Рад вновь приветствовать Вас! Наша сегодняшняя встреча, как Вы, конечно, помните, будет посвящена невербальной коммуникации. Особенности нашего общения (в письменной форме) потребуют от Вас определенных усилий, чтобы разобраться в основных тезисах урока. (Что ж, только трудные решения бывают правильными…) Почаще включайте свое воображение и постоянно будьте готовы к экспериментам с Вашим участием и выполнению практических упражнений, требующих присутствия других лиц.
Сегодня мы продолжим путешествие, начатое в предыдущем журнале. Помните наш договор? В этот раз мы осматриваем Страну Интерперсональной Коммуникации, двигаясь… только по левой стороне улиц и рассматривая особенности невербальной коммуникации. Такой подход не позволяет охватить процесс общения в целом. Почему? Да потому что вербальная и невербальная стороны коммуникации крайне редко используются людьми отдельно друг от друга. В нашем общении одновременно присутствуют различные средства, правда? (Можете ли Вы привести примеры только речевой или только невербальной коммуникации? Хорошими примерами могли бы быть: чтение текста статьи, где нам доступно только слово; выступление мима, который использует только жесты и выражение лица…) Искусственное разделение процесса общения носит теоретический характер, но это необходимо для более детального изучения явления.
Давайте вернемся сначала к вербальной коммуникации и выполним одно несложное упражнение.
УПРАЖНЕНИЕ 1. Не преувеличивайте!
Заметьте и запишите как можно больше произнесенных в Вашем окружении фраз, содержащих излишнюю информацию. Запишите, таким образом, все высказывания, в которых прозвучали слова «всегда», «никогда», «каждый», «никто», «везде» и «нигде». Не комментируйте того, что услышали. Собирайте материал в течение, как минимум, одного дня. Интересно, как много материала Вы наберете? Если сумеете, запишите и собственные высказывания, в которых Вы использовали указан¬ные слова. (Было бы хорошо, если бы Вы научились фиксировать подобные обобщения в средствах массовой информации, на официальных встречах, в бизнесе, в собственной семье…)
Проанализируйте собственные высказывания. Заметьте, как часто эти слова оказываются бессмысленными; в сущности, с их помощью говорящий хочет подчеркнуть значение какого-то факта, выразить эмоциональное отношение к конкретному явлению… Практически же это означает, что отправитель — сознательно или нет — преувеличивает. Задумайтесь над тем, почему рождаются подобные высказывания. Зачем и почему человек говорит, что его «никто не любит», что его «все преследуют», что ему «всегда не везет» и «никогда еще не удавалось ничего выиграть»?..
Попробуйте заменить их простыми словами: часто, редко, большинство, меньшинство… И послушайте, как это теперь звучит. В действительности существует очень мало истинных фраз, содержащих такие обобщения. Всегда… после марта наступает апрель…, не так ли?
Еще одно важное замечание: в этом журнале Вы встретите немало предложений выполнить практические упражнения, которые требуют сотрудничества с различными людьми. Хорошо, если бы Вам удалось привлечь к такому сотрудничеству как можно больше народа. Наилучшая стратегия в этом случае — выполнение каждого нового упражнения с новым партнером. Упражнения не требуют особого труда и не отнимают много времени. Их выполнение займет 5-10 минут, а время анализа и выводов зависит, как обычно, от Вашей мотивации (и чуть-чуть — от других обстоятельств). Чем больше упражнений Вы выполните, тем лучше для Вас. Очень важно понимать, что особенно эффективен такой способ изучения курса психологии, который является определенным вызовом самому себе, связан с преодолением внутренних трудностей. Поэтому старайтесь открывать новое для себя, удивляться чему-то, пересматривать свои взгляды, воспринимать по-другому хорошо известные проблемы. Ключевым вопросом, на который уже давно следовало ответить, является вопрос о личной мотивации. Если Вы считаете рассматриваемые нами проблемы важными и нужными, Вы, безусловно, найдете время, энергию и готовых к сотрудничеству людей. Некоторые психотерапевты утверждают, что человек обычно получает то, что хочет получить; поэтому ЖЕЛАЙТЕ МНОГОГО и трудитесь над невербальной коммуникацией.
Что такое «язык тела»?
Определим для начала, что невербальная коммуникация — это общение с помощью неязыковых средств.
Что означает такое определение? Нашей задачей является изучение процесса общения без
использования слов. Какими же средствами мы можем общаться, не имея в распоряжении речи? Ведь язык со всем своим богатством и сложностью — это главный инструмент,
с помощью которого люди выражают свои мысли и чувства. Главный, но не единственный. Существует немало носителей информации и помимо языковых, и самое интересное, что многие из них еще недостаточно исследованы. (Так, мало изучена роль в интерперсональной коммуникации… запаха, значение которого нельзя недооценивать!) Если нами еще не обнаружены, не исследованы и не описаны такие носители информации, это не значит, что их нет. Мы ежедневно посылаем и получаем информацию многими еще не изученными путями. Мы «обращаемся» друг к другу при помощи мимики, жестикуляции, зрительного контакта, занимая определенное место в пространстве, а также пользуясь вокализацией (то есть различными свойствами голоса). Посылаемые невербальные сообщения не всегда понятны окружающим. Будет ли информация понята правильно, зависит от ситуативного контекста, совместного опыта и культурных традиций отправителя и получателя.
Возникает интересный вопрос: имеет ли невербальная коммуникация универсальный (общечеловеческий) характер или ее использование ограничено и зависит от культуры. Иными словами: понятна ли эскимосам жестикуляция австралийских аборигенов и смотрят ли лондонцы в глаза так же, как и москвичи.
Интересно, что пользоваться невербальными средствами общения нас никто и никогда не учит. Только студенты театральных институтов (уже будучи взрослыми людьми) целенаправленно овладевают ими в процессе обучения. Некоторые формы выражения чувств вообще не нуждаются в тренировке, например смех или плач. Они относятся скорее всего к врожденным механизмам. Другие формы мы осваиваем в процессе индивидуального развития; близкие и важные для нас люди, за которыми мы чаще всего наблюдаем и которые оказывают на нас наибольшее влияние, часто совершенно непроизвольно демонстрируют нам гримасы, жесты, способы зрительного контакта и т. д. (Подумайте, не замечали ли Вы у себя или у родственников интонаций, жестов, выражений лица, заимствованных, к примеру, у родителей?)
