Почему мы — «общественные животные»?

Искренне убежден, что наша очередная встреча будет не менее интересной, чем предыдущие. Ее результат в значительной степени зависит от того социального положения, которое Вы занимаете в данный период жизни. Место, положение, отношения — это категории, отражающие нашу зависимость от других, ее особенности, чувство нашей принадлежности, значимости, или, наоборот, отверженности, одиночества.

Сегодня мы будем рассматривать проблему социальной поддержки.

Что такое поддержка, определить трудно. Это процесс, происходящий между людьми, относящимися к тем или иным малым социальным группам, явление естественного и непринужденного оказания друг другу непрофессиональной помощи. Это настолько важно, значимо, да и просто приятно, что я с большим удовольствием посвящаю нашу сегодняшнюю встречу именно этим вопросам.

Поддержка немного похожа на терапию или профессиональную консультацию, но в< отличие от них оказывается спонтанно. Иногда мы получаем помощь от окружающих, хотя вовсе не просим об этом, а случается — нам как воздух необходимо хотя бы самое малое ее проявление. Некоторые из нас прекрасно умеют находить поддержку даже за пределами ближнего окружения, а другие ни за что на свете не признаются, что нуждаются в ней

Потребность в поддержке так же естественна, как потребность в безопасности, и более того, она составляет ее условие. Как же можно определить это явление? Уже во введении Вы могли заметить употребление двух сходных терминов: поддержка и помощь.

Мы будем говорить поддержка для характеристики эмоционального процесса взаимодействия между людьми, когда, например, выслушивают, делятся информацией, подбадривают, советуют, сопереживают, одобряют и т.д. Поддержка может (но не обязательно!) включать содействие материального характера. Назовем это помощью.

Эти явления могут происходить как одновременно, так и отдельно друг от друга. Примеры? Пожалуйста!

ПРИМЕРЫ

О Вы позволили своей двоюродной сестре жить и питаться у Вас во время вступительных экзаменов в институт, но не проявляете никакого интереса к ее успехам, не выслушиваете ее откровений, полных гордости или страхов Что Вы ей оказали? — Конечно, помощь.

Вы полдня с неподдельным интересом выслушиваете рассказы подруги о ее личных переживаниях. Вы смотрите ей в глаза, слушаете, вдумываетесь, запоминаете Отвечаете на вопросы. Оцениваете ее решения, советуете, предлагаете свои варианты. Что происходит между Вами? — Процесс поддержки.

И еще одна ситуация.

На детской площадке во время прогулки с ребенком Вы встречаете женщину, которая рассказывает Вам о своих домашних проблемах и заботах. Ее муж — алкоголик, материальное положение семьи — бедственное. Вы слушаете ее внимательно, сопереживаете, но при этом предпринимаете и конкретные действия — дарите свою швейную машинку, помогаете получить бесплатное питание для детей в школе, рекомендуете своего знакомого врача-нарколога

Что это? — Поддержка в процессе помощи.

Продолжим. Процитирую Вам прекрасное высказывание одного английского ученого К. Пирсона: Люди нуждаются в безопасной среде: где им помогают, где они ощущают себя значимыми и уникальными, где уважают их душу и где их не воспринимают как вещь, нужную или нет. Но эта среда должна бросать и соответствующий вызов — достаточный, чтобы держать людей в тонусе, заставлять их активно действовать, но при этом такой, чтобы они могли добиться успеха.

Люди нуждаются в окружении, которое поддерживает их стремление к саморазвитию и всячески этому способствует. Людям нужно содействие, а их важной потребностью является желание убедиться в признании и уважении окружающих к их духовному миру.

Почему мы-общественные Животные?

Наблюдая обычного человека в современном обществе, легко заметить, что он является членом многих групп и на протяжении своей жизни играет в них различные роли. Мы редко над этим задумываемся, разве только при возникновении конфликта между различными требованиями отдельных ролей.

Психологи считают человека общественным животным. Что это означает? Какую важную личностную информацию несет это определение?

Здесь стоит процитировать отличное высказывание профессора психиатрии Кемпинского: В существовании клеток, из которых состоит организм, ненужность означает смерть, ненужная клетка быстро стареет и умирает. Закон этот применим и к человеческому обществу. Каждый человек должен иметь свое место в социальной группе, чувствовать себя в ней нужным. Проблема ненужности может возникнуть в любом возрасте.

