Почему мы должны себя любить?

Наше совместное путешествие ведет нас сегодня в Страну Самопознания. Это удивительная страна. Мы одновременно ее жители, исследователи, охранники, гости, а иногда и эмигранты

Кем Вы чаще всего бываете в своей Стране Самопознания?

Данная тема позволит нам рассмотреть такие психологические понятия, как идентичность и самопринятие , а также явления, связанные с самооценкой и ощущением собственной значимости .

Благодаря самопознанию (интеллектуальному аспекту познания себя) и самоотношению (эмоциональному отношению к самому себе) у человека формируется образ самого себя — самосознание.

Самосознание, или образ Я, это определенное представление человека о самом себе. Представление о себе (субъективный образ своего Я) складывается под влиянием многочисленных социальных факторов, а также в результате анализа человеком всего поведения и результатов деятельности.

В структуре самосознания можно выделить:

  • осознание близких и отдаленных целей, мотивов и результатов действий;
  • осознание своих реальных и желаемых качеств;
  • эмоциональное отношение к себе.

Результатом самопознания, его итоговым продуктом является так называемая Я-концепция.

Понятие Я-концепции впервые разработали в 1950-е г.г. представители гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), которые, в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я и его личностного самоопределения в обществе.

Я-концепция — это динамическая система представлений человека о самом себе, включающая три элемента:

— познавательный, который характеризует представление человека о себе;

— эмоционально-оценочный, отражающий отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т.п. и проявляющийся в системе самооценок;

— поведенческий, включающий проявление первых двух в поведении.

Все перечисленные здесь составляющие являются базовыми, основными. В данном уро¬ке мы рассмотрим не только общие понятия самопознания, но также и более сложные его элементы. Например, мы остановимся на понятии самопринятие, механизме его возникновения и роли, которую оно играет в нашей жизни.

Познакомимся также с ролью и функционированием ощущения идентичности, которое является результатом интеграции всех элементарных составляющих самопознания.

Наши вводные рассуждения закончу двумя цитатами: А вот если бы слово Я было словом, совершенно лишенным смысла? Ведь это слово в обыденном значении использу-ют точно так же, как слово ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС. Все люди имеют право называть себя Я, и одновременно с этим только один человек имеет на это право, а именно тот, который сейчас говорит. Никто не считает, что слова ЗДЕСЬ или ТАМ означают что-то особенное, что за этими определениями что-то скрывается. Почему же тогда мы воображаем, что у нас есть Я? — Оно в нас мыслит. Оно чувствует. Оно говорит. И это все! (Гу-стафссон. Смерть пчеловода).

Я одновременно является и субъектом и объектом пристального внимания и изучения и для каждого из нас наше собственное Я выступает важнейшей темой.

Это — вместо гордого Я?

А можно также признать со смирением, что мы до конца непознаваемы, не даем заключить себя в рамки, точно измерить, определить, описать и отнести к определенной категории. Но, несмотря на это, как объект размышлений мы чрезвычайно важны.

Здесь речь не о небе, не о море и земле, не о глубинах ада: самих себя мы не можем понять, слишком велики, слишком сильны для себя самих, преступаем тесные границы нашего познания и не можем объять самих себя (блаж. Августин).

Итак, находясь между безликим, слабым, не стоящим внимания это и гордым, большим и таинственным Я, перейдем к уроку, посвященному ощущению идентичности и самопринятию. Открываем Страну Самопознания, путешествуя скользкой тропой от Пика Огромной Гордости к Долине Великого Смирения.

Почему мы долины себя любить?

Глядя в зеркало, Вы видите Попробуйте ответить на вопрос: кого? Не думаю, что это легкое задание. (Безмолвное зеркало не скажет, мы ль на свете всех милее.)

Не вопрошаем, внимательно смотрим, потому что от нас самих зависит, на что будем смотреть: на нашу индивидуальную, неповторимую и особую красоту мыслящей и чувствующей личности или же сосредоточимся на том, чего нам не хватает и что болит Смотрим на все и не упускаем ни одной из составляющих, ни одной мелочи. Но для этого надо научиться СИНТЕЗУ — целостному восприятию, возникающему в результате анализа отдельных элементов, ибо мы не являемся случайным набором свойств и качеств. Ценность наша состоит именно в целостности этого НЕКТО.

Выполним практическое задание. Надеюсь, это приподнимет завесу тайны

УПРАЖНЕНИЕ 1. Кто я?

Как обычно, позаботьтесь о своем комфорте. Создайте себе максимально возможные хорошие условия. Было бы хорошо, если бы, кроме Вас, в помещении никого не было, и Вас не беспокоили шум, телефонные звонки, разговоры

Приготовьте письменные принадлежности и часы с секундомером. Еще Вам понадобятся три листа бумаги большого формата и три фломастера разных цветов. Не готовьте заранее никаких версий ответов, иначе упражнение не достигнет намеченной цели.

