Защита от стресса: что нужно знать и как быть готовым

Жизнь велит людям жить, но не слишком беспокоиться о том, что с ними происходит, — написал лауреат Гонкуровской премии Эмиль Ажар в своем романе Жизнь впереди.

У нас нет возможности пройти свой жизненный путь повторно, научившись не допускать ошибок. А жаль, не правда ли? Мы нередко хотим вернуть какую-либо трудную ситуацию, чтобы решить ее по-другому, исправить допущенные ошибки и промахи. В этих случаях люди часто оправдываются тем, что делали что-то в первый раз. Впервые сдавали выпускной экзамен, впервые выходили замуж, впервые воспитывали ребенка, теряли близкого человека.

И при этом, кажется, забывают, что репетиций, как и возможности переписать жизнь начисто, нет.

Наше поведение в условиях стресса может быть, как уже отмечалось ранее, более или менее эффективным, целенаправленным, разумным. Существует ряд механизмов, которые помогают действовать рационально лишь в отдельных стрессовых ситуациях, но не способствуют выработке устойчивых форм адекватного поведения, развитию способности к адаптации. Я имею в виду защитные механизмы.

Надо уметь устраиваться в жизни! — сказал один горец, зашнуровывая свои ботинки дождевыми червями.

Наши защитные механизмы и есть такие червяки, завязанные вместо надежного ремешка. Они могут быть использованы только в безвыходных ситуациях, а затем становятся непригодными, бесполезными, и мы, в конце концов теряем контроль над ситуацией и можем получить эмоциональное расстройство.

Защитные механизмы изучены еще недостаточно. В психологии нет даже общепринятого их определения и единой классификации. Несмотря на это, попробуем в них разобраться.

Вы помните, что стресс может вызвать различные типы дезорганизации поведения. Он порождает и своеобразные реакции — защитные механизмы, являющиеся непроизвольно применяемыми способами снижения эмоциональных перегрузок без изменения самой стрессовой ситуации. Знакомство с защитными механизмами основано на наблюдении клинических случаев, и большинство из них отмечено и описано психоаналитиками.

Механизм вытеснения, например, описал известный австрийский врач-психоаналитик Зигмунд Фрейд, считавший его основным фактором развития невроза.

Установлено, что защитные механизмы активно используются как людьми, хорошо приспосабливающимися и нормально функционирующими, так и теми, кто подвержен серьезным расстройствам. В чем же разница?

Защитный механизм подобен обезболивающему лекарству: какое-то время оказывает желаемое действие, а потом боль возвращается и даже усиливается. Такое средство никогда не устраняет причин, а лишь на короткое время снимает дискомфорт самочувствия, понижая эмоциональное напряжение.

Использование защитных механизмов происходит на разных уровнях психики: от бессознательного до четко осознаваемого.

Бессознательное применение механизмов является небезвредным, поскольку они очень быстро усваиваются индивидом и при необходимости срабатывают автоматически.

Возникает определенная цепочка: возрастание эмоционального напряжения — защитный механизм — кратковременное уменьшение напряжения — восстановление повышенного эмоционального напряжения — осознание неэффективности применяемых мер — новый защитный механизм, который может привести к новому порочному кругу. Временное, а потому неэффективное, снижение напряжения защитными механизмами может привести к нарастанию страха, что характерно для невроза. Это напоминает применение возрастающих доз обезболивающего препарата.

Поэтому еще раз обращаю Ваше внимание: неосознанное использование защитных механизмов в неизмененной форме — как единственного способа преодоления стресса — представляет собой опасность для психического здоровья.

Большое значение имеет стремление человека установить действительные причины своих проблем, его готовность к принятию решений и осуществлению перемен в своей жизни.

Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые он пока не может решить, дает возможность снять тревогу, вызванную угрожающими событиями (потеря близкого человека или любимой игрушки, потеря любви со стороны окружающих либо самоуважения и т.п.), уйти от угрожающей реальности, иногда даже преобразовать эту угрозу. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку человек в данный момент не может решить проблему. Но если время идет, а проблема так и остается нерешенной, данный защитный механизм может стать препятствием личностного роста, причиной ухода от реальности. Таким образом, сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы.

