Как победить стресс?

Приветствую Вас!

Очень рад нашей очередной встрече.

Для начала расскажу интересную и поучительную историю (из книги П. Г. Зимбардо, Ф. И. Рух Психология и жизнь).

Джордж Келлер работал в большой нью-йоркской пекарне. На протяжении последних  18 лет он не пропустил ни одного рабочего дня. Чтобы подготовить пекарню к работе, приходил ежедневно в четыре утра, но накануне Рождества его безупречная служебная репутация оказалась под угрозой. Когда в холодный предрассветный час он выходил из дома, на него набросились пятеро молодчиков, отобрали наручные часы, а когда он вырвался от них, несколько раз выстрелили в него.

Однако Джордж, несмотря на серьезное ранение, смог добраться до пекарни вовремя, подготовить печи и тесто и только после этого прошел пару километров пешком до полицейского поста, чтобы заявить о нападении. Оттуда Джордж Келлер был немедленно доставлен в больницу, и ему была сделана операция, после которой состояние его здоровья оценивалось как критическое. Зато в пекарне все было в полном порядке.

Старина Джордж сделал свою работу как обычно. Ответственность перед фирмой была сильнее боли и заботы о собственном здоровье. (Происшествие от 24 декабря 1973 года.)

По Вашему мнению, этот пожилой человек победил или проиграл? Что ему удалось преодолеть, а что оказалось сильнее его? Вызывает ли его поведение у Вас удивление или уважение, а может, недоумение?

С этих размышлений и начнем этот урок.

Весь журнал посвящен тому, как эффективно справляться со стрессом. Обратите внимание на противопоставление, заложенное в общем названии этих двух уроков: со щитом или на щите.

Впервые мы будем говорить о силе, энергии, радости от поединка с жизнью, о роли победителя. Но не есть ли это только самообман обратная сторона медали? Все в этом мире относительно. Поэтому от Вас самих зависит, какие акценты Вы расставите, изучая изложенный в этом журнале материал.

Предлагаемые практические упражнения будут охватывать содержание обоих уроков, т.к. рассматриваемые в них проблемы тесно взаимосвязаны.

Как победить стресс?

Мы часто стремимся избавиться от боли, страха, напряжения. Но способность испытывать эти неприятные ощущения, как это ни странно, является одним из ценнейших даров природы.

Стресс, как уже многократно отмечалось, есть явление, предупреждающее нас об угрозе целостности нашего организма. Это также защитный механизм, включающий рефлексы борьбы, отступления, уклонения или бегства. Он незаменим в борьбе с враждебным окружением и болезнями, опасностями для организма и личности.

Ничто так не мобилизует, не побуждает к усилиям и переменам, к принятию решений, как неприятные эмоции, сопутствующие стрессу.

Психологи даже говорят иногда: если человек мало переживает, значит не хочет ничего менять в своей жизни Но это не значит, что он справляется со стрессом эффективно, рационально. Он, конечно же, хочет, чтобы его страдания прекратились, но без выяснения их причин, не неся потерь, связанных с переменами в жизни, с необходимостью принимать нелегкие решения.

Когда у нас болит голова, мы предпочитаем принять лекарство, а не разбираться в причинах боли. Однако эта дорога часто ведет в никуда.

Так как же понимать эффективное и рациональное управление стрессом? Что Вы думаете по этому поводу?

Невосприимчивость к стрессу

Следует вернуться к рассуждению о невосприимчивости к стрессу, поскольку это понятие многое проясняет. Как уже отмечалось ранее, данный термин определяется в литературе по психологии неоднозначно.

Так, можно встретить определение, в котором невосприимчивость отождествляется с отсутствием реакции человека на стрессовые условия. В соответствии с этой трактовкой невосприимчивый человек в ситуации, явно трудной и вызывающей у других людей! неприятные эмоции, вообще не испытывает отрицательных эмоций робости, гнева, страха, и т.д. или эти переживания у него очень слабые. Иначе говоря, невосприимчивость к стрессу это отсутствие эмоциональной реакции на трудную ситуацию. А разве не легче действовать рационально, вести себя сдержанно и разумно, если не волнуешься?

Однако можно ли, по-вашему, индивида, не способного к эмоциональному напряжению, считать психически здоровым человеком? Это будет скорее психическим отклонением или патологией, которые нередко наблюдаются у опасных и агрессивных преступников. Обсудите подробнее эту проблему с Вашим Попутчиком.

ПРИМЕР

Воспользуемся образным сравнением. Кто смелее: игрушка заводная мышь, смело разъезжающая перед носом кота, или живая мышка, дрожащая от страха, но спасающая своих мышат от когтей хищника? Герой это тот, кто вообще не боится, или тот, кто, несмотря на сильный страх, действует во благо себе и окружающим?

Невосприимчивость к стрессу может пониматься и как способность, невзирая на стресс, сохранять самообладание и самоконтроль, четкость действий и прежнюю линию поведения. Такое понимание невосприимчивости относится не к эмоциональной реакции человека, а к влиянию, которое трудная ситуация оказывает на его поведение.

Состояние эмоционального возбуждения хотя и возникает, но не приводит к нарушению или прекращению действий, достижение главных целей продолжается. Показателем невосприимчивости здесь является способность к сохранению ясности мысли, логическому, критическому мышлению в трудных жизненных ситуациях.

ПРИМЕР

Мы можем вспомнить рациональное, хладнокровное и взвешенное поведение во время пожара, в автомобильной аварии, при нападении, враждебном и агрессивном отношении окружающих. Такой невосприимчивостью к стрессу должны обладать спасатели МЧС, пожарные, полицейские и т. д.

В лабораторных исследованиях критерием невосприимчивости считается, например, способность испытуемого четко выполнять задания при угрозе наказания за совершаемые ошибки. Таким наказанием может быть разряд электрического тока. (Разряд, естественно, не представляет опасности для жизни, но является достаточно ощутимым.)

Проявлением невосприимчивости к стрессу в этом понимании становятся действия, указывающие на последовательную, разумную реализацию жизненных задач, невзирая на неблагоприятные обстоятельства, например: несчастные случаи, домашние заботы, личные или профессиональные неудачи. Они нам хорошо знакомы, не правда ли?

Итак, признавая человека невосприимчивым, мы не должны рассматривать его как героя или альтруиста. Примером невосприимчивости к стрессу могут стать даже тщательно продуманный побег или громкий крик о помощи, если они соответствуют значимости и силе угрозы. Мы слишком часто говорим о человеческой невосприимчивости как о проявлении отваги или самопожертвования, а это совершенно не одно и то же.

Попробуйте привести здесь свои примеры стрессовых ситуаций, в которых человек демонстрировал бы невосприимчивость к ним, желательно из реальной жизни, которые Вы сами наблюдали или в которых участвовали.

А я вновь обращусь к классикам. Вот как удивительно пишет об отношении к злу А. де Мелло:

Предположим, что Вы стали свидетелем несправедливости, проявления явного зла обижают ребенка. Но ведь это нельзя оставлять так. Что делать в подобной ситуации? Я бы сказал, что, если у Вас не будет сильных негативных эмоций, Ваши действия будут гораздо более эффективными. Когда к делу примешиваются чувства, Вы становитесь слепым, и все идет невпопад. И теперь Вам приходится сражаться не с одной проблемой, а уже с двумя.

Автор прекрасно и доступно показывает разницу между восприятием и пребыванием во власти эмоций, которое препятствует разумным решениям и действиям.

Многие ошибочно считают, что не смогут ничего поделать в трудной ситуации, если не ощутят таких сильных негативных эмоций, как злость, безжалостность, ненависть Нет, нет и еще раз нет. Если Вы не находитесь во власти сильных эмоций, то быстро беретесь за дело. Вы лучше понимаете людей и то, что происходит вокруг Очень важно, чтобы, начиная действовать, Вы воспринимали все как бы со стороны. А сильные негативные эмоции не позволяют это сделать.