Следует также обратить внимание на сознательность и намеренность невербальной коммуникации. Исследования доказывают, что значительная часть информации, сообщаемой при помощи неречевых средств, не является ни целенаправленной, намеренной, ни даже осознаваемой. Большинство из нас в повседневных ситуациях вообще не отдает себе отчета в том, что наблюдает мимику и жесты других лиц, которые можно заметить и у нас самих, а самое главное, что от такого обмена информацией зависит многое в нашей жизни.
ПРИМЕР
О Представьте себе, что Вы директор небольшой фирмы и возглавляете конкурсную комиссию по приему на работу. Вы отбираете кандидаток на должность ассистента. При этом Вы сознательно (или нет…) обращаете внимание на положение тела (сутулое, расслабленное, напряженное), на мимику (адекватную или нет содержанию высказываний, живую, сдержанную, чрезмерную), звучание голоса, а также на прическу, макияж, одежду. Если хотите, попробуйте представить себе два облика — привлекательный и отталкивающий. Сосредоточьтесь, пожалуйста, на отмеченных выше элементах невербальной коммуникации. Так какие : же особенности оказались для Вас существенными? Все ли важные для Вас факторы Вы способны осознать? Поговорите об этом с Вашим Попутчиком.
Итак, что же составляет предмет наших рассуждений? Как мы назовем страну, в которой
сейчас пребываем?
Уточним первоначальное определение.
Термин «невербальная коммуникация» означает обмен определенного рода информацией между людьми, который не всегда является осознанным или произвольным.
Какая же информация передается при помощи невербальной коммуникации?
— Сведения о чувствах, эмоциях, настроениях и общем психофизическом состоянии человека; мы черпаем их прежде всего из мимики и вокализации (мы и сами проявляем
эмоции подобным образом).
— Информация о социальных связях, которую мы получаем, основываясь на зрительном контакте, положении тела и установлении межличностного пространства.
Кроме того:
— определенные мимические выражения и жесты могут заменять вербальные сообщения;
— невербальные сообщения являются прекрасным дополнением для интерпретации вербальных сообщений, воспринятых в конкретной ситуации;
— невербальные сообщения служат источником знаний об убеждениях, точках зрения людей. Невербальные сообщения подразделяются на:
1) индивидуальные;
2) интерактивные (межличностные).
Такое разделение основывается на том, что некоторые формы невербальных сообщений имеют место даже тогда, когда индивид остается в одиночестве; эти сообщения не находят своего получателя.
ПРИМЕР
О Примером могут послужить мимика и вокализация при самостоятельном умственном и физическом труде. Или гримасничание перед зеркалом во время бритья.
Индивидуальные невербальные сообщения — это те, которые могут появиться даже в одиночестве (это не значит, будто они не могут появиться в присутствии других людей).
УПРАЖНЕНИЕ 2. Знаете, о чем мне говорит выражение Вашего лица?
Попробуйте найти среди окружающих человека, самостоятельно решающего какую-то задачу (ребенка, «сражающегося» с домашней работой, взрослого за кроссвордом…). Присмотритесь незаметно к выражению его лица. О чем оно Вам говорит? Трудная или легкая задача, интересная или скучная, приятная или нет для наблюдаемого человека? А что Вы думаете о его общем состоянии и настроении?
Как бы Вы сами себя чувствовали, если бы за Вами «подсматривали» таким образом? Контролируете ли Вы собственную мимику в различных ситуациях? Вы сами это осознали или получили информацию об этом от других людей?
Прежде чем Вы побеседуете об этом со своим Попутчиком, расскажите человеку, за которым Вы наблюдали, о том, что нарушили его одиночество. Это необходимо сделать, даже если Вы остались незамеченным. Кроме того, упражнение не преследовало цели подглядывания. Вы просто использовали возможность для наблюдения за мимикой человека, который ни с кем не общается и занят делом, поглощающим все его внимание.
И в конце еще одно важное задание: беседа о Ваших представлениях. Спросите у «наблюдаемого», насколько верны Ваши представления о его эмоциях и отношении к выполняемой работе.
Другой формой невербальных сообщений являются сообщения, которые появляются только в межличностном общении: в присутствии других лиц, особенно значимых.
Подведем итоги. Невербальные сообщения разделим на:
а) индивидуальные сообщения (здесь мы рассмотрим подробно язык тела, невербальные аспекты речевой коммуникации и изменения величины зрачков);
б) интерактивные сообщения (здесь мы обсудим особенности зрительного контакта, различные виды расположения людей в пространстве при общении, территориальность).
Индивидуальные сообщения
Язык тела
Язык (или речь) тела включает прежде всего мимику, жестикуляцию и движения, ряд наших телесных реакций, а также внешний вид, макияж, используемую парфюмерию и т. д. Это все мы можем узнать, наблюдая за человеком, произвольными и непроизвольными движениями всего его тела и отдельных частей. Здесь важными носителями информации становятся не только определенные движения, но и их темп, динамика, сила, а также их отсутствие. Парадоксально, но язык тела «звучит» даже тогда, когда тело неподвижно; в этом случае важны мышечное напряжение, величина зрачков, цвет кожи и ее температура.
Можно ли Вас считать внимательным «слушателем» языка человеческого тела? Чтобы это выяснить, выполните следующее упражнение.
УПРАЖНЕНИЕ 3. Насколько свободно Вы понимаете язык тела?
Понаблюдайте за пассажирами поезда, автобуса или трамвая. Не оценивайте их с эстетической точки зрения. Подумайте, что Вам говорят их тела о возрасте, социальном и материальном положении. Обратите внимание на особенности, требующие от Вас наблюдательности и воображения: самочувствие, эмоции, настроение…
Не забывайте, что это будут лишь Ваши предположения, которые следует подтвердить или опровергнуть. Поэтому считайте их фантазиями, а не аксиомами. Присмотритесь к людям и попробуйте заметить, спокойны они или нервничают, расслаблены или напряжены, сонные или бодрые, голодные или сытые… Определите, насколько Вы хороший и внимательный наблюдатель. На что Вы обратили внимание? На одежду, прическу, кожу, макияж, запах? На украшения? Или прежде всего на обручальное кольцо? А может быть, Вы сумели заметить дрожащие руки, напряженные плечи, опущенные уголки губ, стиснутые кулаки? Умеете ли Вы одинаково внимательно рассматривать мужчин и женщин? Насколько доброжелателен Ваш взгляд? Предполагает ли он желание узнать, понять, сблизиться? (Случается ведь, что мы наблюдаем, желая дать оценку или «поймать за руку», подшутить).