Один из листов озаглавьте: КЕМ Я БЫЛ? Второй: КТО Я? Третий: КЕМ Я БУДУ?

Не думайте о том, что Вы должны, обязаны, чего Вам нельзя, а что следовало бы написать на приготовленных листах. Старайтесь использовать больше существительных, а не прилагательных. Помните, Вы пишете не о том, какой Вы, а отвечаете на вопрос: Кто Вы? Позвольте себе полную, неконтролируемую спонтанность, записывайте все, что приходит на ум, без критического анализа. Пишите, пишите и пишите так долго, как только сумеете. Часы Вам понадобятся только в том случае, если у Вас возникнут затруднения не сможете сформулировать мысль, задумаетесь, отвлечетесь на воспоминания. Тогда засеките по секундомеру 10 секунд и за это время постарайтесь сформулировать очередную ассоциацию. Старайтесь записывать свои мысли в виде вертикальной колонки. Сохраняйте последовательность (первым заполнятся лист, касающийся прошлого). Если уже не можете ничего придумать, переходите к записям на следующем листе. Было бы хорошо, если бы на каждом листе собралось не менее десяти определений.

Закончив записи, проанализируйте собранный материал. У Вас есть Попутчик — именно теперь можете просить его о сотрудничестве. Сравнивая содержание отдельных колонок, постарайтесь найти ответ на вопрос о развитии определенных сфер, важных для Вас и как бы продолжающихся в Вашей жизни (скажем: был подвижным ребенком -теперь я беспокойный взрослый -буду стариком-живчиком). Являются ли приведенные категории общими или конкретными? Пользовались ли Вы определениями типа: русский, москвич, мужчина; или же: искатель, созидатель, оратор?.. Какой из листов содержит наиболее глубокие замечания, а к какому Вы отнеслись небрежно? Какую из временных категорий Вы представили более полно?

Что это упражнение говорит Вам о Вас самом? Что нового для себя открыли, что Вас позабавило, что огорчило, а что обеспокоило? Помните, что к Вашим основным обязанностям (не только при изучении курса психологии) относится забота о собственном эмоциональном состоянии.

Перейдем опять к теории.

Ощущение идентичности определяется чаще всего как осознание собственной устойчивости и цельности во времени, убеждения в неизменности в постоянно меняющемся мире.

Эта проблема стала объектом исследований в философии, социологии, культурологии, педагогике и психологии. Ученые многократно пытались ответить на вопросы, как формируется наша идентичность в процессе личностного развития и в какой степени она влияет на наше повседневное поведение. Предметом особого интереса были исследования расстройств идентичности, их появления и развития.

Меньше внимания уделено этому явлению в пределах так называемой психической нормы. Так случается часто: значительно глубже человек изучается с точки зрения его болезней и расстройств, чем в состоянии нормы.

Одним из ученых, анализировавших это явление, был американский психолог Э. Эриксон. Важнейшим в концепции Э. Эриксона является понятие психосоциальной идентичности: устойчивый образ Я и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни личности и являются условием ее психического здоровья. Он разработал общую концепцию человеческого развития, которое, по его мнению, проходит восемь фаз. Каждая из них связана с определенными физиологическими изменениями. В зависимости от особенностей протекания фазы ее последствия для личности могут быть позитивными или негативными. Ощущения идентичности достигает личность, которая, как считает Эриксон, успешно преодолеет кризисы периода взросления.

Продолжателем творческой мысли Эриксона был Дж. Марсиа, профессор психологии Колумбийского университета. Он выделил четыре состояния — уровня развития нашей идентичности.

1. Диффузия идентичности проявляется в отсутствии восприятия человеком себя как единого постоянного целого и в трудностях совмещения не совпадающих социальных ролей. Человек в этой фазе не способен ответить на вопрос: Кто я? — и сделать самостоятельный выбор.

2. Зеркальная идентичность состоит в восприятии себя идентично родителям или другим значимым лицам. Отвечая на вопросы: Кто я?, К чему стремлюсь?, человек зеркально отражает поступки и личностные особенности этих людей. Человек с подобной идентичностью не способен самостоятельно преодолеть кризис периода взросления.

3. Отсроченная идентичность состоит в отсрочке и запаздывании с преодолением кризиса в фазе взросления. Индивид видит много возможностей преодоления кризиса и формирования зрелой идентичности, но не может сделать выбор. Предпочтения такой личности нестабильны, реагирует она спонтанно, между прочим, в зависимости от ситуации, постоянно находясь в состоянии, предшествующем принятию решения.

4. Зрелая идентичность состоит в ощущении человеком собственной неповторимости, устойчивости и постоянства. Такой индивид успешно преодолевает кризис периода взросления. Он знает, кто он такой и каковы его предпочтения в сложном, динамичном и ненадежном мире.