Наша ярость, дающая энергию для борьбы с трудностями, не является простой, первобытной, эмоциональной реакцией, она проявляется именно в осмысленной деятельности.

Это явление еще называют невосприимчивостью к нарушениям. Оно отличается от невосприимчивости, описанной выше, и рассматривается как способность человека к поддержанию оптимального уровня деятельности, например труда, в условиях нарушений ( могут быть: посторонние разговоры, зрительные, слуховые и иные раздражители, не имеющие непосредственного отношения к работе).

Невосприимчивость к нарушениям обусловливает надежность (заметили, как редко это слово сегодня используется?), невосприимчивость в основном зависит от способности нервной системы к образованию в коре головного мозга так называемых доминант, или очагов сильного возбуждения.

И наоборот, нарушения в поведении, реагирование жесткими, стандартными способами, запускающими защитные механизмы (понимаемые здесь как расстройства адаптации), являются показателями восприимчивости к стрессу.

Признаки невосприимчивости к стрессу

Итак, мы определились с понятием невосприимчивость к стрессу. Теперь рассмотрим его подробнее.

Для невосприимчивости к стрессу характерны три основных признака:

– универсальность невосприимчивости;

– дифференцированный уровень невосприимчивости к различным стрессам;

– изменчивость во времени.

Универсальность невосприимчивости это умение эффективно справляться с различными трудными ситуациями, начиная с избытка внешних раздражителей и заканчивая противоречивыми общественными требованиями и критикой.

Универсальность может иметь различную степень выраженности: от полной невосприимчивости до абсолютной восприимчивости, когда даже незначительные трудности приводят к полной дезорганизации поведения.

Кого из Ваших знакомых можно отнести к крайне восприимчивым или невосприимчивым? В какой степени невосприимчивы Вы? Приведите примеры и поделитесь с Попутчиком своим мнением. Помните, что процесс Вашего обучения будет проходить тем успешнее, чем больше таких конференций с Попутчиком Вы проведете

А сейчас пришло время для упражнения, которое обобщит наши рассуждения и одновременно подведет нас к новой теме.

УПРАЖНЕНИЕ!

Чертим карту своей невосприимчивости к стрессу

Соберитесь и максимально сосредоточьте свое внимание. Думаю, что материал этого упражнения Вы сможете использовать и в повседневной жизни.

Выберите, пожалуйста, для анализа не менее 12 аспектов, связанных с различными сферами Вашей жизни: свои взаимоотношения с коллегами и родными, профессиональную деятельность, отношение к самому себе.

Возможные сферы: V

– отношения с близкими людьми;

-здоровье;

– успехи и неудачи в трудовой сфере;

– отношения со знакомыми и соседями;

– собственная значимость в разных областях жизни.

Затем в каждом из выделенных аспектов укажите ситуацию, которая создает для Вас значительную трудность. Выберите действительно трудные ситуации, причем такие, в которых Вы смогли сохранить сдержанность и самообладание вопреки эмоциональному состоянию.

Выбранные 12 категорий расставьте в зависимости от проявляемой Вами невосприимчивости в порядке возрастания. Некоторые ситуации могут быть равнозначными, т.е. Вы считаете, что реагировали в них с одинаковой степенью невосприимчивости.

Например:

– критика со стороны шефа;

– скандал с тестем;

– не прислали приглашение на праздник;

– неудача на вступительном экзамене;

– болезнь ребенка;

– увольнение с работы и т. д.

Безусловно, Вы должны указать реальные события, расставляя их в следующем порядке: от тех, с которыми хорошо справлялись, несмотря на трудности, до тех, перед которыми Вы оказались бессильными.

Затем попросите своего Попутчика или другого близкого Вам человека выполнить следующий этап распределить трудные ситуации (запишите их на отдельных карточках или на одном листе в произвольном порядке), руководствуясь тем же критерием и оценивая то, как Вы с ними справляетесь (располагая в порядке снижения Вашего самоконтроля).

С этой просьбой Вы должны обратиться к тому, кому Вы доверяете и кто хорошо Вас знает. Самое важное в данном упражнении это возможность сравнить различные точки зрения.

Возможно, Ваши оценки не совпадут с мнением Попутчика. Задумайтесь над причинами этого расхождения. Одна моя знакомая, например, выглядит собранной и уверенной, когда выступает перед большой аудиторией. Однако сама при этом испытывает напряжение и волнение.

Сравнив Ваше расположение ситуаций с тем, которое провел Попутчик, попробуйте распределить их еще раз, как бы создавая физическую карту:

– те, с которыми Вы прекрасно справляетесь (Ваши горы);

– те, с которыми Вы справляетесь посредственно (Ваши возвышенности);

– те, с которыми Вы вообще не можете справиться (Ваши болота).

Что же из всего этого вышло? Что нового Вы узнали о себе?

Дифференцированный уровень невосприимчивости к различным затруднениям можно обнаружить как у самого себя, так и у окружающих. Наш жизненный опыт, индивидуальные особенности, знания существенно влияют на реакции в конкретных проблемных ситуациях.

ПРИМЕР

О Телеведущий, радиожурналист, преподаватель не волнуются даже перед огромной аудиторией; дзюдоист, каратист или боксер спокойно реагируют на приставание хулигана.

Нерациональные формы поведения: возбуждение, испуг, бегство, истерический плач появляются в ситуациях, в которых наши умения оказываются недостаточными.

ПРИМЕР

О Чем помогут Ваши музыкальные способности, когда Вы тонете? Знание даже трех иностранных языков не улучшит Вашу игру на театральной сцене.

Добавьте, пожалуйста, несколько собственных примеров.

Естественно, что об оптимальных действиях в условиях стресса можно говорить, только учитывая конкретное содержание самой ситуации.

Дополнительной категорией, описывающей невосприимчивость к стрессу, является так называемая зона пониженной терпимости к стрессу. Впервые это понятие ввел разработчик теории фрустрации американский психолог С. Розенцвейг. Он формулировал концепцию, по которой почти у каждого человека существуют зоны, связанные с травмами (или сильными негативными переживаниями) в раннем детстве. В определенных ситуациях, напоминающих обстоятельства получения травмы, личность может демонстрировать эмоции, не соответствующие раздражителям. Изменения, происходящие в поведении человека, значительны и непонятны для окружающих, поскольку не объясняются воздействием внешних факторов.

А каковы Ваши зоны пониженной терпимости к стрессу? Предлагаю выполнить очередное практическое упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ 2.

Где твоя Ахиллесова пята?

Предлагаю Вам мини-исследование. Изучаемой нами проблемой будет вопрос о зонах пониженной терпимости к стрессу, которые мы осознаем и в которых можем смело признаться. Для начала попробуйте выдвинуть какую-нибудь гипотезу. Гипотеза это предположение, которое мы можем или подтвердить, или опровергнуть. Например, гипотезой может быть утверждение, что у мужчин при слабом физическом состоянии самооценка понижается или что женщины чаще, чем мужчины, не могут справиться с признаками старения.

Обсудив эти утверждения в конкретной группе собеседников, можно прийти к выводу, что одно из них оказалось истиной, а другое не подтвердилось. Эксперимент, тест или беседа позволяют принять или отвергнуть любую корректно сформулированную гипотезу.

Проверьте, то есть подтвердите или опровергните, свою гипотезу в ходе кратких бесед на тему, вынесенную в заголовок (количество участников обсуждения должно быть не менее шести). Спрашивайте их просто: Где твоя Ахиллесова пята? Помните, что сначала Вы сами должны над этим задуматься и выдвинуть несколько гипотез. Таким образом Вы соберете материал.

Не забывайте, как обычно, о доброжелательном и уважительном отношении к собеседникам, позиции слушателя, незаметно управляющего разговором, но ни в коем случае не нетактичного репортера.