Однако взрослому человеку проще добиться своего места среди людей. Чаще других с  проблемой ненужности сталкиваются дети и старики. Ощущение никчемности (никто не обращает на меня внимания, я никому не нужен) — одно из наиболее болезненных ощущений. У детей оно может стать причиной разнообразных психических расстройств и задержки в развитии. Тонны бумаги исписаны по проблеме нежеланного ребенка. Все больше стариков становятся пациентами психиатрических клиник, в частности на Западе. Ненужный ребенок и ненужный старик — это в определенном смысле символы нашего времени. Положение в обществе воспринимается как показатель социальной значимости. Но это не объективный показатель. Ведь не всегда тот, кто занимает высокое общественное положение, действительно нужен обществу, хотя видимость своей значимости он готов доказывать даже с помощью силы. И наоборот, человек, занимающий низкое социальное положение, может оказаться просто необходимым для общества. Тем не менее именно общественное положение защищает человека от сомнений в своей значимости, снижает его беспокойство (социальные страхи), что он может быть  вычеркнут из общества как ненужный.

Однако чувство ненужности может возникнуть не только у стариков и нелюбимых детей. Оно появляется в результате усложнения социальных отношений. В мире вместе с ростом достатка, благосостояния и повышением жизненного уровня в людях развива¬ется и эгоизм.

Причины кроются в бурном темпе перемен, к которым не все могут быстро приспособиться, поэтому начинают мешать окружающим.

В этом случае срабатывает принцип психологического реванша: чем больше человек чувствует себя ненужным, тем сильнее атакует тех, которые, по его мнению, нужны еще меньше (именно поэтому старики чаще всего становятся объектом разрядки эмоционального напряжения).

Мы попробуем сегодня осознать свою принадлежность к различным социальным группам, неразрывную связь с окружающими нас людьми, а также общественный характер наших потребностей, нашего человеческого существования.

Общество — это совокупность разнообразных групп, оказывающих сильное воздействие \ на своих членов. Естественно, растет спрос на знание механизмов и закономерностей групповых явлений, в которых мы участвуем и от которых зависим. Наука о малых группах, групповой динамике развивается с конца XIX века. Давайте определим прежде всего, что же представляют собой эти группы?

Для возникновения группы необходимо соблюдение следующих условий:

1) общность людей, между которыми возникло взаимодействие, должна иметь единую цель;

2) между членами группы должно существовать взаимодействие (интеракция);

3) в этой совокупности должны быть установлены нормы;

4) она должна иметь внутреннюю структуру.

Чтобы возникла группа, должны быть выполнены все вышеназванные условия.

Однако каждое из этих свойств в различных группах может быть развито в разной степени. Например, группа с четко определенными целями может иметь слабую внутреннюю структуру или в группе с жесткими нормами может отсутствовать активное взаимодействие между ее членами.

Изучая механизмы внутригруппового взаимодействия, необходимо помнить его основные закономерности.

1. Группы постоянно образуются и существуют в любом человеческом обществе. Независимо от воли и желания каждый человек является членом различных социальных групп и ощущает на себе их влияние.

2. Воздействие, оказываемое группами на своих членов, имеет для них важное значение. Каждый обязан соблюдать нормы группы, в жизни которой участвует.

3. Результаты воздействия группы на личность могут быть как позитивны, так и негативны и для нее, и для общества.

4. Понимание особенностей групповых процессов позволяет усилить их позитивное воздействие и уменьшить негативное.

Влияние группы на индивида

Попытаемся ответить на вопрос: в чем же состоит влияние группы на индивида? Мы рассматриваем эту тему для того, чтобы дать Вам возможность еще раз убедиться, насколько общественный характер имеет Ваша жизнь, независимо от Вашей собственной оценки.

Это удивительное явление прекрасно иллюстрирует эксперимент, который я предлагаю

Вам провести в качестве очередного упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Не дай себя обмануть

В психологии среди экспериментальных методов изучения личности существует метод подставной группы. Его сущность заключается в том, что объектом изучения (испытуемым) является один человек, а остальные члены группы помощники экспериментатора. С ними проводится предварительная работа, объясняется, что и как необходимо делать во время эксперимента. Испытуемый при этом, естественно, ни о чем не знает.

