Как влияют на нас критические события в жизни?

Мне очень приятно поддерживать и направлять Вас в соревновании с самим собой. Я высоко ценю Ваши усилия и стремления к напряженной интеллектуальной деятельности, но еще большей похвалы заслуживает Ваша готовность выполнять практические упражнения.

Данная тема является достаточно трудной для обсуждения, поскольку как теория, так и предлагаемые упражнения могут вызвать у Вас неприятные воспоминания, заставить вспомнить то, что так хотелось забыть. Однако уверен, что вместе мы с этим справимся.

В книге К. Янковского Не только для родителей мне особенно запомнилось сравнение человека с морским чудищем, живущем на дне океана. Эта глубоководная рыба прекрасно выдерживает большое давление, извлеченная же на поверхность гибнет, потому что ее разрывает внутреннее давление организма.

Это сравнение недалеко от истины. Действительно, в нашей жизни мы прекрасно приспосабливаемся к различным воздействиям со стороны внешнего мира и, возможно, будучи избавленными от его давления, мы прекратили бы свое нормальное существование. Этот пример иллюстрирует также наши огромные возможности адаптации.

А на какой глубине приходится жить Вам, какое давление испытываете Вы?

Не нужно приспосабливаться к критическим событиям. Вместо этого можно и нужно приспосабливаться к их неприятным последствиям. Критические события определяются в психологической литературе как такие стрессы, которые существенным образом влияют на ход и дальнейшее развитие нашей жизни.

На протяжении последних десятилетий этой проблемой занимаются авторы теоретических и эмпирических исследований в разных отраслях науки.

Материалы настоящего урока помогут нам ответить на некоторые важные вопросы, а именно:

* Существуют ли определенные реакции (например: шок, злость, депрессия), которые появляются у всех людей, сталкивающихся с трудноразрешимыми жизненными ситуациями или трагическими событиями?

* Есть ли сходство в переживаниях людьми таких разных событий, как потеря работы, инвалидность или смерть супруга?

* Всегда ли людям приходится пройти через определенные этапы кризиса и пережить его последствия?

* Действительно ли люди по истечении определенного срока могут смириться с произошедшим и находят силы продолжать жизнь и радоваться ей?

Думаю, что ответы на эти вопросы Вам помогут найти не только результаты научных исследований, но и Ваш собственный жизненный опыт и убеждения. Более того, именно Ваши ответы являются наиболее существенными. Главное, чтобы они были честными и конкретными.

Итак, давайте представим себе, что происходит с людьми, когда они сталкиваются со стрессовыми ситуациями, отличающимися по силе и значимости, приводящими к различным изменениям и требующими определенного времени на адаптацию.

Американские исследователи Томас Холмс и Ричард Рей разработали шкалу, определяющую силу стресса, измеряемую в единицах жизненных изменений. Данная шкала позволяет предсказать риск развития серьезных заболеваний, если указанные в ней события произошли примерно в течение последних 12 месяцев. У лиц, имеющих высокие показатели (индекс превышает 300 баллов), риск очень велик.

Воспользовавшись этой шкалой, рассчитайте, если хотите, количество Ваших. Учитывайте только те события в Вашей жизни, которые произошли в течение последнего года.

События Шкала силы влияния

Смерть супруга * 100

Развод , 73

Разлука супругов 65

Тюремное заключение 63

Смерть близкого члена семьи 63

Собственная болезнь или травма 53

Заключение брака 50

Потеря работы 47

Примирение супругов 45

Уход на пенсию 45

Ухудшение состояния здоровья члена семьи 44

Беременность 40

Сексуальные проблемы 39

Появление нового члена семьи 39

Смена места работы 39

Изменение финансового положения 38

Смерть близкого друга 37

Смена деятельности 36

Ухудшение отношений с супругой (-ом) 35

Большой долг 31 ,

Невозможность выплатить долг или заем 30

Изменение обязанностей по работе 29

Сын или дочь покидают дом 29

Проблемы с законом 29

Выдающиеся личные достижения 29

Приобретение или потеря работы супругом 26

Начало или окончание обучения в школе 26

Изменение жилищных условий 25

Изменение личных привычек 24

Проблемы с начальством 23

Изменение распорядка или условий работы 20

Изменение места жительства 20

Смена школы 20

Смена привычного типа отдыха 19

Изменения в религиозных убеждениях 19

Изменения в социальной активности 18

Обращение за предоставлением небольшого займа 17

Изменение привычек, касающихся сна 16

Изменения в количестве или составе семейных приемов 15

Изменение привычек в еде 15

Отдых (отпуск) 13

Рождество 12

Небольшие нарушения закона 11

Как Вы себя чувствуете после прочтения этой кризисной таблицы и выполнения расчетов?

