Психология как наука о человеке в современном мире

Роль такой профессии, как психолог, на первый взгляд, кажется второстепенной. Тем не менее, именно от данного специалиста зависит очень многое, начиная от настроения пациента и заканчивая его состоянием здоровья.

Где и как нам могут помочь профессиональные психологи?

Я рада нашей новой встрече! Надеюсь, что Ваше настроение, интерес к делу и усердие способствуют успешному освоению курса и приобретению опыта.

Сегодня Вы узнаете, что представляет собой профессиональная психологическая помощь, как происходит этот сложный процесс, каковы границы его возможностей.

А начнем, пожалуй, с результатов одного исследования.

Доктор Дж. Пеннебейкер , профессор университета психологии штата Техас, исследовал эффект, который появлялся в результате выслушивания и выражения сочувствия людям, которые перенесли сильные психологические травмы и потрясения.

Оказалось, что лица, окруженные вниманием и заботой, эмоционально чувствовали себя

гораздо лучше, чем те, которые справлялись с ситуацией самостоятельно. Находя чью-либо поддержку, мы устанавливаем внутреннее равновесие, столь необходимое для нашего здоровья. Недаром говорят, что разделенное счастье — два счастья, разделенное горе— полгоря.

Мне как нельзя кстати вспомнился один анекдот. Возможно, Вы его знаете. Приходит старушка к психологу и говорит: «Я чувствую себя такой одинокой, брошенной, мне кажется, что меня не слышат, не замечают». А ей в ответ: «Следующий, пожалуйста».

Такой специалист — пример того, что наличие диплома и кабинета не может гарантировать нам получение ожидаемой профессиональной помощи. О психологах — «специалистах по помощи» — за последние годы написано и сказано очень много и хорошего, и плохого. Процесс оказания психологической помощи стал модной темой исследований, но он по-прежнему продолжает оставаться таинством, тайной, завесу над которой мы сегодня немного приоткроем.

На приеме у психолога люди говорят как о простых вещах, так и об особых обстоятельствах в их жизни. Они ценят внимание, уважение, понимание слез и смеха, сопереживание, затраченное на них время — все то, что так сложно получить в современном мире. Но наши клиенты отмечают и еще одну особенность — это отсутствие строгих и неопровержимых оценок со стороны психолога. Мы так привыкли к ним, общаясь друг с другом, что их отсутствие сначала вызывает настороженность и даже страх, но потом ведет  к откровенности и желанию хоть что-то в себе изменить.

Мы живем в сложном мире, и зачастую чужие проблемы кажутся нам более ясными, понятными и разрешимыми, чем свои собственные. Нам кажется, мы почти всегда знаем, что надо посоветовать, как помочь.

Самое главное требование в психологической помощи (и Вы это должны обязательно усвоить!) — это то, что психологическую помощь можно оказать и эффективно осуществить ЛИШЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО С СОГЛАСИЯ ТОГО, КТО ЗА НЕЙ ОБРАТИЛСЯ И В НЕЙ НУЖДАЕТСЯ, т.е. она не может быть оказана насильно.

По-другому обстоит дело с врачебной помощью, когда встает вопрос о жизни и смерти человека, находящегося без сознания, или в ситуации воспитания малолетнего ребенка. Здесь врачи и психологи действуют, не учитывая воли больного или вопреки требованиям ребенка. Это возможно только потому, что он не может сознательно и ответственно принимать решения. К счастью, подобные ситуации, как правило, непродолжительны и всегда решаются во благо человека.

Но кто и в какой мере имеет право определять, что есть благо, польза и желаемое для другого человека? Кто знает, что для другого лучше и полезнее, не узнав его собственного мнения? Задумайтесь над этим и хотя бы вкратце изложите свои мысли.

Предлагаю Вам также обсудить этот вопрос с кем-либо, чье мнение для Вас значимо.

Будьте готовы к тому, что ваши точки зрения могут не совпадать. Известно, что истина рождается в споре. Успешной работы!

В теории и практике психологической помощи большое значение уделяется именно активному взаимному сотрудничеству, наличию у самого клиента желания получить помощь со стороны. В противном случае он может стать объектом манипулирования.

Нельзя по-настоящему помочь кому-либо против его воли.

Даже если бы сам факт манипулирования в каких-либо случаях был оправдан, достигнутые таким образом результаты были бы временными и неустойчивыми.

Любые действия, вызывающие у человека зависимость, сдерживающие его развитие, навязывающие какие-то взгляды, никогда и нигде не назывались и, надеюсь, не будут называться психологической помощью.

Психологическая наука сама по себе не является ни доброй, ни злой, и только в процессе ее применения встают вопросы морали и этики.

Впрочем, так обстоит дело с любой областью знаний. Что Вы думаете об этических проблемах современной генетики, ядерной физики, трансплантации и проблемах эвтаназии в медицине?..

Психологи не дают клятвы Гиппократа, но и у них существует своя профессиональная этика, свой профессиональный кодекс. Их деятельность контролируется также и со стороны общества.

Полагаю, что принцип прежде всего — не навреди — это закон, обязательный не только для медиков, но также и для педагогов, психологов, психотерапевтов, т.е. тех специалистов, в руках которых находится такая «тонкая материя», как человеческая психика. Для того чтобы они могли успешно осуществлять коррекцию, стимулировать развитие конкретного человека, они должны прежде всего принимать во внимание установки, ожидания, учитывать просьбы и пожелания обращающегося за помощью.

Это особенно важно, поскольку бывают значительные расхождения между заявлением человека и действительным положением вещей. С одной стороны, такая ситуация может возникнуть неосознанно, а с другой — быть результатом целенаправленных действий данного лица.

Приведу несколько примеров.

ПРИМЕРЫ

   В психиатрическую больницу обращается молодой человек с просьбой о помощи. Он утверждает, что страдает от ночных страхов и энуреза. На самом деле за этим скрывается желание получить освобождение от службы в армии.