Не совсем честно по отношению к испытуемому, не правда ли? Что ж, даже великие ученые с мировой славой практиковали подобные вещи (хотя это нас и не оправдывает!). Подобного рода эксперимент поможет Вам увидеть, насколько восприимчивы люди к влиянию группы.

Воспринимайте эксперимент как тонкую шутку, позаботьтесь о своем эмоциональном комфорте, если потребуется, извинитесь перед участниками, а после окончания эксперимента сообщите его цели и объясните полученные результаты.

Нарисуйте на листе бумаги достаточно длинный отрезок (он будет играть роль эталона) и три других отрезка, различных по длине (каждый на отдельном листе), причем один из них должен совпадать с эталонным, а два других существенно отличаться.

Группа из пяти человек должна сравнить эталонный отрезок с тремя остальными, которые будут им последовательно предъявляться. Все участники должны постоянно находиться в том же помещении, но высказываться поодиночке, в установленной последовательности. Они будут определять, совпадает ли с эталонным отрезок А, В или С. Среди этих пяти человек только пятый действительно испытуемый, а остальные четверо Ваши помощники. Их оценки не будут соответствовать действительности, т.е. будут неправильными, но одинаковыми. Например, Вы договоритесь, что совпадающим с эталоном назовут отрезок С. Испытуемый высказывает свое мнение последним

Как Вы считаете, какой процент людей поддается давлению группы? Как показывают результаты экспериментов, таких около 33%.

Из всего этого следует чрезвычайно важный для нас вывод:

Даже искусственно созданная с целью проведения эксперимента группа оказывает довольно сильное воздействие на людей, ставших ее членами всего несколько минут назад.

(Поразительно, что это воздействие проявляется и в случаях, которые не должны вызывать никаких сомнений.)

Более того, влияние группы сильно возрастает, если ситуации связаны со сложными, неясными вопросами. Мы еще вернемся к этой теме.

Уровень подчинения давлению группы зависит от:

1) свойств самой группы;

2) свойств решаемой группой задачи или проблемы;

3) свойств самой личности.

Среди свойств группы выделяют:

— единогласие, совпадение мнений в группе;

— сплоченность;

— нахождение в группе лиц, занимающих высокое общественное положение или имеющих большой авторитет.

Среди свойств задачи выделяют:

— новизну;

— уровень трудности;

— неопределенность (сила влияния группы возрастает, если условия задачи даны не¬

точно, неконкретно).

Степень силы влияния группы на индивида определяется такими свойствами его личности, как:

— невротичность (склонность к нервным расстройствам);

— авторитарность;

— неуверенность в своих силах, низкая самооценка;

— недостаток знаний в определенной области, к которой относится задание (мы значительно меньше поддаемся влиянию группы, если имеем знания в данной области или считаем, что такие знания у нас есть; и кто знает, что в данном случае важнее: конкретные знания или уверенность в том, что ими обладаешь!);

— пол (женщины больше поддаются внушению, чем мужчины, причем они готовы признавать авторитет мужчины в определенных областях, например в технике).

А теперь перейдем к очередному упражнению.

УПРАЖНЕНИЕ 2. У меня не было ни малейшего шанса

Вообразите ситуацию максимального давления, оказываемого группой на хорошо известного Вам человека. Учтите все возможные факторы влияния.

Тщательно выберите область, в которой будет проявляться воздействие группы. Четко определите свойства группы. (Возможно, Вы сумеете обнаружить такие группы в реальном окружении выбранной Вами личности, но будет достаточно и того, что Вы хорошо их себе представите.) Добавьте к имеющимся характерным свойствам человека, на которого оказывается влияние, те, которые это влияние будут усиливать. Четко спланируйте эксперимент, который должен быть доказательством группового давления. Пусть Ваш проект будет максимально приближен к реальности. У Вас есть прекрасная возможность проявить оригинальность и творческие способности.

Помните, что наше общение служит Вашему индивидуальному развитию в самом широком смысле этого слова. Все, что Вы делаете в рамках данного курса, Вы делаете для себя.