Естественно, она не совсем соответствует нашим общественно-культурным ценностям и жизненным условиям. Более того, оценка отдельных событий вызывает удивление и недоумение. И если начало шкалы воспринимается естественно, то ее завершающая часть во многом может показаться абсурдной.

Что ж, у американцев свои кризисы и терпение, у нас свои.

Обратите внимание: подход к теме стресса у этих авторов является традиционным. Среди стрессоров называются смерть и Рождество, тюремное заключение и выдающиеся личные достижения факторы, которые могут вызвать сильное эмоциональное возбуждение, несмотря на разницу в полярности (+ или -) и характере сопутствующих эмоциональных проявлений.

Рассматривая указанные события как возможную причину заболеваний, авторы не учли более широкого социального контекста, не приняли во внимание то, что некоторые жизненные перемены являются не причиной, а следствием уже развивающегося заболевания.

И, наконец, важно уяснить себе, что стресс может быть вызван самим ожиданием перемен в жизни: одних мы ожидаем с нетерпением, а они не наступают, других, напротив, ждем с опасением и страхом. Что думаете об этом Вы? Возможно, Вы захотите поделиться интересными примерами и наблюдениями со своим Попутчиком.

Если у Вас высокий показатель по шкале жизненных изменений, не оставляйте этот факт без внимания! Если Вам за последнее время пришлось столкнуться с большим количеством трудных и очень важных проблем, если в Вашей жизни произошли серьезные изменения, необходимо позаботиться о себе. Возможно, Вам нужна профессиональная помощь? Каково Ваше здоровье, как Вы себя чувствуете? Пожалуйста, если что-то вызывает у Вас беспокойство, без промедления обратитесь за помощью. Вы должны помнить: восприятие и решение проблем зависит прежде всего от Вас!

А сейчас очередное, очень важное для Вас замечание. Запомните, что субъективный подход к стрессу исключает любую оценку событий и индивидуальных переживаний. Воспользуемся примером.

ПРИМЕР

Предположим, что одна пациентка очень страдала по поводу утраты белого пуделя, а другая из-за смерти мужа. Страдания какой из них были сильнее? А откуда Вам известно, как это можно измерить?

Объективно оценить и измерить можно лишь физиологические проявления эмоциональных реакций. В естественной ситуации такие измерения почти невозможны, а в лабораторных исследованиях поведение человека не всегда соответствует повседневным, естественным и менее контролируемым действиям. А использование в этих целях скрытой камеры нередко является просто неэтичным, не так ли?

ПРИМЕР

Эмоциональный компонент оказывает заметное влияние даже на ощущение физической боли. Маленький ребенок испытывает более сильную боль, когда его бьет рассерженный отец (поскольку одновременно испытывает чувство страха, вины, обиды), чем когда он ушибается в азарте игры.

Попробуем рассмотреть эти проблемы с практической точки зрения. УПРАЖНЕНИЕ 1. Скажи мне , что у тебя вызывает стресс , и я скажу , кто ты

Безусловно , название упражнения шутка , отражающая чрезмерную увлеченность оценками и интерпретациями .

Я стремлюсь развить у Вас желание познавать и сравнивать не для того , чтобы оценивать , а для того , чтобы иметь силы и возможности переживать личные неудачи и научиться распознавать их сложность и разнообразие у других .

Пожалуйста , попытайтесь составить список событий , которые оказывают наиболее сильное влияние на Вашу жизнь , а затем упорядочьте их , начиная с наиболее важного . Обращайте внимание на события , вызывающие отрицательные эмоции , которых особенно хотелось бы избежать .

Этот список должен содержать 12 таких кризисных событий .

Затем проведите три независимых исследования беседы с Вашими взрослыми знакомыми . Выбирайте для бесед людей с нетипичной судьбой , у которых происходят частые изменения в жизни ( например : частые переезды , смена жизненных партнеров , видов деятельности , характера работы и т . п .).

Обратите внимание на то , чтобы в сферу Вашего внимания не попали люди , переживающие в данный момент сильное напряжение . Всех собеседников просите привести примеры жизненных событий , упорядочивая их по убыванию : от тех , которые вызывают наибольший стресс , отрицательные эмоции и требуют адаптации , до самых привычных , обыденных .

Кроме того , составьте список таких событий , которые , по мнению Ваших собеседников , вызывали бы у большей части нашего населения стресс и потребовали бы по новому к ним приспосабливаться .

Полученные таким образом списки следует привести в систему и результаты обработать вместе со своим Попутчиком . Выделите события , которые Ваши испытуемые считают наиболее неприятными , и те , которые , по их оценке , были в конце списка . Сравните их .

Пожалуйста , постарайтесь объяснить результаты проведенного Вами исследования . Думаю , однозначных ответов не будет , и Вам придется выдвинуть несколько гипотез .

Подумайте над тем , связано ли ( и каким образом ) восприятие Вашими собеседниками указанных событий как критических с историей их жизни .

Помните , что Вам следует быть тактичным и признательным по отношению к своим знакомым , которые проявили любезность и посвятили Вам свое время , поделились личными переживаниями . Поблагодарите их от всей души .

Помните , что это упражнение не имеет целью выяснение интимных подробностей : что происходило , кто и как себя вел . Вы спрашиваете лишь о том , что люди думают об этом событии .

Пожалуйста , во время разговора не оценивайте и не интерпретируйте получаемую информацию . Воздерживайтесь также давать советы . Просто умейте хорошо слушать ( А о том , как это делается , мы

подробно расскажем в уроках 15-18)

Я желаю Вам успеха в этих Ваших личных исследованиях!

А теперь возвратимся к теории, посвященной процессу переживания критических состояний.

Завершая рассуждения на эту тему, остановимся на минутку на проблеме боли, которая будет рассматриваться в материалах урока 33.

Вспомните мой пример, где речь шла о ребенке, по-разному воспринимающем боль. Она оказывалась субъективно более сильной, если к ней присоединялся страх. Вспомните собственные встречи со стоматологом. Действительно ли было так больно? Полагаю, что нет.

Физическая боль это сильное мышечное напряжение, которое способно даже повредить живые ткани нашего организма.

За ощущение боли несут ответственность не специальные рецепторы боли, а свободные нервные окончания, расположенные по всему телу. Однако в нашем организме имеется контрольная система, которая принимает и проводит болевые импульсы. Активность центральной нервной системы, которая является основой процессов ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, ЭМОЦИЙ, способна изменять восприятие боли.

Другими словами, восприятие боли зависит от того, как мы себя чувствуем, какие эмоции в данный момент испытываем, на чем фиксируем свое внимание, а также имеется ли у нас опыт поведения в подобных ситуациях.

Общаясь с людьми, разделяя их беды и неудачи, сочувствуя им, мы прежде всего воспринимаем их субъективные переживания, учитываем индивидуальность каждого и не соотносим случившееся с существующими нормами. Мы должны помнить, что на одинаковые раздражители каждый реагирует по-своему, что схожие стрессовые ситуации переносятся по-разному. То, что для одного неприятность, для другого беда; для одного просто неудача, для другого настоящее горе.

А сейчас я предлагаю Вам очередное практическое упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Крутые повороты в жизни

Сейчас Вам придется выступить в качестве драматурга и создать сценарий жизни для человека , внутренне похожего на Вас .

Помните , что речь не идет о сценарии хорошего триллера или скучного романа . У Вас должно получиться нечто в духе живого кино .

В сценарии должно быть множество критических событий , происшествий , которые бы в определенном смысле изменяли жизнь героя , но не приводили бы к психическим отклонениям и расстройствам . Я имею в виду лишь события и переживания , изменяющие стиль и способ жизнедеятельности .

Постарайтесь придумать жизнеописание с наибольшим количеством возможных поворотов .

Реальность сценария зависит только от Вашего убеждения , что такие события действительно могли бы иметь место в Вашей жизни .

А теперь задумайтесь : какие из них Вам пришлись бы по вкусу в Вашей реальной жизни и какие из

них оказали бы наибольшее влияние на Ваше поведение ? Как Вы думаете , какое из этих событий еще

может произойти в Вашей жизни ? К каким из них Вы готовы во всеоружии , а какие могут застать Вас

врасплох ?

Поговорите об этом со своим Попутчиком . Будьте при этом снисходительны и больше доверяйте себе .

В данном упражнении Вы сами находитесь в роли исследуемого . Каковы же Ваши ощущения ? Помни-те , что Вы должны оставаться на уровне размышлений , рассуждений на уровне сознания , а не эмоциональных оценок и переживаний . В противном случае Вас начнут одолевать различные чувства ( неполноценности , досады , опасения и др .). Прошу Вас позаботиться об эмоциональном комфорте и собственной поддержке : я значим и достоин уважения .

Задумайтесь также над тем, является ли такая остросюжетная история жизни предметом Ваших грез и мечтаний? Попытайтесь ответить на вопрос: являетесь ли Вы фанатиком сильных впечатлений или же предпочитаете переживать их только в кинотеатре, а в реальной жизни хотели бы, чтобы все шло своим чередом? А может, Вы действительно жаждете острых ощущений и жизненных коллизий?

А сейчас вернемся к теории, изучающей чение критических событий для человека и их влияние на его жизнь. Теория избавления от раздражителя Клингера

Эта теория, призванная объяснить рассматриваемую проблему, известна под названием теории избавления от раздражителя. Согласно данной теории, если достижению желаемой цели (значимому раздражителю) что-либо препятствует или делает его вообще невозможным, то человек стремится избавиться от данного раздражителя.

Процесс избавления состоит из нескольких этапов и задействует как познавательную, так и эмоциональную сферу человека. Сначала наступает фаза усиления активности. Стремление достичь цели усиливается и становится доминирующим, преобладающим над другими желаниями. Увеличивается степень внимания. Если человек не получает ожидаемых результатов, возникают злость, агрессивность, быстро перерастающие в гнев, который проявляется в бурных и неадекватных реакциях, т. е. наступает следующая стадия фаза злости и бунта. Безусловно, такое эмоциональное напряжение не может продолжаться долго, и человек постепенно переходит в фазу депрессии, отрешенности, пессимизма и апатии. Эта депрессия и представляет собой основной элемент процесса избавления от раздражителя.

Когда воздействие раздражителя ослабевает, то уменьшается и стремление к его достижению. Это оказывает очищающее влияние как на содержание мыслей человека, так и на его фантазии и мечты. Постепенно он чувствует себя лучше и лучше, пока полностью не смирится с поражением в этой борьбе. Однако когда на своем жизненном пути человек сталкивается одновременно с несколькими недостижимыми целями, ему соответственно приходится осуществлять несколько процессов избавления от раздражителя. Это происходит потому, что человеку крайне сложно, а чаще всего просто невозможно, справиться одновременно с несколькими жизненно важными кризисными ситуациями. Поэтому люди, у которых много забот и нерешенных проблем, оказываются бессильными при возникновении даже какого-либо одного кризисного события.

Комплексная модель критического события Вортмана и Брема

В данной модели определены условия, от которых зависит появление собранности (мобилизации) человека или наступление у него депрессии. В соответствии с данной моделью тип и сила реакции индивида на ситуацию, которую он не может изменить, зависит, с одной стороны, от его ожиданий степени личного контроля над ней, а с другой стороны, от значения, которое имеет для человека данная ситуация. Чем больше первоначальное ожидание, касающееся уровня контроля над ситуацией, тем больше мобилизация, больше со- вершается действий. И только затем наступает отказ от дальнейших попыток решить проблему и окончательное разочарование. Если человек с самого начала не уверен в своих силах и не ожидает, что сможет справиться с данной ситуацией, депрессия может наступить сразу, без фазы мобилизации.

Теория приобретенной беспомощности Селигмена

В теории приобретенной беспомощности ученые исследовали воздействие на поведение человека таких стрессоров, как, например, посторонние шумы, поражение электрическим током, возникновение изначально нерешаемых проблем. Оказалось, что ситуации такого типа не всегда приводили к пассивности, снижению качества выполнения заданий, депрессивному настроению.

Эффект беспомощности берет свое начало не столько в невозможности человека контролировать ситуации, наполненные отрицательными раздражителями, сколько в способе их интерпретации. Если причины возникшей ситуации человек видит в себе самом, в своем Я, воспринимает их как постоянные и глобальные, то возникает вышеназванный эффект. Если же причины трудностей связываются с внешними, не зависящими от само

го человека, факторами, то они оцениваются как временные и специфические для дан ной ситуации.

Чтобы лучше усвоить данное положение, приведу пример.

ПРИМЕР

О Получив неудовлетворительную оценку на экзамене, Вы можете объяснить это

следующими причинами:

а) я глупый (внутренний фактор);

б) экзаменатор всегда засыпает тех, кто списывает и пользуется шпаргалками (постоянный фактор);

в) я ничего не знаю (глобальный фактор);

или же:

а) этот экзамен был ужасно трудным (внешний фактор);

б) не повезло с билетом (временный фактор);

в) не понял одного вопроса (специфический фактор).

Теория реакции на кризис Шонтца

Теория реакции на кризис также является результатом изучения воздействий на человека критических событий.

Когда человек осознает, что кризис неизбежен, его первой реакцией является шок, особенно в том случае, когда это происходит неожиданно. Эта фаза характеризуется некоторой отчужденностью и поразительной ясностью мышления и действий.

Затем наступает фаза конфронтации, в течение которой человек ощущает беспомощность, панику, его действия дезорганизованны. В этот момент он не в состоянии планировать, разумно рассуждать, активно решать проблему и делать попытки исправить ситуацию. В конечном итоге наступает реакция ухода от проблемы, когда человек не воспринимает самого кризиса и его, возможно серьезных, последствий. Теория стресса и способов борьбы с ним Лазаруса и Фолкмена

Эта концепция анализирует процесс борьбы со стрессом.

Авторы разработали способ реагирования индивида на информацию, связанную с потенциально вредной ситуацией, пока она не стала восприниматься как кризисная.

Анализируя ситуацию, мы прежде всего даем оценку:

1) ее значению для нашей жизни;

2) предупредительным реакциям, обеспечивающим преодоление возможных трудностей и последствий.

Как Вы, вероятно, помните из материалов предыдущего урока, эта оценка называется познавательной.

Потенциально вредную ситуацию мы можем рассматривать как

1) угрозу, и тут же отдаемся во власть этому чувству;

2) вызов, и тогда мы сосредоточиваемся на возможностях овладения ситуацией или извлечения из нее выгоды.

В данной теории описаны многие способы борьбы со стрессом, речь о них пойдет в материалах уроков 7 и 8.

В частности, выделяются:

* торможение деятельности,

* поиск информации,

* пополнение имеющихся знаний.

Итак, Вы познакомились с различными психологическими теориями воздействия на человека критических жизненных событий.

Предлагаю Вам попытаться проверить, насколько Вы их усвоили. Сделаем это в форме очередного практического упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Курсовой семинар по кризисным событиям известного профессора X

Отнеситесь , пожалуйста , к данному заданию как к интеллектуальной игре .

Сначала Вы должны подготовиться к 20- минутной лекции и проведению дискуссии по теме Кризисные события в жизни человека , используя изученный материал . Не забудьте подчеркнуть сходства и различия излагаемых теорий . Изложение должно быть ясным и понятным . Затем организуйте свою частную презентацию . Пригласите для этого кого нибудь или воспользуйтесь одной из своих встреч с приятелями . При этом позаботьтесь о том , чтобы момент для беседы и атмосфера были выбраны удачно .

Мне совсем не хочется , чтобы у Вас получилась пародия на такой теоретический семинар . Прошу Вас , приложите все усилия , чтобы получилась интересная , продуктивная дискуссия , может быть , были сделаны совместные выводы и обобщения . Постарайтесь при этом быть умелым руководителем .

Если Вы боитесь , что не справитесь с данным заданием самостоятельно , можете выполнить его вместе с Попутчиком . Не смущайтесь ! Даже известным ученым время от времени не все удавалось так , как им хотелось

Сущностью этого упражнения , его принципиальной целью является проверка уровня овладения основами знаний , изложенных в этой учебной тетради .

Методом , позволяющим быстрее всего , успешнее всего и прочнее всего усвоить знания , является обучение других . Поэтому я и предлагаю Вам со всем чувством ответственности побыть в роли профессора на этом курсовом семинаре !

После окончания этой игры поделитесь своими впечатлениями с Попутчиком . А как Вы теперь оцениваете свои знания ?

Исследователи исходят из положения, что изученный, детально проанализированный процесс легче подчинить контролю, что, понимая сущность реагирования на отрицательные раздражители, человек может успешнее руководить этим процессом, снизить свои негативные переживания и быстрее приспособиться.

Итак, обобщение накопленных эмпирических данных позволяет сказать, что люди по-разному реагируют на критические события и плохо подготовлены к встрече с ними.

В сходных ситуациях некоторые из нас плачут, хнычут, жалуются, просят о помощи, другие вполне спокойны и владеют собой, третьи очень взволнованы и почти не общаются с окружающими, а четвертые, напротив, тянутся к людям, стараются быть как можно больше среди них, проявляя заботу и внимание.

Такие разные стили поведения наблюдают, например, врачи в больничной палате, где лежат пациенты с тяжелыми ожогами, все на одной и той же, острой, стадии болезни.