Как Вы считаете, в какой из фаз Вы сейчас находитесь? На каком этапе строительства собственной идентичности находятся близкие Вам люди? Как это влияет на Ваши отношения с ними? Можете ли Вы отыскать в своих воспоминаниях трудную историю построения собственной идентичности? Очень важно поделиться с кем-нибудь своими размышлениями. Если с Вами нет Попутчика, воспользуйтесь временными, ситуативными контактами с людьми, заслуживающими Вашего доверия. Это могут быть контакты и по телефону, и в письмах.

Не оставайтесь в одиночестве, если Вы нуждаетесь в том, чтобы услышать и свое мнение по важному вопросу, и чужую точку зрения, подтверждающую значимость Вашего существования.

Проанализируйте теперь результаты эмпирических исследований ощущения идентичности. Особую роль в определении идентичности индивида играют так называемые дистинктивные (отличительные) суждения, то есть отражающие наиболее характерные и своеобразные черты данной личности. Они свидетельствуют о ее специфичности и неповторимости. Исследования показывают, что такой чертой может быть все, что выделяет индивида из группы. Эти черты специфические (например: другая народность, религия), а потому, с точки зрения теории информации, именно они дают нам больше всего данных о личности.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Узнаете ли Вы меня по ?

Выберите из своего окружения не менее пяти лиц, которых знаете хотя бы поверхностно. Попробуйте определить по одной-две черты, имеющих значение для дистинктивного суждения, то есть описывающих их отличительные, своеобразные, неповторимые свойства. С их помощью можно распознать эти лица с первого взгляда, отличить от других в группе. Обратите внимание на то, какие категории Вы используете при описании.

Насколько они связаны с физической и психической патологией (больной белой горячкой, эпилептик, заика, шрам на лице), как часто проявляются в них свойства и поступки, не одобряемые обществом (разведенный, ворчун, скряга), а также категории, которые для описываемого являются важ¬ными, а окружающие придерживаются различных мнений в оценке их значимости (гомосексуалист, негр, еврей, монахиня).

Теперь, пожалуйста, ответьте на вопрос: Как можно Вас узнать? Отнесите его также и к своей внешности, но не забывайте, что Вашей главной задачей является выделение характерных свойств личности. (Представьте, что Вы условились о встрече в кафе с очаровательной незнакомкой (незнакомцем) и хотите быть быстро и безошибочно узнанным.) Подумайте, используете ли Вы в отношении себя те же критерии, что и в отношении других? Почему? Что это Вам говорит о самом себе? Как обычно, это стоит обсудить с Попутчиком.

Нельзя четко разделить Я и не-Я.

Подумайте, способствовала или затрудняла процесс обретения идентичности среда, в которой Вы воспитывались. Подчеркивали ли родители или другие взрослые Вашу особенность, оригинальность, специфику поведения? Как оценивали Ваше стремление быть на кого-то похожим или, наоборот, выделиться среди окружения? Стоит поделиться воспоминаниями с Вашим Попутчиком.

Удивительно, но, чтобы достичь ощущения идентичности, необходимо найти различия между нами и нашим окружением (не забывайте о том, что именно осознание нашего сходства с другими дает нам страховку нашей безопасности в группе). Это значит, что процесс обретения идентичности труден и болезнен для индивида. Это, безусловно, кризис, требующий от нас принятия определенных решений. Мы еще вернемся к этой теме.

Исследования показывают, что мы ориентированы на поиск фактов, подтверждающих наше своеобразие. Дистинктивные суждения являются важнейшей составляющей идентичности, но не единственным элементом ее структуры. Ощущение идентичности зависит также от стабильности наших самооценок. Чем более они устойчивы под воздействием ситуации, тем полнее и определеннее идентичность.

Идентичность определяется тем, что сохраняется, а не тем, что изменяется. Особое значение имеет связь между Я-прошлым, Я-настоящим и Я-будущим.

Мы нуждаемся в знаниях о своем прошлом — о детстве, молодости. Нередко заглядываем в будущее, представляя себя на склоне лет. Вы уже размышляли над этой проблемой, выполняя практическое упражнение.

Какое значение имеет для нас ощущение идентичности?

На основе опытов установлено, что лица с развитым ощущением идентичности:

— менее восприимчивы к стрессу; :

— предпочитают самостоятельность в суждениях и поведении;

— имеют большие ожидания в разных сферах жизни;

— имеют реальный уровень претензий.

В то же время опыты не обнаружили никакой связи идентичности с уровнем умственного и познавательного развития человека. (И очень хорошо!)

Расстройства идентичности влияют на структуру и направленность наших действий, изменяя протекание межличностных контактов. Лица с нарушенной идентичностью часто демонстрируют амбивалентные (одновременно позитивные и негативные) реакции типа стремление-уклонение в социальной ситуации. Одновременно может возникнуть боязнь внешнего контроля или его отсутствия.