   К психотерапевту приходит мать, умоляющая о помощи: несовершеннолетняя

дочь якобы подвергается сексуальным домогательствам со стороны отца. На самом деле ничего подобного не происходит, а женщина, поддавшись советам и

уговорам приятельниц, стремится таким образом получить обличающий мужа

материал, который она намерена использовать во время бракоразводного процесса.

  Попавший в зависимость от лекарств челочек заявляет об усилившихся приступах боли и настаивает на необходимости начать диагностику и лечение. Тем самым он стремится получить рецепты.

  Старичок обращается в кабинет психолога, якобы в поисках участкового терапевта, а сам долго сидит в кабинете, рассказывает о своей семейной жизни, болезнях, тревогах, касающихся будущего. В действительности же он просто ищет сочувствия.

А теперь пришло время для упражнения. Проверим, насколько четко Вы можете сформулировать собственные ожидания, а также насколько способны определять ожидания окружающих Вас людей. Надеюсь, что Вы успешно справитесь с обеими задачами.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Реконструкция ожиданий

В упражнении используйте реальные ситуации общения, участником которых Вы будете в течение этой недели. Особенно внимательно отнеситесь к тем, которые не являются обычными для Вас и не возникали ранее.

Каждого человека, с которым Вам придется общаться, сначала спросите: « Что я могу для Вас сделать?», «С чем Вы пришли ко мне?», «Каким временем Вы располагаете?».

Естественно, я не призываю Вас быть бесцеремонными или бестактными, а просто предлагаю заняться развитием коммуникативных навыков, поучиться выбирать такие формы вопросов, которые были бы допустимыми в Ваших межличностных контактах.

Попытайтесь запоминать ответы Ваших посетителей, а по окончании визитов записывайте, пожалуйста, насколько первоначальные устные заявления о целях, содержании и продолжительности визита совпадали с реальностью.

Забавно, не правда ли?

Как часто оказывается, что какой-нибудь приятель зашел за кассетой на пять минут, а уходит через три часа, так и не забрав ее с собой.

А другой, решив навестить Вас во время болезни с целью проявить внимание и заботу, поднять Вам настроение, безумолку жаловался на свою тяжкую жизнь и ушел, получив утешение и советы с Вашей стороны!!!

А теперь поэкспериментируйте со своими ожиданиями. Предлагаю Вам поиграть в трехкратные вопросы. Прежде чем Вы войдете в дом друзей или родственников, задайте себе вопрос: с какой целью Вы сюда приходите, что хотите здесь получить и с чем хотите

УЙТИ.

Те же вопросы задайте себе, когда будете находиться там, а затем, когда вернетесь домой. Таким образом, Вы три раза задаете себе один и тот же вопрос. Проанализируйте ответы. Сравните, изменились ли они. Возможно, Вам удалось открыть что-что новое в своем внутреннем мире?

Как обычно, предлагаю Вам записать свои замечания и наблюдения, а также поделиться ими с близким человеком, которому Вы доверяете.

А теперь вернемся к основной задаче. Мы установили, что перед началом оказания психологической помощи специалист должен обратить особое внимание на ожидания того человека, который обратился за помощью.

Это мы уже усвоили А что дальше? Дальше бывает по-разному. Все зависит прежде всего от избранной психологом теоретической установки, которая отражает его собственную систему ценностей.

В рамках одного урока мы не сможем даже приблизительно представить все возможные ситуации. Терапевт-психоаналитик будет строить свою работу с человеком, обратившимся за помощью, одним образом, гуманитарный психолог — другим, а бихевиорист выберет третий путь. Эти различия заключаются как в способе проведения беседы, так и в активности самого психолога, продолжительности контакта клиента с психологом, применении определенных методов.

Психологи различных теоретических подходов по-разному рассматривают психику человека и механизмы ее расстройств, в соответствии с этим они ставят различные цели и выбирают соответствующие методы их достижения.

Кроме практики в пределах определенного направления, психологов отличает индивидуальный стиль работы. Этот стиль не всегда тесно связан с их теоретическими установками.

Приведу примеры различных стилей работы, практикуемых специалистами в психотерапии.

ПРИМЕРЫ

 Для психолога А главным принципом является утверждение, что клиент должен соглашаться со всем, что ему будет предложено, ведь клиент пришел по собственному желанию и сам выбрал именно его кабинет. Он не допускает никаких возражений или несогласия клиента, ведь психолог — профессионал, специалист. Именно он отвечает за ход процедуры и ее результаты. Он поступает в соответствии с научными предписаниями и никому не причинит вреда.

Такой практический психолог полон энергии, уверен в себе и своей профессиональной компетенции. Он сообщает клиенту, что знает, что и как следует делать, и он уверен в достижении желаемого результата. Он «хозяин» положения, полностью руководит общением, не оставляя при этом своему клиенту шансов на проявление инициативы и творчества. Его можно сравнить с властным директором или строгим учителем. И действительно, ему удается подчинить себе большинство клиентов.

 Психолог Б является человеком, который прежде всего слушает. Говорит немного, дает почувствовать клиенту, что контакт с ним для него важен, интересен. Он поощряет проявление встречной активности, инициативы и стремление к экспериментированию. Клиент чувствует в его присутствии свою значимость, поэтому с удовольствием размышляет, выражает свои мысли, приходит к различным выводам или решениям. Психолог сопровождает своего клиента, а не следует жесткой программе. Его можно сравнить с горным проводником. С помощью клиента он только рассматривает возможные условия и средства, которые позволят туристу-клиенту дойти до намеченной им самим цели. Когда начинается поход, проводник предлагает ему возможные маршруты. Бывает, что их много, бывает, что нет. Как специалист, он знает местность. Он должен также уметь читать карту. Турист же, самостоятельно путешествующий по опасной местности, решает, куда ему идти и где остановиться. Он сам должен найти в себе силы для того, чтобы достичь намеченной цели.

Такой психолог придерживается принципа, что он ничего не сможет сделать вместо клиента, его задача — сопровождать подопечного в этом пути. Данного психолога еще можно сравнить с приятелем, более опытным и мудрым, или старшим братом, который уже успешно справился с подобными проблемами.