Что все это означает для Вас? Умеете ли Вы фантазировать в рамках данного наблюдения независимо от ситуации? А как Вы себя чувствуете, понимая, что сами можете стать объектом подобного наблюдения? Какой способ наблюдения Вы бы предпочли в этом случае?
Смотрите на других так, как Вы хотели бы, чтобы смотрели на Вас. Итак, насколько свободно Вы владеете языком тела?
А что говорят эмпирические исследования?
Уже в XIX веке проводилось большое количество исследований, посвященных мимике. Мимика рассматривалась как выражение эмоциональных состояний. Вопросы экспериментаторов касались того, являются ли наши мимические проявления индивидуальными или общими, врожденными или приобретенными в процессе обучения, социальной адаптации.
Некоторые психологи утверждают, что наша мимика первоначально служила другим, практическим целям. Другие полагают, что функцией лицевых мышц было — и остается — увеличение чувственных впечатлений (поэтому мы широко открываем глаза, прислушиваемся, принюхиваемся…) До сих пор идут споры о природе мимических выражений у человека: нет однозначного ответа на вопрос, врожденные они или благоприобретенные.
Ч. Дарвин первым заявил, что эмоциональные образцы в большинстве своем имеют наследственный характер; это врожденные реакции, которые использовались в процессе эволюции. Например, атакуемые животные скалят зубы, топорщат шерсть, рычат. Остатками таких реакций являются кривая ухмылка или скрежет зубами у некоторых из нас… Американский психолог Г. Олпорт выделил семь участков человеческого лица, приводимых в действие разными группами мышц и отвечающих за определенные мимические выражения. Это:
— брови и лоб;
— глаза;
— нос;
— верхняя губа;
— нижняя губа и подбородок;
—рот;
— нижняя челюсть.
Можно легко представить, как много разнообразных и трудных для распознания мимических выражений может возникнуть. А какова связь между конкретным мимическим выражением и определенной эмоцией?
Имеет ли определенное эмоциональное состояние человека соответствующее мимическое выражение?
Оказывается, что мимика лица позволяет более или менее точно идентифицировать око¬ло шести групп эмоций:
1) любовь, счастье, радость;
2) удивление;
3) гнев, злость, решимость;
4) страх, страдание;
5) отвращение;
6) пренебрежение, презрение.
По результатам проведенных исследований Шлосберг предложил представить мимические выражения с помощью своеобразной системы двух осей, из которых первая — это ось «удовольствие-огорчение», а вторая — «привлечение внимания — отвержение». Эти перпендикулярные оси должны быть размещены на круглой плоскости, на которую нанесены все мимические выражения.
Почему необходимо именно такое упорядочение? Оказывается, что мимические выражения, присущие группам эмоций 1) и 6), особенно часто путаются наблюдателями, а значит, они чем-то схожи между собой и должны на схеме находится рядом. Интересно, по¬чему же столь разные эмоции так похожи в своем внешнем выражении? Судите сами: любовь и презрение, радость и пренебрежение… Чем Вы объясните такое явление?
Были проведены многочисленные эксперименты с участием представителей различных культур, а также слепых людей, но они не дали однозначного ответа. Проводя исследования мимических выражений слепых детей, ученые тем самым хотели исключить возмож¬ность обучения.
Однако полностью исключить действие этого фактора невозможно, поскольку слепых детей
могли поощрять за адекватную ситуации мимическую реакцию, тем самым проводя соответствующий тренинг.
Дополнительным аргументом врожденного характера мимики стало изучение проявления эмоций у младенцев. Результаты этих исследований показали, что все люди имеют типичные выражения лица для каждой из основных эмоций. Зависимость от культуры здесь состоит в степени контролируемости мимики при выражении эмоции.
Представители разных культур различаются тем, в каких условиях они проявляют эмоции более открыто и внешне выраженно. Каким же образом психологи установили эти зависимости? Исследуемым показывали фотографии типичных мимических выражений и просили определить эмоцию или спрашивали, какая эмоция вызвала данное выражение лица. Иногда исследуемых просили подобрать фотографии, соответствующие конкретным эмоциональным состояниям. Использовалась и другая, более сложная техника записи мимических выражений, в которой демонстрировались фотографии проинструктированных соответствующим образом актеров, сокращавших определенные лицевые мышцы по указанию экспериментатора.
Отдельно фотографировались три части лица:
1) брови и лоб;
2) глаза и основание носа;
3) нижняя часть лица (щеки, нос, рот и подбородок).
Этот материал позволял произвольно объединять элементы мимических выражений в один Образ. А сейчас предлагаю Вам практическое упражнение.
УПРАЖНЕНИЕ 4. Поговорим…
Вам нужна помощь партнера — человека, которому Вы доверяете, открытого для новых впечатлений и оценивающего их по достоинству. Надеюсь, что Вам удастся организовать такое сотрудничество. Сядьте на пол в удобном положении. Расстояние между Вами не должно превышать метра. Ни о чем предварительно не договаривайтесь. Начинайте разговор «гримасами». Помните, что, общаясь, мы не только говорим, но и слушаем, реагируем на предшествующие высказывания. Старайтесь применять правила партнерского стиля: не навязывайте своей манеры игры, но будьте по возможности самостоятельны в своих «высказываниях». Разговаривайте между собой только гримасами. Вы не должны пользоваться ни словами, ни звуками, ни жестами.
Закончите упражнение, когда захотите; когда ни одна из сторон не пожелает ничего добавить. Установите заранее, что будет сигналом к окончанию этой забавы, а также минимальную продолжительность упражнения (не меньше трех минут).
Затем запишите все, что происходило между вами. Что Вы видели, в чем убедились, и что себе представили. Если Вы этого не сделаете, многие важные детали ускользнут от Вас. Затем побеседуйте с партнером. Что же получилось? Можно ли то, что происходило между вами, назвать разговором? Слушали ли вы друг друга? Был ли это диалог или два монолога? Насколько удалось соблюсти правила партнерского стиля? Какие сообщения Вы посылали друг другу? Соответствовало ли их восприятие намерениям отправителя?
Поделитесь своими наблюдениями и выводами с Попутчиком.
Жестикуляция и телодвижения
Эта часть невербальной коммуникации (сообщения индивидуального типа) привлекает пристальное внимание ученых, особенно психотерапевтов, аналитиков и медицинских психологов. Однако собранный материал трудно обобщить (количество соответствующей документации недостаточное). Возникло даже особое направление в области невербальной коммуникации — кинестетика (исследования положения тела, осанки, телодвижений). В соответствии с одной из кинестетических теорий существуют движения непродолжительные и непрерывные (продолжительные). Непродолжительные движения проявляются таким образом, что легко заметить их начало и конец; они отделены как от предшествующих, так и от последующих движений. Непрерывные (продолжительные) движения не воспринимаются как отдельные действия, они охватывают определенный период времени и не имеют ни заметного начала, ни четко выраженного окончания.