Легко представить себе, что кто-то с сильной, но больной идентичностью не выносит контроля со стороны, а индивид, почти лишенный идентичности, ждет от других, что его будут вести за руку, жаждет сильной зависимости, обеспечивающей ему ощущение безопасности.

У лиц с расстройством идентичности часто возникают и сексуальные проблемы. Для достижения идентичности необходимо сосредоточиться на себе.

Что об этом говорит психология? Как всегда, ситуация неоднозначна. Фокусирование внимания на собственной личности приводит к последствиям как позитивным, так и негативным. Их соотношение в большой мере зависит от частоты и степени концентрации на себе.

Интересно, что об этом думают другие?

УПРАЖНЕНИЕ 3. в центре собственного внимания

Возьмите не менее двух коротких интервью на тему сосредоточенности на себе. Попросите своих собеседников ответить на следующие вопросы:

1. В какой ситуации концентрация на себе полезна с точки зрения индивида и с точки зрения его окружения?

2. В каких случаях концентрация на себе вредна? .

3. В какой ситуации концентрация необходима (приведите пример)?

4. Какие реакции и эмоции вызывают у окружающих люди, сосредоточенные на себе?

5. Каким Вы видите себя в этой ситуации?

6. Как концентрация на себе влияет на нашу самооценку и самосознание?

Позвольте собеседникам выговориться, не критикуйте и не дискутируйте; просто внимательно слушайте и старайтесь запомнить ответы и аргументы. Таким образом Вам удастся узнать истинные взгляды людей вместо того, чтобы убеждать их в превосходстве Вашей точки зрения

Собранный материал приведите в порядок и обсудите. Если Вы не можете постоянно сотрудничать с Вашим Попутчиком, постарайтесь поговорить на эту тему с кем-то, заслуживающим доверия.

Результаты исследований говорят о том, что с понижением самооценки, с увеличением расхождений между самооценкой и стандартами, существующими в обществе, человек все чаще уходит от самопознания. Таким образом он стремиться избежать фрустрации, возможно, при помощи защитных механизмов типа вытеснения, подавления или внутренней изоляции Мы уже рассматривали этот вопрос. Расхождения же между самооценкой и личными стандартами приводят к концентрации человека на себе.

Концентрация внимания на себе во многих отношениях полезна для человека. Она позволяет нам лучше познать собственную личность и понять свое место среди других людей. Облегчает она нам и выявление внутренних причин нашего поведения. Не обращая внимания на самого себя, человек не смог бы предпринимать конструктивные действия и руководить собственным развитием.

Однако нередко сосредоточенность на себе снижает степень адекватности самооценки, мнение о самом себе становится менее позитивным. Мы предпочитаем любить себя как кота в мешке, а не как препарат под микроскопом

Сосредоточившись на себе, мы лучше замечаем несоответствие личных качеств собственным стандартам, расхождения между реальным и идеальным Я. Излишняя концентрация на себе может затруднять или даже нарушать контакты с другими людьми. Она также уменьшает способность к эмпатии и готовность к альтруистическим поступкам.

Люди, сконцентрированные на себе, часто не воспринимают негативную информацию о себе и выражают сомнения в источниках такой информации.

Это наблюдение можно проиллюстрировать цитатой:

Поскольку наибольшее удовольствие нам доставляет чужое удивление, а желающих самим удивляться, даже если для этого есть причина, немного, счастлив человек, который достиг того, что искренне удивляет его самого. Пусть только не дает другим сбить себя с толку (Гоббе).

Попробуем рассмотреть это явление на примере. Вы чрезмерно сконцентрированы на своем внешнем виде и, если слышите от приятельницы, что сегодня Вы не выглядите изысканно, то предпочитаете скорее признать ее некомпетентной в вопросах моды, чем принять во внимание ее мнение. Человек, который не уделяет столько внимания своему внешнему виду, легче и естественней воспримет оценки окружающих.

Вернемся к теории.

Обретенное ощущение идентичности позволяет субъекту направлять свою деятельность на развитие собственной личности. Нет ничего более нецелесообразного, чем люди, напрасно обороняющиеся от самих себя при помощи нецелесообразных поступков. Нет ничего более позитивного, чем люди, идущие вперед, люди, телом, умом и чувствами напоминающие реку жизни, текущую в нас, — так пишет об этом явлении Дж. Перракос в книге Биоэнергетика, агрессия и насилие. Безусловно, эти действия очень нелегки, требуют времени, энергии, воли. Необходимым условием таких начинаний является наличие перспективного мышления и способности к определению далеких перспектив.

Наш анализ ощущения идентичности завершим несколькими полезными цитатами. Высшее счастье человека — это его индивидуальность (Гете).