Попытайтесь с самого начала объяснить, что Вас интересует проблема отсутствия терпимости к некоторым жизненным затруднениям, что Вы пытаетесь собрать кое-какой материал на эту тему.

Следующим признаком невосприимчивости к стрессу является изменчивость во времени. Одни и те же стрессоры могут каждый раз вызывать у одного человека совершенно различные реакции. В одном случае реакция будет ярко выраженной, дезорганизация и напряжение значительными, а в другом случае поведение практически не изменится. Это связано и с наличием у человека определенного опыта поведения, т.е. с обучением действиям в схожих ситуациях.

Поэтому, чтобы определить уровень невосприимчивости к стрессу у конкретного человека, недостаточно наблюдать его реакции в отдельных ситуациях, поскольку в таком случае наши выводы могут оказаться ошибочными.

А Ваша невосприимчивость к схожим стрессам менялась в течение Вашей жизни или нет?

ПРИМЕР

Хорошим примером повышения невосприимчивости может служить наблюдение за снижением напряжения во время публичных выступлений. Аналогично тому, как мы приобретаем опыт выступления перед людьми, мы учимся поведению, которого ожидают от нас, например, демонстрируем мужество, терпя физическую боль при медицинских процедурах. Мы учимся (ибо нас вынуждают!) согласовывать требования различных социальных ролей.

Изменилась ли Ваша невосприимчивость к каким-либо стрессорам? Какой сферы это коснулось? Что Вы научились переносить легче, конструктивней? Пожалуйста, подумайте

об этом, а выводы обсудите с Попутчиком. Такое обсуждение только поможет приобрести большую невосприимчивость.

А теперь подробнее рассмотрим то, что определяет нашу невосприимчивость, понимаемую как способность к оптимальному поведению в условиях стресса, что именно предопределяет выбор эффективных способов преодоления трудностей.

Факторы, обусловливающие невосприимчивость к стрессу:

– особенности задания;

– физиологические процессы;

– психологические изменения;

– индивидуальные свойства личности.

Уровень, на котором мы выполняем задания в условиях стресса, зависит от содержания и особенностей самого задания. Хорошо известные, легкие или отработанные до автоматизма действия мы точно выполняем даже в ситуации стресса. Это касается и четко сформулированных, ясных заданий. Мы уже обсуждали данную проблему в пятом уроке Способность к конструктивному поведению в стрессовой ситуации зависит также от физиологического состояния человека. Например, болезнь, усталость или применение лекарственных препаратов могут в условиях стресса снизить самоконтроль. Думаю, что это явление не требует подробных объяснений. (Насколько же проста эта психология! Рассматривает очевидное)

Кроме того, в человеке происходят существенные изменения независимо от стрессовой ситуации. Это касается одного из важнейших личностных компонентов мотивации. Ее содержание оказывает существенное влияние на поведение человека в условиях стресса.

Личность, стремящаяся к успеху, ведет себя в трудной ситуации иначе, чем та, которой движет желание избежать неудачи и позора. Изменение мотива у человека может привести и к изменению уровня невосприимчивости.

Один китайский мудрец говорил: Когда лучник стреляет тренируясь, он контролирует все свои чувства. Когда он стреляет, чтобы выиграть медную пряжку, он начинает нервничать. Когда он стреляет, чтобы получить золотую награду, он слепнет, цель движется, а мысли путаются. Его умение не изменилось, но теперь на него давит стремление к награде. Он больше думает о ней, чем о стрельбе, и жажда победы высасывает из него силу.

Задумайтесь над этим высказыванием и поделитесь с кем-нибудь своими соображениями, хорошо?

Наконец, размышляя над факторами, влияющими на уровень нашей невосприимчивости, мы не можем не принять во внимание индивидуальные свойства личности.

Основную роль в преодолении трудных ситуаций играют именно личностные факторы. Исследования показывают, что огромное значение имеют здоровье, выносливость и особенности нервной системы. Важнейшие черты центральной нервной системы, предопределяющие успех в сражении со стрессом, это сила и уравновешенность основных нервных процессов.

Подумайте, пожалуйста, можем ли мы оказать на них какое-нибудь влияние?

Именно биологический фактор имеет большое значение во всех сферах нашей жизни. Хотя это разделение на меня и мой мозг выглядит забавно Задумайтесь об этом. В русле данной темы советую Вам с радостью принимать все то, что отпущено природой.

Невосприимчивость к стрессу зависит от сравнительно устойчивого эмоционального типа личности. Он, в свою очередь, зависит от общей эмоциональной возбудимости, но эта зависимость усложняется знаком и содержанием эмоционального процесса.

Возбудимость можно определить как легкое, быстрое и сильное реагирование на раздражители. Мы уже говорили об этой проблеме ранее Вы, конечно, помните. Важно понять, что в ответ на стресс наряду с неизбежным беспокойством появляются и позитивные эмоции, которые увеличивают сопротивляемость личности к стрессу.

Это, несомненно, связано с положительным влиянием предыдущего опыта, одержанными победами, чувством профессионализма, верой в свои возможности. Эмоциями же испуга и агрессии сопровождаются ожидания неудач, низкая самооценка.

Выполним простое упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ 3.

Сделай мне горячий чай

Предлагаю Вам игру на воображение. Представьте, что Вы пригласили кого-то в гости на чашку чая.

Вообразите все те неловкости и промахи, которые Вы когда-либо совершали на людях или которых чудом избежали. Представьте (или вспомните), как налили в чашку слишком много кипятка, обожглись, плохо сервировали стол, пролили чай на стол и пол, рассыпали на скатерть сахар, запачкали себе или гостю одежду, наверное, хватит бед (к счастью, воображаемых).

Старайтесь задействовать как можно большее количество Ваших чувств. Попробуйте представить себе зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, вкусовые и обонятельные ощущения, испытываемые в подобных ситуациях.

А теперь, пожалуйста, действительно заварите чай. Надеюсь, несмотря ни на что, у Вас это получилось неплохо.

Теперь вообразите быстрые, точные движения рук, абсолютно скоординированные, энергичные, полные грации. Изысканно и элегантно Вы сервируете чайный стол, подаете ароматный, горячий чай высшего качества. Вы превосходный хозяин (хозяйка).Постарайтесь представить эту ситуацию также во всем многообразии ощущений.

Можете также провести эксперимент: попробуйте пронести полный стакан очень горячей воды, громко повторяя при этом: Разолью, разолью, разолью. Затем проделайте то же самое, говоря себе с улыбкой: Донесу, донесу, донесу.

Обменяйтесь мнениями с Попутчиком. Может быть, вместе Вы придумаете какой-нибудь интересный эксперимент? Но помните: ГЛАВНОЕ НЕ НАВРЕДИТЬ!

В упражнении речь шла о создании установки (предрасположенности к определенным

действиям) и ожидании успеха или неудачи. Следует также учитывать определенные

группы индивидуальных особенностей личности, связанные между собой. В них входят

система потребностей и ценностей, а также познавательные процессы

Повышению невосприимчивости к стрессу способствует развитая потребность в достижениях и сопровождающее ее проявление инициативы. Существенную роль играет также потребность в автономии, независимости, а также наличие экстравертивных качеств. (Экстравертированностью (экстраверсией) называется направленность личности на людей, стремление к социальным контактам, к межличностному общению и взаимодействию.)

Помимо содержания потребностей и мотивов, важное значение имеет степень их развития. Именно слишком высокая интенсивность потребностей приводит к дезорганизации поведения в стрессовой ситуации, вызывая сильное эмоциональное возбуждение.

Рассмотрим это на примерах.

ПРИМЕРЫ

Вот несколько прекрасных примеров влияния на поведение потребности в автономии и независимости. Послушайте, как хорошо пишет о них американский ученый К. Пирсон :

Некоторые люди убеждены, что они живут только для того, чтобы приносить пользу окружающим, то есть смысл существования им придают другие люди.