Однако чаще всего человек применяет защитные механизмы неосознанно, в противном случае они не могли бы выполнять своей защитной функции, т.е. для того, чтобы защитный механизм был эффективен, он должен вводить в заблуждение прежде всего самого индивида. При этом неважно, обманываются ли на этот счет окружающие.

Взаимоотношения между личностью и защитными механизмами складываются следующим образом: механизмы защищают личность, а ее индивидуальные особенности определяют, какие именно механизмы будут использованы для защиты. Каждый индивид пользуется различными механизмами и в разной степени. Каждый из нас развивает собственную систему самосохранения.

Защитные механизмы не только охраняют чувство собственного достоинства человека, но и помогают ему справиться с жизненными трудностями. Они нередко подсказывают возможные решения проблем, а также дают передышку и убежище от неприятностей, избежать которых у человека нет реальной возможности.

Отрицательное влияние защитных механизмов заключается в том, что они в значительной степени приводят к отрицанию действительности.

Знаменитый психоаналитик 3. Фрейд выделял семь защитных механизмов:

— подавление желаний — удаление желаний из сознания, если их нельзя по каким-либо причинам удовлетворить; подавление не может быть полным, поэтому нередко является источником телесных заболеваний (головные боли, язва, сердечные заболевания и т.д.);

— отрицание — уход в фантазию, отрицание какого-либо события; этого не может быть, — утверждает человек, не замечая противоречий в своих суждениях;

— рационализация — создание логичных, моральных аргументов для объяснения или оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, желаний;

— инверсия — подмена истинных действий, мыслей, чувств диаметрально противоположными;

— проекция — приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств;

— изоляция — отделение угрожающей части ситуации от личности в целом, что может привести к ее раздвоенности;

— регрессия — возвращение к более ранним, примитивным способам реагирования.

А теперь представляю Вашему вниманию одну из современных классификаций защитных механизмов, включающую две основные группы:

А, состоящие в нарушении приема информации, когда снижается чувствительность для определенного рода раздражителей, чтобы таким образом не допустить или затруднить восприятие конкретной информации и ее осознание;

Б, состоящие в нарушении переработки информации путем ее видоизменения или переоценки.

К группе А относятся:

1) перцептивная защита;

2) вытеснение;

3) подавление;

4) отрицание.

Основным принципом действия механизмов этой группы является устранение определенной информации из сознания.

К группе Б относятся: .

1) проекция;

2) интеллектуализация;

3) обособление;

4) переоценка, которая может выражаться в форме:

а) рационализации;

б) защитной реакции;

в) экспиации;

г) иллюзии.

Конечно, это не единственное представленное в психологической литературе разграничение защитных механизмов. Существует, например, разделение их на:

— защитные техники (реагирование и наркотизация);

— техники заменяющего удовлетворения потребностей (идентификация, иллюзия и замещение);

— защитные техники, состоящие в манипулировании самой неприятностью без устранения ее причины (вытеснение, формирование противоположной реакции, компенсация, экспиация, проекция, рационализация и внутренняя изоляция).

Рассмотрим теперь более подробно отдельные типы защитных механизмов.

Советую Вам изучать материалы урока в удобном режиме, не ставя перед собой цель усвоить все термины быстро и точно.

Заучивание теоретических формулировок само по себе не является ценным и не нужно ни Вам, ни мне. Вы имеете прекрасную возможность расширить собственные знания. Даже если Вы сумеете (а я искренне верю, что так и будет) быстро и безошибочно запомнить типы, подтипы, характеристики и описания, то все равно, не используя их в повседневной жизни и не закрепляя тем самым изученный ранее материал, не добьетесь его прочного усвоения. То, что не используется, отмирает! — Вам знакома эта

истина?

Подойдите к теме с интересом, пользуйтесь возможностью отложить текст и снова вернуться к нему. Чаще приводите примеры, вспоминайте собственные и чужие переживания и действия, иллюстрирующие обсуждаемые проблемы. Удачные примеры — это всегда отличный способ проверки понимания читаемого текста. Поэтому приглашаю Вас попробовать выполнить очередное задание (весьма трудоемкое!).