Каждый рождающийся младенец приносит с собой, что-то собственное, индивидуальное, чего на Земле еще не было. Педагогическое искусство родителей и воспитателей состоит в том, чтобы помочь ребенку открыть в себе то, что есть в нем самобытного (Я. Корчак. Молитва воспитателя).

Но если Ваши воспитатели не помогли Вам, то сейчас Вы уже достаточно взрослые и самостоятельные, чтобы самому этим заняться, правда? Возможно, определенным образом в этом Вам поможет наш курс

Поговорим теперь о самопринятии

Важной проблемой теории самопознания, проблемой, чаще всего исследуемой экспериментально и, несмотря на это, вызывающей наибольшие противоречия, является как раз обобщенное отношение к собственной персоне.

Самопринятие определяется как согласие с самим собой, удовольствие от себя самого, симпатия и уважение собственного Я.

Этот процесс включает как познавательные, так и эмоциональные аспекты. Он тесно связан с сознанием, поэтому человек отдает себе отчет в том, уважает ли он себя и в какой степени или же не уважает. Исследования в этой области были посвящены изучению связи самопринятия с такими аспектами, как творчество, научные достижения, отношение к другим людям. Несмотря на большое количество проводимых экспериментов, объем знаний о самопринятии остается недостаточным

Много проблем вызывает измерение уровня самопринятия. Иногда в экспериментах при помощи своеобразных приемов формировалось самопринятие временное, ситуативное, а не общее, отражающее наше устойчивое отношение к самим себе.

УПРАЖНЕНИЕ 4. Как измерить уровень самопринятия?

Придумайте метод и проверьте его достоинства, попытавшись ответить на данный вопрос. Подумайте, чем и как можно было бы точно определить уровень самопринятия. Обратите внимание, что даже профессионалы испытывают трудности при решении этого задания.

Возможно, Вам придет в голову гениальный замысел хорошего проективного метода? При этом методе испытуемому не ставят прямых вопросов, а анализируют его произведения (например: рисунки, ответы в свободной форме и т. д.), причем анализируют главным образом с качественной стороны.

А может, Вы предпочитаете совершить открытие, используя тестовые методы? В условиях профессиональных исследований эти методы требуют определения норм и стандартов. При их помощи собирают прежде всего количественные данные. Поэкспериментируйте, развлекитесь, не чувствуйте себя связанным методологическими установками. Здесь играет роль только Ваше воображение. Возможно, Вы будете ломиться в открытые двери, но подумайте, сколько радости Вы доставите себе, пользуясь методом, созданным самостоятельно.

Это игра, но, надеюсь, умная, творческая и не причиняющая никому вреда.

Поделитесь наблюдениями и размышлениями с Вашим Попутчиком.

Возникает также вопрос о влиянии возраста на самопринятие. Результаты исследований не подтверждают существующих взглядов, будто с возрастом уменьшается позитивное отношение к собственной персоне. Самопринятие зависит не столько от возраста, сколько от реальных успехов и неудач, от уровня образования, особенностей обучения и воспитания, от социальных условий и жизненных перемен, от индивидуальности человека.

Неоспоримой является только связь самопринятия человека с отношением к нему окружающих; без любви к самому себе невозможна любовь ближнего, ненависть к самому себе есть то же самое, что крайний эгоизм, и плодит в конце концов такое же жуткое одиночество и отчаяние (Г. Гессе Степной волк).

Многочисленные мыслители различных времен и народов пришли к выводу: хорошие отношения с человека с людьми определяются его положительным отношением к самому себе. Это важнейшее условие исторического прогресса обеспечивает поддержание равновесия и спокойствия среди людей, — писал Г. Селье. Несмотря на то что этот принцип видоизменялся в процессе исторического развития, он принадлежит к основополагающим моральным заповедям человечества.

В психологии об этой проблеме писал во многих работах немецко-американский психолог и философ Э. Фромм, указывая, что только человек, который любит себя, может любить ближних, а ненависть к Я делает невозможным установление доброжелательных и теплых отношений с социальным окружением. Похожие взгляды формулировала его соотечественница психолог К. Хорни. В трудах этих неопсихоаналитиков больше красивых слов и риторики, чем холодных аргументов и подтверждаемых экспериментами гипотез. Однако надо отдать дань их труду и смелости суждений, не совпадающих с общепринятыми.

Связь между самопринятием и принятием других людей глубоко и точно определил в своих работах американский психолог гуманистической ориентации К. Роджерс. По его мнению, человек, рассматривающий себя как неделимую целостность, понимающий и признающий свою личность, будет лучше понимать и поддерживать других как неповторимые индивидуальности. Человек, не принимающий себя полностью, не достигший согласия с самим собой, воспринимает других как источник угрозы, напоминающий о неприятном личном опыте, видит в людях первопричину негативной информации о себе. Поэтому он не испытывает к другим симпатии, избегает людей. Высокий уровень самооценки, понимание и уважение своей личности приводят к тому, что человек начинает рассматривать других людей как источник положительных ценностей и эмоций, как доброжелательных, а не враждебных к нему, а потому отвечает им любовью и уважением.