Первый, психолог А, использует в своей работе авторитарный стиль, а психолог Б является приверженцем демократического стиля.

Какой из стилей Вам ближе?

Во многом это определяется потребностями, которые Вы удовлетворяете в процессе общения с психологом.

Насколько подходит Вам тот или иной стиль работы, зависит, с одной стороны, от уже имеющегося у Вас опыта в этой области, а с другой стороны — от Ваших индивидуальных особенностей. Нерешительные, впечатлительные люди с небольшим жизненным опытом, имеющие высокий уровень тревожности, ищут кого-то, кому они могли бы поручить свои дела, на кого они могли бы возложить ответственность за происходящее. Такие предпочитают терапию в авторитарном стиле. Самостоятельные, независимые личности с невысоким уровнем тревожности охотнее работают над своими проблемами с психологом, практикующим демократический стиль.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Мой идеальный практический психолог

Предлагаю Вам немного отвлечься и поразмышлять над тем, какие черты, поведение и терапевтичес¬

кие методы больше всего соответствовали бы Вашим индивидуальным особенностям. Другими словами, как Вы представляете себе идеального психолога.

Я не прошу Вас отвечать на этот вопрос немедленно. Подумайте об этом, когда у Вас будет свободное время или в беседе со своими близкими.

Упражнение заключается в том, чтобы написать ниже не менее семи метафор, которые точно характеризуют того, к кому бы Вы охотно обратились за помощью.

Метафора может состоять из имени существительного с определением (например: взволнованное море, испорченные часы, чудесный пейзаж), она может также принимать вид более развернутых высказываний: погода после летней бури; мазурка Шопена, прослушанная в концертном зале, и т.п.

Итак, попробуйте заполнить строчки и дать ответ: Мой идеальный психолог — это …

 

Необходимо привести не менее 7 метафор. Если у Вас есть желание написать большее количество, прекрасно!

Придумывая и записывая метафоры, старайтесь их не оценивать и не подвергать критике, иначе Вы будете сдерживать «полет» воображения и фантазии. Записывайте те образы, которые приходят на ум сразу, спонтанно, и тогда у Вас появятся идеи, которые никогда бы не возникли при тщательном обдумывании. Постарайтесь получить удовольствие, отнеситесь к этому упражнению, как к небольшому развлечению.

Лишь после того как все метафоры будут записаны, проанализируйте свои мысли следующим образом: в каждой метафоре укажите, что объединяет личность Вашего идеального психолога и объект, с которым Вы его сравниваете, какую общую черту (или черты) Вы хотели выделить и подчеркнуть?

Например: мой идеальный психолог — это холодная, чистая вода. Почему? — И вода, и

он удовлетворяют мои определенные желания, а также могут охладить и смягчить бурлящие во мне эмоции.

Помните, что этот мысленный анализ материала должен начаться лишь после того, как Вы запишите ВСЕ возникающие метафоры. В противном случае анализ будет лишь тормозом для продолжения упражнения, а полученный материал будет неполным и неадекватным.

 

Предложите выполнить это упражнение, например, тому, кто помогал Вам в первом уроке.

Самый лучший вариант — если этот человек также будет студентом данного курса, но при этом будет идти своей «дорогой». Ваши пути могут пересекаться, однако только в случае необходимости и взаимной пользы, ведь едва ли Вы захотите доверить партнеру все записи, раскрывающие Ваши тайные переживания и сокровенные мысли.

Каждый из Вас должен иметь собственный комплект материалов курса. В последующих журналах, кроме места для заметок, мы будем печатать вспомогательные материалы, которые необходимо будет вырезать или использовать определенным образом. Поэтому позаботьтесь о себе, обеспечьте себе комфорт, создайте себе наилучшие условия.

Человека, который помогает Вам и параллельно является студентом нашего курса, я буду называть отныне Попутчиком.

А теперь рассмотрим, что включает в себя помощь профессиональных психологов.

В нашей повседневной жизни можно встретиться с различными уровнями психологической помощи.

Единой общепризнанной классификации нет, многие авторы придерживаются разных способов деления.

Учитывая цели нашего курса, я предлагаю следующую типологию:

•    уровень психологического просвещения,

•    уровень личностного развития,

•    уровень консультирования,

•     уровень коррекции (включая индивидуальную и групповую психотерапию),

•    уровень специального образования (в теоретическом и практическом аспектах).

Вкратце познакомимся с каждым из этих уровней. Разумеется, эта информация не является исчерпывающей, но она дает Вам возможность ориентироваться в этой области психологии.

Прежде всего, отметим, что психологическая помощь, оказываемая на любом уровне, является двусторонним процессом, своего рода обменом между людьми — информацией, эмоциями, действиями.

Психологическое просвещение

Главная задача психологического просвещения состоит в устранении дефицита психологических знаний, умений и навыков. Это осуществляется путем знакомства клиентов со специальной литературой, в ходе популярных лекций, бесед, тематических вечеров, встреч, специальных семинаров и других видов психолого-просветительской работы.

Важным требованием здесь является соблюдение психологом коммуникативного равенства, т.е. специалист и клиенты должны разговаривать на одном, понятном для них, языке.

С одной стороны, психолог должен знакомить своих клиентов с основами психологических знаний, их понятийным аппаратом, специальной терминологией, новейшими психологическими исследованиями, с другой — поддерживать интерес к науке, вызывать потребность в этих знаниях и желание использовать их на практике.

При этом психолог обязан быть беспристрастным, излагать материал объективно, независимо от его теоретических ориентации. Он также не должен производить впечатление всезнайки, обладателя истины в последней инстанции.

По мере знакомства с психологией у клиентов не должно формироваться представление о ней, как о панацее от всех бед, лекарстве от всех проблем. Однако нельзя придерживаться и другой крайности: многое наукой не изучено, мы бессильны и не способны что-либо изменить. Подобные заблуждения будут препятствовать усвоению знаний

и приобретению жизненно важных умений и навыков, стремлению к самосовершенствованию.

