Опытная и мудрая, располагающая свободным временем и готовая не повторять ошибок молодости — догадались, о ком пойдет речь? так уж складывается нынешняя жизнь, что родители постоянно озабочены уймой неотложных служебных и светских дел, и потому многократно воспетые писателями бабушкины руки — первое детское воспоминание большинства из нас.
Несмотря на то что многие современные женщины предпочитают работать даже на пенсии, в России, в отличие от Запада, связи через поколение довольно сильны, и воспитание внуков зачастую ложится на плечи бабушек. Это вполне естественно, ведь в современном обществе не принято, чтобы родители (в подавляющем большинстве случаев, конечно, матери) сидели дома и занимались ребенком дольше двух лет. Сейчас многие молодые мамочки не хотят отлучаться от рабочих дел надолго и, родив ребенка, уже буквально через несколько месяцев стремглав несутся не просто зарабатывать деньги, но и продолжать строить карьеру. На дому это делать довольно сложно. А значит, выходя на работу, мать передает все свои функции бабушке, которая как раз к моменту рождения внука уже выходит на пенсию и может полностью посвятить себя малышу.
КОГО ПРЕДПОЧЕСТЬ?
Оставить ребенка с няней — чужим человеком, в то время как бабушка готова взять на себя те же обязанности, кажется преступлением. Тем более столько доводов говорит в пользу того, чтобы с малышом сидела ваша мама/теща/свекровь: во-первых, у нее уже есть опыт воспитания детей (как-никак своих уже вырастила); во-вторых, она близкий человек, и все ее действия прогнозируемы, в-третьих, доверие к ней безгранично, а это будет понадежнее всяких рекомендаций; в-четвертых, бабушке не надо платить. Конечно, по поводу последнего пункта можно поспорить, но в большинстве случаев попытки возместить расходы, связанные с ребенком, заканчиваются поражением родителей, и даже на привозимые подарки или продукты бабушка ворчит: «Ну что вы, ну зачем? Не надо было».
УЧИТЕЛЬНИЦА ПЕРВАЯ МОЯ
Поскольку внук довольно много времени проводит с бабушкой, она становится для ребенка няней, единомышленником, соратником, товарищем по играм и, самое главное, учителем. Причем бабушка не просто учит внука читать и писать, различать цвета, складывать и отнимать числа, а рассказывает ему историю семьи, передает свои моральные принципы и вообще знакомит со всеми новыми понятиями и явлениями мира. Наверняка многие родители помнят такие моменты, когда их чадо глубокомысленно изрекало что-нибудь вроде «Ох, горе ты мое луковое!». Источник таких познаний искать долго не приходилось — бабушка всегда являлась просто кладезем народной мудрости. Именно благодаря такому близкому общению связь между поколениями становится еще более тесной, а культурные ценности и семейные традиции продолжают жить.
Естественно, как и у всякой педагогической системы, у воспитания бабушками есть свои сторонники и противники. Основные доводы противников — дети становятся некоммуникабельными, предпочитают общению со сверстниками тихие игры, хуже адаптируются в детском саду и школе. Сторонники же воспитания бабушками заверяют родителей в обратном — ребенок растет психически здоровым, с чуть завышенной самооценкой (что, согласитесь, гораздо лучше, чем неуверенный малыш). Внук, с которым бабушка проводит много времени, часто опережает в умственном развитии своих сверстников. Согласно исследованию Института психологии РАН, младшие школьники, находящиеся под присмотром бабушек, успешнее справляются с нестандартными заданиями.
«ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ»»
Автобиографическая повесть Павла Санаева стоит в ряду отечественных книжных бестселлеров несколько лет подряд. Она не просто снискала любовь читателей, но обрела культовый статус. В книге эмоционально описан конфликт между двумя поколениями — бабушкой и ее дочерью, а между ними, как меж двух огней, — ребенок. Бабушка буквально душит внука своей странной любовью. Но по-другому она не умеет
КОРОТКО ОБ ИНТЕРЕСНОМ!