ПРИМЕР

О Однажды, в пятом классе, мы задумали подшутить над учителями, проводившими в этот день уроки. Один из моих одноклассников, хорошо имитирующий звуки, должен был изображать жужжание мухи, а остальные участники розыгрыша (сначала их было только трое, но постепенно присоединились и остальные) медленно водили глазами за воображаемой мухой. Маршрут ее полета был заранее определен и довольно сложен (форма конверта).

Что же в результате этого происходило? Все учителя поддавались нашему влиянию: они начинали пристально вглядываться, пытаясь обнаружить насекомое, повторять выполняемые учениками движения. Некоторые из них требовали открыть окно и выгнать насекомое, а один заявил даже, что давно не видел такой большой мухи!

Задумаемся еще раз, как это происходит в повседневной жизни.

Естественные группы гораздо более сплоченные, чем группы экспериментальные, а значит, их влияние значительно сильнее. Ситуации, в которых оказывается давление, часто весьма неясные, и тогда шанс испытать давление еще более возрастает.

Естественные группы при необходимости прибегают даже к наказаниям и наградам. Давление группы приводит к слаженности действий в группе, нивелированию индивидуальности или конформизму (внешнему согласию человека при внутреннем несогласии).

Что Вы об этом думаете? Подвержены ли Вы и насколько влиянию групп, к которым принадлежите? Насколько сильно это проявляется в Вашей одежде, речи, поведении, образе жизни? Поговорите об этом с Вашим Попутчиком. Интересно, насколько совпадут ваши мнения?

А может, Вы считаете, что можно быть совершенно свободным от влияния социальных групп?

В каждой группе действуют определенные нормы. Что они собой представляют? Это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей в данной группе.

(Предписания, определяющие поведение человека, занимающего в группе определенное положение, относятся к социальной роли.)

Важно не забывать о существовании культурных норм, норм формальных и неформальных групп. Эти нормы могут совпадать, а могут даже являться противоположными (например, нормы для мужчины, работника завода и отца семейства).

Общие нормы группы зависят от ее цели, а соблюдение этих норм делает возможным достижение цели. Поэтому конформизм способствует достижению общих целей и сохранению данной группы.

Каковы же формы воздействия, применяемые группой к своим членам для соблюдения ими установленных норм?

— Внешние механизмы — разнообразные методы воздействия, имеющие целью заставить индивида подчиниться групповым нормам.

— Внутренние механизмы — индивидуальные особенности, существующие в самом человеке (например, стремление избежать эмоционального напряжения или наказания со стороны группы).

Чем сильнее кто-либо нарушает существующие в данной группе нормы (или вообще

отказывается их соблюдать), тем ниже его положение в ней, тем сильнее его изолированность и отверженность, и тем меньше у него шансов получить поддержку от группы, не правда ли? Примеров этому предостаточно

Поговорите о них с Попутчиком и попробуйте вспомнить собственный опыт в этой области.

Если мы замечаем существенные расхождения между своими поступками, убеждениями и действиями, мнениями группы, у нас может возникнуть познавательный диссонанс (конечно, при условии идентификации с группой). Как отмечалось в уроке 8, диссонанс связан с состоянием неприятного эмоционального напряжения, и мы, естественно, стремимся быстрее от него избавиться. Этого напряжения можно избежать, если выражать мнения, совпадающие с точкой зрения большинства, если вести себя так же, как другие. Такой ценой мы платим за социальные услуги Если ко всему этому добавить страх перед наказанием со стороны группы, который связан с состоянием напряжения, мы легко поймем, почему люди так легко поддаются давлению со стороны группы и соблюдают действующие в ней нормы.

В каждой группе существует дифференциация позиций ее членов. Совокупность этих позиций образует структуру группы, которая обычно имеет иерархический характер.

Существуют структуры формальные, установленные официальными документами, и неформальные, возникающие на основе личностных взаимоотношений. Если высокое положение в обеих этих структурах занимают разные лица (например, формальным лидером является один человек, а неформальным — другой), может возникнуть конфликт, что негативно скажется на действиях всей группы. ..

.

В процессе совместной деятельности в группах складывается определенная структура власти, выделяется лидер, который выполняет различные функции в зависимости от особенностей группы.