Хороший популяризатор науки — это эрудированный, полный оптимизма и энтузиазма человек, а не фанатик или же безнадежный пессимист.

Подведем итоги: профессиональный психолог может посредством передачи информации расширить горизонты знаний, сделать более глубокими размышления, разъяснить

результаты наиновейших исследований. И все это можно в дальнейшем активно использовать.

Предлагаю Вам выполнить очередное упражнение. Оно требует достаточной смелости и сообразительности. Сделайте несколько пробных попыток, не останавливаясь на первом решении.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Суровый редактор

Выберите, пожалуйста, любую статью в прессе, рассматривающую вопросы какой-либо отрасли науки (лучше всего для этой цели подходят статьи по медицине, косметике, экологии, криминалистике

ИТ.П.).

Прочитайте ее не менее двух раз. Представьте себя в роли сурового редактора, который пытается найти у автора как можно большее количество ошибок, недочетов и погрешностей. Оценку статьи производите по следующим критериям:

 

 

 

 

 

ДОСТУПНОСТЬ

ЯЗЫК

АКТУАЛЬНОСТЬ

СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ

СТИЛЬ ИЗЛОЖЕНИЯ

ПРИМЕРЫ

ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

ДОСТОВЕРНОСТЬ

ПОЛЕЗНОСТЬ

УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ

Оценка качества статьи, задачей которой является просвещение в какой-либо науке, производится путем выставления баллов в каждой графе: 1 балл соответствует минимальной оценке, а 10 — максимальной.

Поясню значение двух последних пунктов:

*     ПОЛЕЗНОСТЬ означает в данном случае необходимость рассмотрения именно этой темы на страницах прессы, а также возможность использования каким-либо образом изложенного материала, т.е. Вы оцениваете, насколько все это может пригодиться.

*     УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ — способность автора текста убедить читателей в значимости излагаемого материала и аргументированность позиции автора.

А теперь Вас ожидает самая трудная часть этого упражнения. Было бы хорошо, если бы Вы в этом случае не пользовались ни указаниями, ни помощью со стороны Попутчика.

Попробуйте внести исправления в этот текст. Пусть это касается лишь формы, если Вы не располагаете другими источниками по рассматриваемой теме. Если это задание Вы по каким-либо причинам выполнить не можете, например из-за ограниченности во времени, то постарайтесь найти несколько минут, чтобы самому написать коротенький текст, касающийся интересующих Вас вопросов. Пусть этот текст популяризирует какую-нибудь отрасль знаний и будет предназначен определенному кругу читателей. Составьте, например, краткий текст для начинающих садоводов об экологических методах борьбы с вредителями в саду. Попросите Попутчика оценить Ваш текст по тем же самым критериям.

Если же Вы решитесь на исправление текста, то, закончив работу, повторно оцените уже исправленную Вами статью. Для оценки первичного и исправленного текста используйте ручки или карандаши разных цветов.

Каково оказаться в роли «сурового редактора»? А каковы Ваши успехи в качестве соавтора или автора?

Которая из этих ролей принесла Вам большее удовлетворение?

Мы легче замечаем «песчинки в чужих глазах», оценивая работы других, чем видим «бревна в собственных». Что Вы умеете делать лучше: критиковать или найти способ исправить ошибки?

Поделитесь своими размышлениями с Попутчиком.

Личностное развитие

Личностное развитие — другой уровень психологической помощи. Личностное развитие

удовлетворяет потребность человека в саморазвитии, личностном росте, в стремлении

к новому и необычному. Многие люди любят экспериментировать, испытывать неизвестные ранее ощущения. Спиртные напитки и наркотики их не привлекают, поскольку они осознают их пагубное воздействие и не хотят ограничивать свою свободу, попадая в зависимость от чего-либо. Это люди эмоционально зрелые. Разумеется, они не считают себя идеалом, и потому в качестве одной из жизненно важных целей видят свое

личностное развитие, борьбу со своими недостатками, преодоление слабостей, развитие задатков, реализацию собственного индивидуального потенциала. На этом уровне

психологической помощи работают формы групповых встреч, лабораторий, тренинго-

вых групп, используются развивающие технологии.

Консультирование

Следующим уровнем психологической помощи является консультирование.

Консультации можно разделить на:

• общие и

• специфические.

Общее консультирование осуществляется специалистами в психологических консультациях, куда мы можем обратиться с любой проблемой. Психолого-педагогические консультации оказывают помощь родителям в разрешении семейных проблем, учителям — в вопросах воспитания и обучения.

Специфическое консультирование осуществляется непосредственно на территории различных учреждений, а также в рамках «кабинетной» практики. Психологи работают здесь, например, с одной или с несколькими группами лиц, у которых сходные проблемы. Речь идет об оказании помощи родителям и детям с нарушениями работы мозга, с синдромом Дауна, эпилептикам, глухим, членам семей с проблемами алкоголизма, лицам, испытывающим трудности в сексуальной жизни, людям пожилого возраста, семьям на грани распада, жертвам сексуального насилия и др.

По форме проведения консультации могут быть очными, проводимыми непосредственно при встрече психолога и клиента, и анонимными, осуществляемыми, например, по телефону доверия.

В ходе консультаций психолог помогает найти ответ прежде всего на конкретные вопросы: как вести себя в той или иной ситуации, как справиться с возникшими трудностями, как изменить взаимоотношения с кем-либо — т.е. вырабатывает специальные рекомендации, позволяющие нормализовать жизнь человека в семье, на работе, в повседневных и нестандартных ситуациях.

Как руководителю учитывать индивидуальные особенности подчиненных? Как изменить

социально-психологический климат в коллективе? Как справиться со страхами ребенка? Как разрешить конфликтную ситуацию между молодоженами? Как лучше адаптироваться к новому месту работы? Как преодолеть сексуальную несовместимость супругов?

Все эти и многие другие вопросы являются «обычными» для консультантов-психологов. Однако необходимо учитывать, что ответы на них непосредственно связаны с профессиональным и личным опытом специалиста, его знаниями, отношениями, стилем работы. Поэтому совет одного психолога не является единственно верным, другой мог бы предложить иное решение проблемы.