Многие женщины, например, могут что-то делать для собственного удовольствия только после удовлетворения потребностей и пожеланий своих детей, мужа, друзей, начальников. Поскольку все требования удовлетворить невозможно, они испытывают чувство вины, когда что-нибудь делают для себя, даже если это необходимо для их здоровья.

Одна моя приятельница рассказывала мне, в какую проблему превратилась для нее обычная прогулка, на которую она собралась как раз тогда, когда муж и дети требовали ее присутствия во время уже приготовленного ею заранее обеда для поддержания у всех хорошего настроения. Поэтому прогулка не доставила ей удовольствия: она чувствовала себя слишком виноватой. Но, по крайней мере, она смогла справиться с этой ситуацией.

А что Пирсон пишет о мужчинах?

О Некоторые мужчины ощущение собственной значимости находят в проявлениях своего превосходства. Поэтому они так стремятся к победе во всем в труде, занятиях спортом, даже в отношениях с родственниками и интимных связях.

О Один мужчина рассказывал, что не может позволить, чтобы его маленькая дочь трепала его за щеку, и это для него большая проблема.

А что об этом думаете Вы? Как чувство независимости помогает Вам справиться с напряжением?

Рассмотрим теперь, какую роль в формировании нашей невосприимчивости играют познавательные процессы. Они определяют умение ориентироваться в окружающей среде и прежде всего такие специфические свойства личности, как логичность, объективность, и склонность к обобщениям, а также наблюдательность. Важную роль играют также общий уровень интеллектуального развития и структура способностей.

Возникает печальная мысль, которой я часто делюсь со своими близкими. Наша действительность создает впечатление, что главной помимо красоты, здоровья и богатства ценностью является не доброта, справедливость, любовь и ответственность, а ум свойство, трудно определяемое и во многом от нас не зависящее.

По моему мнению, мы ответственны только за использование своих умственных способностей (как в библейской притче о талантах), а не за то, насколько щедро природа нас ими одарила.

Полагаю, что об этом надо помнить не только при создании собственного образа, но и при наблюдении, оценке и выводах о других людях, что, замечу, многие из нас делают со страстью и увлеченностью, более того, считают это своим долгом.

Другим важным для успешной борьбы со стрессом фактором являются наши знания: полные, разнообразные и структурированные. Важно помнить, что знания и интеллект не одно и то же.

Важное место в формировании невосприимчивости к стрессам является также система убеждений человека. Люди, рассматривающие мир как источник угроз и опасностей, реагируют на стресс сильными эмоциями, дезорганизующими их поведение (мы вернемся к этой теме при обсуждении познавательных оценок в условиях стресса).

Уровень деятельности в стрессовой ситуации зависит также от четкости самоорганизации и самоконтроля наших действий. Здесь важны адекватные, гибкие, относительно независимые, но прежде всего реалистичные механизмы самоконтроля, самопознание, самосознание, а также общая эмоциональная зрелость.

Сколько терминов, категорий, зависимостей Хотелось бы убежать от этих трудностей, правда? Проще говоря, речь здесь идет о любви и уважении к самому себе как за сам факт своего существования, так и за конкретные достижения. И нельзя не сказать о роли позитивной самооценки (подробнее мы вернемся к ней в свете проблемы собственной значимости).

Надеюсь, что в этом месте Ваше внимание привлечет следующая цитата:

Я даю тебе, а ты даешь мне, и мы оба получаем всю полноту энергии. Христос сказал: Возлюби ближнего как самого себя. Это иногда понимают как заповедь любить ближнего вместо самого себя.

ЗАПОМНИТЕ, пожалуйста: не вместо себя, а и себя, и ближнего.

Лица, восприимчивые к стрессу, отличаются чувством собственной неполноценности и отсутствием веры в свои возможности. Из-за заниженной самооценки они имеют низкий уровень притязаний, занимая так называемую позицию перестраховщика.

Предлагаю Вам выполнить очередное практическое упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ 4.

Кто Вы рисковый игрок или перестраховщик?

Вам необходимо подобрать рифмы к предложенному слову. Для этого Вам дается три минуты. Однако прежде чем приступить к выполнению упражнения, подумайте, сколько рифм Вам удастся привести. Запишите это число. .

Затем в течение двух минут Вам предстоит строить колодец из спичек. Предварительно прикиньте, сколько спичек Вы успеете уложить за это время. И это число запишите.

Далее в течение минуты Вы будете выполнять подскоки на двух ногах. Оцените их предполагаемое число и запишите его.

А теперь переходите к выполнению упражнений. Выполнив упражнения, сравните результаты всех трех испытаний с теми, которые Вы предварительно наметили. Расставьте в этих трех парах чисел знаки равно, больше или меньше. Что Вы видите?

Конечно, разница может быть невелика. В этом случае поздравляю: Вы реалист. Однако, возможно также, что Вы себя недооцениваете, то есть находитесь в положении перестраховщика (первые числа меньше вторых), или же переоцениваете, а это значит, что Вы рисковый игрок (числа выглядят обратным образом).

Какие результаты Вы получили? Что это говорит Вам о самом себе? Обсудите этот вопрос со своим Попутчиком. Подумайте, соответствуют ли результаты тому, что Вы знали о себе, или они явились для Вас неожиданностью. Каковы достоинства и недостатки каждого из этих положений?

Значение имеет не только уровень самооценки, но и ее соответствие оценкам со стороны окружающих. Люди, которые чувствуют себя недооцененными обществом, действуют в стрессовой ситуации нерационально, импульсивно. Более оптимально ведут себя переоцененные своим окружением, а наиболее эффективным является поведение людей, самооценка которых схожа с оценками окружающих.

(Наверное, выгодней всего быть тем, кто сам себя переоценивает и кого переоценивает общество? Таким здорово живется!)

Нельзя не принимать во внимание и роль умения владеть собой в трудных ситуациях,

которое зависит как от соответствующих тренировок в преодолении трудностей, так и

от гибкости поведения человека.

Как же развивать невосприимчивость к стрессу? Надо ли прятаться от трудных ситуаций или, наоборот, активно их искать?

Такой вопрос часто задают родители, стремящиеся наилучшим образом воспитать сво?

их детей. Ответ не может быть однозначным, поскольку зависит от мировоззрения,

теоретических позиций и системы ценностей отвечающего.

Существует точка зрения, что для развития невосприимчивости полезны переживания, имеющие характер состязания со стрессом в условиях страховки. Это такой тип ситуаций, когда ребенок самостоятельно преодолевает препятствия и затруднения, имея при этом возможность в любой момент обратиться за помощью к родителям.

А теперь самое время перейти к упражнению.

УПРАЖНЕНИЕ 5.

Спланируйте безопасную тренировку для знакомого малыша

Придумайте несколько вариантов трудных ситуаций, которые, по Вашему мнению, были бы хорошей тренировкой для 3- 6-летнего ребенка в выработке умения справляться со стрессом. Качество Ваших замыслов определяется их реальностью, возможностью возникновения таких стрессов в реальной действительности, соответствием уровню развития малыша (с небольшим защитным запасом), а также наличием помощи или поддержки в случае неудачи.

Эти планы мы не будем воплощать в жизнь. Живой малыш не может быть подопытным кроликом, на эмоциях которого Вы будете учиться Поэтому Вам остается быть хорошим наблюдателем, а также теоретиком и аналитиком.

Хорошей тренировкой может стать, например, самостоятельная покупка мороженого, но только если ребенок этого еще не делал или испытывал трудности в подобных ситуациях. Это может быть также пребывание ребенка одного в комнате вечером (в обществе плюшевого мишки), если ребенок к этому не приучен или испытывает опасения.

Проанализируйте воспоминания из собственного детства. Старался ли тогда кто-нибудь из Ваших близких воспитать в Вас устойчивость к стрессовым ситуациям? Кто это был и как он это делал? Привело ли это к каким-либо результатам?

Как обычно, прошу Вас об искренней беседе на эту тему с Попутчиком.