Он может быть

— координатором;

— экспертом;

— стратегом, определяющим цели групповой деятельности;

— тактиком, планирующим способы достижения намеченных целей;

— представителем группы во внешних контактах;

— контролером внутригрупповых отношений;

— раздающим награды и наказания;

— арбитром и посредником;

— эталоном поведения для членов группы;

— символом группы;

— идеологом;

— фигурой отца, с которым мы чувственно связаны и идентифицируемся;

— козлом отпущения, на которого возлагается ответственность за промахи и не¬

удачи.

Такой человек может решать, контролировать и сам оказывать поддержку в группе.

Действия лидера характеризуются различными стилями руководства, т.е. способами решения возложенных на него задач.

Различают:

1) авторитарный стиль, который характеризуется жестким единоличным принятием руководителем всех решений, постоянным контролем за их выполнением с угрозой наказания; существует четкое разделение собственных прав и обязанностей подчиненных, подавляется инициатива, творчество; в результате возникает неблагоприятный психологический климат. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые действия и т.п.). Лидер не принимает участия в непосредственной работе группы (а разве он должен это делать — как Вы считаете?);

2) демократический стиль, который отличается принятием решений на основе обсуждения проблемы всеми членами группы, учета их мнений и предложений, а их выполнение контролируется и лидером, и подчиненными. Руководитель проявляет интерес и доброжелательное отношение ко всем членам группы, учитывает их интересы, потребности, особенности, а также принимает участие в деятельности группы и даже выполняет обязанности недобросовестных сотрудников. Реализация этого стиля возможна при развитых интеллектуальных, организаторских и коммуникативных качествах лидера, этот стиль способствует сплочению группы, проявлению инициативы, изобретательности;

3) либеральный стиль предполагает отстраненность лидера от своих обязанностей, действия группы пущены на самотек, вследствие чего результаты работы обычно низкие, отсутствует сотрудничество, психологический климат неблагоприятный, возникает серьезное недовольство среди членов группы.

Как Вы считаете, каковы последствия применения этих стилей руководства? Подумайте над этим, прежде чем продолжите чтение.

Как показали исследования, наиболее целесообразным является не какой-либо один из трех перечисленных стилей руководства, а гибкий, или комбинированный, при котором лидер гибко меняет стиль своего поведения в зависимости от сложившейся ситуации и обстановки в группе.

Подумайте, как влияет стиль руководства на оказание группой поддержки своим членам.

Очевидным выводом является то, что получать и оказывать поддержку легче всего в группах, руководимых в демократическом стиле.

А теперь выполним соответствующее практическое упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Очерни своего шефа

Как приятно, что это можно делать допустимыми способами и при этом выполнять практическое задание по курсу психологии Ну что ж, сделайте это достойно и обдуманно. Сначала выпустите пар,посплетничайте и посетуйте а затем, избавившись от сильных эмоций, проведите серьезный анализ деятельности Вашего шефа.

Если у Вас есть несколько кандидатур, выберите наиболее яркую, неоднозначную, возможно, даже противоречивую личность. Тщательно проанализируйте функции руководителя, определите доминирующий стиль его руководства. Определите, насколько совпадают формальная и неформальная структура Вашего трудового коллектива. Установите, какое место в неформальной структуре занимает шеф.

Ответьте на вопросы, как часто и кому Ваш начальник оказывает поддержку? Кто и как поддерживает его?

Каковы результаты упражнения? Подумайте, открыли ли Вы для себя что-то новое, выполняя это упражнение? Каково общее мнение о Вашем шефе и совпадает ли оно с Вашей оценкой? Как Вы считаете, он сам отдает себе отчет в том, что делает и какое впечатление производит?

Следующее важное свойство группы, которое необходимо обсудить, чтобы глубже осознать нашу зависимость от других, это ее сплоченность. Она необходима, чтобы группа не распалась и продолжала свое существование, несмотря на переживаемые проблемы. Именно сплоченность предопределяет устойчивость группы и силу ее воздействия на индивида.

Сплоченность непосредственно связана с привлекательностью членов группы друг для друга.

Привлекательность социальной группы для индивида зависит от ее возможности удовлетворить потребности личности.

Группа может удовлетворять потребности своих членов посредством своих целей, совпадающих с индивидуальными, с помощью совместной групповой деятельности, а также благодаря действиям и личным качествам отдельных ее членов.