Только мы сами решаем: воспользоваться данным советом или нет.

Именно поэтому опытный, высокопрофессиональный психолог никогда не требует от клиентов обязательного выполнения своих рекомендаций. Он не заставляет непременно следовать профессиональным советам и не оказывает с этой целью на Вас никакого давления. Желая Вам только здоровья и благополучия, которые Вы, возможно, понимаете по-своему, он может прибегнуть только к убеждению.

Коррекция (включая индивидуальную и групповую психотерапию)

На следующем уровне психологической помощи мы имеем дело с коррекцией. Она включает как краткосрочные (экстренные) действия, так и продолжительную работу.

Коррекция может принимать форму молниеносной психотерапии, предпринимаемой в ситуации сильного кризиса, например: кончина близкого человека, изнасилование, неудачная попытка самоубийства. Помощь следует оказать немедленно.

Это наиболее сложный участок работы практического психолога. Психокоррекция требует отработанных навыков, чуткости и взаимопонимания. Разумеется, потом, если возникнет необходимость и будет возможность, клиенту следует пройти курс психотерапии. Это так называемая «первая помощь в экстренных случаях», и оказывать ее должен профессионал, поскольку в случае неудачного кризисного вмешательства вряд ли у кого-то возникнет желание обратиться к услугам психолога в другой раз.

Психокоррекция может быть также групповой, касающейся семейных проблем, конфликтов между учреждениями, ссор с соседями и т.п., когда «стороны» не могут самостоятельно справиться с возникшей ситуацией.

В этих случаях усилия психолога направлены на развитие коммуникативных способностей клиентов, их умения анализировать поведение и состояние членов группы и свое собственное, ситуацию и себя в ней. При этом вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а также развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах. В качестве основных методов используются социально-психологические тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии. В результате психокоррекции должен улучшиться социально-психологический климат, группа должна научиться совместно решать проблемы и выходить из конфликтов.

Однако надо помнить, что не всегда удается решить конфликт, например, между супругами, но можно, по крайней мере, помочь людям расстаться «с наименьшими потерями», без взаимных упреков и оскорблений. Иногда единственным способом улучшить отношения является их прекращение.

Специальное образование

Итак, помощь на уровне специального образования касается только профессионалов. Она включает организацию и реализацию программ всех стационарных, заочных, дипломных и последипломных форм обучения. Подготовка психологов на теоретическом уровне, а также психологическая подготовка (в более ограниченном объеме) учителей, врачей, воспитателей — это очень ответственные задачи.

Особенно важным является обучение практическим навыкам профессии психолога в образовательных заведениях. Оно осуществляется в рамках разнообразных стажировок, спецфакультетов и практикумов, где мы получаем соответствующую профессиональную квалификацию. После приобретения базовой подготовки начинается никогда не прекращающийся процесс профессионального совершенствования. Он может происходить в специальных лабораториях, на семинарах, во время работы групп повышения квалификации. Часто психотерапевты находят себе Учителя, человека, который является образцом, наставником, проводником.

Эффективна также работа групп профессионалов, где они не только общаются и поддерживают друг друга, но и обмениваются информацией, делятся опытом. Одним из направлений таких групп является так называемый надзор, в ходе которого осуществляется контроль за правильностью использования приемов психотерапии.

Психотерапевтические подходы

Итак, формы психологической помощи, определяемые как психотерапия, имеют свою специфику, вытекающую из определенной теоретической ориентации психотерапевтического подхода, который, как мы уже отмечали, тесно связан с системой моральных ценностей специалиста по психотерапии.

            Каждому из нас стоит задаться вопросами морали и попытаться сформулировать для себя

основные нравственные понятия. Это особенно пригодится тогда, когда какие-либо из

терапевтических приемов будут вызывать у нас сомнение или недоверие. Если вдруг почувствуете, что Ваше психическое здоровье находится под угрозой, что Вами манипулируют, или же у Вас возникнут подозрения относительно намерений лица, оказывающего помощь, — задайте себе и ему вопрос о нравственных ценностях.

Запомните, это очень важно!

Помимо иерархии ценностей и теоретической ориентации в психологии стили поведения психотерапевтов зависят также от особенностей их личности. На эффективность сеансов психотерапии оказывают влияние возраст, пол, профессиональный и жизненный опыт, биография, а также эмоциональное состояние терапевта.

А сейчас вкратце коснемся психотерапии с различных теоретических точек зрения:

     •    психодинамической,

     •    поведенческой (бихевиористской),

     •    экзистенциальной,

     •     гуманистической.

Психотерапия с психодинамической точки зрения

Ее корни уходят в психоанализ, создателем которого является хорошо известный австрийский врач и психоаналитик Зигмунд Фрейд . Его внимание было сосредоточено на исследовании подсознательной сферы пациента. Особенно подробно изучались внутриличностные конфликты и защитные механизмы, которые позволяют человеку «ужиться» со своими проблемами.

С психодинамической точки зрения, целью психотерапии является осознание вытесненных воспоминаний. Этот процесс называется высвобождением подавленной энергии. Для этой цели используются такие приемы, как свободные ассоциации, анализ сновидений,  оговорок, шуток, особенностей забывания.

            В ходе сеансов происходит отождествление психотерапевта, которого посещает пациент, с собственными родственниками или же с сексуальными партнерами, что позволяет лучше изучить проблему.

       Последователями теоретической мысли Фрейда были австрийский психоаналитик А. Адлер  и швейцарский психолог К. Юнг, которые разрабатывали свои теоретические положения также на основе клинических наблюдений.

Основоположники психоаналитической теории преувеличивали роль врожденных влечений. Патологические симптомы у пациентов они рассматривали как результаты подсознательных комплексов, которые скрывают защитные механизмы.

При таком подходе психотерапия расстройств основывается на установлении истории их происхождения, реконструкции травматического события. Здесь не лечат симптомы, а воздействуют на подсознательную сферу, которая их порождает, поскольку устранение одного симптома может вызвать проявление другого.