Более того, продолжительные движения не могут быть разделены на отдельные фрагменты (бессмысленно делить покачивание в кресле на отдельные «качания»). Необходимо учитывать, что не все непродолжительные движения выступают отдельными сообщениями (так, подмигивание может, с одной стороны, являться физиологической необходимостью увлажнения глазного яблока, а с другой, — стать началом большой любви).
УПРАЖНЕНИЕ 5. О чем говорит его тело
Для начала приглашаю Вас на «разминку». Попробуйте просмотреть десятиминутный фрагмент фильма с выключенным звуком. Обратите внимание на движения и жесты актеров. О чем Вам говорят их тела? Вспомните все важные сведения, которые Вы получили, изучая материалы курса.
А теперь понаблюдайте за прохожим на улице, за человеком, который едет с Вами в лифте или в автобусе… Сосредоточьтесь на движениях всего тела, то есть на пантомимике и жестах рук. На другие элементы интерперсональной коммуникации пока не обращайте внимания. Чтобы выполнить это условие, наблюдайте со значительного расстояния, это поможет избежать концентрации на мимике, зрительном контакте и на других элементах невербального общения. В данный момент мы упражняемся в «чтении» пантомимики.
О чем Вам говорят их тела? Какие эмоции, по Вашему мнению, переживает наблюдаемый? Каковы состояние его здоровья и физическая форма? (Может быть, Вы воспользуетесь видеокамерой и с ее помощью понаблюдаете в разных ситуациях за близкими Вам людьми? Примете ли Вы во внимание собственную пантомимику, запечатленную на пленке?) А может, Вы готовы поэкспериментировать с зеркалом?
Узнали ли Вы что-то новое и существенное? Не хотите ли поделиться своими открытиями в беседе с Попутчиком?
В группе непродолжительных движений легко заметить жесты, которые являются определенными символами и которые можно перевести в слова (например, хорошо всем известный жест «пока»). Невозможно сосчитать, сколько таких движений и жестов применяется в нашем общении. К ним относятся, прежде всего, жесты возражения и одобрения. (Кстати, замечали ли Вы, как многие люди теряются, выступая в большой аудитории, если не видят этого простого и не всегда правдивого движения — одобрительного покачивания головой — хотя бы у одного получателя?)
ПРИМЕРЫ
О Какие еще примеры жестов, переводимых на язык слов, мы можем здесь привести? У многих людей такие ассоциации связаны, увы, с нецензурными выражениями. В самом деле, невербальная коммуникация позволяет нам их активно использовать, заменяя жестами. То, что нельзя сказать вслух, легко «говорят» руки.
Обратимся к другим примерам: — хлопать в ладоши, значит выражать благодарность, даже восторг;
— развести руками — беспомощность;
— протянуть обе руки вперед — приветственный жест;
— протянуть одну руку ладонью вверх — просьба о милостыне;
— пожать плечами — жест озабоченности, беспомощности или отсутствия интереса;
— покачать пальцем — жест угрозы или неодобрения.
Постарайтесь вспомнить и другие примеры подобного рода. Возможно, Вам удастся поработать над ними вместе с Попутчиком.
Многие непродолжительные движения и жесты сопровождают речь, например указание на кого-то или на что-то, улыбка, установление зрительного контакта, принятие определенной позы (подбочениться, скрестить руки на груди или широко развести их в стороны…).
Продолжительные движения проявляются в форме сопровождающей речь жестикуляции, подчеркивающей содержание, обозначающей начало и окончание высказывания, придающей речи определенный ритм. Люди в разговоре нередко вертят в руках какой-то предмет, барабанят пальцами по столу, покачиваются с пятки на носок, потирают руки и лицо, поправляют прическу или теребят галстук. Чаще всего это воспринимается как проявление внутреннего беспокойства.
Отдельную категорию составляют движения, которые могли бы считаться непродолжительными: распрямление или наклон тела, дистанция между людьми. Однако они не всегда однозначны: распрямление может означать в определенной ситуации что-то очень важное, а в другом случае — желание сменить позу…
ПРИМЕРЫ
О Мальчик слушает речь тренера, подводящего итоги спортивных достижений членов клуба в прошедшем сезоне. Тренер хвалит его результаты и отношение к тренировкам. Мальчик расправляет плечи.
О Женщина распрямляется после долгого неподвижного стояния в очереди за железнодорожными билетами.
Ц] Допрашиваемый в милиции несовершеннолетний перестает отвечать на вопросы и выпрямляется.
УПРАЖНЕНИЯ 6, 7, 8 и 9. Поговорим… руками, ногами, спиной… всем телом
Четыре упражнения сразу! Не нужно объединять их между собой. Лучше подобрать отдельных партнеров для каждого упражнения, причем проходить они могут в разных местах и обстановке, удобной для Вас.
Прекрасная мысль — предложить выполнить серию упражнений во время дружеской встречи, если ее участники изъявят такое желание. К сожалению, в таких ситуациях не всегда удается обеспечить удобства для всех участников и точное соблюдение инструкций. Поэтому Вы можете принять решение выполнить одно упражнение (например, разговор руками) многократно, меняясь партнерами в парах. Упражнение закончится, когда каждый проделает его со всеми присутствующими. В этом случае появится возможность сравнить свои впечатления в роли отправителя и получателя, проверить правильность восприятия информации и соответствие восприятия информации намерениям посылающего сообщения. Каждое упражнение выполняется в паре. Исходное положение: сидя на полу на расстоянии 1-1,5 метра друг от друга.
В разговоре руками засучим рукава до локтей, закроем глаза, постараемся не издавать никаких звуков. «Беседуем» при помощи ладоней, касаясь друг друга, но не переходя границы запястья.
В разговоре ногами усаживаемся, как в предыдущем упражнении, но по сигналу к началу работы ложимся на пол, закрыв глаза. Вытягиваем ноги горизонтально и стремимся соприкоснуться со ступнями партнера. При выполнении упражнения в группе, возможно, понадобится подготовительный этап; при работе один на один с партнером постарайтесь сократить этот этап до минимума. Ложитесь и, соприкоснувшись ступнями, «разговаривайте» с их помощью, не переходя уровня щиколоток.