УПРАЖНЕНИЕ 1. Осмотрим наше вооружение

Приведите примеры использования различных типов защитных механизмов. Запишите, пожалуйста, то, что сами наблюдали; материалы, естественно, можете черпать из воспоминаний. Следите за качеством приводимых примеров. Не выдумывайте их, а внимательно наблюдайте и анализируйте.

Можете также подискутировать с Вашим Попутчиком и в ходе беседы поделиться своими примерами, совместно поработать над трудностями классификации защитных механизмов. Совпадают ли Ваши мысли на эту тему?

А теперь к делу — переходим к обсуждению типов защитных механизмов.

Типы защитных механизмов

Перцептивная защита

Этот защитный механизм состоит в некоторых трудностях восприятия информации, с которой у человека связаны негативные эмоции. Это может проявляться в задержке ответной реакции или в качественных изменениях в памяти (как будто мозг человека сам сопротивляется неприятным раздражителям). Первые эксперименты по изучению этого явления были связаны с громким чтением ругательств, произносимых среди нейтральных предложений. Концентрируя свое внимание на содержании, испытуемые не замечали этих выражений.

Перцептивная защита в своей крайней форме может принять вид так называемой функциональной слепоты. Такое явление наблюдалось у солдат и гражданского населения во время войны, когда люди с вполне нормальным зрительным восприятием вообще не воспринимали жестоких, сильнодействующих сцен. Такая же реакция отмечалась, в частности у евреев, которых заставляли смотреть, как пытают их близких.

Вытеснение

Механизм вытеснения впервые был описан 3. Фрейдом. В результате вытеснения человек не замечает или не вспоминает события, вызывающие беспокойство и тревогу, избегает мыслей об ожидающих его неприятностях, применяя тактику страуса. Намеренное подавление травмирующих чувств и воспоминаний весьма обычно, но это не вытеснение, поскольку последнее не совершается специально, намеренно. Вытеснение происходит автоматически как реакция на определенную конфликтную ситуацию. Предполагается, что вытеснение — это больше, чем забывание. Как показывают наблюдения, некоторые переживания оказываются настолько вытесненными, что для возвращения к их осознанию требуется интенсивная психотерапия, гипноз или применение лекарственных средств.

Лицо, вытеснившее такие факты и события, просто не может вспомнить конкретные слова или поступки. Примером вытеснения может служить забывание неприятных, болезненных, суровых наказаний в детстве, в то время как приятные воспоминания о веселых семейных праздниках сохраняются.

Отрицание

Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он закрывает на нее глаза, прибегает к отрицанию ее существования или старается снизить серьезность ее последствий. Он просто трактует неприятные события как не имевшие место, не принимает их к сведению, не осознает негативной информации. Тем самым уменьшается возникающее напряжение.

Одна из наиболее распространенных форм такого поведения — неприятие критики в свой адрес со стороны других, отрицание существования предмета критики. Действительно, в некоторых случаях (например, серьезная болезнь) такое отрицание играет определенную психологическую защитную роль (помогает продолжать бороться за жизнь). Однако чаще всего оно мешает жить и работать.

Подавление

В отличие от отрицания, которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление связано с блокированием внутренних переживаний. Подавление принимает вид сравнительно слабого, взвешенного, частичного вытеснения. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим же человеком моральным ценностям и нормам. Например, человек, виновный в автомобильной катастрофе, будучи в сознании, сохраняет воспоминания, но излагает ход событий, значительно сглаживая ситуацию.

Проекция

Этот механизм имеет вид приписывания вины или ответственности за наши собственные ошибки и неудачи другим людям. Это явление часто называют поиском козла отпущения. Если Вы не сумели что-то сделать, то виноваты все остальные, все эти плохие — учителя, родители, сотрудники, начальники.

Один мой очень юный знакомый не может научиться ездить на велосипеде и именно по вине велосипеда: его умение потрясающее, ловкость безупречна, а вот велосипед никуда не годен.

Мы можем приписать другим даже собственные, неприемлемые черты и свойства. Замечаем нервозность у совершенно спокойного тогда, когда сами напряжены и раздражены. Когда кто-то громко и недовольно говорит нам: Чего ты кричишь?, его поведение тоже можно определить как проекцию.

Проекция может стать предпосылкой мании преследования за счет приписывания социальному окружению своей собственной враждебности к окружающим. Подобное бывает при наличии неосознанного напряжения, связанного, например, с сексуальной сферой. Фиксация эротически провокационных поступков у окружающих часто является проекцией наших собственных желаний. Голодной куме все хлеб на уме

Интеллектуализация

Интеллектуализация предполагает трактовку наших переживаний, событий, фактов как эмоционально нейтральных. При их восприятии мы отражаем лишь содержание, но полностью абстрагируемся от вызываемых ими эмоций. Естественно, это касается в большей степени собственных чувств, чем переживаний, наблюдаемых у других участников событий.

Интеллектуализирует, например, разъяренный и униженный молодой человек, которого только что выгнали с работы, а он рассказывает об этом спокойно, точно и бесстрастно, не выражая при этом своего отношения к произошедшему.

Обособление

Нередко возникают ситуации, в которых необходимо совместить признаваемые ценности и конкретный, им противоречащий, но притягивающий поступок. Обособление — это механизм, основанный на неосознанном лицемерии, когда, как бы в изоляции от системы собственных убеждений, спокойно совершаются действия, которые считаются недопустимыми, заслуживающими осуждения. Механизм обособления изолирует мысли от действий таким образом, что между ними ослабевает взаимодействие, благодаря чему конфликт не возникает.

Я люблю жизнь как таковую и делаю аборт. Провозглашаю равенство всех людей и ненавижу чернокожих. Считаю собственность неприкосновенной и краду. Хочу похудеть и объедаюсь. Мы иногда ведем себя именно так и совершенно не отдаем себе отчета в существовании противоречия между благой декларацией и грешной реализацией.

Речь здесь идет не о мошенничестве, а скорее о глубоком и неосознанном самообмане, эдакой слепоте и противоречиях, бегстве от конфронтации.

Однако в своей крайней форме этот механизм может привести к диссоциации (раздвоению) личности.

Рационализация

Индивид объясняет свое поведение и чувства в конфликтных ситуациях таким образом, чтобы уменьшить муки совести, сохранить самоуважение, избежать тревоги. Эта интеллектуальная обработка составляет основу данного защитного механизма. Конечно, рационализация может иметь место и как здоровый механизм приспособления.

Защитным механизмом она становится, когда происходит искажение фактов. Наиболее известными формами рационализации являются феномены сладкого лимона и кислого винограда.

Сладкий лимон — это стратегия убеждения себя самого (и всех остальных), что уже

достигнутые цели и результаты прекрасно удовлетворяют наши нужды, что мы имеем

как раз то, о чем мечтали, и все с самого начала должно было быть именно так. Уволенный с работы и поступивший на новую считает ее более интересной, отвергнутый влюбленный находит новую девушку, которая его лучше понимает.

А вот стратегия кислый виноград состоит в занижении значимости цели, которой нам так и не удалось достичь, в убеждении, что овчинка выделки не стоит. Работа, с которой уволили, давно стала неинтересной, девушка, отвергающая ухаживания, не так уж и привлекательна.

Рационализация обычно включает целый комплекс объяснений, который делает ее менее уязвимой, и у человека оказывается несколько линий обороны. Если одна будет прорвана, остальные продолжат выполнять функции защиты.

В мягкой форме этот механизм играет благотворную роль, защищая человека от излишних треволнений и позволяя ему лучше адаптироваться. Однако, используя его крайние формы, человек может так запутаться в сетях обманчивых самооправданий, что не сможет рационально оценить стоящую перед ним проблему.

Формирование защитной реакции

Вытеснение сильных переживаний часто сопровождается формированием защитной реакции. Ее цель — доказать себе и окружающим, что Вы не испытываете определенных эмоций, не обладаете данными чертами и свойствами. Человек совершает действия, противоположные его типичным реакциям, и демонстрирует неестественно сильные и яркие эмоции, противоположные скрываемым.