Подчеркивая значение влечений, психодинамическая концепция делает индивида жертвой необузданных внутренних сил. Люди, которые не способны справиться с этими врожденными тенденциями, не могут свободно строить свою судьбу.

Поэтому даже последователи Фрейда, неофрейдисты, отталкиваясь от его основных постулатов, объясняли природу психики по-другому — как стремление к реализации человеком своих возможностей, внутреннего потенциала.

Кроме того, человек стремится достичь гармонии — с общественным окружением, с самим собой, благодаря чему обеспечивается внутреннее равновесие. Но это не всегда возможно, и тогда энергия инстинктов с помощью защитных механизмов трансформируется и воплощается в иных формах деятельности, удовлетворяя основные потребности.

Однако защитное поведение помогает только на некоторое время, и если проблема дальнейшем не решается, то защитные механизмы становятся препятствием личностного роста, порождают не только новые проблемы, но и являются причиной психических заболеваний.

Именно поэтому наше обычное, на первый взгляд нормальное, поведение может быть истолковано как расстройство психики.

Психотерапия с точки зрения бихевиоризма

Сторонники бихевиористской точки зрения, рассматривающие человека как совокупность поведенческих реакций (англ.: — поведение), основное внимание уделяют наблюдению за поведением.

Все отклонения человека есть патология поведения. Поведение можно определенным образом программировать, изменяя стимулы и подкрепления.

Поэтому основной задачей, по мнению бихевиористов, является обучение навыкам, которые позволят приспособиться к среде. В ходе терапии у клиента, с одной стороны, формируют и развивают навыки, которые он не смог приобрести самостоятельно, а с другой — отучают от нежелательного поведения.

При таком подходе главным является утверждение: можно знать, понимать, как надо себя вести в определенной ситуации, но при этом не уметь этого делать, не владеть соответствующими навыками. Именно поэтому так важно выработать у человека новые поведенческие реакции, научить его их сохранять и на этой основе самому приспосабливаться к изменяющимся жизненным ситуациям, формируя новые навыки. Все это делает возможным избавление от нежелательного поведения, искоренение отрицательных проявлений.

Во многом поведение зависит от социального окружения, поскольку связано с нашей склонностью подражать другим, а также с ожиданием положительных оценок или желанием избежать отрицательных.

Поэтому в своей терапии бихевиористы применяют:

—    положительное подкрепление (похвала, вознаграждение и др.);

—        отрицательное подкрепление (наказание, неудача, критическое замечание и др.);

—        снижение чувствительности (ослабление страха);

—        взрывную терапию (переживание панического страха);

—        моделирование (создание ситуаций и соответствующего им поведения).

Бихевиористы считают, что излечение достигается приобретением клиентом определенных навыков. Обучая индивида одним типам поведения и отучая от других, они не вникают в их сущность, считая, что все происходящее внутри человека, включая его сознание, невозможно изучить; оно является своего рода «черным ящиком». Личность, с точки зрения бихевиористов, — это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку и возникающих в ответ на определенный стимул. Поэтому они так верят в могущество процесса обучения, ведь изменяя стимулы и подкрепления, не сложно программировать человека на требуемое поведение.

Новаторы в этом аспекте — сторонники теории социального научения. Они считают,

что на человека влияют не только внешние условия, но и контроль со стороны социального окружения, требующий от личности предвидения последствий своего поведения, самооценки.

Терапия с точки зрения экзистенциализма

Экзистенциальная психотерапия (англ.:  — существование) концентрирует свое внимание на проблемах современного человека, каковыми являются: невозможность достичь гармонии с социальной средой, потеря чувства принадлежности и появление в связи с этим чувств отчуждения, одиночества.

В результате воздействия различных социально-психологических факторов, с которыми человек не в силах справиться самостоятельно, формируется стремление уйти от действительности в «нереальный мир ясности и упрощенности». Образуется так называемый «экзистенциальный вакуум», когда человек теряет социальные нормы, традиции, определяющие, что он должен делать. В результате появляются «неврозы существования», когда человек сам не знает, зачем живет, и страдает от этого.

Основу данного подхода составляет терапия, направленная на определение клиентом смысла собственной жизни, осознание личной значимости, самоуважения. В первую очередь это связано с восстановлением или пересмотром его духовных и этических ценностей, а также принятием реальности, себя и других в ней, развитием самостоятельности суждений и естественности поведения.

  Здесь применяются единственные в своем роде терапевтические приемы, стимулирующие клиента к тому, чтобы он говорил или делал именно то, чего больше всего боится или стесняется.

      Создателем этой школы психотерапии является австрийский психоаналитик В. Франкль. В ней главная роль отводится лицу, которому оказывается помощь.

Однако данный подход не является универсальным. Приемы такого рода эффективны лишь при продолжительном общении с психологом и при постановке не конкретных, а долгосрочных целей.

Психотерапия с гуманистической точки зрения

Психотерапия этой ориентации, разработанная известным американским психологом С. Роджерсом , основывается исключительно на возможностях и способностях самого клиента.

Представители данного подхода считают, что человек сам способен решить свои проблемы, если у него для этого есть значимые стимулы, а условием успеха в этой работе является освобождение от неуверенности, боязни неудач, страха поражения. Лишь тогда у клиента есть возможность реально воспринимать свою проблему, ее сущность и быть готовым к ее разрешению.

В ходе терапии клиент откровенно говорит о своих мыслях, ощущениях, переживаниях. Психотерапевт воспринимает все, что слышит, без похвал или замечаний, обращая внимание лишь на эмоции и внутреннее состояние. Иногда он помогает что-то сформулировать, что-то уточнить.

Таким образом, клиент находится в ситуации «вседозволенности», в атмосфере, лишенной критики. Терапия выступает в данном случае как процесс развития здоровой, гармоничной личности, желающей достичь вершин личностного роста (самоактуализации). Роль психотерапевта здесь заключается в создании атмосферы заинтересованности, одоб¬рения и поддержки, что помогает развить чувство уверенности в себе и лучше справиться с возникшими проблемами и сменить негативные ощущения на положительные.