Важнейший фактор в борьбе со стрессами, многократно упомянутый в различных исследованиях, это история побед, а точнее, позитивный опыт пережитых стрессовых ситуаций. Важен также фактор постепенного усиления стресса в таком опыте.

Какие же существуют техники эмоционального контроля, позволяющие справиться со стрессом?

Отработанные, используемые автоматически или осознанно техники эмоционального

контроля это усилия, позволяющие овладевать эмоциональным напряжением и осуществлять контроль над своим поведением.

Можно научиться предвидеть собственные реакции на стресс и представлять процесс их развития.

Другим типом контроля является подавление негативных эмоций, в особенности страха.

Это напоминает оперативное применение (на сознательном уровне) защитного механизма (подробно об этом будет рассказано в следующем уроке). Постоянное использование этого средства может быть небезвредным для здоровья, но разовое применение может оказаться весьма полезным.

Техникой эмоционального контроля является сильная концентрация внимания на задании при одновременном отвлечении от стрессовых ситуационных факторов.

ПРИМЕР

а Примером может послужить парашютист, сосредоточенный исключительно на четком выполнении ряда действий и не обращающий внимания на факторы, которые могли бы вызвать его страх.

Найдите свой пример использования такой техники.

Другим способом является создание атмосферы игры, отвлечение внимания от стрессирующего фактора или обстоятельства.

Думаю, Вам это знакомо. У меня это ассоциируется с попыткой рассмешить ребенка перед уколом, а у Вас?

В социальных ситуациях способность справиться с собственным напряжением повышается благодаря чувству принадлежности к группе. Человек легче переносит стресс, осознавая себя членом группы, нежели в одиночку.

Один из доступных способов получение общественной поддержки в момент переживания стресса или убеждение, что нас не оставят один на один с нашей проблемой.

Эта тема станет предметом изучения в уроках 9 и 10.

Как известно, стрессовые ситуации приводят (конечно, не всегда) к болезням и расстройствам поведения. В каких условиях они не вызывают таких последствий?

Исследования, проведенные по этой проблеме, указывают на огромное значение психологических факторов и прежде всего на особенности восприятия события.

То, каким образом индивид воспринимает ситуацию, какие эмоции испытывает, может сильно повлиять на ход и результат происходящего.

Знаете ли Вы историю о стакане, наполненном водой на 50%? Одни утверждают, что он наполовину полный, другие наполовину пустой. И кто тут прав? Те, кто видит отсутствие, или те, кто видит наличие? Может ли вообще идти речь о каком-то правильном ответе в этом случае? Что Вы об этом думаете? К кому относитесь Вы к оптимистам или пессимистам?

С этой проблемой связано понятие познавательной оценки, уже встречавшееся в наших

рассуждениях на тему стресса. .

Познавательная оценка, связанная с особенностями стрессового события, отражает его изменчивость и свойства в конкретный момент. Т.е. Ваш пессимизм или оптимизм в отношении полстакана воды может зависеть от того, вкусна ли вода, красиво ли подана, в присутствии кого Вы ее воспринимаете и т

Среди признаков ситуации, влияющих на данную оценку, чаще всего выделяют подконтрольность и предсказуемость ситуации.

Если событие оценивается нами как находящееся под нашим контролем, то мы активно предпринимаем различные действия для преодоления трудностей. Таким образом мы

приобретаем опыт эффективного поведения в подобных ситуациях. А

Ощущение безопасности возрастает, когда мы можем заранее предвидеть требования ситуации и соразмерить с ними собственные возможности, когда располагаем необходимой информацией и имеем время для подготовки. Мы сможем справиться со стрессом и контролировать трудную ситуацию, если будем концентрировать свое внимание на проблеме, а не на эмоциональных и познавательных защитных действиях.

Такое активное владение собой, принося позитивные результаты, дает нам чувство господства над стрессом и укрепляет чувство собственной значимости, а также повышает

оценку своих возможностей.

Однако слишком высокий уровень контроля не всегда полезен. Он может привести к усилению ощущения угрозы. Это особенно касается ситуаций, в которых мы располагаем избытком информации и большим количеством возможных решений, в результате чего возникает необходимость выбора, а это нелегко.

ПРИМЕР

О Примером этого может являться выбор места проведения отпуска из большого числа детально описанных вариантов. Плохо выбрал? Как постелешь, так и поспишь!

Познавательная оценка трудной ситуации связана также с ее новизной и временной неопределенностью это усиливает ощущение общей неуверенности и угрозы, вызывает противоречивые мысли и чувства, тенденции к противоречивым действиям, которые в итоге могут вызвать ощущение беспомощности. Временная неопределенность наиболее стрессогенна, когда сигнализирует о возможной угрозе в ближайшей перспективе. Это делает необходимой быструю и упрощенную оценку угрозы.

Чтобы лучше представить это явление, выполните, пожалуйста, упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ 6.

А я вот-вот что-то Вам сделаю!

Попросите о сотрудничестве кого-нибудь, кто является Вашим достаточно близким знакомым. При этом ситуация не должна выходить за допустимые пределы в Ваших отношениях. Лучшим партнером был бы Ваш Попутчик.

Для начала попросите партнера отнестись к упражнению серьезно и воздержаться от шуток и розыгрышей.

Ложитесь поудобней и закройте глаза. Ваш партнер должен что-то сделать, например: неожиданно коснуться Вашего живота, пощекотать, громко хлопнуть в ладоши, обрызгать Вас водой, включить громкую музыку и т. д., никоим образом не предупреждая Вас, что и когда он сделает.

Условьтесь, что игру прервет партнер, придя к выводу, что уже воплотил в жизнь достаточное количество идей. Но не ограничивайте их число.

Помните, что это не тренировка садиста, а наблюдение ощущений, сопутствующих неопределенности и ее роли в стремлении справиться со стрессом!

Следите внимательно за своими ощущениями, эмоциями и реакциями. Опишите их позже так подробно, как только сумеете.

Предлагаю Вам также поменяться ролями при выполнении упражнения: это наверняка обогатит Ваши впечатления.

При обсуждении ситуационной оценки мы должны принимать во внимание время воздействия стрессоров, о чем ранее уже говорилось. Стресс продолжительного характера с уже известными нам раздражителями приводит в конце концов к ослаблению физиологических и психологических реакций. Совершенно иначе выглядят события неожиданные и бурные.

Особыми стрессорами являются такие события, которые, по мнению субъекта, имеют

неотвратимый характер (смерть близкого человека, потеря каких-то ценностей). В подобных случаях появляются чувства отчаяния, сожаления, грусти. Мы касались этой темы в разговоре о критических событиях.

В сложных ситуациях проявляются различные стили реагирования, которые понимаются как поведение, характеризующее способы взаимодействия человека с возникшими

обстоятельствами, проявляющегося либо в форме психологической защиты от неприятных переживаний, либо в виде активности, направленной на разрешение проблемы.

Стили реагирования являются как бы промежуточным звеном между случившимися

стрессовыми событиями и их последствиями в виде, например, тревожности, психологического дискомфорта, соматических расстройств, сопутствующих защитному поведению, или же характерных для совладающего (т.е. подчиняющего себе обстоятельства)стиля поведения в виде душевного подъема и радости от успешного решения проблемы:

Негативные события

Стили реагирования

Совладание

Защита

Радость, воодушевление

Тревожность, болезни

Успех

Дезадаптация

В зарубежной психологии для обозначения специфики этих способов поведения используются термины (справляться с чем-либо, например с проблемной ситуацией) и (защита от чего-либо, например от неприятных переживаний). Термин активно начал использоваться в американской психологии в начале 1960-х годов для изучения поведения личности в стрессовой ситуации.