В разговоре спинами садимся на пол, опираясь спинами друг на друга. Начинаем разговор безо всяких предварительных согласований, не следуя никакому заранее утвержденному сценарию. Ведь в обычной беседе Вы тоже не готовите заранее слов и жестов. Это спонтанный разговор, проверка Вашей готовности к экспериментированию, открытости к новым впечатлениям, изучение себя самого в различных ситуациях.
В разговоре всем телом мы тоже не должны пользоваться голосом. В этом случае не надо закрывать глаза. Мы не должны использовать также прикосновения. Исходное положение: стать друг
против друга на расстоянии около 1,5 метров. То, что хотим сообщить, мы выражаем жестами и телодвижениями. Используем также мимику, хотя можно выполнить это упражнение и в варианте с масками. Выберите то, что Вам более интересно.
Да, это необычная ситуация. Взрослые люди… на полу… что-то там делают со своими руками (ну это еще куда ни шло), спинами (?), даже ногами (!). Но не отказывайтесь от упражнения, не попробовав. Помните пример из первого журнала со вкусом незнакомого блюда?
При выполнении всех упражнений придерживайтесь партнерского стиля общения, изученного Вами в уроке 15. Тем самым Вы уменьшите вероятность возникновения межличностных проблем. Однако необходимо учитывать, что при выполнении упражнений могут возникнуть неприятные ощущения, недоразумения между партнерами, симптомы напряженности, испуга, злости или смущения. Пожалуйста, помните, что упражнения могут высвобождать, вскрывать, но не должны создавать эти симптомы. Люди просто обнаруживают то, что было внутри них (злость, испуг или смущение…), в форме, которая ускользает от полного контроля. Такие упражнения раскрывают нас. Тем более надо постараться, чтобы переживания имели для нас хорошие последствия. Мы ответственны за себя, за выражение наших чувств, за то, как мы справляемся с сильным эмоциональным напряжением.
Может случиться и так, что Вы и Ваши знакомые воспримете эти упражнения как повод для развлечения. Желаю Вам именно такого отношения к делу! Однако не забудьте о подведении итогов, обратной информации и общих выводах. Хорошо, если Вы захотите поделиться собранными материалами с Попутчиком. И помните, что лучше качественно выполнить одно упражнение, чем все четыре кое-как…
Невербальные аспекты речевого общения
Речь, помимо понятийного содержания, несет и дополнительную информацию. Эта информация может соответствовать ее основному содержанию (дополняя его) или же противоречить ему. Дополнительная информация содержится в способе произнесения слов: темпе, громкости, тембре, ударениях… Невербальное общение также включает звуковые свойства голоса: тональность, темп, громкость, различные искажения и нарушения четкости речи, а также неречевые звуки, например смех, зевание и т. п. (Забавно, что даже… икота может быть объектом психологических исследований, правда?)
Изначально большая часть исследований посвящалась патологиям и отклонениям, напри¬
мер воздействию негативных эмоций на вокализацию. Интерес ученых вызвала и связь особенностей личности со свойствами ее голоса, а также связь эмоций со звуковыми явлениями
Вокализация может быть важной составной частью речевого общения, может отражать чье-то происхождение (этническое, социальное, культурное), а также изменение настроения,, точки зрения и отношения к собеседнику. Подумайте, какие невербальные элементы речевого общения «раскрывают» Ваше социальное происхождение, место проживания, а может быть, и другие особенности. Замечаете ли Вы определенный акцент в своей речи? Чувствуете ли специфику произнесения отдельных звуков?
Эти явления легко обнаруживаются, когда мы меняем место жительства, путешествуем, проводим многочисленные встречи с разными людьми. Припомните, какие особенности вокализации (речь здесь идет о специфике произношения, а не о местных диалектах) Вы замечали в различных регионах нашей страны.
УПРАЖНЕНИЕ 10. Поговорим… голосами!
Предлагаю Вам забаву, похожую по своей структуре на игру «Поговорим… мимикой». Но теперь я прошу, чтобы Вы с партнером, приняв удобное положение, закрыли глаза. Важно сосредоточиться на произнесении и восприятии звуков (а значит, постараться исключить зрительные импульсы).
Не произносите никаких слов. Пусть Ваша артикуляция даже не напоминает звуки человеческой речи. Не разговаривайте звуками и слогами — старайтесь ворчать, жужжать, шипеть, сопеть, рычать, шуметь… и т. д.
Как и при выполнении предыдущего упражнения, это должен быть разговор, а не монологи. Реагируйте друг на друга. Не открывайте глаза и закончите упражнение по установленному заранее сигналу. Пожалуйста, не прикасайтесь друг к другу.
Помните, что не все люди открыты новому опыту. То, что делаете Вы, может быть расценено посторонними наблюдателями как выражение расстройств в Вашем поведении, а потому позаботьтесь об удобствах и интимности при выполнении этого упражнения. Его последний этап должен быть таким же, как и в предыдущем упражнении.
Внимание психологов, безусловно, привлекали такие аспекты речевого общения, которые несут дополнительную информацию, выходящую за рамки словесного сообщения. Поэтому ими изучались темп речи, характерные паузы, тональность голоса и речевые расстройства. Так, одно из исследований касалось воздействия испуга на речь, проявляющегося в речевых расстройствах: неполных предложениях, пропусках слов или их частей, языковых ошибках, заикании, звуковых вставках, звуках типа «ах», «м…м» и т. п. Другое исследование было посвящено изучению скорости словесной реакции на задаваемые вопросы; количества слов, используемых в высказывании в единицу времени; количества пауз. В этих исследованиях выявлялись свойства личности, влияющие на вокализацию, например влияние экстравертированности и интровертированности (напомню, экстраверты — это люди, активно ищущие общения, открытые в межличностных связях). Выяснилось, что экстраверты говорят значительно быстрее интровертов, что объясняется их большей импульсивностью.
А насколько быстро говорите Вы? Обратите внимание на различную скорость речи у окружающих Вас людей. Кто из них говорит медленнее всех? А кто строчит как пулемет? Связано ли это со степенью их открытости в отношениях с другими людьми? Пожалуйста, задумайтесь над этим.
Воздействие испуга на речь проявляется в возникновении частых и длинных пауз в высказываниях, колебаниях перед началом высказывания. Однако испуг может и оптимизировать качество речи. Но это происходит только при условии, если наблюдаемый индивид не имеет нарушений (дефектов) речи. Итак: четкость речи зависит как от силы импульса, то есть в данном случае от степени испуга, так и от степени сложности высказывания, а также от общей коммуникативной компетентности индивида.