Желающим изменить отношения между людьми К. Роджерс советует изменить образ собственной личности.

Для проверки гипотезы К. Роджерса провели ряд эмпирических исследований. Хотя полученные данные не определили причин, они помогли установить наличие тесной связи между самопринятием и симпатией к другим людям. (Существует и обратная зависимость: симпатия к другим влияет на уровень самопринятия. Интересно, не правда ли?)

Причем, эта связь тем сильнее, чем меньше психологическая дистанция между людьми (понятие дистанции вовсе не тождественно понятию сходства, например: дистанция между отцом и дочерью может быть очень мала, при этом их черты и поступки различны). Обнаружено, что позитивное отношение к себе не влияет на наше позитивное отношение к незнакомым людям: взаимосвязь между самопринятием и принятием других людей уменьшается с возрастанием психологической дистанции. (Так, мы легче принимаем людей, близких нам по возрасту, религиозной или расовой принадлежности, чем тех, о которых ничего не знаем )

Многие исследования посвящены проверке гипотез, касающихся наблюдаемого субъектом сходства других с собой и роли этого сходства в межличностной привлекательности. Исследователи выделяют два принципа: сходства (1) и комплиментарности (2).

1) Предполагается, что человек относится с большей симпатией к людям, которых он считает в основном похожими на себя. Это явление считают распространенным, но экспериментально оно подтверждается редко.

2) Люди иногда выражают симпатию к лицам, обладающим качествами, отсутствующими у них самих, т.е. дополняющими их личность (комплиментарными чертами). Это явление возникает, по общему мнению, значительно реже, но в экспериментах находит широкое подтверждение.

Люди часто ищут общества лиц, не похожих на них самих, и относятся к ним с симпатией. Особенно это касается взаимодополнения черт, характеризующих доминирование — подчинение, интровертность — экстравертность и другие личностные особенности. Интересно, что интроверты (замкнутые, малообщительные, сдержанные) выбирают в товарищи экстравертов (открытых, спонтанных, общительных людей), а экстраверты склонны избирать друзей из числа себе подобных

Меня это не очень удивляет

Экспериментально было также установлено, что чувство схожести регулирует альтруистические поступки. Однако вряд ли эта зависимость проявляется всегда и везде. Трудно поверить, что врач, учитель, спасатель с большим желанием и вниманием помогут человеку, похожему на них. Альтруистические поступки должны зависеть только от стремления оказать помощь нуждающемуся в ней Но эта проблема относится скорее к области этики.

Интересно и то, что каждый из нас, ища в себе своеобразие, укрепляет таким образом ощущение идентичности, стремясь к восприятию себя как исключительной личности.

Обе эти тенденции означают, что мы недооцениваем настоящее межличностное сходство. Устанавливаемое нами сходство с людьми гораздо меньше реально существующего. Наша исключительность снижает чувство сходства, а вслед за этим уменьшает привлекательность других людей, приводя к тому, что мы относимся к ним с меньшей симпатией и интересом.

Мы отдаляемся от других, чтобы стать самими собой и полюбить самих себя, а, став собой, мы перестаем любить их так, как могли бы, если бы не выделялись из окружения. Квадратура круга!

Теперь рассмотрим концепцию жизненных позиций. В этих позициях находит отражение как интерпсихическое (по отношению к самому себе), так и интерперсональное (к окружающему миру) поведение человека. Данная концепция вызывает полярные эмоции: от полного неодобрения ее чрезмерных упрощений до восторга по поводу простоты и ясности восприятия социально-психологических явлений. Прочитайте и сами решите, близок ли Вам такой взгляд, позволяет ли он лучше понять проблему?

С первых дней нашей жизни мы нуждаемся в импульсах, идущих к нам от других. Мы также все время посылаем импульсы окружающим. Эти импульсы, называемые поглаживаниями, бывают позитивными и негативными.

Позитивное поглаживание — это полное тепла дружеское приветствие, кивок, подбадривающее прикосновение, искренние комплименты, похвалы. Благодаря им мы чувствуем себя комфортно и приятно. Через них мы удовлетворяем потребности в признании, в безопасности. На их основе у нас возникает чувство собственной значимости.

Негативные поглаживания снижают наше ощущение значимости, они ассоциируются с неодобрением. Осуждая друг друга, высмеивая, упрекая, критикуя, посылая также невербальные сигналы, мы демонстрируем тем самым свое неодобрение.

Поглаживания мы можем получать условно и безусловно. Для жизни нам нужны оба вида этих импульсов, хотя чаще мы получаем условные поглаживания. Это доставляет нам удовольствие, но в очень ограниченной степени. Иногда мы вообще не хотим их принимать в условной форме.

Оказывается, что импульсы-поглаживания настолько нам нужны, что мы предпочитаем получать даже негативные, чем не получать вообще никаких.

Обращение с человеком, как если бы он не существовал, отсутствие реакции на него, хотя он всеми силами старается убедить нас, что живет, чувствует, действует, вызывает у него очень неприятные чувства. Некоторые мои пациенты говорили в таких случаях: Чувствую, что меня нет, Я для них прозрачный — смотрят сквозь меня, Я в своей семье НИКТО. В подобной ситуации возникают различные расстройства психического и физиологического характера.

Чтобы жить, мы должны заботиться о получении импульсов, достаточных для хорошего самочувствия. Это относится ко всем, независимо от возраста, профессии, образования и финансового состояния.

У нас есть четыре вида получаемых и даваемых поглаживаний:

— безусловно положительные (люблю тебя, люблю быть с тобой, с интересом тебя слушаю, ты мне необходим, мне нравится твой голос);

— безусловно отрицательные (глупый мальчишка, ты безнадежен, эгоист);

— условно положительные (люблю, когда ты так со мной говоришь; ты очень любезен, когда хвалишь меня; спасибо за помощь); .

— условно отрицательные (меня злит твой крик, терпеть не могу твоего хныканья, меня раздражает твой педантизм).

Предлагаю провести небольшой анализ получаемых и посылаемых Вами импульсов.

УПРАЖНЕНИЕ 5. Что там у меня в корзинке?

Представьте, что утром Вы получили в подарок корзинку для сбора импульсов в течение целого дня. Вам предстоит складывать туда и пушистики (положительные поглаживания), и колючки (отрицательные). Помните, что поглаживания можно просить, активно искать, вымаливать. Вы можете не принимать импульсов, с которыми не согласны, и отвергать неприятные для Вас.

Такая стратегия состоит не в наполнении корзинки одними пушистиками при игнорировании колючек, а в сознательном разделении импульсов на важные, настоящие, адекватные и неточные. К примеру, Вы можете не брать пушистика, пропуская мимо ушей льстивый, преувеличенный комплимент прохожего, и отказываетесь от колючки, игнорируя ругательство, адресованное Вам уличным пьяницей.

Вечером изучите содержимое корзинки. Приглядитесь внимательно к каждому импульсу, который удалось запомнить. Затем попробуйте сделать некоторые обобщения. Кто главный отправитель импульсов? Одни и те же или разные люди подарили Вам и пушистики и колючки? Есть ли в Вашем окружении узкие специалисты по положительным и отрицательным импульсам. Подумайте, к какой категории получателей Вы относитесь:

— к растяпам, не умеющим ценить и теряющим полученное;

— к коллекционерам, которые с преувеличенным вниманием осматривают и анализируют каждый импульс?

Может, об этом стоит побеседовать?

Вы можете выполнить и вторую часть упражнения: подумать о том, Что Вы сами да¬рите другим?. Возможно, это поможет Вам глубже понять собственную стратегию на¬деления других людей поглаживаниями.

УПРАЖНЕНИЕ 6. Что Вы кладете другим в их корзинки?

Предлагаю Вам сделать запись, хотя бы за день, всех импульсов, которыми Вы наделили других. К какой категории они относятся: пушистиков или колючек? Какие они условные или безусловные? Каким способом они предоставляются -вербальным или невербальным?

Кому Вы посылаете импульсы: тем же, от кого получаете их? Применяете ли принцип: око за око, зуб за зуб в отношении пушистиков и колючек?

Какая информация подтвердила то, что Вы уже знали о себе, а что стало открытием? Пришла пора хорошей беседы

Способ наделения импульсами в теории трансактного анализа зависит от эмоциональной установки относительно нас самих и относительно других людей.

Можно выделить четыре основных типа отношений, называемых жизненными позициями.

1. Я в порядке — Ты в порядке: это прочная и здоровая позиция победителя.

2. Я не в порядке — Ты в порядке: это положение беспомощного, депрессивного существа, которое может даже предпринять попытку самоубийства.

3. Я в порядке — Ты не в порядке: положение искаженное, навязчивое, ведущее к изоляции; может лежать в основе развода и даже убийства.

4. Я не в порядке — Ты не в порядке: катастрофическое положение безнадежно проигрывающего. Эти жизненные позиции формируются еще в раннем детстве. В зрелом возрасте неправильные позиции мы можем менять (и это, по моему мнению, наша обязанность). Но

не каждый из нас имеет достаточно сил для принятия такого решения и его реализации, связанной с каторжным трудом. Иногда в этом должен помочь другой человек,

возможно, даже психотерапевт.

Люди, которые чувствуют себя в порядке (ОК — окей) и так же рассматривают других, могут обмениваться позитивными импульсами. Те же, кто не чувствует себя в порядке и пренебрежительно относится к другим, чаще всего собирают колючки, из-за чего их собственные отрицательные чувства еще более усиливаются. Если кто-то не получает пушистиков, хотя и хлопочет о них, он будет стараться получить хотя бы колючки. (Помните, что для нас лучше негативные импульсы, чем никаких! Лучше хоть что-то, чем ничего!)

Первая из этих жизненных позиций часто интерпретируется неправильно. Люди спрашивают, нужно ли принимать всех воров, убийц, мошенников в соответствии с ней?

Что Вы об этом думаете?

Хорошая позиция Я в порядке — Ты в порядке означает просто уважение к человеку как таковому. Она означает отсутствие унижения в отношении к самому себе и другим. Мы взаимно уважаем свои взгляды, чувства, поступки; имеем такую установку по отношению к миру, чтобы никого и ничего поспешно не перечеркивать. Естественно, в нашем окружении могут происходить такие события, которые мы не одобрим, не согласимся с ними, отвергнем их. Но это всегда будут ПОСТУПКИ, а не ЛИЧНОСТИ.

Более того, мы будем рассматривать эти поступки под разными углами зрения и не теряя при этом собственного ощущения идентичности. Ведь несходство точек зрения всегда

можно обсудить, используя рациональные стратегии Люди, обладающие такой жизненной позицией, лишены предубеждений. Увы, мы редко встречаем людей, которые

уважают мыслящих иначе и воспринимают их как равных себе. Таких повсюду рассматривают как людей исключительных, с богатой индивидуальностью, гуманистов по натуре.

Благодаря обратной реакции окружения наша основная жизненная позиция с каждым

разом становится прочнее. Случается и так, что наш стиль жизнедеятельности существенно изменяется в зависимости от обстоятельств. Приведу Вам несколько примеров.

ПРИМЕРЫ

О Работник в присутствии шефа реагирует с позиций: Я не в порядке — Ты в порядке и ведет себя робко, униженно, пассивно; в семье же он выглядит тираном, в соответствии с позицией: Я в порядке — Ты не в порядке, а в присутствии своих друзей умеет быть открытым, сердечным, раскованным, согласно позиции: Я в порядке — Ты в порядке.

Какую жизненную позицию занимаете Вы? Подумайте, меняется ли Ваш стиль т, поведения в зависимости от группы или человека, с которыми Вы общаетесь?

А теперь выводы общего характера

Задумываетесь ли Вы, глядя на картину, почему именно она Вам нравится? Думаете ли, идя по дороге, каким должен быть ландшафт, чтобы восхитить Вас? Нет, конечно. Они Вам нравятся в целом, и все. Именно так Вы должны нравиться самому себе И все!

Это явление абсолютно субъективное и обобщенное — не поддается разложению на

составные элементы. Вспомните о старой игрушке, которую Вы до сих пор храните Как

можно объяснить эмоции, которые она вызывает у Вас? Дорогая? Красивая? Дефицитная? Приятная на ощупь? Она ведь старая, грязная, потрепанная и даже имеет неприятный запах Но Вы ведь ее любите? Именно такое отношение к себе я Вам и рекомендую. И еще одна аналогия. Подумайте, насколько Вы безоружны перед самим собой, насколько искусственно разделение на Вас — субъекта и Вас — объекта. Я предлагаю Вам восприятие себя как такового, откровенное и полное радости объятие с человеческим существом, дарования ему тепла и поддержки, которые принадлежат ему по праву.

Хорошей аналогией такой позиции является отношение к собственному новорожденному ребенку, к которому ни один нормальный и психически здоровый родитель не предъявляет никаких требований. Просто принимает его таким, каким он есть, и очень любит.

Домашняя работа 11

Из предложенных вариантов ответов выберите правильный.

1. Как влияет развитое ощущение идентичности на восприимчивость человека к стрессу?

а) Уменьшает.

б) Усиливает.

в) Не оказывает влияния.

2. Расхождения между самооценкой и личными стандартами приводят к:

а) расстройствам идентичности;

б) концентрации человека на себе;

в) появлению внутренних противоречий.

3. По результатам исследований позитивное отношение человека к себе с возрастом:

а) уменьшается;

б) усиливается;

в) остается без изменений.

4. «Я застенчивый, необщительный человек, и это создает в моей жизни массу трудностей. Поэтому я решил изучить курс практической психологии. Думаю, он поможет мне справиться с моими проблемами».

Выделите в этом высказывании основные элементы «Я-концепции».

5. «Раньше я не могла понять, на кого же я больше похожа? Но со временем стало ясно: я копия своей мамы».

Какие уровни развития идентичности проявились в этом утверждении?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.