В действительности все характеристики группы (цели, деятельность, состав) взаимосвязаны и определяют ее привлекательность для индивида.

Попробуем ответить еще на один вопрос: какие именно потребности, важные для нашей жизни и развития, мы можем удовлетворять в группах?

Как Вы думаете?

Полагаю, что, кроме естественных, биологических, которые можно удовлетворять самостоятельно (хотя и с большими трудностями), — все!

Думаю, Вы замечали, как неудобен индивид, отличающийся от других, ведь его поведение или личностные особенности не вписываются в установленные рамки и тем самым разрушают единогласие и сплоченность. Поэтому группа либо призывает оригинала к порядку, либо изгоняет его, а значит, уменьшает возможности удовлетворения его потребностей.

Предлагаю выполнить очередное упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ 4. Пресыщенная звезда и жаждущий аутсайдер

Поищите, пожалуйста, среди героев книг и кинофильмов или же придумайте сами примеры выразительных, ярких личностей, которые вели себя в группах таким образом, что:

• без проблем могли полностью удовлетворить свои социальные потребности;

• лишались таких возможностей и переживали сильную фрустрацию, чувствуя себя отверженными.

Поговорите об этом с Попутчиком.

Теперь обсудим две важнейшие потребности, которые составляют основу активного поиска поддержки в социальных группах.

Уже с раннего детства малыши быстро усваивают, что поведение, соответствующее социальным (в частности, родительским) установкам, определяющим, что такое хорошо и что такое плохо, приносит положительные результаты. Такие поступки чаще совершаются, повторяются, закрепляются и постепенно приобретают новый смысл: эти действия служат уже не достижению каких-либо целей или получению результата, а становятся средством привлечения к себе внимания окружающих, чтобы другие нас заметили, оценили, стали уважать или даже полюбили Нет границ, которые мы не смогли бы перейти, чтобы получить одобрение других людей.

А есть ли у Вас допустимые пределы, за которые Вы никогда и ни при каких обстоятельствах не выйдете ради общественного одобрения?

Вы уверены в этом или только так думаете?

Для некоторых такими пределами не являются ни убийство человека, ни унижение, ни

боль, ни смертельный риск

Почему так происходит?

Общественное одобрение имеет для каждого человека такое большое значение, поскольку:

• оправдывает существование человека в этом мире, повышая его статус как личности, заслуживающей уважения;

• свидетельствует о его признании, положительной оценке, принятии;

• поддерживает различные личные инициативы, тем самым обеспечивая инициатору чувство безопасности;

• устанавливает связь между одобряющим и одобряемым, вызывает у них взаимную симпатию;

• позволяет определить степень контроля личности над окружением, а также тип поведения, обеспечивающий желаемые результаты.

Как же велико влияние социального одобрения в воспитании и развитии Как много может сделать ребенок ради похвалы, кивка одобрения, положительной оценки

Приглашаю Вас к очередному упражнению.

УПРАЖНЕНИЕ 5. Что Вы сделали ради звездочки из блестящей бумаги?

Вспомните себя в возрасте 6-8 лет, когда учитель (воспитатель) раздавал награды в виде забавных звездочек, наклеек или школьных баллов. А теперь попробуйте восстановить в памяти те перемены в поведении, целью которых было получение не звездочки, а одобрения со стороны лидера значимой группы.

Побеседуйте на эту тему с Попутчиком.

В подростковом возрасте одобрение и поддержка ровесников становятся более важными, чем поощрение и похвала родителей и учителей. Это проявляется даже в антиобщественных поступках, одобряемых группами сверстников.

Попробуйте привести несколько своих примеров. А вот мои

ПРИМЕРЫ

действия классного шута во время уроков, вызывающие возмущение и негодование учителей, только затем, чтобы товарищи приняли его как члена своей группы;

злоупотребление дешевыми спиртными напитками; массовые прогулы уроков;

участие в безумных гонках байкеров по улицам города; бессмысленные нападения на слабых и невинных жертв.

Все это делается для аплодисментов, называемых одобрением значимой (референтной) группы.

ПОЧЕМУ?

Люди всегда жили в группах; община считалась естественной, нормальной и необходимой средой бытия человека. Английский ученый Троттер писал: Сознательный индивид испытывает не поддающееся анализу первобытное чувство удовольствия в присутствии своих товарищей и такое же первобытное чувство досады, когда они отсутствуют. Для него очевидно, что одиночество для человека неблагоприятно. Одиночество — это ужас, который разум не может преодолеть

Известно, что благополучие нашего существования зависит от безопасности, которую обеспечивают окружающие нас люди. Существовало даже мнение, что стремление к общению является врожденным инстинктом. Однако в результате исследований выяснилось, что существуют большие различия в уровне развития аффилиативных потребностей (потребностей в установлении и сохранении положительных отношений с окружающими). Одни проявляют большую общительность, чем другие (принадлежат к большему числу групп, чаще и разнообразнее общаются с людьми, проявляют инициативу в установлении контактов, ведут себя более дружелюбно и приветливо).

Откуда же берется наш стадный инстинкт?

Изоляция от общества вызывает у нас страх. Когда уровень страха возрастает, усиливается склонность к аффилиации. При выборе личности, которая становится объектом аффилиации, большое значение имеют ее индивидуальные особенности. Невероятно, но, находясь во власти сильных эмоций, мы выбираем для присоединения людей в подобном нашему эмоциональном состоянии и отвергаем спокойных, рационально мыслящих, уравновешенных.

Почему? Есть ли у Вас какие-нибудь предположения на этот счет?

В социальной группе мы можем реализовать и другую потребность — в оказании бескорыстной помощи другим, или альтруизме. Будучи альтруистами, мы помогаем, не рассчитывая на какие-либо награды (деньги, похвалу, благодарность и т. д.). Тогда зачем мы это делаем?

Некоторые психологи считают, что альтруизм может быть инстинктивным, поскольку жизнь индивида всегда зависит от сотрудничества и помощи со стороны других людей. Другие утверждают, что альтруистические поступки, освобождающие людей от страданий, сами по себе являются наградой.

Наконец, поведение, соответствующее золотому правилу: НЕ ДЕЛАЙ ДРУГОМУ НИЧЕГО, ЧТО НЕ НРАВИТСЯ ТЕБЕ САМОМУ, может быть результатом воспитания, усвоения общественно значимых норм.

Альтруизм можно объяснить также, обратившись к эмпатии — способности к сопереживанию.

Можно воспринимать альтруизм и по-другому, объясняя его испытанным ранее чувством вины и желанием его искупить.

Важнейшими социальными нормами, которые стимулируют проявление альтруизма, являются:

• норма социальной ответственности: люди обязаны помогать тем, кто от них зависит

и нуждается в помощи;

• норма взаимности: люди считают, что они обязаны помочь тем, кто помог им.

Лица, признающие эти нормы, чувствуют себя обязанными помогать другим, потому что так надо, хотя эта помощь не связана ни с какой личной выгодой.

Давайте задумаемся, почему мы вообще помогаем друг другу? Почему друг друга поддерживаем? Поддержка, которую одни люди оказывают другим, по-разному выглядит и имеет различное значение.

ПРИМЕРЫ

О Сравните эти формы поддержки: дать прикурить, указать дорогу, уступить место в автобусе, пропустить вперед в очереди, дать взаймы, поделиться чем-то, принять участие в выполнении какого-то задания, принять чью-то сторону в споре, спасти жизнь

Возникает вопрос: что заставляет людей действовать в пользу ближнего? В психологической литературе существуют различные мнения по этому поводу.

Во-первых, причиной поддержки может выступать эгоцентрическая мотивация: делая что-то для других, мы заботимся о собственной выгоде (получить желаемое, избежать неприятностей).

Во-вторых, поддержка может быть результатом проявления эмпатической мотивации:

сочувствуя кому-то и оказывая помощь, мы стремимся доставить ему удовольствие, улучшить его положение; в этом случае мы действуем под влиянием эмоций, которые возникают, когда мы сопереживаем и разделяем страдания другого человека.

В-третьих, побуждением к оказанию поддержки может являться нормативная мотивация:

стремление к соблюдению определенных этических норм, к выполнению соответствующих моральных обязательств (любовь к ближнему, отзывчивость, солидарность, взаимопомощь).

Как считают некоторые психологи, различные формы помощи, ежедневно оказываемой людьми друг другу, соответствуют определенным социальным нормам, но основываются на простом соотношении потерь и выгод: помощь выгоднее и дешевле, чем отказ в ее оказании.

В результате оказания помощи человек получает общественное одобрение, создает о себе хорошее мнение, может рассчитывать на взаимность. Отказ в помощи может вызвать критику, унижение человека, а также его общественный бойкот. Обычные формы помощи требуют небольших затрат сил и времени и при этом связаны с определенным

общественным давлением. Но даже в случае, когда помощь связана для субъекта со значительными жертвами или риском (например, участие в спасательной операции), т.е. объективно является соблюдением определенной нормы, нельзя исключать мыслей человека о личной выгоде (награде, славе, благодарности). В подобном поведении трудно выделить какой-то один мотив, поскольку нередко их бывает несколько.

Но есть на свете случаи альтруизма, которые нельзя объяснить проявлением эмпатии или стремлением к личным выгодам. Случается, мы прилагаем немалые усилия и средства, чтобы помочь неизвестным нам людям, причем помочь втайне, анонимно.

Давно известно, что особенно ценной является помощь, которую оказывают по собственной инициативе, а не в ответ на просьбу о ней.

Иногда помощь, которую человек получает, вызывает у него негативные эмоции, поскольку он не может оценить ее значения. Например, случайный свидетель несчастного случая с ребенком обмывает и бинтует рану, несмотря на его бурные протесты. В подобном случае не может быть и речи об эгоцентрических мотивах, поскольку легче было бы не преодолевать оказываемого сопротивления.

Эмпатическая мотивация здесь тоже скорее мешает, чем помогает, ведь оказывающий помощь должен преодолеть свои собственные жалость и сострадание к испытывающему боль.

Случается и так, что мысль об улучшении положения партнера вовсе не наполняет человека радостью, но взятый на себя долг обязывает его оказать помощь даже при отсутствии внешнего давления и надежды .на благодарность в будущем.

Важно запомнить, что именно эгоцентрическая мотивация является первичной, ее трудно преодолеть и от нее невозможно избавиться. Лишь в процессе воспитания человек развивает в себе способность руководствоваться эмпатией и общественными нормами.

Разумеется, у разных людей эмпатическая и нормативная мотивации имеют разный уровень развития. А насколько развиты они у Вас? Вас удовлетворяет степень их развития или Вы хотели бы достичь большего?

А теперь посмотрите, что покажет мини-тест. С его помощью Вы определите, в каких ситуациях Вы и окружающие Вас люди особенно нуждаются в общении с другими.

УПРАЖНЕНИЕ 6. Когда нам нужно общество?

Попробуйте провести небольшое изучение самого себя и еще, как минимум, пяти человек из Вашего ближайшего окружения.

Вспомните, что Вы чаще всего предпочитаете в конкретной ситуации. Можете выбрать лишь один из трех предлагаемых вариантов ответа:

1. Хочу быть вместе с другими людьми.

2. Хочу быть один.

3. Не имеет значения.

А вот перечень ситуаций.

• Когда Вы в подавленном настроении.

• Когда у Вас большое личное горе.

• Когда Вы устали физически.

• Когда Вы счастливы.

• Когда Вы испытываете сильное чувство вины после какого-либо поступка.

• Когда Вы чем-то озабочены.

• Когда Вы находитесь в новой для себя ситуации.

• Когда Вы делаете что-то впервые.

Проанализируйте полученные ответы. Сравните сходства и различия между всеми Вами и попробуйте их объяснит

Домашняя работа 9

1. Какая мотивация является первопричиной оказания поддержки?

а) Эмпатическая.

б) Эгоцентрическая,

в) Нормативная.

2. Одним из важнейших условий возникновения группы является:

а) наличие общих интересов;

6) наличие единой цели;

в) наличие взаимных симпатий.

3. При решении сложных задач влияние группы на ее членов:

а) снижается;

б) возрастает;

в) остается неизменным.

4. В подростковом возрасте наиболее важными являются одобрение и поддержка:

а) родителей;

б) учителей;

в) ровесников.

5. Какой из стилей руководства предоставляет наибольшие возможности для проявления инициативы членов группы?

а) Авторитарный.

б) Демократический,

в) Либеральный.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.