Соотношение между совладающими и защитными типами поведения в стрессовых ситуациях выражается в типичных реакциях или техниках, предложенных немецким ученым Г. Томэ . К верхним техникам, которые можно определить как совладающие, относятся такие способы, как поведение, направленное на достижение успеха, размышление над ситуацией, поощрение себя и другие, а к нижним стратегиям, характерным для защитного поведения, наряду с пассивными действиями относятся также уклончивое поведение, обесценивание значимости других, жалобы на состояние здоровья. Предложенная Г. Томэ схема позволяет анализировать поведение личности в реальных жизненных ситуациях. Если у человека преобладают способы защиты, то прогноз успешного решения проблемных ситуаций может быть неблагоприятным. Если же доминируют способы совладания, то готовность человека к принятию возможных изменений в своей жизни более выражена.

Успешность разрешения ситуации зависит не в последнюю очередь от степени адекватности оценки происходящего. Часто тяжелые последствия перенесенного стресса оказываются результатом расхождения между реальной сложностью события и его субъективной оценкой. Поэтому успешность выбранного стиля реагирования связана и с тем, будет или нет событие восприниматься как угрожающее.

На основе этого складываются познавательно-эмоциональные стили реагирования, которые можно разделить на оптимистический или пессимистический.

Очевидно, что угрожающим самочувствию является именно пессимистический стиль. В его основе лежат убеждения, что:

– неудачи и промахи происходят постоянно;

– они охватывают все области жизни;

– мы сами ответственны за неудачи;

– успехи и достижения случайны;

– их сфера сильно ограниченна;

– появляются они благодаря окружающим. Надеюсь, что Вы оптимист. Я права?

Попробуем определить уровень пессимизма-оптимизма у конкретного человека.

УПРАЖНЕНИЕ 7.

Составь анкету оптимизма

Хотите попробовать свои силы в роли составителя несложной анкеты? Полагаю, Вы прекрасно справитесь с этой задачей!

Составьте перечень вопросов и утверждений закрытого (формулировки ответов предлагаются) и открытого (ответы формулирует сам отвечающий) характера, которые можно включить в анкету.

Это могут быть, к примеру, вопросы закрытого типа:

– Вы решаете кроссворд в надежде на награду? (Да; нет)

– Рассчитываете ли Вы найти на тротуаре монету? (Да; нет)

Это могут быть открытые вопросы:

– О чем Вы думаете, когда догоняете отъезжающий автобус?

– Что Вы представляете себе, подходя к двери, за которой находится незнакомый человек? Можете использовать и утверждения:

– Когда Вы читаете книгу, Вы предполагаете, что конец будет: а) счастливым; б) трагическим.

– Когда Вы подходите к стенду со списком премированных, Вам кажется, что: а) там есть Ваша

фамилия; б) Вашей фамилии там наверняка нет. Поработайте над черновиком анкеты вместе с Вашим Попутчиком.

О влиянии особенностей стрессовой ситуации на поведение человека мы уже говорили. А какие субъективные факторы обеспечивают лучшее функционирование в условиях стресса? Психологами были выделены признаки, присущие людям с так называемой индивидуальной невосприимчивостью к стрессам. Таким людям свойственны высокий уровень активности и самоконтроля, а стрессоры они рассматривают как вызов. Люди с таким типом характера вообще замечают меньше стрессоров, чем другие, а ежедневные заботы воспринимают как слабо стрессирующие.

Здесь можно вспомнить и о концепции чувства когеренции, в которой используется понятие стиль видения мира. Согласно этой концепции чувство когеренции определяется как устойчивое, преобладающее чувство уверенности, что окружающий нас мир понимаем, предсказуем и объясним (чувство понимания). Поэтому человек считает, что способен активно влиять на ситуацию (чувство контроля). Встречающиеся же трудности воспринимаются им как вызов, стоящий усилий (чувство целесообразности).

А как у Вас обстоит дело с этими чувствами (в частности, когда Вы читаете текст очередного урока по психологии)?

Лазарус и Фолкман выделяют три категории познавательной оценки стресса:

– угроза;

– вызов;

– вред.

Многообразие теорий и различных подходов позволяют определить:

– почему разные люди воспринимают одну и ту же ситуацию по-разному;

– почему один и тот же человек реагирует на различные ситуации одинаково.

Познавательная оценка требует от человека сопоставления между собой:

– социальных требований;

– его личных интересов;

– имеющихся средств.

Другими словами, человек должен ответить прежде всего самому себе на вопросы:

1. Что я должен? (требования, предъявляемые ситуацией);

2. Чего я хочу? (стремления, ближние и далекие цели);

3. Что я могу? (внешние и внутренние возможности и средства).

Ответы на эти вопросы определяют, каковы будут способы владения человеком собой

в стрессовой ситуации.

Позже происходит процесс оценки достигнутых результатов: в какой мере оказались реализованы требования, достигнуты цели и использованы собственные возможности. В конечном счете это и есть оценка эффективности процесса владения собой.

От того, насколько эффективна, продуктивна и полезна была деятельность, зависят физическое, психическое и социальное самочувствие личности.

Несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессовой ситуации, существует, по мнению ведущего специалиста в области изучения способов преодоления стресса Рихарда Лазаруса, два основных стиля реагирования проблемно-ориентированный и субъектно-ориентированный.

Проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.

Субъектно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечь других в свои переживания, забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой.

Канадские психологи Н. Эндлер и Дж. Паркер считают, что справляющиеся с проблемой являются предметно-ориентированными, т.е. заинтересованными а анализе сути

происходящего. В то время как переживающие проблему личностно-ориентированы

и больше озабочены своим собственным состоянием или мнением окружающих. Психологи выделяют и третий стиль реагирования избегание. Личностно-риентированные также могут прибегать к стилю избегания, прячась за мнение компетентных людей,гарантирующих им социальную поддержку. Что еще из области психологии может помочь нам в сражениях со стрессом?

В проводимых экспериментальных исследованиях изучалось, как можно уменьшить негативные последствия сильного стресса, что особенно важно, например, для работников опасных профессий или в ситуациях, угрожающих жизни.

Представьте себе, какой стресс испытывают ежедневно авиадиспетчеры в крупных аэропортах. О них пишут:

Любое даже незначительное снижение концентрации внимания, неточность в отдаваемых командах или маленькая ошибка в нажатии одной-единственной кнопки может привести к трагической катастрофе. Этот интенсивный стресс можно сравнить с усталостью солдат на фронте, его называют болезнь столкновения Последствиями его бывают высокое кровяное давление, язвенная болезнь, а также другие проявления стресса: страх, бессонница, потеря аппетита, раздражительность и депрессия.

Исследования доказывают, что к переживанию стресса себя можно подготовить.

В одном эксперименте участники смотрели один и тот же фильм с тремя различными комментариями: подчеркивающими напряжение, скрывающими опасность, переводящими угрозу на интеллектуальный уровень. Оказалось, что степень физиологического возбуждения испытуемых существенно различалась самой высокой она оказалась при угрожающем комментарии.

В другом эксперименте у участников, смотревших фильм с драматическими эпизодами, возникало гораздо меньшее возбуждение, если перед просмотром они знакомились с его содержанием. В борьбе со стрессом помогало и овладение приемами расслабления, хотя в данном случае влияние оказалось слабее, чем воздействие предварительной познавательной оценки.

Возникает естественный вопрос: имеет ли индивид, не испытывающий страха в стрессовой ситуации, преимущество перед другими?

Исследования показывают, что в определенных условиях слабый страх или его

отсутствие может так же отрицательно сказываться на здоровье человека, как и очень сильный страх.

Это подтвердило исследование страха, возникающего у больных до и после операции.

Была установлена определенная зависимость: лучшая послеоперационная приспособляемость наблюдается у группы пациентов, чей уровень страха перед операцией был умеренным. Лица с низким уровнем страха чаще выражали гнев, жалобы и имели больше всего эмоциональных расстройств. А вот высокий уровень страха давал положительный эффект и приводил к возникновению эмоционального иммунитета, т.е. усилению сопротивляемости человека к эмоциональным раздражителям.