Думаю, Вам будет интересно познакомиться и с так называемым эффектом аудитории. Это явление было установлено при изучении особенностей выполнения заданий человеком в одиночестве и при наличии зрителей. Результаты исследований показали, что в присутствии других людей мы лучше выполняем только простые задания, работаем быстрее и делаем больше. Хуже «при зрителях» мы работаем с трудным материалом, выполняя усложненные задания. Тут-то и возникают отмеченные выше изменения в речи под влиянием испуга перед аудиторией.
Вспомните, как звучит Ваш голос, когда Вы пугаетесь. Возможно, у Вас сохранились воспоминания школьных лет? Как Вы тогда справлялись с подобными ситуациями? г
Установлено, что качество вокализации зависит и от контекста высказывания. В этом случае важную для общения роль играют следующие факторы:
— если тема безопасна, то присутствие другого лица, сообщающего обратную информацию, повышает качество вокализации; если тема опасна — наоборот;
— вокализация зависит от того, представителю какого пола адресовано высказывание (когда мы обращаемся к представителю противоположного пола, мы говорим громче; на вопросы лиц нашего пола мы отвечаем быстрее);
— обращаясь к людям с более высоким общественным положением, мы проявляем нерешительность, осторожность, допускаем обилие пауз;
— тот, кто лжет, говорит в более высокой тональности, чем говорящий правду.
Последнее правило легко использовать: хотите, чтобы Вам верили, — говорите басом. (Об этом полезно знать, но сколько же сомнений возникает, как только подумаешь о различных возможностях применения данных правил!) К счастью, различия слишком малы и фиксируются только чуткой электронной аппаратурой.
УПРАЖНЕНИЕ 11. Сергей —Ольге
Давайте проверим, подтвердятся ли приведенные выше выводы эмпирических исследований в Вашем собственном эксперименте. Предложите двум женщинам и двум мужчинам поучаствовать в занимательной игре. Сами Вы не будете в ней участвовать, поскольку будете наблюдать за ее ходом. Каждый играющий должен отправить одно адресное обращение ко всем играющим и три «призыва» без конкретного адресата. Мы сыграем в клуб радиолюбителей — коротковолновиков, а Вы запишете весь материал на магнитофонную ленту.
Схема записи выглядит следующим образом:
Ольга
Мария
Андрей
Сергей
Ольга
X
Мария
X
Андрей
X
Сергей
X
Вы должны определить громкость высказываний, адресованных лицам того же и противоположного пола, а также реакцию на «безадресные» обращения с учетом пола отправителя.
Подтверждаются или опровергаются результаты эмпирических исследований? Действительно ли мужчины с женщинами, а женщины — с мужчинами говорят более громкими голосами? Отвечает ли мужчина быстрее на вопрос другого мужчины? А женщина — на вопрос другой женщины? Действительно ли конкретность ответа зависит от пола задающего вопрос?
Изменение величины зрачков
Исследования этого явления начались сравнительно недавно. Мы не представляем себе, насколько важным элементом коммуникации является информация об изменении зрачков собеседника. Например, китайские и турецкие купцы на основании величины зрачков потенциального покупателя делали вывод о степени его заинтересованности в приобретении товара. Понаблюдайте за этим явлением в магазине: у человека, завороженного конкретным предметом, жаждущего его купить, зрачки расширены.
Профессиональные игроки в покер используют именно этот показатель в качестве дополнительной информации.
Что же было установлено в результате проведенных исследований? Зрачки мужчин сильнее расширяются при виде женщин, чем при виде других мужчин или детей, а женщины реагируют подобным образом на мужчин и на детей.
(Конечно, такие реакции зависят и от сексуальной ориентации испытуемого.) Дети, независимо от возраста и пола, сильнее всего реагируют на младенцев. Мальчики сильнее
реагируют на фотоснимок матери, чем отца, и девочки, чем другого мальчика. Реакции
девочек прямо противоположны. Интересны результаты исследований восприятия снимков женщин, держащих на руках младенца. Испытуемых спрашивали, какая из матерей больше любит своего ребенка; они единогласно указывали на тех женщин, у которых на фотографиях были больше расширены зрачки. При этом ни один из испытуемых не отдавал себе в этом отчета.
В ходе эксперимента, состоявшего в рисовании веселого и злого выражения лица, участники изображали на веселом лице расширенные зрачки. Обнаружилась и дополнительная зависимость: величина зрачка тем более важна, значима и определима, чем светлее радужка глаза. Оказалось даже, что в «голубоглазых» популяциях зрачковые реакции имеют большую коммуникативную значимость, а в популяциях с темными радужками («кареглазых») играют меньшую роль (там сильнее проявляют себя мимические и пантомимические элементы).
А какого цвета Ваши глаза и глаза значимых для Вас людей? Какое значение в Ваших отношениях с ними имеет реакция зрачков?
УПРАЖНЕНИЕ 12. Посмотрите мне прямо в глаза…
В одном из рассказов был учитель, который, желая запугать своих учеников, приказывал им смотреть ему в глаза, и дети называли его «Кипяток». Вы не должны никого заставлять смотреть себе в глаза, но попросите партнера о поддержании зрительного контакта. Вы можете моргать и смотреть на какую-то часть лица, но, главное, не отводить взгляд.
Знаете ли Вы, что для большинства людей зрительный контакт и взгляд в лицо воспринимается как нарушение интимности? Это достаточно странно — ведь лицо, пожалуй, самая открытая часть нашего тела, мы демонстрируем его постоянно. (Что же тогда думать о культуре, применяющей чадру?)
Соблюдайте правила, использовавшиеся в предыдущих упражнениях из цикла «Разговоры». Было бы интересно поэкспериментировать с разными партнерами, находящимися с Вами в различных отношениях. Не забудьте о подведении итогов, выводах и обратной информации. Поговорите обо всем этом со своим Попутчиком.
В некоторых исследованиях величина зрачков рассматривается как показатель возбуждения, сенсорной стимуляции, а также возникновения определенных познавательных процессов. Она считается также проявлением мышечной активности. Наблюдения за величиной зрачков ведутся также в исследованиях жизненных позиций и предпочтений.
Интерактивные сообщения
Зрительный контакт
Зрительный контакт, безусловно, является важным источником информации в межличностном общении. С этим согласны все психологи. Информацию несет как установление контакта, так и его прекращение, прерывание, избегание и т. д. Однако значение этих моментов сильно зависит от определенного контекста. Громадную роль зрительный контакт играет в ситуации tеt-а-tеt:, на достаточно близкой дистанции. Такой контакт не носит непрерывного характера, хотя поддерживается на протяжении всего разговора (с определенными паузами). Оказывается, слушающий чаще смотрит на говорящего. При паузах в высказываниях, наоборот, говорящий чаще поглядывает на слушателя и свои дальнейшие действия предпринимает в зависимости от его реакции.
Реакции слушателя психологи делят на четыре категории:
1)
слушатель поднимает глаза вверх, что означает размышление, при этом говорящий
делает паузу;
2)
слушатель пожимает плечами, тем самым выражая непонимание, в этом случае говорящий повторяет высказывание в измененной форме (другими словами);
3) слушатель поддерживает зрительный контакт и кивает головой, выражая полное понимание, говорящий продолжает свою речь;
4) слушатель поддерживает зрительный контакт и улыбается, подтверждая, что все понимает и со всем согласен, ему нечего добавить; говорящий продолжает речь.
Способ контактирования при помощи зрения тесно связан с особенностями внимания. Это способ невербального подтверждения интереса к партнеру или его высказываниям. Более внимательными зрителями являются упоминавшиеся выше экстраверты. Сильно различаются в этом отношении люди психически здоровые и больные шизофренией: больные менее внимательны. К достаточно очевидным выводам пришли исследователи диад, или общающихся пар: любящие партнеры чаще смотрят друг на друга, чем не испытывающие симпатии. Интересно, получил ли кто-нибудь за подобные исследования ученую степень?
Частота и продолжительность зрительного контакта являются показателями групповых взаимоотношений. Лица, стоящие ниже в групповой иерархии, чаще глядят в направлении вышестоящих, особенно если кто-то из них в этот момент говорит. Человек, занимающий высокое положение в групповой структуре, чаще смотрит на зависимых от него лиц, когда он оратор, а они — слушатели. Так ведут себя люди, стремящиеся к получению и удержанию власти, с сильной тенденцией к доминированию и контролю над другими.
Иногда зрительный контакт может интерпретироваться как угроза или предостережение.
Он может использоваться как довольно примитивное средство защиты собственной территории. Такой взгляд должен быть долгим и неподвижным, заставляющим оппонента
опустить глаза.
УПРАЖНЕНИЕ 13. Разве эти глаза могут лгать?..
Приготовьте достаточно большой (не менее формата А5) кусок жесткого картона. Вырежьте в этом листе узкую полоску. Возникшее отверстие будет «окошком», а лист станет завесой для Вашего лица. Вы можете выполнить упражнение, выступая в нем как участник или только как режиссер и наблюдатель. Отправитель прячет голову за листом картона. Видны только его глаза. Он старается не пользоваться жестами и не двигаться, концентрируясь на мимике и сопутствующем ей выражении глаз.
Получатель пытается на основе ограниченных данных расшифровать и назвать определенную эмоцию. Затем отправитель демонстрирует все мимическое выражение, открывая лицо.
Обратите внимание на проблему, которая может здесь возникнуть. Некоторые получатели прекрасно принимают и регистрируют сигналы, посылаемые в зрительном контакте, но не умеют их правильно назвать. В таком случае они могут сами показать воспринятые ими мимические выражения. Проверьте, насколько это удается участникам Вашего эксперимента. Заметьте, что экспрессивность глаз (способность выражать глазами чувства и внутренние состояния) присуща немногим людям. Помните и о значении цвета радужки, о котором шла речь в предыдущем разделе.
Насколько хорошо Вам удалось расшифровать эмоции или сымитировать мимические выражения?
О сделанных открытиях и выводах поговорите со своим Попутчиком. «Разве эти глаза могут лгать?
Конечно, нет…
Персональное пространство
Персональное пространство определяется как «территория с невидимыми границами, окружающая тело индивида, на которую посторонние не допускаются» или же как «непосредственно окружающее индивида пространство, в котором происходит большинство его интеракций».
Размер персонального пространства у разных людей неодинаков и может меняться под воздействием целого ряда факторов. Проще всего представить, что все мы сидим внутри прозрачных, пластичных баллонов, а их объем составляет персональное пространство.
Все психологи признают, что вторжение в чужое персональное пространство всегда вызывает негативные реакции его владельца.
Персональное пространство можно разделить на четыре зоны:
1) интимную (15-45 см);
2) индивидуальную (личную) (45-120 см);
3) социальную (120-400 см);
4) публичную (свыше 400 см).
Величина каждой из этих зон сравнительно постоянна для индивида, хотя и может претерпевать незначительные изменения в зависимости от условий.
Познакомимся с некоторыми результатами исследований этой проблемы.
• Дистанция (расстояние) между партнерами в диаде (паре) тем меньше, чем ближе
степень их знакомства. (Признаюсь, мне трудно согласиться с этим как с общим правилом…)
• Женщины в большей степени, чем мужчины, зависят от условий взаимодействия в диаде.
• Наименьшие дистанции устанавливаются во время общения на свежем воздухе, а наибольшие — в кабинетах и приемных.
• Дружеские контакты протекают в интимной зоне, встречи со знакомыми — в индивидуальной зоне, а с чужими людьми общаются на ее границе. Интеракции, связанные с бизнесом, а также те, в которых встречаются начальник и подчиненный, проходят в основном в социальной сфере.
• У лиц, «зависимых от поля», дистанции общения в среднем меньше, чем у лиц, от поля независимых.
• Дистанция зависит также от возраста, пола, культуры.
А что произойдет, если кто-то вдруг вторгнется в пределы персонального пространства?
Вы легко можете представить возможные реакции и поступки. Проверьте, совпадают ли
Ваши представления с приведенными ниже результатами исследований. Нарушение пер¬сонального пространства вызывает проявление различного рода недовольства: от бегства
до агрессии. Характер реакции зависит от возраста, положения тела, социального статуса
нарушителя. Интенсивность реакции зависит от отношений господства-подчинения между «агрессором» и жертвой, от места, в котором все происходит, и от мотивов, приписываемых «агрессору». Кстати, и у самих «агрессоров» возникают в этом случае негативные
эмоции, проявляющиеся в закрытых глазах, опущенной голове, потупленном взгляде.
Интересно, почему? Может, в них просыпается чувство вины? Лучше не проверяйте это-
го на себе!
Манипулирование величиной персонального пространства способно вызвать также ряд фи¬зиологических реакций (изменение частоты пульса, повышенное выделение адреналина, потоотделение, мышечное напряжение).
ПРИМЕРЫ
а Вспомните случаи нарушения Вашего персонального пространства. Вы уже знае¬те, что дистанция с другими людьми есть величина переменная, зависящая от многих личностных и ситуативных факторов. Одних людей Вы «подпускаете» бли¬же, чем других. Хорошо было бы вспомнить ситуацию, в которой кто-то попы¬тался перейти установленные Вами для него границы. Случайный прохожий при¬двинулся слишком близко, спрашивая, который час; продавец расхваливал свой товар, крича Вам в самое ухо…
О Вспомните симптомы напряжения, проявляющиеся в отмеченных выше реак¬циях тела.
Изменения персонального пространства влияют также на взаимную привлекательность и симпатию. Эксперименты показали, что более привлекательны друг для друга люди, на¬ходящиеся на значительном расстоянии. На близкой дистанции они склонны характери¬зовать друг друга как нервных и агрессивных. Проверьте эти выводы при ближайшей поездке общественным транспортом. Заметьте, кто вызывает у Вас интерес и расположе¬ние, а кто — неприязнь и как эти чувства связаны с дистанцией между вами.
Результаты экспериментов показывают, что женщины во время разговора подходят друг к другу ближе, чем мужчины, а лица одного возраста — ближе тех, кто по возрасту раз¬личается. Друзья при вербальном обмене находятся друг к другу ближе, чем коллеги по работе. Удивительно, но родители во время беседы с детьми стоят от них так же далеко, как и чужие люди.
Территориальность
Территориальность — это понятие, заимствованное из опытов над животными. Оно отно¬сится к площади, которую животные метят и защищают как от представителей собственного вида, так и от других видов животных. Оказывается, что результаты исследований в этой области в основном могут быть применимы и к людям.
Под территориальностью у людей понимается возникновение у индивида или группы людей собственнического отношения к определенному пространству. Это, конечно, не означает владения территорией в юридическом смысле. Индивид или группа, постоянно или временно занимая определенное пространство, ведут себя на этой территории как на собственной. Территориальность приводит в действие различные способы защиты пространства от любого вторжения. Границы территории данной группы могут быть проницаемыми, если этому способствует характер происходящего на ней взаимодействия (границы аудитории слушателей проницаемы, а границы беседующей группы — нет). Это зависит также от дистанции между собеседниками, их количества и статуса.
Установлено, что территория имеет свою структуру. Занятие определенного места на данной территории является определенным сообщением для других ее пользователей. Способ занятия пространства формирует способ общения в данной группе, например люди, сидящие друг напротив друга, общаются значительно чаще, чем те, кто находится в иных положениях по отношению друг к другу. Занятие четко определенного места на групповой территории способствует обретению положения лидера этой группы.
Оказывается также, что, наблюдая свою пространственную позицию на данной террито¬рии или все пространственное положение чуждой нам группы, мы можем сделать вывод о взаимоотношениях этих людей.
Интерперсональное пространство
Мы можем говорить об интерперсоналыюм пространстве, когда между двумя или более лицами возникает взаимодействие. Это пространство имеет свои физические размеры и должно быть одинаково доступно для всех участников общения. Его размеры не должны требовать применения каких-либо приспособлений и приборов, кроме органов чувств человека.
Интерперсональное пространство имеет следующие свойства:
— формирует межличностные связи и способствует их анализу;
— одновременно с возникновением взаимоотношений возникают границы пространства разной степени проницаемости для других людей;
— территория обладает структурой, которая может изменяться. л:
Такое пространство может выполнять разнообразные функции: информационную (передача участниками интеракции друг другу невербальной информации), диагностическую (возможность наблюдателю определять характер интеракций и анализировать их), формирования поведения участников, структурирования социальной ситуации и даже терапевтическую функцию.
Терапевтическая функция реализуется в ситуации 1е1-а-1:е1:, в пространстве, занимаемом группой, которая может постоянно поддерживать зрительный контакт. Это возможно при размещении общающихся по кругу, когда каждый видит друг друга.
Как и в предыдущих упражнениях, сыграйте в новую интересную игру, которая позволит Вам ответить на важные вопросы. Независимо от того, кто Вы — душа общества или отшельник, не вылезающий из своей норы, Вашего возраста, пола, гражданского состояния, профессии и физической привлекательности, изучая материалы нашего курса, Вы постепенно научитесь преодолевать лень, страх, неуверенность. Не читайте упражнения — выполняйте их: именно личный опыт является сутью данной формы обучения. Не воображайте, а действуйте, не старайтесь обмануть себя; к себе не стоит относиться невнимательно.
УПРАЖНЕНИЕ 14. На какой дистанции?
Попросите трех знакомых Вам людей, степень близости которых Вам различна, о сотрудничестве. Как и раньше, условия для выполнения упражнения могут возникнуть на встрече, где присутствуют люди близкие, знакомые и незнакомые.
Четыре человека (включая Вас) должны находиться в пустом помещении. Старайтесь сохранять тишину. Один из вас закрывает глаза или завязывает их, как при игре в прятки, и стоит, прислонившись спиной к стене. Другие участники поочередно медленно подходят к нему. Приближение должно быть спокойным, постепенным. При этом никто ничего не говорит.
Участнику сообщают о начале движения, допустим, хлопком в ладоши. Стоящий с закрытыми глазами должен сосредоточиться на своих ощущениях и установленным жестом (например, поднятием руки) показать, когда приближающийся должен остановиться. По окончании серии «подходов»
упражняющийся может открыть глаза и проверить (хорошо бы и запомнить), на какое расстояние он подпустил к себе участников упражнения; различаются ли дистанции или они для всех одинаковы. Заметьте, пожалуйста, все возможные проявления. Больше впечатлений Вам доставит упражнение, в котором примут участие близкие и незнакомые, приятные и несимпатичные Вам люди. И не забудьте о беседе с Попутчиком, хорошо?
К Вашему сведению, область знаний, изучающая проблемы расположения людей в пространстве при общении, называется проксемикой.
Домашняя работа 17
1. Могут ли мимические выражения заменять вербальные сообщения?
а) Нет.
б) Да.
в) В отдельных случаях.
2. В присутствии посторонних лиц мы выполняем задание:
а) хуже;
б) лучше;
в) зависит от задания.
3. Выполните упражнение , заполнив таблицу. Письменно ответьте на вопросы к данному упражнению.
Ольга
Мария
Андрей
Сергей
Ольга
X
Мария
X
Андрей
X
Сергей
X
4. Укажите наиболее оптимальную зону персонального пространства в различных жизненных ситуациях
ВНИМАНИЕ! Все рецепты даны для ознакомления. Перед применением проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом!