Стресс: каково его значение для человека и что его порождает?

Здравствуйте!

Я с удовольствием вновь встречаюсь с Вами. Очень рад, что Вы стремитесь продолжить наше путешествие. В нынешней экспедиции нам предстоит лицом к лицу встретиться со стрессом.

Несомненно, каждый из нас уже неоднократно оказывался в его власти и едва ли считает такую встречу приятной. И все же откладывать ее не стоит. Чем скорее мы как следует изучим своего врага, тем скорее научимся эффективным способам защиты от него.

Стресс: каково его значение для человека и что его порождает?

Но сначала о труде

Известный польский клиницист и теоретик Казимир Домбровский ввел понятие труд существования, которое отражает главную идею его интереснейших работ: наши переживания и даже расстройства, вызванные неразрешенными проблемами, непреодоленными трудностями, несбывшимися надеждами, свидетельствуют лишь о том, что мы принимаем все близко к сердцу; они должны расцениваться не как разрушительная сила, а как нечто, способствующее дальнейшему развитию личности. Таким образом психолог не прославляет человеческие слабости и жизненные неудачи, а подчеркивает роль терпения в процессе индивидуального роста.

Я не люблю чрезмерных упрощений, но здесь будет кстати забавное утверждение о том, что, наверное, только бактерии не переживают эмоциональных взлетов и падений.

Терпение у нас с Вами есть, а чтобы наш труд и усилия при изучении этого урока оказались максимально эффективными, прошу Вас, как всегда, позаботиться о собственном комфорте. Готовы? Тогда начнем.

Для начала предлагаю выполнить упражнение. Оно поможет Вам создать благоприятное настроение и вызвать интерес к проблеме стресса и стрессоров.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Мини эксперимент : как вызвать стресс в домашних условиях ?

Прошу Вас отнестись к упражнению вполне серьезно . Я хочу , чтобы Вы поняли , что такое стресс , каковы его проявления и компоненты .

Сядьте , примите удобное положение , закройте глаза Представьте себе обычное утро в своем доме . Постарайтесь подробно вспомнить все мелочи повседневной ситуации пробуждения и соответствующие им эмоции . Было бы хорошо , если бы Вы действительно выполнили это упражнение после пробуждения . После минуты размышлений попытайтесь заполнить нижеприведенный лист наблюдений .

В момент , когда Вы просыпаетесь , Вы испытываете различные ощущения и чувственные образы . Это могут быть , например : Звуки :

– особый голос

– голоса животных

– искусственное освещение

– предметы

– прочие

– уличное движение

– другие звуки

– элементы движения

– прочие

– звонок будильника

– отзвуки чьих то движений

Зрительные образы :

– естественное освещение

– Ваша постель

Осязательные ощущения :

– Ваша одежда для сна

– постельное белье

Кинестетические ощущения :

– прочие

– Ваша поза

– положение тела в кровати Обонятельные ощущения :

– прочие

– запахи , доносящиеся из кухни

– запахи из открытого окна ,

Вкусовые ощущения :

– отголоски вчерашней вечеринки прочие

Пожалуйста , впишите свои особые ( или выберите из перечисленных ) впечатления , которые возникают сразу же после Вашего пробуждения .

Попытайтесь также определить , к какой категории относится каждое из Ваших ощущений . Ставьте крестик в том месте шкалы , которое будет обозначать оценку качества ощущения .

Неизвестные Временные Сильные Появившиеся внезапно

Например : звонок будильника

Ранее известные х

Постоянные –

Слабые –

Постепенно возникающие –

А теперь задумайтесь , как Вами воспринимаются эти образы и ощущения ? Как воздействуют на Вас все эти раздражители ? Какие из них Вами осознаются , а какие остались без внимания ? Какие вызывают у Вас приятные воспоминания , а какие неприятные ?

Какой из сенсорных каналов является у Вас доминирующим, т.е. какой способ связи с миром выступает основным? Я уверен, Вы слышали о людях с преобладающей слуховой или зрительной памятью, о половых различиях процесса восприятия.

В одних случаях выполнить данное упражнение будет для Вас достаточно просто, а в других проблематично. Это естественно, поскольку Вы находитесь под влиянием разнообразных факторов. Однако, несмотря на различного рода трудности, постарайтесь выполнить процедуру определения Ваших ощущений полностью.

Какие особенности или свойства раздражителей вызывают или, по крайней мере, способствуют возникновению у Вас неприятных ощущений и эмоций?

Результаты данного упражнения следует обсудить с Вашим Попутчиком. Передайте ему мое приветствие с благодарностью и пожеланиями успехов в нашей дальнейшей совместной работе.

УПРАЖНЕНИЕ 1 -продолжение

А сейчас перейдем к основной , самой главной , части нашего упражнения . Определите для себя два способа пробуждения : без стресса и со стрессом .

Обязательно используйте записи , сделанные ранее . Вам необходимо определить качественные характеристики данных раздражителей путем перечисления их различных свойств . Например , зрительный раздражитель свет яркий утренний , дневной , естественный , приглушенный шторами , сумерки

Ваша схема пробуждения в стрессовой ситуации :

( типы раздражителей и их качество )

Ваша схема пробуждения в нормальной обстановке :

( типы раздражителей и их качество )

Не скупитесь на эпитеты: в нашей повседневной речи редки слова, с помощью которых мы могли бы передать все нюансы наших ощущений, поэтому нередко мы ограничиваемся простым: было чудесно или скверно.

А какую ситуацию пробуждения Вы бы создали для Попутчика, и какую схему он предложит Вам? Вероятно, Ваши варианты далеки друг от друга как небо и земля, но при этом каждый из них отражает стремление создать по утрам наибольший комфорт, а значит, препятствовать возникновению стресса.

А сейчас, пожалуйста, сосредоточьтесь и познакомьтесь с важной информацией, которая, возможно, изменит Ваши взгляды и уж, по крайней мере, пополнит багаж знаний в области той науки, которой Вы интересуетесь.

Для начала скажу только, что пробуждение страстным поцелуем может вызвать более глубокий стресс, чем пробуждение от трезвонящего будильника Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, приступим к рассмотрению основных теоретических положений. Начнем с того, что понятие стресс прошло длинный исторический путь как в психологии, так и в медицине, поскольку именно медицина дала его научное определение.

Наше изложение может показаться Вам не всегда последовательным. Но это только на первый взгляд. Внимательно изучите материал, и обещаю, что в конце урока все станет на свои места, и Вы успешно овладеете всеми основными понятиями.

Создателем теории стресса был канадский физиолог, доктор медицины Ганс Селье, который впервые ввел это понятие в 1936 г. Ее основные положения можно найти в книгах Стресс жизни и Как справиться со стрессом.

В своих трудах Г. Селье нередко отходил от собственно медицины и переходил в область жизненной философии.

Слово стресс давно существует в нашей разговорной речи, однако бывает, что им злоупотребляют. Еще более полувека тому назад Селье обращал внимание на то, что стресс не означает боль, усталость, терпение, страх, унижение, внезапное изменение нашей жизни или же неожиданный профессиональный успех. Конечно, каждое из этих явлений может быть причиной или компонентом стресса, как и многие другие факторы, но сами по себе они стрессом не являются.

Что же такое стресс? Вот его классическое определение, данное самим создателем теории. Что же представляет собой стресс? :

* Стресс это один из видов нервного напряжения.

* Стресс не является следствием исключительно неприятных или опасных стрессоров.

* Даже значительный стресс может закончиться без неприятных последствий или вреда.

Стресс является неотъемлемой частью существования каждого организма.

Остановимся на минутку. Давайте слегка упорядочим наши рассуждения. Мы уже узнали, что избежать стресса нельзя.

Обычно мы отождествляем стресс с чрезмерным, длительным, прежде всего неприятным личным опытом. Аналогичную ошибку мы совершаем, когда говорим, что у ребенка температура, в то время как на самом деле у него просто румянец.

В первом упражнении, когда мы определяли различные характеристики стрессовой ситуации пробуждения, мы еще не отдавали себе отчета в том, что стресс вызван просто наличием раздражителей, а не их содержанием.

Стресс является сигналом того, что ситуация требует адаптации и, повышая уровень активности организма, обеспечивает его необходимой для этого энергией. Желая остаться целыми и невредимыми, мы должны непрерывно искать все новые и новые способы адаптации к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Ведь даже во время сна наши внутренние органы четко функционируют. Наш бедный мозг продолжает работать в ночную смену, измученное сердце перекачивает кровь, легкие обеспечивают газообмен, желудок переваривает съеденный ужин

Допускаю, что у Вас могут возникнуть некоторые сомнения по поводу определения стресса. Вы привыкли считать: Он опасен, вредит нам, ранит

Однако не все придерживаются такого мнения. Многие психологи оценивают данное явление как проявление жизни, непрерывного приспособления к ней, стремления выжить. Они воспринимают его как естественное и вполне нор- мальное явление. Однако мы должны помнить, что следует различать стресс и дистресс психическую травму, рану, которая, хотя и заживает, но оставляет после себя шрамы.

Поэтому то, что мы обычно называем стрессом, на самом деле является дистрессом.

Не будем забывать, что полная свобода от стресса означает смерть.

Это утверждение только на первый взгляд вызывает удивление. Ведь для полноценной жизни каждому из нас необходимы разнообразные раздражители, которые побуждают к действиям. Однако для того чтобы возникла ответная реакция, раздражитель должен быть определенной силы. Сила и количество требуемых раздражителей определяются уровнем развития потребности в стимулировании, а также порогом чувствительности, который является непостоянным и может меняться. Поэтому как отсутствие раздражителей, так и чрезмерное их количество вызывает усиление стресса иногда еще до того, как он станет дистрессом, который, если не исчезает, становится серьезной угрозой для здоровья и даже жизни организма.

А теперь вернемся к нашему первому упражнению. Как Вы сейчас его воспринимаете?! Следует ли стресс вообще создавать? Или Вы имели в виду дистресс? Какие раздражители могли вызвать его у Вас? Имели ли значение при этом их свойства, особенности?

Что же имеется в виду, когда говорится о потребности в стимулировании? Это потребность в получении извне определенного количества раздражителей, соответствующего индивидуальным нормам. Это Ваш аппетит к жизни с учетом общей диеты, рекомендующей и запрещающей различные блюда впечатления.

ПРИМЕР

О Сравните себя с домоседом и участником экспедиции школы выживания в бассейне Амазонки, пенсионером в доме для престарелых и летчиком-испытателем. В зависимости от потребности в стимулировании мы создаем свой стиль жизни, характерный или для людей, любящих рисковать (смельчаков), или для осторожных (перестраховщиков) Естественно, что крайние позиции не связаны с адаптацией и могут вызвать разнообразные негативные последствия.

Попробуйте определить среди своих знакомых людей, которые предъявляют совершенно разные требования к стимулированию.

Пришло время перейти к следующему упражнению. Надеюсь, что Вы отнесетесь к нему со всем вниманием.

2. Сами распоряжаемся своими карманными деньгами

Представьте себе , что мать природа одарила Вас наличными на сегодняшний вечер . Они получены из биологических энергетических запасов , унаследованных от Ваших предков . Вы же подумайте о возможных раздражителях и в письменном виде определите стоимость каждого из них . Пусть единицей измерения будет 1 стрессик , равный энергии , необходимой для восстановления внутреннего равновесия после того , когда от раздумий Вас отвлек неожиданный телефонный звонок . Договоримся , что Ваша квота 10 стрессиков . Запись должна охватывать период не менее трех часов .

Записывайте раздражители и свои реакции , а также затраты на возвращение состояния равновесия и адаптацию . Пожалуйста , не забудьте учесть Ваше общение с родственниками и друзьями , а также новыми знакомыми .

Обратите внимание: Ваш кошелек опустел очень быстро или же возвращение равновесия является дешевым процессом? Что составляет основную статью Ваших расходов: раздражители, которые находят Вас или которые Вы настойчиво ищете сами?

Проверьте самые высокие и самые низкие цены, сравните свои наблюдения с теми, которые получите от Попутчика.

Кем Вы являетесь по итогам стрессиков: смельчаком или перестраховщиком?

Потратили ли Вы всю сумму или же оставили заначку на черный день? И, в конце концов, обнаружили ли Вы в данном упражнении проявление каких-нибудь постоянных черт и стилей поведения?

Думаю, что сейчас следует подробнее рассмотреть вопрос о пороге чувствительности.

Как уже отмечалось, выбираемый нами способ реагирования, диапазон необходимого стимулирования зависит прежде всего от индивидуального порога чувствительности.

Проще говоря, мы являемся более или менее чувствительным прибором, регистрирующим изменения в окружающей среде: вскакиваем на звук звонка и мчимся к двери; просыпаемся при малейшем шорохе; плачем от косого взгляда кого-то; добавляем множество приправ, чтобы блюдо считать готовым; не чувствуем, когда сидим на связке ключей; не понимаем, почему сосед в кинотеатре плачет

Человек с низким порогом чувствительности реагирует даже на раздражители очень малой интенсивности, в то время как люди с высоким порогом чувствительности не реагируют на них вообще: чтобы появилась какая-либо реакция, им требуются более сильные стимулы.

Как Вы думаете, какой порог чувствительности у Вас? Время на размышление

А что Вы можете сказать о своих энергетических ресурсах? Они ограничены или нет, а если ограничены, то в каком объеме? Меняются ли запасы Вашей энергии в течение жизни? Вы их каким-то образом пополняете? Пожалуйста, поделитесь своими размышлениями на эту тему с Попутчиком. Как утверждает Г. Селье, мы располагаем поверхностной и глубинной энергией приспособления. Он пишет об этом так:

Поверхностная энергия приспособления доступна в любой момент, по первому требованию, так же, как деньги на счете в банке всегда готовы для получения после выписки чека. В свою очередь, глубинная энергия приспособления является скрытым накоплением, как часть унаследованного состояния, вложенного в акции и облигации, которые необходимо сначала продать, чтобы пополнить наш чековый счет, обеспечивая тем самым дальнейший источник доступных в любой момент наличных денег. Однако после периода непрерывных расходов, которые происходят всю жизнь, наши ресурсы и вклады в определенный момент исчерпываются, если деньги мы только тратим и никак их не пополняем. Это напоминает мне неотвратимое старение. Процесс траты поверхностной энергии является обратимым, ее можно пополнить за счет глубинной. А полное израсходование всех запасов глубинной энергии приспособления необратимо; по мере того как запасы сокращаются, приходит старость и в конце концов смерть. |

То, что мы рождаемся и умираем (причем это происходит единожды и навсегда, в одной и той же последовательности, если, конечно, Вы не верите в реинкарнацию), так же очевидно, как и факт, что Земля круглая, и не стоит спорить или бороться с этой истиной. ;

Именно такое восприятие естественного биологического процесса должно в идеале быть у взрослого человека. Однако он не может полностью смириться с жизненными переменами. Некоторые предпринимают их сами, существенно изменяя собственную жизнь, но не могут справиться с ситуацией, когда умирают их близкие родственники. В такие моменты кажется, что кто-то живет несправедливо, незаслуженно долго.

Вам приходилось оказываться в подобной ситуации? Как Вы справлялись со своими эмоциями и чувствами? Является ли Ваше окружение опорой, которая помогает Вам справиться с ними, или же Вы останетесь наедине с собой?