Затем решили проверить, можно ли эмоционально подготовить к операции пациентов

с низким уровнем страха, познакомив их с объективной информацией. Это оказалось

эффективным и полезным для их послеоперационного состояния. Подготовленные таким образом больные меньше требовали обезболивающих средств, меньше жаловались,

их состояние быстрее улучшалось, их выписывали домой в среднем на три дня раньше,

чем пациентов, познавательно не подготовленных к операции.Страх при стрессе не всегда полезен, поскольку не всегда побуждает к активности.

Предостережения о последствиях злоупотребления алкоголем и наркотиками, венерических заболеваний, СПИДа вызывают беспокойство и тревожность. Однако крайне редко приводят к принятию предохранительных мер. Более того, лица, подверженные этим слабостям, активно избегают любой информации на данную тему и каких-либо профилактических мер. Тем самым они пытаются сохранить иллюзию своей безопасности.

Приведу прекрасную цитату на эту тему из трудов де Мелло:

Я знал, что алкоголь убивает меня. Но поверьте мне, ничто не способно изменить алкоголика даже любовь жены и детей. Он их любит, но это его не меняет. Однако я открыл что-то, что меня изменило. Однажды я валялся на тротуаре. Моросил мелкий дождь. Я открыл глаза и увидел, что это меня убивает. Я увидел это и вдруг понял, что уже не хочу ни капли алкоголя. И хотя мне потом случалось немного выпить, но никогда так, чтобы навредить себе. Я не поддался алкоголю и не поддамся.

Де Мелло утверждает, что именно в этом состоит разница между информированностью и действенной силой сознания. Именно сознание играет решающую роль в таких случаях.

Вот еще один пример.

Один из моих приятелей, отчаянный курильщик, говорил:

– Знаешь, есть множество шуток на тему курения. Говорят, что никотин убивает, но посмотри на древних египтян. Они все умерли, а ведь никто из них не курил.

Однажды он пришел в онкологический институт по поводу проблем с легкими. Врач сказал ему:

– У Вас на легких есть два пятнышка. Возможно, это рак, придите через месяц на повторное обследование.

С этого момента приятель не прикасался к сигаретам. До этого он знал, что они могут его убить. Теперь он осознал, что они его убивают. В этом и состоит разница.

Чтобы предостережения, вызывающие страх, оказались действенными, они должны изменить общее отношение к своему здоровью и оздоровительным мероприятиям, а также содержать явные указания на необходимые действия.

Мы уже отмечали положительную роль навыков в процессе реагирования на стрессовые ситуации. Необходимым элементом в овладении совладающим поведением является формирование положительного образа себя и позитивного восприятия окружающего мира. Это предполагает как изменение отношения к своему телу и внешности, личностным особенностям, так я принятие прошлого жизненного опыта и осознание своего возможного будущего.

В борьбе со стрессом создать ситуацию неуспеха и несчастья достаточно просто: мы ощущаем проблему, начинаем бороться с ней, и сама ситуация борьбы усиливает проблему десятикратно, а то и в сотню раз. Большинство наших несчастий не казались бы такими серьезными, если бы мы сами не преувеличивали их, а некоторые прямо-таки не провоцировали. Эмоциональные переживания напоминают соль и перец, которые отвратительны на вкус, если их есть ложками, но в небольших дозах они придают остроту и пикантность любому блюду.

Домашняя работа

1. Высокий уровень развития потребности

а) не оказывает влияния на поведение личности;

б) приводит к дезорганизации поведения;

в) снижает восприимчивость к стрессу.

2. Универсальность невосприимчивости это:

а) отсутствие у человека реакции на какие-либо стрессоры;

б) проявление невосприимчивости в любых ситуациях;

в) умение эффективно справляться с различными проблемами.

3. Как влияет на восприимчивость к стрессу заниженная самооценка?

а) Усиливает ее.

б) Уменьшает.

в) Не оказывает влияния.

4. Какой из стилей реагирования на стресс является наиболее эффективным?

а) Субъектно-ориентированный.

б) Проблемно-ориентированный.

в) Избегание.

5. Совладающее поведение это:

а) способность человека владеть собой в стрессовой ситуации;

б) подчинение личности возникшим трудностям;

в) умение индивида справиться с проблемой.

Хотите попробовать свои силы в роли составителя несложной анкеты? Полагаю, Вы прекрасно справитесь с этой задачей!

Составьте перечень вопросов и утверждений закрытого (формулировки ответов предлагаются) и открытого (ответы формулирует сам отвечающий) характера, которые можно включить в анкету.

Это могут быть, к примеру, вопросы закрытого типа:

– Вы решаете кроссворд в надежде на награду? (Да; нет)

– Рассчитываете ли Вы найти на тротуаре монету? (Да; нет)

Это могут быть открытые вопросы:

– О чем Вы думаете, когда догоняете отъезжающий автобус?

– Что Вы представляете себе, подходя к двери, за которой находится незнакомый человек? Можете использовать и утверждения:

– Когда Вы читаете книгу, Вы предполагаете, что конец будет: а) счастливым; б) трагическим.

– Когда Вы подходите к стенду со списком премированных, Вам кажется, что: а) там есть Ваша

фамилия; б) Вашей фамилии там наверняка нет. Поработайте над черновиком анкеты вместе с Вашим Попутчиком.

О влиянии особенностей стрессовой ситуации на поведение человека мы уже говорили. А какие субъективные факторы обеспечивают лучшее функционирование в условиях стресса? Психологами были выделены признаки, присущие людям с так называемой индивидуальной невосприимчивостью к стрессам. Таким людям свойственны высокий уровень активности и самоконтроля, а стрессоры они рассматривают как вызов. Люди с таким типом характера вообще замечают меньше стрессоров, чем другие, а ежедневные заботы воспринимают как слабо стрессирующие.

Здесь можно вспомнить и о концепции чувства когеренции, в которой используется понятие стиль видения мира. Согласно этой концепции чувство когеренции определяется как устойчивое, преобладающее чувство уверенности, что окружающий нас мир понимаем, предсказуем и объясним (чувство понимания). Поэтому человек считает, что способен активно влиять на ситуацию (чувство контроля). Встречающиеся же трудности воспринимаются им как вызов, стоящий усилий (чувство целесообразности).

А как у Вас обстоит дело с этими чувствами (в частности, когда Вы читаете текст очередного урока по психологии)?

Лазарус и Фолкман выделяют три категории познавательной оценки стресса:

– угроза;

– вызов;

– вред.

Многообразие теорий и различных подходов позволяют определить:

– почему разные люди воспринимают одну и ту же ситуацию по-разному;

– почему один и тот же человек реагирует на различные ситуации одинаково.

Познавательная оценка требует от человека сопоставления между собой:

– социальных требований;

– его личных интересов;

– имеющихся средств.

Другими словами, человек должен ответить прежде всего самому себе на вопросы:

1. Что я должен? (требования, предъявляемые ситуацией);

2. Чего я хочу? (стремления, ближние и далекие цели);

3. Что я могу? (внешние и внутренние возможности и средства).

Ответы на эти вопросы определяют, каковы будут способы владения человеком собой

в стрессовой ситуации.

Позже происходит процесс оценки достигнутых результатов: в какой мере оказались реализованы требования, достигнуты цели и использованы собственные возможности. В конечном счете это и есть оценка эффективности процесса владения собой.

От того, насколько эффективна, продуктивна и полезна была деятельность, зависят физическое, психическое и социальное самочувствие личности.

Несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессовой ситуации, существует, по мнению ведущего специалиста в области изучения способов преодоления стресса Рихарда Лазаруса, два основных стиля реагирования проблемно-ориентированный и субъектно-ориентированный.

Проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.

Субъектно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечь других в свои переживания, забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой.