ЕКАТЕРИНА II И ДЕТИ
Императрица Екатерина II оказалась хорошим управленцем не только в масштабах государства, но и в масштабах неформального детского сада, который она задумала в 48 лет, когда стала бабушкой. «Директриса высшей педагогической школы», как она сама себя называла, наряду с естественной любовью к внукам с большим вниманием отнеслась к педагогическим идеям Жан-Жака Руссо и Джона Локка. Она следила, чтобы в ее «саду» наблюдались свобода и послушание детей, сдержанность и авторитетность воспитателей. Ложь и обман запрещались как детям, так и воспитателям, даже и ради шутки. Если подобное случалось,
то вначале следовало предупреждение в виде удивления, а потом — при повторе — строгое наказание. Призывала Екатерина и к тому, чтобы не потакать капризам внуков, когда те пытаются криком и плачем что-либо выпросить у воспитателей. Она предлагала отвлечь детей на что-нибудь иное или обратить слезы в шутки.
Беззаветно преданные внукам, главные хранители традиций воспитания в семье, именно бабушки наставляют представителей младших поколений на путь образования и культуры и помогают им совершить на этом пути первые шаги. Бабушки искренне восторгаются самыми небольшими достижениями внуков — редкий родитель способен на такое проявление чувств!
ТИПОПОГИЯ БАБУШЕК
Взгляды на воспитание и вообще на времяпрепровождение с внуком у бабушек могут быть разными. Это зависит от многих факторов: образования, возраста, характера, темперамента и т. д. Мы предлагаем вам следующую классификацию, характеризующую бабушек с точки зрения их отношения к внукам.
1. «Бабушка-педагог» уверена, что родители ее внука вечно заняты зарабатыванием денег и поэтому дают ребенку слишком «разнузданное» воспитание. И если она сама не возьмется за духовный мир ребенка, то он вырастет расхлябанным, ленивым неучем. Обязательные пункты программы приобщения к прекрасному: чтение Толстого и Пушкина, вечера классической музыки, походы в театр, а также домашние постановки и «отчетные концерты», на которых внук, стоя на табуретке, под восторженные ахи взрослых рассказывает наизусть «Бородино». Причем, подходя со всей ответственностью к воспитательному процессу, бабушка делает все эти занятия интересными и нескучными для малыша.
2. «Няня + домработница» в одном флаконе — такую бабушку больше волнует физический комфорт внука, нежели его душевное состояние. С ней ребенок будет всегда накормлен вкуснейшими домашними пельмешками, одет в свежевыстиранную и свежевыглаженную одежду и усажен на двадцать три подушки перед телевизором для просмотра любимого мультика. При необходимости такая бабушка может уговорить чадо сесть делать уроки или учить гаммы, но помогать ему в этих делах она вряд ли будет. И если, например, «бабушка-педагог» с удовольствием сходит с ребенком в какой-нибудь Музей морской артиллерии, да еще и сама экскурсию проведет, то «бабушка-домработница» предпочтет пассивно созерцать, как внучок в песочнице лепит куличики.
3. «Бабушка-затейница» с появлением внука начинает смотреть на мир детскими глазами. Она охотно включается в жизнь ребенка, «играя» по его сценарию, а не навязывая свой. Эта старушка-веселушка поможет чаду построить домик под столом, с радостью согласится сходить с ним на каток и даже, возможно, рискнет надеть коньки (хотя будет сидеть все время на скамейке запасных). Для нее не существует слова «баловать», поскольку она свято верит, что все совместные приключения — будь то войнушка, прятки или использование миксера
не по назначению — идут на пользу и развивают ребенка. В дискуссиях с родителями по вопросам воспитания «бабушка-заговорщица» принимает сторону младшего поколения. У нее всегда найдется в потайном кармашке шоколадка, которой она незаметно для о стальных утешит наказанного шалуна.