Безусловно, и Вы встречаете в своем окружении людей, реагирующих совершенно по-разному на одни и те же события. Возможно, Вам приходилось наблюдать, как ведут себя люди во время аварий, пожаров, наводнений

Поделитесь своими размышлениями на эту тему с Попутчиком. ,

Подумайте, зависит ли определенный способ реагирования от индивидуальных качеств данного человека или же он связан с особенностями ситуации, возраста, а, возможно, ранее приобретенным опытом? Вспомните, что об этом говорят теоретики!

Эмоциональные реакции людей необычайно разнообразны и включают различные проявления: от сильного возбуждения с криками, рыданиями до полного контроля собственного поведения, когда чувства тщательно скрыты. На реакции конкретного человека решающее влияние оказывают личностные особенности, которые в экспериментальных исследованиях определяются как переменные (в отличие от постоянных, характеризующих данную ситуацию и одинаковых для всех исследуемых).

И опять пришло время для очередного упражнения. На этот раз я предлагаю Вам проанализировать стили эмоционального реагирования.

УПРАЖНЕНИЕ 4. В поисках идеального примера

В течение ближайшей недели внимательно понаблюдайте за поведением героев просматриваемых Вами фильмов .

Надеюсь , Вы любите хорошее кино ?

Выберите из них тех героев , которые реагируют , по Вашему мнению , на критические , жизненные события следующим образом :

П крайне экспрессивно ,

П очень сдержанно .

Для каждого типа реагирования приведите несколько примеров различных героев . В своем выборе опирайтесь не на воспоминания о некогда просмотренных фильмах , а на фактический материал и специально сделанные наблюдения

Пожалуйста , постарайтесь выбрать психологически сложных героев , которые реагировали бы не тиличным для большинства людей , неординарным способом . Пусть Вас не пугает сложность задания ,

Вы , безусловно , справитесь с ним и сможете еще раз оценить себя и приобретенные знания . Описывая выбранных героев и их поведение , Вы должны доказать , что именно данные примеры лучше всего демонстрируют конкретный стиль реагирования .

Ну , как ? Что Вам удалось ? Задумайтесь над тем , какой стиль предпочитаете Вы сами ? А Ваши близкие ? Обсудить эту проблему с Вашим Попутчиком .

Как Вы считаете , какую цену платят люди за определенные стили реагирования ? Говоря о цене , я имею в виду отрицательные последствия .

Как на это смотрит их окружение ? Удается ли им успешно выполнять свою работу ? Какие физиологические симптомы могут у них появиться ? Как они воспринимают и оценивают сами себя ?

Советую Вам не забывать об этих героях и возвращаться к ним на разных этапах изучения нашего курса . У Вас появится возможность наблюдать , как получаемые знания и опыт , приобретаемый в процессе выполнения практических заданий , развивают Ваши способности анализировать и понимать различные проявления человеческой психики . Все зависит только от Вас . А теперь вернемся к данным научных исследований.

Ученых интересует не только влияние индивидуальных характеристик личности на способ ее реагирования, но и воздействие особенностей самого критического события.

Между жизненными кризисами существует значительная разница. Установлено, например, что реакцией на утрату близкого человека и на известие о появлении ракового заболевания бывает депрессия, которая обычно наступает после сильного эмоционального возбуждения. В то время как у жертв насилия это состояние наблюдается только не- посредственно после травмы.

Что же представляет собой сам процесс реагирования на критические жизненные события, из каких стадий он состоит, как протекает?

Имеющиеся экспериментальные данные показали, что постоянных, последовательных фаз реагирования на кризисы не существует.

В ходе эмпирических исследований так и не удалось установить типичную длительность отдельных этапов, а также конкретное время перехода индивидом из одной стадии в другую. Это еще раз подтверждает разнообразие проявлений в кризисных ситуациях и необходимость проведения многократных экспериментов в разных условиях и в различное время.

Однако, как мы уже отмечали, осуществить это очень трудно, а нередко просто невозможно, и не только в связи со сложностью самой природы кризисных явлений, но и по этическим соображениям.

Не стоит забывать и о том, что различные факторы окружающей среды могут значительно изменить настроение человека. Достаточно, например, неожиданного прихода друзей в больницу, чтобы по крайней мере на время улучшить эмоциональное состояние больного. Однако Вы прекрасно понимаете, что эти факторы могут оказывать и противоположное воздействие и ухудшить настроение человека, переживающего определенные трудности.

Кстати, некоторые авторы отмечают, что люди могут переживать одновременно несколько этапов выхода из критического состояния, могут возвращаться на несколько этапов назад, а также пропускать некоторые из них.

Именно это и создает непреодолимую трудность в установлении последовательности стадий, этапов в процессе реагирования человека на критические события своей жизни. Однако нам приходится переживать и относительно спокойные времена, не так ли? Что Вы скажете по этому поводу?

Но почти все теоретические модели указывают на наличие финальной фазы решения, которой достигает большинство людей, столкнувшихся с проблемным событием.

А существуют ли экспериментальные данные, подтверждающие это? Действительно ли люди стремятся к душевному покою, принимая существующую реальность?

Имеются данные, подтверждающие, что многие переживают стресс гораздо дольше, чем кажется на первый взгляд. Эти люди испытывают значительные трудности в поисках решения проблемы и в процессе приспособления к изменившимся условиям жизни.

Имеются также многочисленные данные, указывающие на то, что переживания, связанные с каким-либо кризисом, не исчезают бесследно и периодически повторяются в течение всей жизни.

К сожалению, очень сложно точно определить, кто всегда сможет успешно справиться со всеми трудностями выхода из кризиса.

Весьма существенным фактором, влияющим на процесс преодоления кризисных жизненных событий, является отношение общества. Оказывается, оно влияет на состояние здоровья, эмоциональное самочувствие и психологическую приспособляемость переживающего кризис.

Почему же иногда стремление найти поддержку у общественности не приносит ожидаемого результата?

Как Вы считаете? (Пожалуйста, подумайте, какую роль здесь играют особенности оказываемой обществом помощи и особенности личности, которая на нее рассчитывает?..)

Исследования подтверждают, что для человека, переживающего стресс, наиболее важным фактором, способствующим восстановлению внутреннего спокойствия, является возможность свободно выражать свои чувства, возможность делиться своими переживаниями, своими проблемами.

Когда мы сталкиваемся с критической жизненной ситуацией, мы теряем благоразумие и душевное равновесие, даже если обладали ими накануне. Мир перестает быть для нас предсказуемым и понятным.

Исследования показывают, насколько важно человеку, пережившему критические события, придать смысл этому приобретенному им опыту. Даже отрицательные последствия мы должны воспринимать через призму какой-либо благой цели. Стремиться верить, что все это не зря, что все это для чего-то нужно

Вот примеры психологов, как это можно сделать, изменив смысл случившегося.

О Смерть ребенка от лейкемии

Утешу себя мыслью, что, хотя лечение, через которое прошел мой ребенок, не спасло ему жизнь, оно послужило прогрессу медицины, благодаря чему в будущем можно будет спасти других детей.

=> Пациент после очень тяжелого ожога

Считаю этот случай испытанием огнем или очищением, благодаря ему я смог измениться внутренне.

О Спасенный после автомобильной аварии

Я получил возможность еще раз выразить любовь своим близким и родным.

=> Другие

Это случилось для того, чтобы я мог познать Бога. Он мне в этом помогает. Все в руках Всевышнего, на все воля Бога.

Многие супружеские пары, пережившие смерть ребенка, отмечали, что это горе сделало их более близкими, а отношения более глубокими и тесными.

Вы, без сомнения, сможете привести собственные примеры. Поделитесь опытом со своим Попутчиком. Какой смысл Вы увидели в них?

Исследования показывают, что процесс выхода из сложных ситуаций протекает гораздо труднее, если кризис произошел в ранней молодости. В этом случае человек может почувствовать себя обиженным судьбой, которая лишила его возможности осуществить желания и мечты. Об этом свидетельствуют исследования раковых больных, людей с ампутацией конечностей, а также рано овдовевших. С ними трудно поспорить, не так ли?

Успешное решение проблемных ситуаций в значительной степени зависит от опыта борьбы с другими стрессорами. Имеет значение не только то, какие стрессоры воздействовали ранее на человека, но и те факторы, которые сопутствовали этому критическому событию.

Результаты исследований опять таки не являются однозначными: события, возникшие одновременно, например смерть ребенка и встреча с насилием, создают необычайно трудную ситуацию, с которой не каждый может справиться. Переживание же смерти дальнего родственника закаляет психику и помогает человеку перенести ситуации, связанные со смертью или насилием в семье.

Некоторые травмы формируют у человека убеждение в собственной беспомощности, создают ощущение бессилия, усиливают чувство несправедливости, снижают способность решать проблемы, особенно если они повторяются или продолжаются длительное время.

Такие события, как тюремное заключение строгого режима, пытки и т.п., могут в корне изменить не только отношения человека с окружающим миром, но и его взгляды, убеждения. Ведь он осознает, что у него нет возможностей и средств, чтобы с этим справиться, чтобы это изменить.

Испытав однажды трудности при решении проблемы, индивид теряет уверенность в себе и воспринимает возникающие в дальнейшем подобные кризисы как более серьезные, перед которыми он бессилен.

В который раз оказываясь в неконтролируемой ситуации, люди сначала суетятся, нервничают, злятся, но через некоторое время проявляют еще большую беспомощность.

Возникающие одновременно стрессоры усиливают воздействие критических событий. Исследования подтверждают, что частые стрессы надолго и серьезно выбивают человека из колеи, и ему чрезвычайно трудно прийти в себя и вернуть жизнь в нормальное русло. Особенно сложно это сделать тем, кто не имеет поддержки со стороны близких и друзей.

Стрессы и критические события уже много лет являются предметом активных научных исследований. Неизбежность стрессов, их влияние на здоровье и удовлетворенность человека жизнью ставят проблему стресса в один ряд с основными проблемами в теории и практике психологии.

Большинство исследований касается негативных последствий сильного, травматического стресса. Меньше исследований посвящено способам реагирования и стилям поведения, направленным на то, как справиться с последствиями случившихся событий. Такие исследования являются ценным материалом для дальнейших разработок и практических рекомендаций в процессе оказания помощи людям, попавшим в беду и испытавшим страдания.

Однако стоит задуматься, всегда ли исследования стресса и критических событий совместимы с заботой о человеке.

Следует максимально осторожно относиться к чувствам лиц, принимающих в них участие.

Мы всегда должны помнить, что человек прежде всего ЛИЧНОСТЬ, а уже потом испытуемый.

Пожалуйста, не забывайте об этом, когда будете выполнять практические задания с участием других людей или если решитесь на какие-либо исследования.

ДАВАЙТЕ НЕ БУДЕМ УСЛОЖНЯТЬ ТРУДНОСТИ НАШЕГО БЫТИЯ. ДАВАЙТЕ ПОСТАРАЕМСЯ БЫТЬ ДРУГ ДРУГУ ПОДДЕРЖКОЙ И ОПОРОЙ. А ЕСЛИ УЖ СТРАДАНИЯ НЕИЗБЕЖНЫ, ПОПЫТАЕМСЯ ПРИДАТЬ ИМ СМЫСЛ.

И еще две цитаты для Вас:

Представим себе полную перемен человеческую судьбу и если не хотим быть застигнутыми врасплох или потрясенными неожиданностями, вообразим себе самое худшее, что может произойти. Жизнь надо воспринимать во всем многообразии ее проявлений и возможностей (Сенека, XIV , 91).

Иногда не мешало бы посмотреть на то, что нам принадлежит: богатство, здоровье, друзей, любимых, жену, ребенка, лошадь, собаку, так, будто мы можем это в любой момент потерять. Более того, хорошо бы время от времени представлять самые большие несчастья, которые нам могут встретиться, чтобы легче переносить те небольшие невзгоды, которые действительно с нами случаются (Шопенгауэр, 1970, с. 191).

Что Вы думаете об иерархии ценностей, указанной у второго автора?

Благодарю Вас за труд, который Вы затратили на изучение этого материала. Надеюсь, что вскоре мы вновь встретимся. В дальнейшем мы рассмотрим наши переживания в ситуациях, трудных в эмоциональном и познавательном отношении.

Домашняя работа 4

1. Критические события это:

а) агрессоры, существенно влияющие на жизнь человека;

б) ситуации, связанные с возрастными кризисами;

в) трудноразрешимые проблемы и трагические события.

2. Анализируя ситуацию, мы прежде всего оцениваем:

а) ее последствия;

б) ее значение и наши возможности;

в) мнение о ней окружающих.

3. Потенциально негативную ситуацию человек воспринимает как:

а) стрессор;

б) угрозу или вызов;

в) проверку своей выдержки и самообладания.

4. Эффект приобретенной беспомощности проявляется :

а) в неспособности человека владеть собой;

б) в способе интерпретации негативных раздражителей;

в) в невозможности изменить ситуацию.

5. Восприятие боли зависит от:

а) индивидуальных особенностей и психического состояния человека;

б) внешних особенностей ситуации;

в) силы болевого раздражителя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.