Вербальное и невербальное общение

Существуют специальные упражнения, которые позволяют понять, насколько важно правильно подбирать слова при общении и контролировать свои движения. Благодаря им, человеку станет намного легче понять собеседника.

Каковы наши победы и поражения в межличностных играх?

Зачем уделять столь пристальное внимание тому, что и как мы говорим? Ведь это всего лишь слова… Тем, кто так думает, я предлагаю выполнить упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Бросьте в меня словом

Войдите в помещение, где находится хотя бы один человек, и громко скажите: «Ах, как ты чудесно выглядишь!» В другой раз при таких же обстоятельствах скажите: «Ты глупец!», а в третий раз загляните в комнату и спросите: «Который час?»

Обратите внимание на эмоциональные реакции получателей: это может быть испуг, злость, смех, раздражение, озабоченность и даже сильная агрессия. Отметьте физиологические проявления — румянец, бледность, изумленный взгляд, а также жесты и движения. Важны также мимика и тон голоса (при вербальном общении). Запишите свои наблюдения и, конечно, поясните людям, с какими эмоциями Вы экспериментировали, цель и смысл этого упражнения.

Как Вы думаете, что может сделать слово? Или оно только звучит и исчезает? В таком случае припомните слова «люблю» и «ненавижу»… Теперь Вы верите в силу слова?

В этом уроке я хочу познакомить Вас с особым — нерациональным и обычно неудобным для участников, но часто встречающимся — способом общения: интерперсональными (межличностными) играми. Когда Вы хорошо их освоите, перед Вами откроется возможность принятия большей ответственности в общении с людьми и более полного осознания последствий Ваших собственных коммуникативных действий.

Термин «интерперсональная игра» используется в нескольких теориях коммуникации, но еще чаще в психологической практике: в диагностике и различных формах психотерапии. Богатейший материал для размышлений об этом явлении мы находим в теории трансактного анализа (ТА) американского психотерапевта и психолога Эрика Берна, о которой уже шла речь. Однако, чтобы соответствующим образом представить суть интерперсональных игр в таком понимании, я изложу Вам общие положения концепции ТА о структуре личности, затем познакомлю с пониманием патологии в ТА и с ключевым понятием трансакции, после чего мы подробно рассмотрим проблему, обозначенную в заголовке.   .

Общие положения концепции ТА

Трансактный анализ — это соединение воедино теории коммуникации, психоанализа и феноменологии, а используемые в нем понятия относятся также и к гуманистическим концепциям.

В основе концепции лежит утверждение, что в контактах (называемых трансакциями) между людьми проявляются различные позиции «Я» (эго), которые влияют на контакт и определяют способы использования времени.

Выделяются три основные позиции Я, входящие в структуру личности человека.

Позиция Я — Родитель включает весь опыт человека, полученный в детстве (до 5 лет) от значимых лиц, прежде всего родителей. Этот опыт приобретается в процессе подражания, моделирования действий без собственной сознательной обработки, отбора и контроля. Позиция Родителя проявляется в действиях индивида, который повторяет поведение родителей. Мы можем найти здесь запреты, приказы, правила поведения, а среди них — предубеждения и преувеличения. С учетом специфических функций, выполняемых с позиции Я — Родитель, она подразделяется на три разновидности:

а)    «природный Родитель» — включает общие приказы, запреты и правила поведения;

б)   «опекающий Родитель» (он же «оберегающий»), который охраняет, хвалит, поддерживает, помогает, кормит, учит — словом, заботится;

в)   «карающий Родитель» (называемый также «критичным» и «суровым»),

наказывает, критикует, распоряжается, контролирует, вызывает чувство вины,       высмеивает, снижает значимость.

Позиция Я — Ребенок состоит из впечатлений первых лет жизни и соответствует эмоциональной сфере человека. В этих, происходящих из детства, формах поведения и ощущений мы находим стремления, желания и чувства — игру, смех, плач, крик, танец, грусть, разочарование, зависть, ненависть, тоску, мечты, счастье, восторг и любовь. С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняться, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности.

В позиции Я — Ребенок выделяют:

а)    «послушного Ребенка» (иначе — «приспособившегося»), где мы находим такие сформированные окружающими позиции, как послушание, уступчивость, чувство вины, вежливость, подчинение воле авторитетов; проявляются также ощущения униженности и бессилия;

б)   «свободного Ребенка» (он же «естественный «, «спонтанный»), с элементами, на которые не повлияла социальная среда: такой ребенок развлекается, радуется, злится и познает мир, смеется и плачет, не оглядываясь на этику и нравственность. Он делает, что хочет, не заботясь о реакции окружающих;

в)    «бунтующего Ребенка», где мы находим раздражение, бунт, гнев, злость — сильные негативные чувства, противостоящие позиции «карающего Родителя»;

г)    «маленького Профессора» (некоторыми рассматривается как часть позиции «свободного Ребенка» или как функция всей позиции «Ребенок»), с творческими и интуитивными элементами; эта структура Я задает простые, но коварные для окружающих вопросы, отличается любознательностью и изобретательностью.

Позиция Я — Взрослый включает самостоятельно полученные знания и опыт, рациональные убеждения и собственные оценки. Она вырабатывается позже других позиций, но своими корнями уходит к самостоятельному познанию мира в младенчестве. Сюда входят постоянно обновляемые знания об эмоциях и способах деятельности индивида. Иногда содержание этой позиции определяют так: личный опыт + надежный Родитель + рефлексивный Ребенок. Взрослый собирает информацию, обрабатывает ее в соответствии с законами логики и делает выводы. Он не зависим от чувств и настроений, обусловливает познание действительности и может влиять на другие позиции.

В наших дальнейших рассуждениях мы ограничиваемся использованием основных позиций, к которым относятся:

— оберегающий и карающий Родитель;

— Взрослый;

— свободный, послушный и бунтующий Ребенок.

Хорошо бы Вам запомнить эти названия и их синонимы.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Создай свою эгограмму

Попробуйте поставить «диагноз» самому себе. Для этого в соответствии с предложенной ниже схемой проанализируйте свои представления о себе, а точнее — о своих позициях общения. Определите, в какой степени каждая из этих позиций присутствует в Вашей жизни.

Сосредоточьтесь на основных позициях: карающего и оберегающего Родителя; Взрослого; свободного, послушного и бунтующего Ребенка.

Вы можете учитывать:

а)   положение и движения собственного тела (хотя эти вопросы мы будем рассматривать подробно в следующем журнале);

б) звучание и тон голоса;

в)   высказываемые Вами слова и предложения (этот момент прошу Вас проанализировать прежде всего!);

г)   социальные связи;

д)  историю своей жизни.

В данном случае методом изучения будет выступать интроспекция — самонаблюдение, самоизучение, взгляд внутрь себя.

Отметьте, пользуясь предлагаемой шкалой, «каким процентом» каждой из этих позиций Вы обладаете. Пропустите позиции маленького Профессора и природного Родителя, которые мы не будем анализировать в силу сложности и пересечений с другими позициями. Сумма Ваших результатов должна составить 100%.

Закончив схему, попросите Попутчика (или близкого человека, которому доверяете) составить Вашу эгограмму. А может быть, Вы сделаете это друг для друга? Желаю Вам больших открытий и хорошего контакта с партнером.

Здоровье и патология в ТА

А теперь попытаемся выяснить, что, с позиций ТА, считается здоровьем и патологией.

Здоровый и хорошо функционирующий индивид использует в отношениях с другими людьми все позиции. Он занимает в общении позицию, наиболее подходящую к данной ситуации, но способен при необходимости ее изменить, воспользовавшись любой другой.

Чаще всего он занимает позицию Взрослого, одновременно проверяя, «фильтруя» осознаваемые и перерабатываемые на основе жизненного опыта позиции Ребенка и Родителя. Здоровый индивид обязан уметь использовать позицию свободного Ребенка, особенно в случаях, связанных с эмпатией, а также проявлять интуицию и творчество.

Патология функционирования Я обнаруживается в явлениях эксклюзии и контаминации. Они касаются структуры Я и выявляются в межличностных отношениях.

Эксклюзия состоит в блокировании какой-то позиции (чаще всего Ребенка), в результате чего проявление чувств ограничивается, появляется эмоциональная холодность, замкнутость.

Контаминация — это перемешивание, наложение друг на друга различных позиций (например, позиций Взрослого и Родителя, что в данном случае мешает отличать реальные факты от убеждений и предубеждений).

Понятие трансакции

Чтобы хорошо понимать дальнейшее содержание, необходимо усвоить понятие «трансакция», означающее единицу измерения общения.

Трансакция — это произвольный обмен (вербальный или невербальный) сообщениями между двумя лицами. Это обмен такими сообщениями, как слова, жесты, подарки, взгляды, паузы.

В трансакции выделяют две фазы: ,

а) трансактный импульс и ответная ему

б) трансактная реакция.

Трансакции существенно различаются в зависимости от того, с какой позиции общения посылается импульс и какой позиции он адресован.

Следует также понимать, что каждая реакция (ответ) может стать импульсом для следующей трансакции.

Займемся теперь типами трансакций. Нам помогут обозначения позиций общения:

            Р —Родитель

Вз — Взрослый

 Реб — Ребенок

 Различают следующие типы трансакций:

1.    Прямой — определяемый как непересекающийся (комплиментарный или параллельный) делится на два вида:

       а)    отправитель   адресует импульс получателю той же позиции, с которой он посылается: импульс Взрослый — Взрослый и реакция: Взрослый — Взрослый;

б)   импульс адресуется позиции, отличной от той, с которой он посылается: импульс Ребенок — Родитель, а реакция Родитель — Ребенок.

2.    Перекрестный.

3.    Скрытый (неявный).

Немного запутанно? Скоро Вам все станет ясно. А теперь обратите внимание на примеры.

ПРИМЕРЫ

О  Позиция Я-взрослый сообщает: «Который час?» и это типичный импульс, направленный на аналогичную позицию получателя (Вз — Вз).

С]  Возможно возникновение целого набора ответов — реакций с разных позиций получателя.  \

О «Семнадцать часов восемь минут» или «У меня нет часов» — это возможные ответы с позиции Взрослого, которой и был адресован импульс, и потому это пример прямого типа трансакции (Вз — Вз, Вз — Вз).

а «Почему Вы не носите часов?» — карающий Родитель обращается к Ребенку: это перекрестный тип трансакции (Вз — Вз, Р — Реб).

 »Уже очень поздно, я могу Вас подвезти» — оберегающий Родитель обращается к Ребенку; в этом случае тип трансакции аналогичен предыдущему (Вз — Вз, Реб — Р).         .;-.._5.. ‘

О «Извините, нет часов, не сердитесь», — отвечает послушный Ребенок; происходит перекрестный тип трансакции (Вз — Вз, Реб — Р).

О «Меня это не касается, свои часы надо иметь», — бунтующий Ребенок обращается к позиции Родителя; перекрестный тип трансакции (Вз — Вз, Реб — Р).

а «Который час? Без пяти как свиснули» — свободный Ребенок адресует к аналогичной позиции отправителя, что также приводит к перекрестному типу

трансакции: в ответ на вопрос Взрослого к Взрослому (Вз — Вз) мы получаем

реакцию Ребенок — Ребенок (Реб — Реб).

Последний пример относится к тем удивительным случаям перекрестных трансакций, которые на схемах изображаются при помощи параллельных прямых. Чтобы Вы хорошо это поняли, приведу еще один пример.

На импульс, выраженный сообщением: «Ах, какие же неаккуратные соседи с первого этажа!»(Р — Р), — мы получаем ответ: «У меня нет данных, подтверждающих Ваш вывод» (Вз — Вз). Реакция исходит не из той позиции, к которой направляется импульс, следовательно это перекрестная трансакция.

А вот другой наглядный пример.

На импульс: «Помолчи минутку» (карающий Р — послушный Реб) — получаем ответ: «А ты меня обнимешь?» (свободный Реб — оберегающий Р) и тоже имеем перекрестную

Скрытые трансакции происходят в двух плоскостях — явной (социальной) и скрытой (психологической). Наиболее распространенными примерами являются флирт или продажа товара.

ПРИМЕР

и  «Вы интересуетесь садоводством? У меня есть прекрасный участок с любопытными экземплярами.» — «Мне очень интересно, что Вы выращиваете». В социальной плоскости общаются одинаковые позиции: Вз — Вз, и это прямая трансакция. Но в психологическом аспекте слышится: «Ты мне нравишься!» -»Я рад этому!» (то есть сообщение: Реб — Реб и ответ: Реб — Реб). В сумме получаем скрытый, неявный тип трансакции.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Представьте различные типы трансакций

Приведите не менее двух примеров каждого типа трансакций. Ничего не выдумывайте! Пусть они будут свидетельствами Вашей наблюдательности и общей коммуникативной компетентности.

Свои примеры изобразите в виде схем. Подумайте, типичны ли эти трансакции для собеседников или являются исключением, а если да, то в чем.

Прямые трансакции……………………………………………………………………………………………………

Перекрестные трансакции……………………………………………………………………………………………

Скрытые трансакции…………………………………………………………………………………………………

Можете привести примеры трансакций, в которых участвовали Вы.

Что нового для себя Вы обнаружили? К каким выводам пришли? Напомню, как обычно, о пользе беседы с Попутчиком и сопоставления его наблюдений со своими.

Рассмотрим основные принципы общения с позиций трансактного анализа. Принцип 1.

Прямая трансакция существует до тех пор, пока соблюдаются ее условия (импульс направляется на аналогичную позицию, откуда исходит обратная реакция: например, импульс Вз — Вз и ответ Вз — Вз, импульс Р — Реб и ответ Реб — Р), пока участники не изменят этой схемы. Люди любят общаться таким способом, поскольку он известный, безопасный, хотя зачастую рутинный и не привносит в общение ничего нового.

Принцип 2.

Перекрестная трансакция ведет к разрыву (пусть и очень короткому) прежних отношений, и в дальнейшем общение происходит уже в иной форме. Реакция получателя неожиданная для нас, вызывает беспокойство, выводит из равновесия, ошеломляет, удивляет. Перекрестные трансакции являются причинами многих крупных и мелких проблем в межличностном общении, поэтому следует знать об их существовании и стараться избегать их.

Принцип 3.

Результаты скрытой трансакции обычно возникают в психологической плоскости. Именно эти трансакции чаще всего лежат в основе игр.

Анализ игр

Вы знаете уже так много, что мы можем, наконец, заняться анализом ИГР. Автором этого определения является сам Э. Берн, автор книги «Игры, в которые играют люди, и люди, которые играют в игры», которую я Вам от души рекомендую. Внимательно прочитав ее, Вы станете экспертом по играм, происходящим в Вашем окружении. Но не всегда наличие специальных знаний гарантирует умение управлять собой на практике… Это у зависит от Вас.

«Игра — это серия последовательных, дополняющих друг друга, замаскированных трансакций, направленных на достижение четко определенного, предполагаемого результата. Ее можно определить как многократно повторяемый набор трансакций, часто внешне правдоподобных, содержащих какую-то скрытую мотивацию.

Другими словами, это серия «ходов», содержащих какую-то ловушку, использующих уловки. Игру легко отличить от нормальных контактов, ритуалов и развлечений, поскольку для нее характерны две типичные черты: 1) определенные скрытые свойства и 2) плата.

Деятельность может быть успешной, ритуалы — эффективными, развлечения — полезными, но все эти действия, по определению, имеют искренние, не скрываемые намерения; в определенных случаях они могут вызывать соперничество, но не конфликт, их окончание может быть неожиданным, но не драматичным. В то же время любая игра по своей сути нечестна, а ее результат имеет характер не столько возбуждающий, сколько драматичный», — пишет сам Э. Берн.

В играх проявляется неоднозначность намерений и отправителя и получателя. Они неоднозначны для партнеров. Иногда эти намерения двойственны. Это проявляется, к примеру, в вербальном и невербальном общении, когда их средствами одновременно передаются взаимоисключающие сообщения. Допустим, кто-то очень громко, дрожа всем телом, потный и красный, говорит, что он совершенно спокоен… (Придумайте другой пример этого явления.)

Начинающий игру преследует две цели — явную и тайную. Игра всегда относится к непартнерскому стилю общения.

Позиция Взрослого вообще не используется в играх. Она не контролирует и не влияет на действия с других позиций. Игры не имеют ничего общего и с забавами Ребенка и не являются конструктивным способом использования времени. Они, как отмечалось ранее, являются следствием скрытых трансакций. В социальном аспекте все может казаться пра-вильным и честным, но на психологическом уровне игры служат реализации скрытых, неискренних (не высказываемых честно) мотивов. И что удивительно, мотивы всегда одни

и те же. Это «поглаживания» , или реакции окружающих, а также возможность освобождения своих сокровенных чувств.

Игроки находятся в своих естественных группах (в семье, на работе, в дружеском кругу), где каждый из них ведет свою игру, часто приспосабливаясь к личности партнера.

Отличительной чертой игры является то, что она ведется для достижения определенной скрытой цели. Рассмотрим это подробнее. Игра не обнаруживает подлинных чувств ее участников. Цель игры — маленькое, но немедленное удовлетворение, возникающее из временного убеждения, что «Я — в порядке».

Помните, мы говорили о жизненных позициях и отношении к самому себе? (Об этом шла речь в журнале 6. Вернитесь к этой проблеме, если что-то забыли.) Именно убеждение, что что-то не в порядке, приводит в действие игру, которая, подобно болеутоляющему лекарству, приносит на некоторое время облегчение: мы кажемся себе более умными, ловкими, умелыми Как это ужасно, правда?

Один из психологов назвал игру наступательным отступлением, понимаете?

Это удивительно, но мы играем для получения негативных подкреплений, отрицательных реакций окружающих, что уменьшает возможность проявления искренности и установления близких связей.

Игры — это способ использования времени, применяемый людьми, неспособными вынести отсутствие межличностных связей вследствие жизненной позиции «Я не в порядке» и соответствующих реакций окружающих (поглаживаний). Такие люди не пользуются уважением, не чувствуют себя в безопасности. И поэтому играют в игры. Они предпочитают страдать, чем не ощущать ничего, и только на первый взгляд в этом нет психологического смысла.

«Лучше иметь затрудненное дыхание, чем не дышать вообще».

Легче жить в беспокойстве, злобе, атмосфере враждебности, чем сталкиваться с абсолютным безразличием. Помните, человек-невидимка… Это так болезненно, что поневоле прибегаешь к играм.

Все игры происходят от простейшей, в которую играют уже маленькие дети и которая называется: «Мое лучше, чем твое».

(Любопытно, что сам Э. Берн описал, назвал и определил несколько десятков игр, используемых в межличностном общении; позже этот перечень дополнил и проанализировал С. Карпман. Интересный подход к классификации игр предложил также К. Стейнер.)

В игре «Мое лучше, чем твое» (где возможен и вариант «Мое хуже, чем твое») могут участвовать даже малыши. Лицо, инициирующее и начинающее игру, не проявляет подлинных чувств. Такой человек чувствует грусть, жалость, отчаяние, горечь или зависть, иначе говоря, ощущает себя хуже других. Он — не в порядке, тогда как другие — в порядке.

Начинающий игру своими коммуникативными действиями может спровоцировать яростную атаку на себя (в различных формах, зависящих от ситуации), и эта атака причинить боль, разоблачить его Так что же ему нужно? — Это невероятно, но еще убедиться в том, что он ни на что не годится.

Вдумайтесь, пожалуйста. Если кто-то действительно хочет перестать плохо думать о себе, он не начинает игру, ведущую в никуда. Хотя «никуда» — это неточно, потому что:

Игра имеет цель — сохранить равновесие, то есть защитить нас от любых перемен.

Вы сыграли бы в такую игру? А может, Вы уже давно делаете это? Если не обнаруживаете этой игры в своем поведении, понаблюдайте за другими (лучше всего — за малышами в песочнице, которые спорят о том, у кого лучше мороженое, машинка, папа). Интересная и хорошо известная форма — это «инвентаризация» недомоганий и болезней, проводимая чаще всего старыми и одинокими людьми.

А теперь несколько слов о знаменитой игре «Да, но…» Ее называют также: «Почему нет? Да. Но…» Вы не представляете, насколько часто приходится «иметь с ней дело» психоаналитикам и психотерапевтам. Вот послушайте примерный диалог:

—   Помоги мне, дорогая! Я уже не выдерживаю напряжения на своей работе.

—   Сочувствую. Может быть, ты попробуешь изменить характер ваших разговоров, тогда некоторые проблемы можно было бы обойти молчанием.

—   Да, но они не в состоянии замолчать, даже когда обмен репликами становится слишком резким.

—   Знаешь, вам следует поговорить об этом откровенно: рабочее место не может быть полем боя, потому что это не способствует работе…

—   Это было бы неплохо, но у моих коллег на этот счет другое мнение.

—   Вот как. Тогда, может быть, ты должна сама с этим справиться, например, не участвовать в этих разговорах.

—   Что ты! Мое молчание только подольет масла в огонь!

—   В таком случае почему бы тебе не попросить шефа перевести тебя в другую комнату?

—        Легко сказать, я не такая смелая…

—        Знаешь, если бы ты очень хотела, ты бы отважилась.

—        Да, но знаешь, чем бы я рисковала? Это ужасно!

—        В конце концов, если эта работа так тебя выматывает, может, лучше сменить ее?

—        Да, но если человек такой нервный, как я, ему трудно найти что-то новое…

—        Тогда почему ты не лечишься?                    „

—        Потому что уже не выдерживаю напряжения на своей работе!

И так далее, и так далее… Вплоть до момента, когда может начаться следующая игра, например «Все из-за тебя»:

—   Почему ты не хочешь дать мне добрый совет? Ведь это ты должна разобраться в межличностных отношениях!

Как Вы уже знаете, позиция Взрослый вообще не участвует в игре. Это только кажется, что человек ищет информацию, решения, новые методы. В эту игру играет Ребенок, а партнер выступает в роли оберегающего Родителя. Характерно, что в определенный момент его позиция становится более принципиальной, и в нем просыпается Родитель карающий. Но наш бедный и якобы беспомощный Ребенок, превозмогая боль, пользуется разумом и опытом Родителя — своего собеседника.

Это зачастую приводит к новой игре под названием: «Разве это не ужасно?» Можем спокойно жаловаться и сетовать: «В этом уже все убедились и развели руками! Такой уж я есть. С этим ничего не сделаешь!» А ведь только что мы доказывали себе…

Названия этих игр, введенные Э. Берном, переводятся по-разному, но всегда максимально приближены к реальной ситуации, а потому близки к разговорной речи и часто кажутся смешными. А вообще игры не смешны, а трагичны. Они отчаянно защищают индивида от страданий, возникающих из убеждения, что он не в порядке.

Из этого убеждения следует, что мы недостаточно значимы, что другие лучше нас, что мы, в сущности, не заслуживаем уважения, что мы не умеем того, что умеют другие… Недостаток ощущения самоценности, заниженная самооценка — это понятия, которые Вы уже знаете.

Глубокие и систематические знания об играх — хорошее подспорье в психотерапии. И тем не менее…

предостерегаю Вас от поспешного истолкования поведения других людей с позиции игр — это может оказаться способом проявления Вами враждебности или превосходства.

Курс психологии не может служить таким целям. Руководствуйтесь, пожалуйста, здравым рассудком и начинайте с тех игр, в которые Вы сами играете.

Обратите внимание и на такую важную проблему: если Вы снимете с маленькой черепашки панцирь, она высохнет или будет съедена. В Ваши обязанности не входит просвещать кого-то, какие защитные стратегии он использует, как бы они были нерациональны и очевидны для наблюдателя. Возможность полезных, прогрессивных перемен появляется, если индивид сам стремится к ним и внутренне готов рисковать, трудиться, нести эмоциональные потери. Только тогда, обеспечивая кому-то удобства и безопасность в период болезненных перемен, мы приносим пользу его развитию (надеваем на него более эластичную «вспомогательную скорлупу»).

С. Карпман рассматривал игры, исходя из так называемого драматического треугольника. Его наличие стимулирует, «подталкивает» действие. Это основа любой игры. Такая коммуникация начинается всегда с одной из вершин этого треугольника.

С. Карпман считает, что игра — это способ и добиться поглаживаний, и воспринять их. Заметьте, что термин «поглаживания», или импульсы, получаемые от окружающих, — это перевод английского слова , которое означает и поглаживания, и удары, ушибы, что очень точно передает их характер и функции.

В играх мы подтверждаем даже самые нерациональные убеждения и взгляды на жизнь. Обретаем уверенность, что иначе быть не может. Оживленно жестикулируем, много говорим, но совсем не слушаем друг друга.

В играх мы не нужны друг другу как личности, а только как игроки, подтверждающие наш исходный жизненный план. Такой план в трансактном анализе называется рукописью или сценарием жизни. Нет необходимости подробно их рассматривать. Вам достаточно знать, что этот сценарий охватывает наши, исходящие из детства, основные взгляды на тему «Я и мир», наши «жизненные заповеди». А в играх мы делаем все возможное, чтобы не менять этот сценарий, пусть он даже глупый, болезненный для нас и для окружающих.

Чем же характеризуются три исходных положения игры в драматическом треугольнике? Карпман предложил следующую интерпретацию:

Преследователь — использует нарекания, жалобы, выступая как бы с позиции жертвы; нередко мешает группе четко функционировать, вмешивается, тяготеет к присоединению (не способен действовать без психологического или физического присутствия другого лица, от которого находится в зависимости).

Спаситель (называемый также избавителем) — стремится к удовлетворению чужих нужд, тяжело переживает чужие страдания вследствие развитой эмпатии (склонности к сопереживанию), старается оказать помощь, которая в игре всегда оказывается неэффективной.

Жертва — демонстрирует дискомфорт, напряжение, наличие проблем; получает поддержку, которая не достигает цели, поскольку воспринимается формально.

ПРИМЕР

О    Группа людей напряженно трудится. Они заинтересованы в сроках и качестве работы.

«Боже, как у меня болит голова!» — громкий призыв Преследователя к Спасителю.

«Я дам тебе аспирин», — это Спаситель «в действии».

«У меня от аспирина болит желудок, придумай что-нибудь другое», — из-под маски Жертвы все больше высовывается Преследователь.

«Тогда сядь и расслабься», — не сдается Спаситель.

«Чем глупости говорить, лучше бы помог», — напор Преследователя усиливается.

«Ладно, хватит». — Спаситель входит в роль Преследователя.

«Никто меня не понимает Я страдаю». — Преследователь становится Жертвой.

Вы сами видите, что игры — это реакции, применяемые для восстановления равновесия, чтобы вернуться к жизненной позиции (позиции по отношению к Я и миру), согласующейся с жизненным сценарием человека.

Другими словами, игра — это серия трансакций двойственного значения, приводящая к заранее определенному, чаще всего негативному, эффекту.

Зачем мы, собственно, играем, какая польза от игры?

Мы подтверждаем свою жизненную позицию. Мы убеждаемся в собственной беспомощности, делаем невозможными близкие отношения с другими, избегаем проявления собственных чувств, своей психологической индивидуальности, подтверждаем убеждения из жизненного сценария относительно внешнего мира. Проще говоря, мы всячески сопротивляемся переменам.

Способы прервать игру

Что же можно сделать, чтобы вырваться из этого «заколдованного круга»?

В психотерапии для этого существует несколько способов:      —

•     Принятие игры — мы вступаем в игру демонстративно, не скрывая этого.

•     Игнорирование игры — очень трудный способ; предпочтителен для человека, который не готов к какой бы то ни было конфронтации.

•     Разоблачение игры — когда партнер не вступает в игру, поэтому игроку самому приходится раскрыть суть ситуации.

•     Предложение альтернативы — например, менее опасной игры.

•     Сопоставление игры с четырех позиций общения:

—    Взрослого, который говорит: «вижу», «слышу», «утверждаю», «понимаю»; спра-шивает: «Что тебе надо?», «В чем ты нуждаешься?»;

—    оберегающего Родителя, который сообщает: «Я позабочусь о тебе», «Ты можешь это сделать»;

—   критичного Родителя, который предупреждает: «Соблюдай правила», «Это не для тебя»;

—    спонтанного Ребенка, который говорит: «Почему ты не сказал этого раньше?», «Хочешь, я тебя обниму?», «Может быть, ты хочешь от меня чего-то другого», — и выражает подлинные эмоции.

С точки зрения практических психологов, наиболее интересен последний способ.

Игры проходят на разных уровнях и в связи с этим могут быть более или менее опасны для участников. Они подталкивают драматургию нашей жизни вперед, к заранее воображаемому финалу. Самые опасные игры — те, что оканчиваются в психиатрической больнице, тюрьме или морге…

Очень важно понять, что никто не может играть в одиночку или, как это иногда называют, «со стенкой». Не являясь инициатором игры, но участвуя в ней, Вы несете ответственность за ее последствия. Это важная и трудная мысль. Но помните, что чувство вины деструктивно, оно нам ничего не дает. Нам остается чувствовать ответственность и действовать!

Классификация игр

Рассмотрим классификацию игр с учетом драматического треугольника, приводящего их в действие. Все названия игр — это фразы (или их части), которые являются попытками начать игру.

Игры жертвы

•     «Деревянная нога» или «Ах я несчастный» (Такая уж у меня фигура, и ничего с этим не поделаешь) — использование физического или психического недостатка, чтобы избежать выполнения чего-то или ответственности за что-то.

•     «Дай мне по шее» — явное желание получения негативных подкреплений.

•    «Сморозить глупость» — игра во всякого рода несостоятельность; имеет занятные варианты: «Чугунная голова» или «Деревянные руки».

•     «Да, но…» ,

•    «Это ужасно — почему всегда со мной такое?»

•     «Насилие» — игра относится не только к сексуальной сфере; может иметь форму: —       «За кого Вы меня принимаете?»

•          «Похищение».

•          «Алкоголик».

•          «Зависимый».

Игры спасителя        .

•     «Я всего лишь пробую тебе помочь».

•     «К Вашим услугам».

•     «Твое счастье, что я рядом!» («Ах, что бы было, если бы меня здесь не оказалось!»)

Игры преследователя

•     «Ага, попался!»

•     «Если бы не ты, чего бы я достиг» — игра в супружеских парах или между родителями и детьми; сообщает о чьих-то помехах, которые что-то сделали невозможным.

•     «Одни ошибки» (игра в цепь претензий: все упреки — это попытки начать игру, а когда партнеру это надоедает, он сам становится преследователем).

•          «Смотри, что я из-за тебя сделал» (например: я плачу из-за тебя).

•          «Дефект».

•          «Зал суда».

         • «Похищение».

Ход игры

Пусть это будет игра преследователя «Дефект», которую приводит в действие один человек, а партнер включается с позиции игры «Сморозить глупость». Это так называемые комплиментарные игры.

Дефект: Ты мог бы налить мне кофе? (явная трансакция: Вз — Вз, а скрытая: Р — Реб; в сущности, это провокация, чтобы найти повод для критики).

Сморозивший глупость: Пожалуйста (явная трансакция: Вз — Вз; скрытая: Реб — Р, согласие на предложенный Родителем обмен).

В этой игре происходит обмен скрытыми сообщениями: «Предоставь мне случай указать на твои ошибки…» (так «говорит» первый) — «Согласен, лучше это, чем полное невнимание ко мне…» (сообщает второй). «Сморозивший глупость» партнер в комплимен-тарной игре вскоре даст поводы для критики: Дефект кричит на Глупого и все так, как должно быть. Первый игрок, вводя партнера в депрессию, пытается избежать сомнении в собственной значимости, а второй — освобождается от обязанности проявлять какую бы то ни было активность…

Человек, как правило, не склонен отказываться от таких форм поведения, которые приносят какие-либо выгоды. Какой же выход? Только благодаря позиции Взрослого мы можем изучить ситуацию игры, принять решение. Можно (и нужно!) задействовать также позицию свободного Ребенка, чтобы хорошо изучить свои потребности и позаботиться об их удовлетворении. Быть в согласии с собой — значит быть также ответственным за себя.

УПРАЖНЕНИЕ 4. Сделай запись игры     .

Запишите диалог какой-нибудь игры, которую Вы наблюдали в своем окружении. Не старайтесь реконструировать игры, происходившие в прошлом, и те, в которых Вы сами участвовали. Постарайтесь, чтобы запись была максимально точной.

Ничего не интерпретируйте, ничего не приукрашивайте, — игра сама по себе быстра и драматична. Попробуйте классифицировать ее, а если получится — проанализировать с помощью драматического треугольника.

Вы можете также поискать записи игр в специальной литературе. Поделитесь своими открытиями Попутчиком.

И в завершение разговоров об интерперсональной коммуникации и играх вновь перечитайте и обдумайте «Зеленого Гуся». Возможно, сам Галчиньскии хотел нам сказать что-то важное о процессе интерперсональной коммуникации? Как Вы считаете?

Театрик «Зеленый Гусь» имеет честь представить         < Алоиза Гжегжулку в роли «Робкого просителя»

Действующие лица и исполнители:

 Робкий проситель — Алоиз Гжегжулка

 Директор— ***

Курьер — Константин Бонба (первый раз после возвращения из Парижа)

 Осел Порфирион — Ректор театрального института при «Зеленом Гусе»

 Внимание! Третий звонок. Представление в самом маленьком театре мира начинается. ) Гжегжулка (робко): Я хотел бы поговорить с господином директором. Курьер: Отдохните минутку. Господин директор ест суп.

Проходит полчаса.

Гжегжулка (еще более робко): Я хочу поговорить с господином директором.

Курьер: Отдохните минутку. Господин директор ест пирожки.

Проходит час.

 Гжегжулка (воплощение робости): Я желал бы поговорить с господином директором.

Курьер (играя от скуки на пианино «Марш гладиаторов»): Отдохните минутку. Господин директор пьет компот.

Проходит два часа.

Гжегжулка (на коленях): Не мог бы я дать господину директору по шее?

 Курьер: Отдохните секундочку. Господин директор сейчас выйдет. Директор (выходит).

Гжегжулка и Курьер (первый на коленях, а второй — за пианино бьет директора).

 Осел Порфирий: Не делай из себя павлина, Цени мурашек и цветы,

Ведь только в этом вся проблема, Сказал когда-то отец Петр.

Занавес

Театрик «Зеленый Гусь» дает нам, полагаю, немаловажные указания. Ну, и какая это была игра?

Желаю Вам плодотворной работы, которая позволит лучше понять содержание следующего журнала, посвященного невербальной коммуникации.

Удачи!

Домашняя работа  1 6

Из предложенных вариантов ответов выберите один правильный.

1.    Какие виды трансакций являются причиной игр?

а)    Прямые.

б)   Перекрестные.

в)    Скрытые.

2.    Какому стилю общения соответствуют игры?

а)    Партнерскому.

б)   Непартнерскому.

в)    Обоим стилям.

3.    Необходимым условием игр является:

а)    наличие партнера;

б)   конфликт между партнерами;

в)    сопротивление переменам.

4.    Какая из основных позиций Я возникает в процессе индивидуального развития человека позже всех?

а)         Я-Ребенок.

б)         Я-Взрослый.

в)         Я-Родитель.

5.    Вернитесь к упражнению 3 . Приведите по два примера каждого типа трансакций.

Прямые трансакции________________________________________

Перекрестные трансакции ____________________________________

 Скрытые трансакции__________

ВНИМАНИЕ! Все рецепты даны для ознакомления. Перед применением проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом!


Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Vapakol
Добавить комментарий