Немного устали? Новое не всегда дается одинаково легко!..

Представленные нами кратко различные направления в психотерапии не являются исчерпывающими. При желании Вы можете самостоятельно обратиться к специальной литературе.

Итак, мы рассмотрели, каким образом полученные психологические знания могут быть использованы при решении ежедневных проблем, каким образом нам может помочь профессиональный психолог.

Мы также коснулись проблемы консультирования и коррекции, познакомились с различными направлениями в психотерапии.

Подводя итог всему сказанному, следует подчеркнуть, что, несмотря на уровень психологической помощи и ее теоретическую ориентацию, наиболее важным является КОНТАКТ.

Задумаемся над тем, что именно дает уверенность в положительных результатах психологической помощи, что позволяет поверить в ее пользу?

На качество отношений между клиентом, нуждающимся в помощи, и специалистом,

оказывающим ее, влияют многие факторы. Подробно мы рассмотрим их позже, в уроке, посвященном процессу общения. Сейчас же отметим значение, которое имеют речь

и голос, поза и взгляд, мимика и жестикуляция профессионального психолога. Есть еще

более неуловимые факторы, связанные с его индивидуальными качествами, запасом сил

и эмоций, которые можно заметить по особенностям дыхания, движения.

*          Имеет значение даже запах.

Мы уже подчеркивали, но нелишне будет повторить еще раз, что основным «лечащим»

фактором выступает самочувствие человека, поскольку его выслушивают уважительно     и заинтересованно, его проблемы не воспринимаются смешными, а ответы являются по-

настоящему важными.

Только в случае доверия клиента психолог получает важные и нужные сведения. Слова  в терапии — это ключи к душе клиента, и он предоставляет их в распоряжение психотерапевта только в ситуации полного доверия и уверенности, что они никогда не покинут стен кабинета. Психолог не может никоим образом злоупотреблять доверием своего клиента.

Очень сильно сдерживают откровенность клиента стыд и чувство вины. Они выражаются в поведении, маскирующем истинные проблемы. Нередко в кабине психолога стараются говорить о чем угодно, только бы не «касаться своих ран». В этом случае истинные проблемы установить крайне сложно, а иногда и невозможно.

Правильно настроенный психотерапевт, уважающий Вашу индивидуальность и интересный для Вас, — это настоящее сокровище. Он не критикует и не оценивает, а позволяет и одобряет. А если и оценивает, то только поведение, конкретные действия и никогда — людей

Иногда психотерапевты на приеме не только сопереживают своему клиенту, но и выражают свои чувства. Это создает так называемую «взаимную заинтересованность», которая благоприятно сказывается на них обоих.

            Психотерапевт должен обладать способностью к эмпатии. Мы будем обсуждать это явление подробнее в рамках другого урока.

Сейчас только отметим, что эмпатия представляет собой возможность воспринимать, понимать, а также сопереживать эмоциональным состояниям других людей. Безусловно, психолог без способности видеть и понимать чувства других не может успешно работать в своей области. А вот вопрос о необходимости переживания чувств своих клиентов — дискуссионный.

            Именно эти профессионально значимые качества способствуют или препятствуют установлению самого важного — контакта между психологом и клиентом. Каждый психолог обязан продумывать, каким образом он будет использовать этот «сооруженный

мостик». Он должен уметь определять по внешним признакам, отдельным проявлениям, взглядам, жестам состояние клиента, его индивидуальные особенности, а также                 оценивать взаимоотношения, сложившиеся в ходе сеансов психотерапии.

Эта способность требует тренировок, поскольку равнодушный и хладнокровный психолог никогда не будет считаться идеальным.

            В последние годы в нашей стране широкое распространение получила практика контрактной психологической помощи.

Контракт представляет собой четкий и конкретный договор, который принимается и одобряется обеими сторонами этого отношения: психологом и лицом, обратившимся за помощью.

Хорошо составленный контракт должен содержать конкретную цель, которую желательно

достичь, к которой стороны будут стремиться в процессе оказания помощи. Здесь же определяется объем работы, необходимый для достижения намеченной цели, а также

требования к обеим сторонам. Правильно составленный контракт играет немаловажную

роль в успехе всего предприятия.

Сопровождение контрактом психологической помощи обеспечивает и ее сроки, прекращая сеансы психотерапии, когда они становятся уже нецелесообразными, а также в случаях, когда возникает зависимость клиента от личности терапевта (а бывает и наоборот!),

и связь переходит границы отношений «психолог — клиент». Неважно, кто является               инициатором продолжения общения, но вряд ли это будет полезным, если цель, оговоренная в контракте, уже достигнута, а новый контракт не заключен.

Контракт прерывает отношения и в случае установления проблемы клиента как неразрешимой.

Важно также отметить, что целью контракта не может быть желание клиента изменить что-либо в положении или поведении третьего лица.

Психологическая помощь не означает, что общение с психологом всегда будет исключительно теплым, приятным, полным взаимных любезностей. В ходе консультаций, индивидуальной и групповой терапии, работы групп личностного развития нередко проявляются негативные эмоции. Пришедшие за помощью переживают страх, гнев, грусть, стыд, и эти эмоции раздражают их, лишают покоя, вызывают боль. Необходимым условием борьбы с этими разрушающими эмоциями является их переживание не в реальной действительности, а в условиях кабинета. Они являются неотъемлемой частью помощи, «платой» за личностное развитие.

Однако никто не может приказать клиентам, заставить их переживать неприятные состояния. Работа строится только на их добровольном согласии, желании что-либо изменить даже «ценой» жертв, слез и боли. Это очень похоже на ситуацию, когда человек дает согласие на болезненное, но необходимое для его здоровья хирургическое вмешательство.

Одной из проблем психологической помощи является совпадение ожиданий, языка, знаний, стиля поведения, которые отличают каждую из двух сторон — психолога и его пациента.