4. «Госпожа-занятость» — если бабушка является ценнейшим кадром в своем НИИ или же имеет серьезное увлечение в виде выращивания томатов на даче, то она просто не сможет (или даже не захочет) уделять время чаду своих уже взрослых детей. Попытки родителей дать бабушке внука «в нагрузку» хотя бы на день всегда заканчиваются нравоучительной лекцией на тему «коли сумели родить — сумейте и вырастить». Далее бабушка может долго бушевать и жаловаться, что вы, неблагодарные, сели на шею, не можете отвечать за собственного ребенка и свою жизнь, а ей еще, между прочим, надо собственной жизнью заниматься (больше-то некому!). Ведь без нее помидоры засохнут, а лаборанты в НИИ разом повесятся от безнадеги. С такой бабушки, как говорится, где сядешь, там и слезешь. Приведенная классификация хотя и несколько утрирована, однако имеет место в современной реальности. Довольно часто встречаются производные описанных выше типажей, сочетающие в себе, например, «няню-домработницу» и «бабушку-затейницу» или «бабушку-педагога» и «няню-домработницу». В этих случаях смесь получается гремучей, но весьма интересной и своеобразной.
КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН?
В случае если ребенка берет на себя бабушка, неизбежно возникают противоречия между старшим поколением и молодыми родителями в вопросах воспитания. Зачастую бабушки, которые не имели никаких претензий и рекомендаций к молодой маме во время ее отпуска по уходу за ребенком, в корне меняются, как только сами становятся нянями. Многие бабуши начинают думать, что имеют право поучать маму, а ее обязанность — беспрекословно следовать их наставлениям. Почему так происходит?
Во-первых, надо понимать, что одно дело теория — советы, которые дает бабушка, со стороны наблюдая за воспитанием внука, и совсем другое — практика, то есть ее непосредственное участие в становлении личности ребенка. Естественно, что в этих двух противош- I ложных ситуациях бабушка будет поступать по-разному. Она может, основываясь на опыте «взращивания» предыдущих поколений, пребывать в твердой уверенности, что она лучше знает, как организовать воспитательный процесс, в то время как молодые родители еще сами толком не понимают, как обращаться с дитятей. Отсюда и введение своих порядков и попытки приучить «неразумных» мам и пап к правильному стилю воспитания.
Во-вторых, если бабушке была официально вверена обязанность сидеть с внуком, вполне логично, что, проводя с малышом гораздо больше времени, чем родители, и оказывая на него огромное влияние, она оставляет за собой право устанавливать правша игры: «Я больше занимаюсь ребенком, значит, я лучше знаю, что ему нужно!». А родители еще должны заслужить высокое бабушкино доверие и доказать, что они тоже могут высказывать свое мнение.
И, наконец, в-третьих, «упрямство» бабушки может быть вызвано потребностью в любви и уважении. Если ей не хватает внимания повзрослевших детей, забота о внуке становится «светом в окне» для пожилой женщины. Наконец-то появился человечек, которому она нужна, который ее любит! Реализация этой потребности исключительно через ребенка обычно приводит к тому, что бабушка чрезмерно балует малыша, выполняет все его прихоти. Фактически сфера воспитания внуков для большинства бабушек пенсионерок остается единственной, где они могут почувствовать себя нужными и компетентными.
Что же делать, если возникла такая ситуация? В этом случае молодым родителям следует как можно чаще подчеркивать, что они ценят опыт своей мамы, тещи или свекрови, уважают ее жизненную позицию и внимательно прислушиваются к ее мнению. Кроме того, раз в семье было принято решение прибегнуть к помощи бабушки, то надо осознать, что ее представления о воспитании могут несколько (а возможно, и колоссально!) отличаться от ваших, и вы, возлагая на нее роль няни, фактически приняли все условия, в которых будет воспитываться ваш ребенок. И если она, например, укутывает ребенка в двадцать одежек, собирая на прогулку, то ваша задача — или смириться с этим как с неизбежным последствием бабушкиного надзора, или терпеливо, вежливо и убедительно аргументировать, почему вы не согласны с ее взглядами. Как только вам удастся прийти к компромиссу по основным пунктам, считайте, выиграли все участвующие стороны: и вы, и бабушка, и, конечно, малыш!
ВНИМАНИЕ! Все рецепты даны для ознакомления. Перед применением проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом!