ЛЮБИТЕ ПИ ВЫ, КОГДА ВАС КРИТИКУЮТ? ОТВЕТ ОЧЕВИДЕН: «КОНЕЧНО, НЕТ» — СКАЖЕТ БОЛЬШИНСТВО. И ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ЧТО ХОРОШЕГО В КРИТИКЕ? САМОЛЮБИЕ СТРАДАЕТ… СПАД НАСТРОЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕН… НО ВЫХОДИТЬ ИЗ НЕЛОВКИХ ПОЛОЖЕНИЙ КАК-ТО НАДО. И ЖЕЛАТЕЛЬНО С НАИМЕНЬШИМИ ПОТЕРЯМИ ДЛЯ СЕБЯ.
Критика обрушивается на нас внезапно. И никто не проводит школьные занятия на тему: как воспринимать чужую критику и как эффективно и с пользой для дела критиковать других. Попробуем разобраться с самой типичной ситуацией «деловой критики», которая непременно рано или поздно звучит на работе.
Критика: вред или польза?
Критика имеет две стороны. С одной стороны, она болезненна и сильно бьет по вашей самооценке. Поэтому она неприятна. Если вас раскритиковал один человек, это его мнение и не более. Если вас упрекнули в одном и том же пять человек — есть шанс, что это их коллективное заблуждение. Но если то же самое сказали десять человек — это имеет прямое отношение к вам — вероятно, все это правда.
Любой человек реагирует на критику болезненно, но не все это демонстрируют. Важно, чтобы критика не мешала человеку жить и не связывала по рукам и ногам, а навязчивые мысли о высказанном вам замечании не превращали жизнь в постоянный кошмар, лишая вас чувства уверенности в себе.
С другой стороны, критика необходима для корректировки самого себя. Если никто вам не скажет, то как вы узнаете, что делаете что-то неправильно, недостаточно профессионально, а то и просто некрасиво? Ведь вы не видите себя со стороны. А критика помогает сопоставить свое представление о жизни с реальными обстоятельствами и реальными людьми.
Поэтому критику можно отнести к вещам полезным, но не очень приятным. Это мощный инструмент, который может изменить человека и ваши отношения с ним, если знать, как пользоваться этим инструментом. С помощью критики можно резко увеличить эффективность своей работы, а также стимулировать окружающих к прогрессу в общих делах.
Мы часто думаем, что нас критикуют из желания обидеть. На самом деле это не так. Точнее, в большинстве случаев это совсем не так. Коллеги по работе критикуют друг друга по самым разным причинам: из желания самоутвердиться, из чувства конкуренции, из желания побудить вас к определенной деятельности или даже просто из зависти… Критикуют нас, в том числе и справедливо, когда мы не справляемся со взятыми на себя обязательствами.
ЕСЛИ СТРЕЛЫ ЛЕТЯТ В ВАШУ СТОРОНУ
Существует три основных вида критики, и на каждый из них следует реагировать соответственно.
Несправедливая критика:
Допустим, ваш начальник или коллега по работе проснулся явно не в духе и решил сорвать на вас свое раздражение. В ваш адрес летят беспочвенные и не слишком конкретные обвинения: «Вы бездарность!», «Сколько раз вам нужно повторять!», «Это безобразие!»… Важно, несмотря на то что критика не обоснована, не испортить отношений с критикующим нас человеком, не усугублять конфликт и выйти достойно из сложившегося положения. Главная задача в такой ситуации — понять истинные причины недовольства собеседника. Выплеснув все накопившееся, он успокоится и перестанет донимать вас, тем более что исправлять в вашем поведении особенно нечего.
В некоторых случаях лучше выслушать и сдержанно принять раздражение собеседника. Иногда имеет смысл дать отпор, но разумно и спокойно: попросите оппонента привести конкретные примеры вашей «бездарности», «безалаберности» и «забывчивости». Скорее всего, не найдя, что ответить, собеседник почувствует себя неуверенно и прекратит неприятный для вас разговор. Возможно, повод для подобной бури эмоций заключается в каком-то незначительном промахе с вашей стороны — трехминутном опоздании, беспорядке на рабочем столе или слишком продолжительном обеде. Даже если критика явно преувеличена, признайте свою ошибку, и разговор будет исчерпан.
Обобщенная критика:
Предположим, начальник критикует какой-то определенный недостаток, однако слишком уж обобщает ситуацию. Например: «Вы плохой работник! Вам ничего нельзя поручить! Вы опоздали с отчетом на два дня!» В этом случае стоит признавать только конкретный промах и лучше обосновать его причину: «Да, я задержалась с отчетом. Это произошло потому, что смежный отдел не предоставил данные». Но следует помнить, что шеф вряд ли будет снова и снова повторять подобные упреки, если сбой в работе происходит у вас исключительно редко. Так что имеет смысл прислушаться, даже если вам кажется, что начальник делает из мухи слона.
Справедливая критика:
Если вы и сами прекрасно понимаете, что критика обоснованная, лучше сразу же признать свои ошибки и рассказать о том, как вы собираетесь их исправлять. Например: «Я очень сожалею о том, что не смогла встретиться с этим клиентом. Я непременно перезвоню ему и назначу новую встречу». Хорошо, если вы проявите инициативу и признаетесь в своей ошибке еще до того, как шеф начнет вас критиковать. Это даст вам шанс избежать слишком большого потока критических замечаний в свой адрес.
ИСПРАВЛЯЕМ СИТУАЦИЮ
В ситуации, когда вас критикуют, постарайтесь не раздражать собеседника еще больше — пользы от этого точно не будет. А потому следует избегать следующих действий:
Бегство:
Вам кажется, что чем скорее вы покинете кабинет рассерженного начальника,
тем больше нервных клеток сумеете сохранить. Это не совсем так. Шеф, лишенный возможности высказаться, еще долго будет накручивать сам себя, обдумывая новые и новые упреки в ваш адрес. Поэтому даже если вас несправедливо обвиняют, лучше дать собеседнику «выпустить пар». Сохраняйте спокойствие в любых обстоятельствах, не взрывайтесь в ответ, не хлопайте дверью и не давайте обидным словам в адрес оппонента сорваться с языка. Этим вы убережете себя от горьких сожалений о сказанном. Вот уж когда действительно молчание — золото.
Молчание:
Но если вы будете молча ждать, пока ваш начальник сорвет голос и охрипнет, он либо решит, что ваше молчание означает согласие со всем, что он сказал, и потеряет к вам остатки уважения, либо начнет думать, что у вас что-то свое на уме. Например, начальник может решить, что, выслушав его замечание, вы вернетесь на свое рабочее место и вновь приметесь за старое или начнете жаловаться коллегам на несправедливые нападки и самодурство руководителя.
Жалобы:
Если в ответ на замечание, касающееся вашего опоздания на работу, вы начнете рассказывать о том, что вам приходится ежедневно отводить ребенка в школу, которая расположена в пяти трамвайных остановках от дома, готовить мужу завтрак из трех блюд и делать влажную уборку в квартире, ничего, кроме раздражения, а то и предложения уволиться и стать домохозяйкой, вы не добьетесь. Не забывайте: вас наняли на работу не для того, чтобы вы находили развлечение и утешение от домашних хлопот, а для исполнения должностных обязанностей. Начальник не станет вашим личным психоаналитиком или семейным консультантом!
Ответная критика:
Даже если вы уверены, что лучшая защита — это нападение, не стоит в ответ на гневную тираду собеседника отвечать что-нибудь типа «Сам дурак!» или «На себя посмотри!». После того как вы наговорите друг другу оскорбительных речей, будет очень сложно вернуться к нормальным деловым отношениям. И про субординацию на работе тоже забывать не стоит.
ДЕРЖИМ УДАР
И все же: как вести себя, если вас критикует начальство?
Интонация при ответе на критику дойна быть спокойной, доброжелательной и заинтересованной, ведь ехидный, агрес сивный или раздраженный тон может все испортить, усилив недовольство вашего собеседника.
Ответ нужно формулировать коротко. Не следует говорить «Да, но…», так как «но» означает «нет» и вызывает новую волну критики. Краткость нужна для того, чтобы не дать оппоненту нового повода для замечаний, чтобы он не мог «зацепиться» за ваши же слова.
Не следует сразу отвечать на риторические вопросы: «Что вы себе позволяете?», «До чего вы докатились?», «Сколько раз вам повторять?». На них, по определению, не может быть ответа. Даже если вас откровенно провоцируют, спокойно и доброжелательно спросите его: «Вас это действительно интересует?». Установлено, что примерно в 70% случаев он скажет «нет», почувствовав некорректность своего риторического вопроса. Значит, вам и не стоит на него отвечать. Но если скажет «Да, интересует», следует лаконично и по существу ответить по смыслу вопроса.
Критика — дело очень тонкое, болезненное. Сто раз подумайте, прежде чем неодобрительно высказываться о действиях коллеги. Дайте ему дружеский совет, помогите, ведь лучший способ раскритиковать чужую работу — выполнить ее лучше. Тут как нигде применимы общечеловеческие истины: «Не судите, и не судимы будете», «Прежде чем что-либо сказать, поставьте себя на место собеседника»… Решение высказать вслух замечание должно быть в пользу дела, работы. В конечном счете именно исправление допущенных ошибок, а не оскорбление является целью любой конструктивной критики.
ВНИМАНИЕ! Все рецепты даны для ознакомления. Перед применением проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом!
К сожалению на работе встречается много хамов. Подчиненные часто подвергаются несправедливой критике, вплоть до требований написать заявление по собственному желанию с открытой датой. Это как минимум незаконно! Я согласна с автором статьи, нельзя убегать в таком случае. Стоит записать разговор на диктофон и всегда спокойно интеллигентно отвечать на такие выпады.
Мне кажется, что иногда критика оправданна. Нельзя быть подхалимом и для всех быть хорошим, нужно адекватно реагировать на любые проявления критики в свой адрес. Я сама сейчас реагирую по другому, это не говорит о том, что человек вам грубить или вы не нравитесь просто он может сказать » так плохо, а так будет лучше», важно это осознать.
Я думаю, что критика должна быть уместной (к тому человеку, к тому месту, да и вообще к ситуации). К сожалению, сегодня у нас очень мало людей, которые готовы воспринимать критику адекватно. Поэтому, здесь нужно подумать, стоит ли вообще об этом говорить.