Психолог должен быть гибким, отзывчивым на все реакции клиента. Он должен уметь внимательно слушать, ясно выражаться и принимать те цели коррекции и изменений, которые соответствуют его системе ценностей. Цели психологической помощи следует обсуждать сразу, чтобы ее результаты не навредили клиенту, не ухудшили его самочувствия.

Подумайте, как поступить, если пациент желает достичь целей, которые бесполезны или даже вредны для его окружения?

Прекрасно, когда этические и социальные установки психолога и клиента совпадают. Психолог заинтересован в успехе своего дела, сосредоточенно занимается проблемой клиента, всеми силами пытается ему в этом помочь, тем самым оправдывая свою ценность. Какова ответная реакция клиента? Он может понять сущность и причины своих бед и забот, он может принять решение что-либо изменить, задуматься об изменении стиля своего поведения, он может научиться контролировать свои отрицательные эмоции, может изменить отношение к определенным явлениям, сформировать новые убеждения. В результате психолог помогает индивиду в помощи самому себе.

Считайте это Вашим руководством к действию! Запомните его. Мне оно кажется очень оптимистичным и конструктивным.

В подтверждение своей позиции я приведу цитату восточного мудреца Лао-Цзы, который написал эти чудесные слова:

«Вмешиваться в чью-то жизнь — значит вредить ему, как и самому себе. Тот, кто навязывает себя, обладает малой, открытой силой, тот же, кто не навязывает, обладает большой, тайной силой. Идеальный человек не вмешивается в жизнь других, не навязывает им себя и тем самым ПОМОГАЕТ ВСЕМ В ДОСТИЖЕНИИ СВОБОДЫ».

До сих пор мы рассматривали психологическую помощь, оказываемую при решении проблем нормального, здорового человека. Несколько по-другому обстоит дело в психотерапии лиц с глубокими психическими расстройствами, отклонениями, а также при серьезных нарушениях в общении между людьми. В этих случаях помощь проводится в несколько стадий: диагноз, индивидуальная, групповая терапия и, в заключение, консультирование.

В процессе оказания психологической помощи стадии диагноза и терапии, как правило, не разделяются, диагноз ставится в ходе терапии. Отдельно диагностика осуществляется чаще всего в специализированных консультациях.

Не будем забывать, что лицо, оказывающее помощь (даже профессионал!) является прежде всего ЛИЧНОСТЬЮ, человеком особым и неповторимым, равно как и уникальной ЛИЧНОСТЬЮ является человек, обратившийся за помощью.

Лишь позднее одна из этих личностей становится ИНСТРУМЕНТОМ, орудием психологической помощи и выступает в качестве терапевта, консультанта, тренера.

                         Оказывающему помощь необходимы точные, хорошо отработанные навыки и умения, которые служат достижению целей, определяемых контрактом.

Необходимо заметить, что профессиональная помощь является ПРОЦЕССОМ с собственным сценарием и драматургией, динамикой и ролями, апофеозом и развязкой. И все это создается ее участниками.

Этот процесс изучен не до конца, он не поддается полному контролю. Возможно, это и хорошо. Ведь многие утверждают, что оказание психологической помощи опирается на положения науки, но требует большого искусства. Здесь речь идет о роли личности психолога, о том настоящем «артистизме», который требуется ему в отношениях с живым человеком.

Обязательно запомните, что профессиональная помощь оказывается по желанию, согласию и конкретной просьбе. Вероятность что-либо изменить, подвергнуть воздействию психолога волевую сферу или же сферу личностных ценностей без воли и сознательного в ней участия самого клиента — практически равна нулю.

В процессе оказания помощи человек учится справляться со своими эмоциями, приспосабливаться к требованиям общества. Он приобретает знания и умения, способствующие решению проблем, облегчающие выбор, планирование и реализацию своих действий.

Клиент учится, как удовлетворить свои актуальные потребности. Однако он должен приобрести умения и навыки удовлетворять свои потребности и в будущем, самостоятельно справляться с проблемами, исходя из собственных возможностей и резервов.

Профессиональный психолог всячески поддерживает и стремится развить полную самостоятельность того, кому он помогает.

Итак, решайте сами, воспользуетесь ли Вы когда-либо помощью профессионала-психолога. В любом случае теперь, после знакомства с этим уроком, Ваше решение будет более обдуманным и научно обоснованным.

Первый учебный журнал курса содержал большое количество упражнений. Советую обязательно сохранить все Ваши наработки (а их будет немало), сделанные в ходе выполнения практических заданий курса. Это позволит Вам регулярно возвращаться к ним и переоценивать с позиций приобретенных теоретических знаний и практического опыта.

Начинайте без промедления! Наверняка, Вам это удастся.

УСПЕХОВ!

Домашняя работа 2

Выберите из предложенных ответов правильный.

1.     Главным требованием к психологической помощи является:

а) наличие высшего психологического образования у психотерапевта;

б) желание самого клиента;

в) согласие родственников клиента.

2.     Какого уровня психологической помощи не существует?

а) Консультирования.

б) Исследования.

в) Коррекции.

3.    Какую психологическую помощь необходимо оказать девушке, подвергшейся вооруженному нападению?

а) Психологическое просвещение.

б) Психотерапия.

в) Специальное образование.

4.    С позиций бихевиоризма основное внимание в психотерапии следует уделять:

а) взглядам и убеждениям личности;

б) эмоциональному состоянию клиента

в) поведению человека.

5.     Какие стили работы практических психологов выделяются?

а) Индивидуальный и групповой.  .

б) Информационный и эмоциональный.

в) Авторитарный и демократический.

ВНИМАНИЕ! Все рецепты даны для ознакомления. Перед применением проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом!


Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Vapakol
Комментариев: 1
  1. Мила1992

    Наверное, психологию можно изучать всю жизнь, и всё равно многое останется непонятым. Человеческая душа — самый сложный механизм в природе. Люди, которые выбирают такую профессию, как психотерапевт — по-моему настоящие герои.

Добавить комментарий