Канадские психологи Н. Эндлер и Дж. Паркер считают, что справляющиеся с проблемой являются предметно-ориентированными, т.е. заинтересованными а анализе сути

происходящего. В то время как переживающие проблему личностно-ориентированы

и больше озабочены своим собственным состоянием или мнением окружающих. Психологи выделяют и третий стиль реагирования избегание. Личностно-риентированные также могут прибегать к стилю избегания, прячась за мнение компетентных людей,гарантирующих им социальную поддержку. Что еще из области психологии может помочь нам в сражениях со стрессом?

В проводимых экспериментальных исследованиях изучалось, как можно уменьшить негативные последствия сильного стресса, что особенно важно, например, для работников опасных профессий или в ситуациях, угрожающих жизни.

Представьте себе, какой стресс испытывают ежедневно авиадиспетчеры в крупных аэропортах. О них пишут:

Любое даже незначительное снижение концентрации внимания, неточность в отдаваемых командах или маленькая ошибка в нажатии одной-единственной кнопки может привести к трагической катастрофе. Этот интенсивный стресс можно сравнить с усталостью солдат на фронте, его называют болезнь столкновения Последствиями его бывают высокое кровяное давление, язвенная болезнь, а также другие проявления стресса: страх, бессонница, потеря аппетита, раздражительность и депрессия.

Исследования доказывают, что к переживанию стресса себя можно подготовить.

В одном эксперименте участники смотрели один и тот же фильм с тремя различными комментариями: подчеркивающими напряжение, скрывающими опасность, переводящими угрозу на интеллектуальный уровень. Оказалось, что степень физиологического возбуждения испытуемых существенно различалась самой высокой она оказалась при угрожающем комментарии.

В другом эксперименте у участников, смотревших фильм с драматическими эпизодами, возникало гораздо меньшее возбуждение, если перед просмотром они знакомились с его содержанием. В борьбе со стрессом помогало и овладение приемами расслабления, хотя в данном случае влияние оказалось слабее, чем воздействие предварительной познавательной оценки.

Возникает естественный вопрос: имеет ли индивид, не испытывающий страха в стрессовой ситуации, преимущество перед другими?

Исследования показывают, что в определенных условиях слабый страх или его

отсутствие может так же отрицательно сказываться на здоровье человека, как и очень сильный страх.

Это подтвердило исследование страха, возникающего у больных до и после операции.

Была установлена определенная зависимость: лучшая послеоперационная приспособляемость наблюдается у группы пациентов, чей уровень страха перед операцией был умеренным. Лица с низким уровнем страха чаще выражали гнев, жалобы и имели больше всего эмоциональных расстройств. А вот высокий уровень страха давал положительный эффект и приводил к возникновению эмоционального иммунитета, т.е. усилению сопротивляемости человека к эмоциональным раздражителям.

Затем решили проверить, можно ли эмоционально подготовить к операции пациентов

с низким уровнем страха, познакомив их с объективной информацией. Это оказалось

эффективным и полезным для их послеоперационного состояния. Подготовленные таким образом больные меньше требовали обезболивающих средств, меньше жаловались,

их состояние быстрее улучшалось, их выписывали домой в среднем на три дня раньше,

чем пациентов, познавательно не подготовленных к операции.Страх при стрессе не всегда полезен, поскольку не всегда побуждает к активности.

Предостережения о последствиях злоупотребления алкоголем и наркотиками, венерических заболеваний, СПИДа вызывают беспокойство и тревожность. Однако крайне редко приводят к принятию предохранительных мер. Более того, лица, подверженные этим слабостям, активно избегают любой информации на данную тему и каких-либо профилактических мер. Тем самым они пытаются сохранить иллюзию своей безопасности.

Приведу прекрасную цитату на эту тему из трудов де Мелло:

Я знал, что алкоголь убивает меня. Но поверьте мне, ничто не способно изменить алкоголика даже любовь жены и детей. Он их любит, но это его не меняет. Однако я открыл что-то, что меня изменило. Однажды я валялся на тротуаре. Моросил мелкий дождь. Я открыл глаза и увидел, что это меня убивает. Я увидел это и вдруг понял, что уже не хочу ни капли алкоголя. И хотя мне потом случалось немного выпить, но никогда так, чтобы навредить себе. Я не поддался алкоголю и не поддамся.

Де Мелло утверждает, что именно в этом состоит разница между информированностью и действенной силой сознания. Именно сознание играет решающую роль в таких случаях.

Вот еще один пример.

Один из моих приятелей, отчаянный курильщик, говорил:

– Знаешь, есть множество шуток на тему курения. Говорят, что никотин убивает, но посмотри на древних египтян. Они все умерли, а ведь никто из них не курил.

Однажды он пришел в онкологический институт по поводу проблем с легкими. Врач сказал ему:

– У Вас на легких есть два пятнышка. Возможно, это рак, придите через месяц на повторное обследование.

С этого момента приятель не прикасался к сигаретам. До этого он знал, что они могут его убить. Теперь он осознал, что они его убивают. В этом и состоит разница.

Чтобы предостережения, вызывающие страх, оказались действенными, они должны изменить общее отношение к своему здоровью и оздоровительным мероприятиям, а также содержать явные указания на необходимые действия.

Мы уже отмечали положительную роль навыков в процессе реагирования на стрессовые ситуации. Необходимым элементом в овладении совладающим поведением является формирование положительного образа себя и позитивного восприятия окружающего мира. Это предполагает как изменение отношения к своему телу и внешности, личностным особенностям, так я принятие прошлого жизненного опыта и осознание своего возможного будущего.

В борьбе со стрессом создать ситуацию неуспеха и несчастья достаточно просто: мы ощущаем проблему, начинаем бороться с ней, и сама ситуация борьбы усиливает проблему десятикратно, а то и в сотню раз. Большинство наших несчастий не казались бы такими серьезными, если бы мы сами не преувеличивали их, а некоторые прямо-таки не провоцировали. Эмоциональные переживания напоминают соль и перец, которые отвратительны на вкус, если их есть ложками, но в небольших дозах они придают остроту и пикантность любому блюду.

Домашняя работа

1. Высокий уровень развития потребности

а) не оказывает влияния на поведение личности;

б) приводит к дезорганизации поведения;

в) снижает восприимчивость к стрессу.

2. Универсальность невосприимчивости это:

а) отсутствие у человека реакции на какие-либо стрессоры;

б) проявление невосприимчивости в любых ситуациях;

в) умение эффективно справляться с различными проблемами.

3. Как влияет на восприимчивость к стрессу заниженная самооценка?

а) Усиливает ее.

б) Уменьшает.

в) Не оказывает влияния.

4. Какой из стилей реагирования на стресс является наиболее эффективным?

а) Субъектно-ориентированный.

б) Проблемно-ориентированный.

в) Избегание.

5. Совладающее поведение это:

а) способность человека владеть собой в стрессовой ситуации;

б) подчинение личности возникшим трудностям;

в) умение индивида справиться с проблемой.

2 комментария от “Как победить стресс?

  1. Насчет пекаря по имени Джордж, который вначале сделал работу, а только потом отправился в больницу. Первая мысль – похвалить, ведь человек мужественно поставил долг перед фирмой на первое место. Я думаю, что это неправильно. Надо в первую очередь обращаться за помощью, ведь человеческая жизнь превыше всего. Он сильно рисковал, работая с такими ранами и мог умереть. Тогда кому будет нужна его преданность?

  2. Я читала в одной научной статье, что в Японии люди меняют работу каждые пять лет. Все это делается для того, чтобы люди не привыкали к размеренному течению жизни. Японские психологи считают, что человек проработавший больше пяти лет на одном месте, привыкает к своим обязанностям, и его работа выполняется на автомате, что пагубно влияет на работу мозга. Поэтому, чтобы активировать «спящий мозг», японцы меняют свою работу на другую, так как другая работа вызывает так сказать необходимый стресс, способствующий улучшить работу.

Добавить комментарий