждал, что у лиц, болевших ранее нервными или психическими болезнями, трудная ситуация вызывает проявление симптомов ранее перенесенного заболевания.

ПРИМЕР

О Так, у больного шизофренией в фазе ремиссии (отступления болезни и удовлетворительного психофизического состояния) при возникновении проблемной ситуации могут проявляться типичные для данного заболевания симпто- мы.

О Другой пример появление в трудной ситуации ставшего уже незаметным прихрамывания у человека, перенесшего инсульт. Однако это не рецидивы болезни, поскольку прихрамывание полностью исчезает сразу же после устранения стрессора.

Все мы хорошо знаем случаи плохого самочувствия или возврата недомоганий, сопровождавших недавно перенесенную болезнь, которые появляются в трудные для нас моменты, не правда ли? Пожалуйста, обсудите их со своим Попутчиком.

На этом, я думаю, мы завершим обсуждение существующих типов трудных ситуаций и разновидностей дезорганизации поведения, возникающих под их влиянием.

Интересно, как Вы справились с уроком? Были ли все его разделы понятными, легко ли усваивались? Что вызвало затруднения в освоении материала?

Поделитесь своими мыслями на этот счет с Попутчиком.

Видите, как важно сотрудничество с кем-то, кому мы доверяем, кто также проявляет интерес к проблемам психологии, работает над теорией и выполняет практические упражнения. А сейчас проверим, сумеете ли Вы самостоятельно отнести предложенные примеры дезорганизации поведения к определенному типу.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Хороший разведчик – специалист по дезорганизации поведения

Представим себе , что Вас послали в захватывающую , но опасную научную экспедицию на планету Куни . Жители Куни не проявляют стремления к диалогу и сотрудничеству с землянами и производят впечатление опасных или враждебно настроенных .

Целью экспедиции является сбор как можно более подробных материалов и наблюдений за повседневным поведением инопланетян . Ваше участие в экспедиции объясняется Вашим умением внимательно наблюдать и правильно анализировать .

Представьте , что Вам показали фильм , зафиксировавший определенные формы поведения кунийцев . Ваша задача распознать и определить типы расстройства поведения .

Содержание снятого фильма .

При виде нашего корабля один куниец притаился за каким то ящиком и замер без движения (1). Через минуту он помчался в сторону других инопланетян , яростно жестикулируя и громко крича (2). Когда все бросились врассыпную (3), он , оставшись один , начал бить палкой в дверь ближайшего помещения , пытаясь ее открыть . Это действие он повторил 12 раз и все безуспешно (4). Потом упал на землю и начал сосать большой палец левой нижней конечности (5), а затем бросился в объятия товарища и попытался спрятаться у него под одеждой (6). Когда дверь открыли , куниец молниеносно прыгнул на кровать и разорвал плед на мелкие части (7). Через пару минут на его теле появилась крупная сыпь , и начались сильные судороги (8), прекратившиеся сразу , как только земляне удалились .

Как Вам понравилась эта игра ?

 

Не правда ли , такие наблюдения , являющиеся только игрой воображения , вызывают , может быть , не сильные , но вполне соответствующие описанию эмоции . Хотелось ли Вам защитить кунийца или же его поведение раздражало Вас , а может быть , даже вызывало злость ?

Теперь попробуйте провести четкую классификацию типов дезорганизации поведения инопланетянина , не заглядывая на предыдущие страницы . Тем самым Вы вполне объективно проверите степень своего усвоения теоретических положений , содержащихся в уроке .

Припомните названия отдельных типов дезорганизации поведения , описания примеров , характерные проявления и реакции . Уверен , Вы успешно с этим справитесь .

Номер ситуации
Тип дезорганизации
1..

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Мы уже отмечали, что продолжительный стресс не всегда приводит к значительным расстройствам в регуляции человеком своего поведения и в функциях его организма. Однако существуют факторы, которые могут этому способствовать:

1) высокая интенсивность стресса, угроза фундаментальным потребностям и ценностям личности;

2) отсутствие возможности активного противодействия стрессорам;

3) применение неадекватных способов борьбы со стрессом;

4) низкий уровень индивидуальной устойчивости к стрессу.

А теперь предлагаю Вам очередное упражнение, в котором Вы сможете проявить талант драматурга.

УПРАЖНЕНИЕ 4. Напишем классный ужастик

Цель этого упражнения отработка умения четко и осмысленно пользоваться категориями ситуаций , трудных в эмоциональном отношении . Предлагаю Вам создать сценарий мультипликационного ужастика ( только не для того , чтобы его смотрели на сон грядущий !), который был бы полон трудных ситуаций .

 

Было бы замечательно , если бы каждый из отмеченных типов стрессоров был включен в сценарий по меньшей мере дважды .

 

Придумайте сначала главного героя , опишите его внешность , дайте имя . Интересно , какой тип Вы предпочтете : страдальца или супермена ? А может быть , захотите создать сценарий с реальным героем ( из Вашего окружения )? Но помните , что в этом случае его поведение в трудных ситуациях будет предопределено , а значит , ограничена Ваша фантазия .

Постарайтесь прежде всего смоделировать богатый и драматический ход событий , в которых окажется Ваш герой .

Каждое событие отнесите к одному из описанных выше типов или обрисуйте его многозначность и сложность , если оно содержит более одного типа трудных ситуаций .

Надеюсь , что Вы интересно проведете время и сможете блеснуть перед кем нибудь неожиданным талантом драматурга , например перед Вашим Попутчиком . Не уделяйте много времени и внимания возникшим реакциям Вашего героя на ситуации , с которыми он встретится , сосредоточьтесь на описании самих трудных ситуаций .

Как Вы справились с упражнением? Насколько удалось Вам овладеть материалом урока? Ведь Вы знаете, что наша цель развитие самопознания и самореализации.

В следующем уроке мы перейдем к рассмотрению ситуаций, трудных в познавательном аспекте, то есть трудных для их разрешения.

Доллащняя работа 5

1. Нормальные жизненные ситуации это:

а) часто возникающие и хорошо знакомые ситуации;

б) ситуации, связанные с выполнением ежедневных обязанностей; в ситуации, в которых возможности человека соответствуют решаемым задачам.

2. Трудноразрешимые познавательные проблемы становятся эмоционально труднопереносимыми, поскольку:

а) требуют больше времени;
б) вызывают неприятные эмоции;
в) требуют привлечения других людей.

3. При возникновении препятствий возможны следующие позиции, занимаемые личностью:

а) активная и пассивная;

б) наступательная и оборонительная;

в) принимающая и отвергающая.

4. Дезорганизация поведения это:

а) отказ от намеченной цели;

б) прекращение действий; в непродуманные, импульсивные, вынужденные действия.

5. Укажите типы дезорганизации поведения инопланетян в ситуации, описанной в упражнении 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.