Задумайтесь над тем, заботитесь ли Вы о своих резервах хотя бы иногда? Понимаете ли Вы, что их необходимо поддерживать? К этим вопросам мы вернемся в материалах уроков, а сейчас давайте хотя бы перечислим то, что позволит Вам регенерировать, восстановить свои собственные ресурсы. Это могут быть купание, прогулки, музыка Несмотря на то что данный урок полностью посвящен изучению теории стресса, а сами же способы борьбы с ним изложены в материалах уроков 7 и 8, я все же хочу уже сейчас предложить Вам практическое задание как один из таких способов.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Купание в любимом цвете

Пожалуйста , расположитесь поудобнее , позаботьтесь о комфорте всего Вашего тела . Вы можете сделать это , представляя себе , что разговариваете с каждой частью своего тела , спрашивая ее : удобно ли , тепло ли , комфортно ли ей в данном положении . Спросите , что Вы можете для нее ( этой части тела !) сделать , что необходимо изменить в положении Вашего тела или в окружении . Посвятите время и внимание всем участкам Вашего тела , постарайтесь не забывать ни об одном из них .

Когда Вы убедитесь в удобстве и почувствуете приглашение к бездействию закройте глаза . Помните , что бездействие должно восприниматься как то , что Вы выбрали сами , как положительная ценность , удовольствие , радость , льгота , а не нечто навязанное извне в принудительном порядке . Если в состоянии бездействия Вы не можете избавиться от ощущения тревоги , напряжения , следует позаботиться о том , чтобы эта стадия упражнения продлилась подольше . Не спешите . Подождите , пока не найдется положение , в котором Вы почувствуете себя лучше и позволите себе продолжать этот эксперимент .

Теперь все в порядке ?

О , как хорошо Ваше тело в бездействии напоминает бесформенный мешочек , наполненный крупой , у которой нет никакого желания двигаться . Обратите внимание на свое дыхание , сделайте его глубоким и равномерным . Позаботьтесь о звукоизоляции .

Затем представьте себе красивую хрустальную ванну . Она изящна , прозрачна и наполнена водой , окрашенной в Ваш любимый цвет . У воды самый приятный запах и температура , приятная для Вашей кожи . Представьте себе , что Вы касаетесь поверхности воды подушечками пальцев , и это доставляет Вам огромное удовольствие . У Вас появляется желание искупаться , и через мгновение Вы погружаете все тело в воду . Вы чувствуете себя безопасно и спокойно .

Позвольте себе хотя бы на время представить такое блаженство

Через две три минуты представьте , что температура воды снижается . Вдохи при этом делайте , пожалуйста , поглубже . Вы почувствуете себя бодрее , энергичнее и радостнее . А теперь соберитесь и откройте глаза .

Помните , что все действия и движения не должны быть резкими , неподготовленными . ( Ведь именно Вы являетесь водителем , и Вы никогда не сдвинетесь с места без разогрева двигателя , не так ли ?) Ваше тело сейчас напоминает прелестный красный мячик , готовый в каждую секунду катиться и бойко подскакивать .

Не забывайте выражать себе благодарность за труд и уделяемое себе время . Это чудесно , если Вам удастся стать добрым к самому себе .

Поделитесь замечаниями и размышлениями с Вашим Попутчиком .

Надеюсь, что у Вас теперь достаточно сил, чтобы продолжить изучение теоретического материала.

В литературе постоянно появляются новые определения стресса, но я думаю, что для уточнения этого понятия стоит прежде всего подробнее рассмотреть основные стадии приспособления (возникновения и развития стресса).

Процесс приспособления состоит из трех стадий:

А. Реакция тревоги

Возникает первая ответная реакция организм на воздействие стрессора. Сопротивляемость снижена, и, если стрессор является достаточно сильным, не исключены даже самые трагические последствия.

Б. Стадия сопротивления и адаптации

Наступает активизация и сопротивление организма, а длительное воздействие стрессора обеспечивает приспособление к нему. В отличие от реакции тревоги сопротивляемость организма на этой стадии значительно превышает норму.

В. Стадия истощения

Вследствие продолжительного воздействия стрессора, к которому приспособился организм, необходимая для этого энергия в конце концов исчерпывается. Появляются повторные признаки стадии тревоги, однако на этот раз организм не может, справиться со стрессором, способность к адаптации утрачивается, индивид становится бессильным что-либо сделать и погибает.

Обратите внимание: эти три стадии в упрощенном виде соответствуют трем периодам человеческой жизни. Детству с небольшой сопротивляемостью и чрезмерным реагированием на раздражители любого рода, зрелости когда мы готовы к сопротивлению и в максимальной степени способны к адаптации, и старости когда мы теряем способность приспосабливаться (как физически, так и психологически) и в конце концов умираем.

Надеюсь, что сейчас Ваше настроение находится на уровне, соответствующем стадии сопротивляемости и адаптации

Итак, обобщим полученные знания.

Стресс состояние организма, вызываемое воздействием на него значимых раздражителей, называемых стрессорами. (Таким раздражителем может быть как вирусная инфекция, так и сильное психическое переживание.) Это состояние является общей реакцией организма на какое-либо требование, которое выдвигает перед ним окружающая среда.

Стресс представляет собой состояние, в котором находится организм, а не фактором, который его вызывает.

Стресс включает несколько стадий. При сильном стрессе в организме появляются расстройства органической природы. Повторение стресса может вызвать тяжелые болезненные состояния, называемые психосоматическими.

О психосоматических заболеваниях Вы узнаете значительно позже.

Каждый стрессор требует от Вас изменения способа приспособления, т.е. реадаптации. Запомните, что биологическая реакция Вашего организма является одинаковой, независимо от характера стрессора. Она связана с действием различных гормонов и проходит три вышеуказанные стадии.

Таким образом, стресс это не опасная ситуация, которой мы должны любой ценой избегать. Он является скорее непрерывным процессом, постоянно вызываемым всей нашей жизнью, и служит для ее поддержания.

Независимо от того, сколько Вам лет, какое у Вас образование, в чем заключается Ваша работа, одиноки ли Вы или у Вас есть своя семья, жизнь всегда будет предъявлять Вам требования. Вы будете вынуждены решать различные жизненные задачи, снова и снова приспосабливаясь к изменяющимся условиям окружающей среды.

Вместо того чтобы избегать стресса, Вы должны научиться самым эффективным способом справляться с ним. Только такой путь имеет смысл, не так ли?

Однако существует и другое определение стресса, которого также придерживаются многие современные психологи:

Стресс это реакция организма на стрессовую ситуацию или на воздействие таких стрессоров, которые оказывают чрезмерную нагрузку на систему саморегуляции и вызывают состояние эмоционального напряжения.

Согласно этому определению, в отличие от обсуждавшегося выше, вызвать стресс могут не все раздражители. Стрессовая ситуация возникает лишь тогда, когда мы, например, работаем, боясь наказания, когда задание является для нас новым или очень трудным. Мы испытываем сильное напряжение лишь в результате чрезмерной нагрузки.

Этот подход ближе к обычному пониманию стресса. В данном случае понятия стресс и дистресс имеют одинаковые значения.

Познакомимся еще с одним определением:

Стресс представляет собой вызываемые внешними и внутренними факторами, так называемыми стрессорами, ситуации увеличения напряжения или повышения активности.

Диапазон стресса включает различные состояния возбуждения, в том числе известные под названием состояния аффекта.

Польский психолог А. Левицкий , предлагая такой подход к проблеме, воспользовался схемой, которая отражает последовательность стадий активности:

СОН | СОНЛИВОСТЬ | ЧУТКОСТЬ | ВОЗБУЖДЕНИЕ | = СТРЕСС

В существующей психологической литературе одним из распространенных подходов к стрессу является т.н. интерактивный подход, согласно которому источники стресса не находятся ни в индивиде, ни в окружающей среде, а возникают в результате их взаимодействия. Наше поведение определяется непрерывным взаимодействием между нами и окружением. Лишь столкновение ситуации и конкретного индивида, находящегося в определенном положении, характеризующегося определенной индивидуальностью и определенным способом действия, может нарушить существовавшее до сих пор равновесие и привести к появлению стресса.

Давайте подробнее рассмотрим проблему упомянутого равновесия. Мы являемся механизмами, которые стремятся к соответствию определенным нормам и сохранению стабильности в нашей внутренней среде.

Существуют два способа борьбы с неизбежно происходящими в жизни изменениями: обратная отрицательная связь и обратная положительная связь. Оба механизма приводят к сохранению гомеостаза (соответствия внешней (окружающей) среды внутренним (личностным) свойствам и состояниям).

ПРИМЕР

Вспомним хорошо знакомую ситуацию. За не выученный урок два ученика получают двойки. Один из них стремится как можно скорее исправить оценку и усердно готовится к следующему уроку, другой же совершенно падает духом, теряя веру в себя, и отказывается что-либо предпринимать, чтобы изменить ситуацию к лучшему. В первом случае проявляется обратная положительная связь, а во втором обратная отрицательная

Именно саморегуляция человека позволяет ему сохранять достаточную свободу как от биологических потребностей своего организма, так и от требований, предъявляемых к нему обществом.

Человек является СУБЪЕКТОМ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Постарайтесь добиться относительной независимости. Более подробно о независимости мы поговорим чуть позже. А сейчас вернемся к саморегуляции.

Именно саморегуляция людей и животных обеспечивает равновесие между ними и внешней средой в соответствии с определенными нормами. Однако между нормами биологическими и общественными существуют различия.

Чувство собственного достоинства, одобрение социальной группы, широкое признание обществом, благополучие родных или, например, религиозные ценности никак не связаны с биологическими потребностями. Однако люди стремятся к достижению социальных ценностей, иногда даже ограничивая удовлетворение своих биологических потребностей. То есть в определенных ситуациях мы можем переносить голод, жажду и даже боль. Примером является поведение людей под пытками, когда верность идее и преданность своей группе помогали человеку справиться с биологическим потребностями организма.

С другой стороны, мы нередко наблюдаем независимость человека от требований, предъявляемых ему социальным окружением. Запреты, поощрения, соблазны мы не всегда им уступаем и подчиняемся Достаточно вспомнить непослушного трехлетнего малыша или возражающего подростка, которые не реагируют на требования родителей. Интересно, а что вспоминается Вам из кризисных периодов жизни?

В результате воспитания и самовоспитания формируются и развиваются убеждения, жизненные ценности, с позиций которых личность воспринимает (соглашается или критикует) существующие в обществе нормы.

Механизмы саморегуляции, позволяющие нам сохранить гомеостаз, можно разделить на:

* центральные они являются функцией центральной нервной системы (мозг вместе со спинным мозгом) и управляют поведением человека в окружающей среде;

* соматические их работой управляет нервная система, которая делится на симпатическую и парасимпатическую части. Она отвечает за работу внутренних органов.

Предлагаю Вам очередное практическое упражнение. Надеюсь, что оно расширит Ваши знания и позволит лучше осознать процесс саморегуляции.

УПРАЖНЕНИЕ 4. Сома ( тело ) или психика ( душа )?

В течение трех последующих дней записывайте все ситуации , в которых Вы ограничивали удовлетворение собственных биологических потребностей в пользу выполнения общественных требований , а также все те ситуации , в которых именно Ваша биология определяла конкретное поведение . Каждое очередное событие оценивайте в баллах по шкале от 1 до 3 в зависимости от значимости события . Разумеется , Вы будете единственным судьей в состязании : сома против психики

Запишите свои наблюдения указанным ниже способом : Сома выигрывает у психики

Баллы ( от 1 до 3)

Сумма :

Психика выигрывает у сомы

Баллы ( от 1 до 3)

Сумма :

Свои наблюдения обсудите с Попутчиком и, если хотите, сообщите ему счет этого шуточного состязания. Какая из сфер выиграла? Заметьте, что значительное преимущество какой-нибудь из них не является ни полезным, ни желаемым. Подумайте, почему это так?

Существование отдельно биологической и социальной саморегуляции означает, система разработанных Вами жизненных ценностей является относительно стабильной и устойчивой. В изменяющихся внешних и внутренних условиях Вы поступаете так, чтобы сохранить именно Вашу собственную систему существующих норм.

Теоретики говорят, что Вы стремитесь сохранить свой психологический гомеостаз. Но при этом они признают, что не может быть его абсолютной стабильности, поскольку невозможно быть полностью независимым ни от биологических, ни от общественных влияний.

Наша биология, социальные требования и, в дополнение, внутреннее психологическое равновесие Восприятие и понимание этих сложных взаимосвязей требует от Вас определенного напряжения. Значит ли это, что Вы сейчас переживаете стресс?

Воздержимся от ответа на этот вопрос и продолжим рассматривать проблему стресса.

Задумаемся именно над тем, что же происходит в нашем организме под действием стрессоров?

Мы уже знаем, что возникает эмоциональное напряжение. Оно появляется и нарастает в результате взаимодействия физиологических систем и механизмов. Среди них:

1) субкортикальная система, активизирующая кору головного мозга;

2) автономная система; главная ее ветвь симпатическая, которая готовит организм к внезапному воздействию путем интенсификации работы сердца, улучшения снабжения крови сахаром;

3) субкортикальные моторные (двигательные) центры, которые управляют врожденными двигательными, мимическими, пантомимическими и инстинктивными схемами;

4) механизм внутренней секреции (главным образом щитовидная железа и надпочечники);

5) механизм обратной афферентации, который через внутренние рецепторы (находящиеся внутри тела, т.н. интерорецепторы и проприорецепторы) передает нервные импульсы от мышц и внутренних органов обратно в кору головного мозга, одновременно повышая его активность.

Сложно, не так ли? Но Вы понимаете, что в данном случае невозможно сказать проще. Обязательно ли запоминать эту информацию? Конечно, нет. Прежде всего она иллюстрирует биологические, а точнее физиологические, механизмы стресса. Любознательным мы показали общую схему этого процесса, остальных же убедили, что эти механизмы давно известны и изучены.

Названные механизмы тесно связаны между собой: чем сильнее возбуждение клеток мозга, тем интенсивнее железы выделяют гормоны, и тем сильнее реагируют мышцы и внутренние органы, что, в свою очередь, повышает нервные процессы, происходящие в мозгу. И так далее (Но, к счастью для нас, это прекрасная иллюстрация действия обратной положительной связи). В этом случае повышается не только уровень активности мозга, но и всего нашего организма.

Высокий уровень активности влияет на работу внутренних органов: наблюдается дальнейшее увеличение напряжения мышц, изменяются мимика и жестикуляция, а также темп и тон голоса.

Разумеется, внутренние психические процессы, возникающие в этой ситуации, проявляются внешне в виде эмоций. Это могут быть, например, переживания страха или гнева, на которые человек реагирует определенным образом: бегством, если испытывает страх; агрессией, если разгневан.

О том, как эмоциональное напряжение влияет на наше поведение и деятельность, мы расскажем подробнее в уроках 5 и 6. Сейчас отметим только, что чрезмерное эмоциональное напряжение может привести к дезорганизации человеческого поведения.

Дезорганизация поведения появляется в результате нарушений ориентации, самоориентации и самоконтроля. Она проявляется в необдуманных, импульсивных, вынужденных формах поведения. Кто же их не знает? Они имеются как в репертуаре нашего собственного поведения, так и в действиях других людей, хорошо нам знакомых и нередко на- блюдаемых.

Напомню, что к теме дезорганизации поведения мы возвратимся в следующем учебном журнале. Теперь же мы займемся наблюдением других явлений. Пожалуйста, выполните очередное практическое упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ 5. Покажи мне , как ты злишься ? ( Покажи мне , как ты боишься ?)

Обратимся к симптомам эмоционального напряжения . Проверим , сумеете ли Вы быть внимательным наблюдателем . Наряду с наблюдением за кем либо в реальной ситуации Вы можете использовать и чей то рассказ . Если нет помните , что Вы должны быть особенно деликатны и позаботиться о тех , за переживаниями кого будете наблюдать . Важно , чтобы в этот момент Вы сами не оказались объектом наблюдения . Им также не должен быть и Ваш Попутчик . Для этого упражнения не подойдут близкие и друзья , т . е . те , кого Вы хорошо знаете , а также люди случайные . Выберите себе малознакомого человека . Это поможет Вам сохранить достаточную объективность при выполнении задания .

Все результаты наблюдений необходимо точно регистрировать , а если предметом наблюдений окажутся сильные эмоции и чувства , например злость или страх , то указывать и их физические проявления .

Если же Вы не захотели или не смогли это сделать , предлагаю Вам просто побеседовать с кем либо на эту тему . Результаты наблюдений или беседы запишите в соответствии с планом :

П особенности работы внутренних органов ( дыхание , температура тела , цвет кожи , потоотделение , величина зрачков , болевые и иные ощущения замеченные или сообщенные наблюдаемым );

П напряжение мышц , голос , мимика , движения тела , жестикуляция ;

П внутренние ощущения эмоции , о которых человек рассказывает сам , и те , которые он описывает после Ваших вопросов .

Записывая свои наблюдения , Вы ДОЛЖНЫ ( заметьте , я очень редко употребляю это слово !) проявить заботу о человеке , за которым Вы наблюдаете . Не сомневаюсь , Вы прекрасно с этим справитесь . Удалось ли Вам выполнить такое наблюдение? Вы провели успешную беседу? Ваши записи касаются страха или агрессии? Замечали ли Вы раньше все проявления сильного эмоционального напряжения? А у Вас оно проявляется так же или по-другому?

А сейчас нечто очень-очень важное: удалось ли Вам отделить наблюдаемые явления от собственных эмоций, их оценок и интерпретации?

На минутку остановимся.

Когда Вы смотрите на плачущую подругу или на рассерженного коллегу по работе, который терпит неудачи, то и Вы начинаете переживать сходные эмоции, при этом Вы, естественно, не ведете специальных наблюдений (как в упражнении), а испытываете определенный эмоциональный дискомфорт.

Эмоции других вызывают эмоции в нас.

В таких случаях мы, безусловно, пытаемся определить (или выяснить), что является причиной этих переживаний, соответствуют ли они им, насколько приемлем данный способ выражения эмоций для нас. Иногда мы испытываем чувство вины за то, что кто-то злится или боится, и поэтому стараемся как можно быстрее избавиться от этого дискомфортного состояния.

Заметьте, что это не наблюдение, а уже интерпретация и оценка эмоций.

В упражнении же задание касалось только наблюдения, т.е. регистрации того, что Вы видели, слышали и чувствовали.

Пожалуй, здесь необходим еще один пример.

ПРИМЕР

О Представьте себе, что Вы видите кого-то, у кого опущены плечи, бледное лицо. Вы касаетесь его холодных рук, замечаете дрожь в мышцах. Вы не знаете, боится ли этот человек или, возможно, он голоден и измучен, а может быть, он болен

Как узнать, что он действительно чувствует? Единственный правильный вариант спросить его об этом. Нельзя считать себя специалистом по проявлениям чужих чувств!

И если Вы услышите от кого-то, что он точно знает, что чувствуете Вы, можете спросить его, есть ли у него в распоряжении аппаратура для рентгена человеческой души. Так утверждать значит очень сильно преувеличивать, или страдать манией величия или иметь низкий уровень интеллекта.

Возвратимся снова к теории и обзору литературы. Интересно, как специалисты интерпретируются явления, с которыми мы встретились в практическом упражнении?

Исследователей и теоретиков стресса в общем можно разделить на две группы. Одни из них считают, что возникновение стресса связано с индивидуальной предрасположенностью к нему, прежде всего с низкой сопротивляемостью. Другие, наоборот, видят причины стресса во внешних факторах. Оба подхода являются ограниченными, а потому несовершенными.

Существующая интерактивная модель стресса, обращающая внимание на взаимные связи между обеими группами факторов, затрагивает очень важную проблему: кто может установить наличие стресса у конкретного лица? Достаточно ли здесь собственных ощущений, субъективной точки зрения или необходимы независимые показания объективного наблюдателя?

Интересно, что в психологии стресса наблюдается развитие от объективистского подхода до феноменологического, который сосредоточен на содержании внутренних переживаний. Для установления и описания стресса объективные данные считаются недостаточными: только сам человек как субъект имеет непосредственный доступ к собственным внутренним переживаниям.

Основными элементами в этой модели стресса являются способ интерпретации, понимания данного события и оценка, осуществляемые самим индивидом.

Исследователями, которые также занимались изучением и разработкой данной проблемы, являются Р. Лазарус и С. Фолкмен. Они являются создателями теории стресса, которой мы будем пользоваться для описания нашего поведения в критических жизненных ситуациях в 4 уроке.

Сейчас лишь отметим, что они разработали понятие познавательной оценки, определив ее как оценочный процесс. Именно от этого процесса зависит, воспринимает ли человек существующее в данный момент отношение между ним и окружением как стрессовое.

В заключение разговора о стрессе предлагаю Вам еще две, не очень большие по объему, но важные темы: адаптация к стрессору и толерантность (устойчивость) к психическому стрессу.

Адаптация к стрессору может быть выработана в процессе целенаправленного обучения. Ведь на стадии сопротивляемости (вспомните схему стресса), когда стрессор воздействует длительное время или периодически повторяется, организм к нему приспосабливается. Место дезорганизованного поведения занимают выработанные реакции, позволяющие предусмотреть трудности, обойти возможные препятствия и т.п.

Проявления такой адаптации наблюдались в исследованиях, проводимых на животных. Когда крысы (которые благодаря своему интеллекту чаще всего используются в опытах по обучению) запоминали, что могут избежать наказания (совершая определенные действия), они не проявляли признаков страха и вели себя спокойно, точно выполняя действия, предотвращающие наказание.

Человек может усвоить разные типы реагирования на стрессоры. Мы можем научиться, например, отказываться от нереальных целей или даже переносить физическую боль при хроническом заболевании.

К сожалению, адаптация к стрессору может принимать и неправильные формы, не приемлемые с общественной точки зрения.

Как это происходит? Определенное поведение, не соответствующее этическим нормам или ценностям данного общества, привело к устранению стрессора или, по крайней мере, к уменьшению эмоционального напряжения. Несмотря на то что реакция является неприемлемой или даже недопустимой, она все равно закрепляется в памяти и опыте человека как эффективная, помогающая. Тогда в ответ на опять появляющийся стрессор эта реакция срабатывает автоматически.

Постарайтесь найти примеры такой неблагоприятной адаптации.

ПРИМЕР

О Мой пример закрепление у ребенка привычки кашлять или вызывать тошноту и рвоту. Демонстрируя эти проявления плохого самочувствия, он получает от родителей разрешение остаться дома, тем самым успешно избегая стресса, связанного со школьными проблемами.

__________________

Таким же образом могут закрепляться и защитные механизмы (о которых мы будем подробно говорить в следующем журнале), так появляются патологические расстройства поведения, формируются невротические реакции.

Последняя тема этого урока проблема толерантности к психическому стрессу.

В жизни мы наблюдаем значительную индивидуальную разницу в реагировании на появляющиеся трудности. Есть люди, которые легко выходят из себя, теряют голову, и, наоборот, те, кто долго сохраняет спокойствие и проявляет хладнокровие.

Таким образом, проявляется скорее толерантность к стрессорам, а не толерантность к стрессу вообще.

Толерантность к стрессорам это способность переносить влияние стрессоров, т.е. сохранять спокойствие даже в трудных ситуациях. Такой толерантностью обладают прежде всего лица с низкой чувствительностью. Они спокойны, поскольку в тот момент не воспринимают, не чувствует ничего особенного, что вызывало бы у них напряжение, т.е. они не находятся в состоянии психического стресса. Толерантность к стрессу это сохранение человеком способности к организованным действиям, самоконтролю, несмотря на наличие сильного раздра-жителя.

Толерантность позволяет человеку поступать рационально, принимать правильные решения, отдавая себе отчет в последствиях своих действий, даже в состоянии сильного эмоционального возбуждения или переживания сильного чувства.

Сопротивляемость стрессу зависит от:

* определенных физиологических, врожденных и приобретенных особенностей нервной системы.

Мы опираемся на :

* накопленные обществом знания и опыт в этой сфере. Мы используем также:

* собственный жизненный опыт, касающийся того, как справляться с напряжением.

Мы располагаем запасом разнообразных стрессов, которые испытали и с которыми мы более или менее справились.

Безусловно, большое значение имеют особенности нервной системы (особенно коры головного мозга): врожденные нарушения, травмы или хронические болезни приводят к ее ослаблению (астенизации), что неоднократно подтверждали лабораторные исследования и сама жизнь. Мы обсудим это подробнее в материалах следующих уроков, когда будем рассматривать вопрос о том, как справляться со стрессом.

Поэтому приглашаю Вас смело приступить к теме, еще более драматичной (если это вообще возможно!), чем теория стресса.

До следующего урока!

домашняя работа 3

1. Наличие у человека реакции на незначительные раздражители характеризует:

а) низкий порог чувствительности;

б) высокий порог чувствительности;

в) силу раздражителя.

2. Стрессоры это раздражители:

а) внешние; .

б) внутренние;

в) значимые.

3. У человека в результате воздействия стресса:

а) снижается напряжение и активность;

б) повышается напряжение и активность;

в) не происходит существенных изменений.

4. Толерантность к стрессу это: ;

а) устойчивость к воздействию стрессоров;

б) повышенная чувствительность к воздействию стрессоров;

в) отсутствие реакций на воздействие стрессоров.

5. В соответствии с теорией Г. Селье глубинная энергия приспособления:

а) вообще недоступна для человека; ,

б) может быть использована человеком в любой момент;

в) является скрытым запасом, который не восстанавливается.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.