Любезность к тому, кого ненавидишь; бравада в ситуации, вызывающей страх; активная защита мнений и идей, с которыми не согласен, — вот примеры формирования защитной реакции. Не забывайте, что мы говорим не об осознанных механизмах. Речь идет не о расчетливой сладкой улыбке, обращенной к ненавистной теще. (А Вы задумывались над тем, почему бедные тещи являются столь нелюбимыми? Чем они это заслужили?)

Экспиация

Экспиация — это форма защиты человека от негативных отношений, проявляющихся в неприязни и даже враждебности к другим людям. Испытывая эти эмоции к кому-то, он не принимает их, осуждая себя за то, что чувствует и думает, однако ничего не может с этим поделать, и поэтому старается это как-то компенсировать объекту своей неприязни.

Человек пытается искупить свою вину за обиды, которые существуют только в его воображении, либо чрезмерным вниманием и помощью жертве, либо несправедливым осуждением себя самого. Это может стать причиной возникновения патологической мании греховности и вины.

Экспиация может, например, сработать, когда молодая и самолюбивая учительница испытывает неприязнь к одному из своих учеников. Ей не удается ни понять причин своих чувств, ни смириться с ними и воспринимать их естественными. Более того, чувства эти противоречат ее взглядам, личным принципам и убеждениям, вызывая чувство вины. И поэтому учительница старается как можно чаще, причем незаслуженно, хвалить и всячески поощрять этого ребенка.

Иллюзия

Посредством этого механизма индивид удовлетворяет свои потребности, воображая, что владеет тем, что в действительности обрести не может. Все мы мечтаем — независимо от возраста, пола и материального положения. Содержание наших грез наяву меняется: дети мечтают о подарках, взрослые — о карьере, романтических приключениях, мести. Исследования показывают, что интенсивность и продолжительность стресса делают мечты все более оторванными от жизненных реалий. А о чем мечтаете Вы?

К защитным механизмам в психологии относятся также идентификация, интроекция и интернализация. Хотя они являются механизмами развития, иногда выполняют и защитную роль. Кратко определим эти понятия.

Идентификация

Процесс основан на краткой эмоциональной связи с конкретным лицом или социальной группой. Он состоит в отождествлении с воображаемыми переживаниями реальных или выдуманных лиц, а также в эмоциональном реагировании на любые ситуации, касающиеся объекта, с которым субъект себя идентифицирует.

Вы, скорее всего, имеете богатый опыт идентификации с героями книг и фильмов, фигурами из мира спорта и шоу-бизнеса. Кем были Вы в своем детстве? Золушкой, Штирлицем из Семнадцати мгновений весны, вокалистом Депеш Мод, учительницей танцев или собственной матерью?

Обратите внимание: этот процесс абсолютно естественный и закономерный. Он стимулирует развитие личности, особенно в дошкольном и подростковом возрасте. А становится патологическим только в случае исчезновения границы между реальностью и воображением, когда мы начинаем быть Наполеоном, вместо того чтобы мечтать об этом.

Интроекция

Интроекция — это некритическое отношение к чужим оценкам и суждениям, восприятие их как собственных. Этот процесс напоминает проекцию, но является противоположным ему механизмом. Интроекция возникает как естественный процесс в ходе развития личности. Ее последствия в основном зависят от того, чьи взгляды присваивает личность и как долго она неосознанно и некритично воспринимает их как свои.

Наши собственные взгляды и убеждения являются в значительной степени мозаиками и коллажами, сложенными из фрагментов и осколков чужих. Нас различает только степень их преобразования, то есть активной обработки, когда мы создаем собственные неповторимые композиции из такого обилия маленьких фрагментиков.

Что Вы обо всем этом думаете? Можно ли, по Вашему мнению, вообще относить интроекцию к защитным механизмам, а если да, то в каких случаях?

Интернализация

Этот процесс касается социальных норм и ролей. Интернализация состоит в восприятии индивидом норм, правил и принципов поведения. В этом процессе общественные нормы и ценности становятся частью личности. Индивид признает их своими.

Интернализированные ценности проявляются во взглядах, стремлениях, желаниях.

Если сопоставить интроекцию и интернализацию, то первое можно сравнить с проглатыванием информации целиком, а второе — с измельчением, отделением несъедобных частиц и тщательным пережевыванием.

Регрессия

О явлении регрессии мы достаточно подробно говорили в предыдущем журнале. Заметьте, однако, что ранее мы рассматривали ее как тип расстройства поведения, а не как механизм неосознанного снижения эмоционального напряжения. Вы, наверное, помните, что регрессия состоит в использовании примитивных форм и способов поведения, характерных для ранних, предшествующих этапов развития.

Компенсация

Это понятие перенес в психологию из медицины один из ведущих психоаналитиков А. Адлер. Оно означает способы устранения неприятного, пронизывающего чувства ущербности, которое возникает при наличии определенных физических или психических дефектов. Компенсация не всегда является защитным механизмом. Она может быть результатом трудоемкой, вполне осознанной работы над собой, ведь можно, например, компенсировать отсутствие правой кисти разработкой левой руки.

Компенсация становится защитным механизмом в тех случаях, когда человек имитирует, изображает свойства, черты, достоинства, которыми не обладает и которые не стремится приобрести. Так, формой компенсации является привлечение внимания к себе манерой одеваться, вызывающим поведением, высказываниями. Все это служит непродолжительному поддержанию чувства собственной значимости.

Полагаю, Вам хорошо известен этот механизм. Приведите несколько примеров компенсации. Надеюсь, у Вас нет желания и намерения использовать ее!

Замещение

При невозможности удовлетворить какую-либо потребность доступным способом происходит замещение ее объекта на другой. Вместо того чтобы кричать на кого-то, мы угрожаем его фотографии

Если заменяющий объект представляет собой большую общественную ценность, включается механизм так называемой сублимации. Это механизм удовлетворения потребности через социально одобряемые действия. Например: сочинение любовного романа со счастливым концом автором, переживающим неразделенную любовь.

На этом мы закончим рассмотрение типов и разновидностей защитных механизмов.

Надеюсь, что Вы не растерялись. По-моему, каждый смог найти здесь что-то хорошо знакомое, личное, не раз испытанное. Почему? Да потому, что нет ничего более распространенного, чем защитные механизмы. Проблема состоит не в том, что мы применяем их, а в том, как мы это делаем.

Заметьте, что некоторые механизмы кажутся более часто употребляемыми, приемлемыми, подвластными контролю. Сравните рационализацию, интеллектуализацию, проекцию или сопоставьте подавление с вытеснением, экспиацией, формированием защитной реакции.

Важно понять, что защитные механизмы могут привести к нарушениям в поведении, однако это зависит от сферы жизни, конкретной ситуации, события, в связи с которыми тот или иной механизм возникает. Проекция преступных инстинктов или только временного неудовольствия, компенсация полного отсутствия материнского инстинкта или изъянов во внешности — здесь имеются существенные различия, не правда ли?

В наших рассуждениях на тему эффективного и неэффективного управления стрессом нельзя не упомянуть разгрузочные механизмы.

Разгрузочные механизмы образуют отдельную категорию явлений, целью которых является снятие возбуждения или снижение его до оптимального уровня.

Некоторые авторы относят разгрузочные механизмы к механизмам защитным, создавая из них особую категорию. Иногда их называют также защитными техниками.

Снижение напряжения в результате разгрузочных действий является положительным стимулом к их использованию и прочно закрепляет их в поведении. Так возникает система разгрузочных действий, характерная для данной личности и позволяющая сохранить психическое равновесие. Эта система у одного человека может быть гибкой, включать разнообразные действия, у другого — быть ограниченной, жестко срабатывающей.

Подумайте, какими системами разгрузочных механизмов располагаете Вы?

Разгрузочные механизмы могут принимать, например, форму действий, требующих больших физических усилий, борьбы или танца.

Смысл заключается в том, что нервное напряжение снимается через эмоциональное поведение таким образом, чтобы не возникали негативные последствия для данной личности.

Это может быть сильная жестикуляция, необычно живая мимика и пантомимика, а также

исповедь перед кем-то, к кому испытываешь недоверие, рассказ о своих проблемах,

переживаниях, разочарованиях. Возможны также словесная или физическая агрессия,

действия сексуальные или связанные с питанием (например, переедание). Случается, что

после этого человек чувствует себя лучше, легче, эмоциональное напряжение снижается.

Разгрузочные механизмы частично ответственны и за возникновение психологической зависимости от алкоголя, лекарственных и наркотических веществ. Следует, однако, отличать защитный механизм от хронического пьянства или применения фармакологических средств, связанных не с наличием трудной ситуации или стресса, а с физиологической или психологической потребностью.

Однако ученые до сих пор не выяснили механизм действия разгрузочных техник. Неизвестно, происходит ли разрядка напряжения непосредственно через центральную нервную систему или же косвенно, через активацию всего организма.

А теперь выполним последнее в этом уроке практическое упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Собираем оригинальные способы отклика

Обратите внимание на наиболее интересные формы эмоционального отклика, которые Вы смогли заметить у окружающих Вас людей. Вы можете также провести небольшое исследование на эту тему. Спросите знакомых, с помощью каких контролируемых и сознательно выбираемых действий им удается уменьшить свое эмоциональное напряжение.

Соберите коллекцию разгрузочных механизмов. Можете воспользоваться ею, когда Вам самому понадобится снизить свое эмоциональное напряжение.

Сейчас важнее всего осознать, что каждый из нас имеет полное право и необходимость иметь кладовую собственных средств борьбы со стрессом.

Мы прячем в ней старые, ржавые и уже совершенно непригодные для использовании мечи и кольчуги, используем черепашьи панцири, маски и костюмы. Мы умеем закрывать глаза и затыкать уши, умнеть и глупеть с одинаковой ловкостью. Мы недосягаемы, когда возводим оборонительные сооружения перед всем этим злым миром.

Может ли кто-нибудь запретить нам делать это? Вы бы подчинились такому запрету?

Хочу напомнить, что никто не имеет права разрушать старое, не создав нового, не предложив ничего взамен. Трудоемкий процесс взросления, личностного развития часто напоминает смену кожи, сбрасывание скорлупы, когда мы ощущаем себя беспомощными и незащищенными. Понимая, что наши действия нередко являются незрелыми и неэффективными, мы не всегда можем найти другие, более результативные приемы и методы.

Любая перемена болезненна и трудна, а перемена способа защиты — это признание во внутренней слабости.

Подумайте, стоит ли, оказавшись в болоте, с упорством маньяка твердить, что здесь пахнет прекрасно? Может, лучше зажать нос рукой и уж просто греть ноги?.. А мысль: поскорее уйти из этой местности — не приходила Вам в голову?

Пользуйтесь только своими, авторскими способами. Прислушивайтесь к себе и делайте то, что делаете, помня, что жить хорошо, а хорошо жить еще лучше.

Р. S . Слово для рифмовки в упражнении 4 урока 7 — ПОДУШКА. Прощаюсь с Вами и жду новой встречи.

Домашняя работа 8

1. Защитные механизмы:

а) позволяют приспособиться к стрессовой ситуации;

б) временно снижают эмоциональное напряжение;

в) оберегают человека от негативных воздействий.

2. Отрицательное влияние защитных механизмов заключается в:

а) снижении активности личности;

б) дезорганизации поведения человека;

в) уходе и отрицании действительности индивидом.

3. Сущность проекции состоит в:

а) присвоении себе качеств других;

б) приписывании другим собственных черт;

в) принятии ответственности за результаты деятельности на себя.

4. Идентификация — это отождествление:

а) себя с предметами окружающей действительности;

б) другого человека с собой;

в) себя с другим человеком или группой.

5. Защитные механизмы используются:

а) психически и физически больными людьми;

б) людьми с сильной волей и развитым самообладанием;

в) в трудных ситуациях всеми людьми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.